Статья на тему:«Использование материалов краеведения на уроках математики в 5-6 классах, как факторы повышения воспитания и духовности учащихся в окружающем микромире»
статья по математике (5, 6 класс)

Метлякова Надежда Владимировна

Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения. В зависимости от содержания и цели урока краеведческий материал можно использовать на разных этапах учебного занятия.

Основная идея использования материалов краеведения на уроках математики в качестве приёма обучения заключается в возможности создания условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире.

Одна из главных задач педагога сегодня – привить детям как можно раньше понимание непрерывности развития культуры народа, осознание преемственности поколений и сформировать целостное представления об окружающем нас мире. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Использование материалов краеведения на уроках математики в 5-6 классах, как факторы повышения воспитания и духовности учащихся в окружающем микромире»

Математика позволяет сделать доступным для усвоения цифровой материал краеведения. В зависимости от содержания и цели урока краеведческий материал можно использовать на разных этапах учебного занятия.

Основная проблема состоит в том, что в методике преподавания математики в общеобразовательной школе возможности использования историко-краеведческих сведений еще недостаточно исследованы и реализованы в практике обучения. К тому же проблема использования краеведения в школе важна и современна как для теории, так и для практики.

Актуальность данной проблемы продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Процесс воспитания и формирования духовно-ценностных ориентаций, его цели, задачи и функции в образовательном процессе необходимо рассматривать с точки зрения общего развития ребёнка, формирования всесторонне развитой личности.

Основная идея использования материалов краеведения на уроках математики в качестве приёма обучения заключается в возможности создания условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире. Именно в школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края как окружающего ребенка микромира.

Одна из главных задач педагога сегодня – привить детям как можно раньше понимание непрерывности развития культуры народа, осознание преемственности поколений и сформировать целостное представления об окружающем нас мире. Верный и благодатный принцип, проверенный веками, отцом педагогики Яна Амоса Коменского и великим ученым М.В. Ломоносовым.

Вначале Коменский отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, обществ, устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков» («Janua linguarum reserata», 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тысяч латинских слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы – статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.[1]

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Своею деятельностью К. Д. Ушинский значительно повысил образовательный уровень народной начальной школы, чему особенно способствовали его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Он расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег, внес много нового относительно применения принципа сознательности, основательности и прочности, а также развития активности и деятельности детей. Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы, с жизнью. Он говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути, что «истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой - с другой». Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.[2]

Обоснованность применения рассматриваемого в моей работе педагогического приема заключается в том, что  вычислительные навыки на уроках математики формируются и применяются, как бы играя, на материале искусства чисел, способствуют систематизации знаний об окружающем мире, сочетая математические знания с историей и культурой родного края в воспитании детей.

Элементы истории и краеведения, гармонично вливаясь в урок математики, в комплексе решают задачи: образовательные (учащиеся лучше усвоят знания по теме), развивающие (школьники научатся разнообразным приемам познавательной действительности: сравнению, классификации, обобщению, абстрагированию и т.д.) и воспитательные (формируются такие качества личности, как пытливость, любознательность, любовь к Родине).

Объём краеведческого материала велик, поэтому я в своей работе выделяю три содержательных блока: исторический, географический и эколого-биологический.

Исторический блок дает возможность ученикам освежить ранее полученные знания  об истории города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Также необходимо иметь в виду, что история как наука, включает в себя несколько важных функций, одна из которых оказывает существенное влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности, патриотизма, сознательности и, собственно, именуется воспитательной функцией. Следовательно, исторический блок краеведения является неотъемлемой частью воспитания ученика общеобразовательной школы.

На устном счете я использую различные исторические сведения:

  1. Найди ключ к решению примеров, и ты узнаешь, кто это?

Автор 6 симфоний, 10 опер, 3 балетов и других произведений. Родился 7 мая 1840 г. в г. Воткинске, а умер 6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге. Кто это?

         

       

                             

                         

1 – Мусоргский

100 – Бородин

10 – Чайковский

  1. Выписать из текста все числовые данные и отгадать о каком городе идёт речь.

Этот город основан 16 мая 1703 года по волеизъявлению Петра I на пустынных, холодных землях, отвоеванных у Швеции в ходе Северной войны. Город-порт, «окно в Европу», выход в Балтийское море.

В городе произошли три революции: 1905—1907 годов, Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года, Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов город 872 дня находился в блокаде, в результате которой по официальным данным погибло 630 000 человек. На деле же жертв в разы больше — около 1,5 миллиона мужчин, женщин и детей, уверены историки. Город носит звание Город-герой с 1965 года. В его составе три «Города воинской славы»: Кронштадт, Колпино, Ломоносов.

Исторический центр города и связанные с ним комплексы памятников входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Площадь города составляет сегодня 1439 кв. км, население - 5 281 579 человек. 

В настоящее время в городе– втором по величине университетском центре страны – более 90 высших учебных заведений и более 350 научных организаций, многие из которых снискали всемирную славу, это более 10% научного потенциала страны.

        В этом городе интересно не только учиться и работать, здесь интересно жить. (Санкт-Петербург)

Географический блок. Использование географических сведений положительно влияет на усвоение математических знаний. География одна из древнейших наук, многие основы были заложены еще в Древней Греции и обобщены в 1 веке нашей эры Клавдием Птолемеем. Используя географические сведения о родном крае, можно отрабатывать различные вычислительные навыки, решать логические цепочки, разгадывать ребусы, проводить анализ числовых данных.

        3. Соедините                - трёхзначные нечетные числа

        - простые числа

        - двузначные четные числа

        - числа, делящиеся на 5

        - однозначные числа

                                - дробные числа

и вы узнаете какая река, через какой город Ленинградской области протекает.

