Разработка урока "Озера, болота, подземные воды России"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

РАзработка открытого урока к аттестации "Озера , болота, подземные воды России" (8 кл). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока38.71 КБ
Файл приложение 922.85 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: география.

Класс: 8.

 Тема: «Озера, болота, подземные воды».

Цель: расширить знания учащихся о происхождении озер, болот; выяснить особенности размещения озер и болот  по территории страны; изучить свойства и области распространения подземных вод.

Задачи: научить прогнозировать изменение озер, болот, подземных вод под влиянием человеческой деятельности; развивать самостоятельность и активность учащихся в ходе групповой работы; воспитание бережного  отношения к объектам природы.

Структура урока: урок проводится с использованием мультимедийной установки; большая часть времени отводится самостоятельной работе учащихся; новый материал дается на опору знаний учащихся. Особенностью является активная работа учащихся, с переключением с одного вида деятельности на другой. Использование объектов мультимедиа активизирует познавательную деятельность и интерес учащихся.

Оснащение урока: интерактивный комплекс, физическая карта России, дидактические карточки (Приложение 1), печатные бланки для уч-ся (Приложение2), магнитная доска.

Ход урока.

l Организационный момент.

(Сл. №1) (щ)Тема сегодняшнего урока: «Озера, болота, подземные воды». Нам  предстоит узнать, как образуются озера, болота, изучить свойства подземных вод, а так же выяснить особенности распространения озер, болот и подземных вод по территории нашей страны. Нам необходимо будет преодолеть три этапа(Сл №2): повторить пройденный материал(щ), узнать новое(щ) и закрепить знания(щ). В результате выполнения всех заданий, мы узнаем, что спрятано в этих кругах. Итак, этап №1- повторим пройденную тему.(щ по кругу№1)

l l  Проверка домашнего задания.(Сл №3)

Один учащийся работает у доски с терминами: подбирает к определениям термины, закрепляя их на доске.

Двое других в это время составляют характеристику рек, выбирая предложенные признаки.

В это время демонстрируются творческие работы: презентации по темам «Енисей» (Сл№4) и «Кубань» (Сл№5)-переход к слайдам-щ по фото.

Проверка терминов(Сл№6) (на доске записаны определения, учащийся должен правильно расставить термины):

-Равнина, образованная речными наносами в устье реки, на которой река делится на рукава. (дельта);

-Петлеобразная излучина реки. (меандра);

-Превышение истока над устьем, выраженное в метрах. (падение реки);

-Граница между бассейнами двух или нескольких рек. (водораздел);

-Величина падения реки, разделенная на длину реки, выражаемая в метрах. (уклон реки);

-Количество воды, протекающее в речном русле за год. (годовой сток);

-Резкий и кратковременный подъем уровня воды в реке. (паводок).

3-Необходимо составить характеристику реки (Обь,Лена), используя предложенные признаки:

1Ледниковое питание.

2Смешанное питание.

3Половодье весной.

4Половодье летом.

5Имеет  большое падение.

6Имеет небольшое падение.

7Не замерзает зимой.

8Замерзает на продолжительный срок.

Ответ: (Сл№7) Обь-2,3,6,8.  Лена-1,4,5,7.

Вы все выполнили верно и нам открылись две буквы- И и Т, а это значит первый этап был интересным и творческим. Каким же будет второй этап- мы узнаем это , когда изучим новую тему.(щ по кругу №2)

l l l Изучение нового материала. (Сл №9)

Каждое слово что-нибудь означает. Я предлагаю вам вспомнить значение слова «озеро». (Дети предлагают свои варианты)

Ответ: Озеро- это природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.

Вы сказали, что озеро- это углубление, а углубление- это котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение. Посмотрите таблицу в своем бланке.         (сл №11)

Тип котловины

Происхо-ждение

котловины

Пример озера

Район распространения

Тектоническое

Вулканическое

Ледниковое

Запрудное

Карстовое

Водохрани-лище

 

В первый столбец таблицы вписаны способы происхождения озерных котловин, сейчас мы с вами заполним второй столбик, куда впишем номера описания этих способов происхождения:

1-Формирование на территории, подвергшейся материковому оледенению.

2-Возникновение при загруживании водотока оползнями, обвалами.

3-Расположение в воронках и провалах, образованных в областях, сложенных растворимыми породами.

4-Места провалов земной коры.

5-Кратеры вулканов.

6-Созданное человеком.

Проверка (Сл №13). Озерами могут также быть остатки древних морей, как например, Каспийское море-озеро.

Молодцы, вы справились с заданием, а теперь внимание на карту (Сл №14 и физ. к. России): определим места распространения озер по территории страны. Вывод: Территории с высокой степенью озерности- северо-запад Русской равнины, Западная Сибирь, Индигирская, Колымская, Лено-Вилюйская низменности, водохранилища строят на крупных реках ).

(Сл №15) Все озера по приходу и расходу воды делятся на три группы (схема)

 

        

В районах с влажным климатом преобладают проточные, полноводные и пресные озера. В сухом климате озер меньше и качественно они другие: менее полноводные, бессточные, иногда пересыхающие, соленые. Во многих озерах зимой в связи с образованием льда соли выпадают в виде осадков. Самое соленое озеро России- Баскунчак.

В России более 2 млн озер, давайте познакомимся с самыми известными, а делать мы это будем так: я дам описание озера, а вы попробуйте догадаться, о каком озере идет речь, можно пользоваться картой.

Описание №1: Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно населен многими животными морского происхождения. (Каспийское)

Описание №2: Это озеро- самый крупный водоем Европы. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни- единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ладожское)

Описание №3: Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже водится великан Арктики- овцебык. (Таймыр)

Описание №3: Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепахи. (Ханка)

Описание №4: это озеро- одно из крупнейших в Краснодарском  крае, расположено на высоте 1850 м над уровнем моря рядом с одноименной горой. Озеро является истоком самой большой по протяженности реки Черноморского побережья. Озеро не живое , в нем нет рыбы. (Кардывач)

Описание №5: Это озеро- самое глубокое в мире 1620 м, самое старое, самое прозрачное. Озеро населяет  1800 видов растений и животных- ¾ из них эндемики, т. е. встречаются только здесь. (Байкал)

Давайте отдохнем и посмотрим сюжет про о. Байкал. (Сл №17).

А сейчас я предлагаю вам посмотреть по карте расположение болот и приблизительно определить, какую часть они занимают от общей площади страны.(Самостоятельная работа учащихся). Точные сведения: более 10 % (2 млн кв км).Сильно заболочены Васюганье на Западно-Сибирской равнине, северо-запад Русской равнины.

Посмотрим, как образуются болота из озер (сл №16).

Главные причины возникновения болот: переувлажнение грунта при большом количестве осадков, малом испарении и замедленном стоке. Болота это важный источник питания рек .

Теперь нам предстоит изучение подземных вод . Вспомним, что это такое. Подземные воды образуются в результате проникновения талых и дождевых вод до первого водоупорного горизонта, другие занимают более глубокие полости в земле. Близко к поверхности подземные воды подходят на территории Восточно-Европейской равнины, Восточной Сибири, в Причерноморье, на Камчатке. Подземные воды бывают пресными и минеральными. На Камчатке, Кавказе и др. районах выявлены запасы термальных вод с температурой от 30 до 300 градусов. (Сл №18)

(Сл №20) Нам открылась еще одна буква – О-второй этап был обучающим.

Переходим к последнему этапу урока(щ по кругу №3)

lV-Закрепление материала.

Заданиеназовите объекты, обозначенные цифрами на карте-схеме.

Ответы: 1-Ладожское озеро, 2-Таймыр, 3-Байкал, 4-Обь, 5-Енисей, 6-Лена.

V-Подведение итогов урока (достижение цели; выполнение задач; оценки).Последний этап открыл букву Г- он был главным, так как мы закрепили  и проверили полученные знания. Теперь мы можем подвести итог урока: (Сл №1)- по цели.

Vl-Домашнее задание: с.80-82, выучить ключевые слова, заполнить 2 и 3 столбцы в таблице бланка, подготовить сообщение «Значение озер и болот в жизни человека».



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Приложение 2

Тип котловины

Происхо-ждение

котловины

Пример озера

Район распространения

Тектоническое

Вулканическое

Ледниковое

Запрудное

Карстовое

Водохрани-лище

Приложение 1

Приложение 2

Тип котловины

Происхо-ждение

котловины

Пример озера

Район распространения

Тектоническое

Вулканическое

Ледниковое

Запрудное

Карстовое

Водохрани-лище


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии ЯНАО по теме: «Реки, озера, болота, подземные воды ЯНАО»

Разработка урока географии Ямало-Ненецкого автономного округа окажется полезной учителям географии ЯНАО. В ходе данного урока учащиеся получают знания о внутренних водах ЯНАО, о размещении крупных рек...

болота, подземные воды, многолетняя мерзлота, ледники

болота. причины образования, типы болот, значение болотпоземные водымноголетняя мерзлота...

Внутренние воды России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, вечная мерзлота.

Данная презентация раскрывает основные понятия, виды и факторы размещения внутренних вод России....

Методическая разработка урока по географии 8 класс на тему " Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота "

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 года ( соотвествует ФГОС)....