123        Гатчина                        11        Тихвинка

25,1        Кудрово                        6        Луга

9        Луга                                500        Коваши

34        Любань                549        Ижора

17        Тихвин        0,36        Оккервиль

  1. Сосновый Бор                62        Тигода
  1. Найди ключ к решению примера и ты узнаешь какой климат в городе Санкт-Петербург.

                

        

         

         

10 – резко-континентальный

10 000 – переходный от континентального к морскому

1 000 – морской

100 000 - умеренно-континентальный

Эколого-биологический блок. В наше время нельзя забывать об актуальности экологических проблем. Каждый человек должен понимать, что необходимо существовать в гармонии с природой, ибо данный фактор существенно влияет на возможность дальнейшего развития человеческой цивилизации. В связи с чем, возникает необходимость в рамках школьного воспитания, приобретения внутреннего осознания личности жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Информацию эколого-биологического характера, которая актуально для нашего края, использую при решении текстовых арифметических задач.

5. Помните, что оставленная вами бумага будет лежать до полного разложения (подвергнутся гниению) 2 года, а полиэтиленовый пакет в 100 раз дольше, чем бумага. Стеклянная банка будет лежать в 5 раз дольше, чем полиэтиленовый пакет. Консервная банка на 88 лет дольше, чем бумага. Узнай, сколько лет надо пролежать до полного разложения полиэтиленовому пакету, стеклянной и консервной банкам.

 6. Семья скворцов за время гнездования уничтожает до 8000 майских жуков. Сколько жуков уничтожается, если каждый ученик твоего класса сделает по одному скворечнику?

7. Нельзя мыть машины и мотоциклы в водоёмах с проточной водой и источниках питьевой воды, потому что пол-литра бензина и других нефтепродуктов в состоянии испортить 5000 л питьевой воды. Сколько литров воды может испортить 8л бензина? Вырази количество воды в десятилитровых вёдрах.

8. Лесной воздух содержит меньше бактерий, чем городской. Из-за фитонцидов в одном кубическом метре воздуха в лесу количество болезнетворных бактерий не превышает 500. В городе же количество бактерий увеличивается в 72 раза. Сколько бактерий содержится в 1 кубическом метре воздуха в городе?

Среди всех школьных дисциплин математика занимает особое место. Именно поэтому многие педагоги стараются применять различные приемы на своих уроках математики, в том числе с использованием краеведческих материалов, так например, одна из учителей математики Ульяновской области Ховрина О.В. при проведении уроков алгебры в 7-8 классах активно использует краеведческий материал в качестве учебного приема.

По мнению Ховриной О.В., использованию этого приёма способствует

привлечению внимания любви к малой Родине, поскольку воспитание неотделимо от обучения и развития. Через решение задач можно заострить внимание:

-культуре своей области;

-бережливого отношения к природе;

-способствовать формированию чувства патриотизма;

            -привлечь внимание к тому, что наш край – Родина многих видных ученых, артистов – край культурных традиций;

-прочувствовать важность особо охраняемых памятников природы;

-понимать важность экологии в сегодняшнее время.[3]

Представленные задания с содержанием материалов краеведения, в статье Ховриной О.В.  используются в основном на уроках обобщения при применении тестов. В заданиях предложенных, данным учитель прослеживается некоторая однотипность, в связи с тем, что зашифровывается в тестовых заданиях, слово, которое ученики расшифруют, и после этого дается краеведческая справка.

Мною же предложены задания, которые отличаются своим разнообразием и высокой вариативностью формирования межпредметных связей. В моих материалах использованы различные виды заданий: ребусы, кроссворды, графические диктанты, числовые цепочки, диаграммы, текстовые арифметические задачи для устного и письменного решения, упражнения с таблицами и нумерацией чисел, математические диктанты.

В тексте задач и заданий содержится краеведческий материал: информация о животном и растительном мире нашего края, выработке продукции, достижениях, сведения из летописей и истории города, из научных открытий и жизни замечательных людей, а также экологические сведения. И в ввиду большого объема и количества имеющихся заданий, в статье представлена их малая часть.

Внедрение материалов истории, географии, экологии в уроки математики не только придает им практическую направленность, но и создает особую эмоциональную атмосферу на уроке, расширяет кругозор, повышает познавательную активность учащихся.

Наблюдения показали, что в зависимости от содержания и цели урока краеведческий материал можно использовать на разных этапах урока.

Краеведческий материал, позволяет укрепить связь обучения с жизнью, побуждает у учащихся интерес к математическим знаниям и пониманию их практического значения.

Таким образом, систематическая работа по использованию  краеведческого материала на уроках математики ликвидирует формализм в знаниях, связывает математику с окружающей действительностью, расширяет кругозор учащихся, позволяет учитывать в обучении и воспитании региональный компонент, способствует формированию национального самосознания и духовно-ценностных ориентаций.


Литература

  1. Варенова, Т. В. Краткая история педагогики / Т.В. Варенова. - М.: Асар, 2013. - 256 c.
  2. Мандель, Б.Р Педагогика: Учебное пособие / Б.Р Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 288 c.
  3. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.

[1] Варенова, Т. В. Краткая история педагогики / Т.В. Варенова. - М.: Асар, 2013. С. 36.

[2] Варенова, Т. В. Краткая история педагогики / Т.В. Варенова. - М.: Асар, С. 38.

[3] Ховрина О.В. Использование краеведческого материала на уроках математики [электронный курс] // Слово педагога: всероссийское издание СМИ ЭЛ № ФС 77-67160. URL: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=392 (дата обращения: 29.11.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в целях повышения мотивации к изучению предмета учащихся с ОВЗ »

Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности ИКТ учителем математики коррекционной школы....

Статья на тему "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики"

статья об использовании технологии проблемного обучения...

Статья по теме: Использование метода учебного проекта на уроках математики.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытст...