Дидактический материал для проведения практических работ по географии в 7 классе.
учебно-методический материал по географии (7 класс) на тему

Сухарь Людмила Антоновна

Дидактический материал для проведения практических работ по географии в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskie_raboty_7_klass.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал

для проведения практических работ

по географии в 7классе.

Материал подготовлен

учителем географии

МКООУ «ШИООО»

 д. Харампур

Сухарь Л.А.

При подготовке материала использована литература:

1.Душина И.В. . География. Наш дом – Земля: материки, океаны, народы и страны. 2008, Дрофа.

2.Климанова О.А.. География. Страноведение, 2009, Дрофа.

3.Коринская В. А. . География материков и океанов, 2009, Дрофа.

4.Крылова О.В. Материки и океаны, 2008, Просвещение.

6. Сиротин В. И. Практические и самостоятельные   работы учащихся по географии. 6-10 классы М., П. 2006

Практическая работа №1

Обучение простейшим приемам работы с географическими источниками информации.

Составление школьниками «летописей» наиболее важных путешествий разных    

 исторических эпох.

Работа с к/к «Маршруты экспедиций».

Практическая работа №2

Определение по картам расстояния м/д точками в градусной мере и км.

Вариант  1

Вариант 2

Определить расстояние

В 0°

В км

Определить расстояние

В 0°

В км

А) От С.Петербурга до Магадана

 1° по 60 пар=55,8км

12*10°=120°

55,8км*120°=6696км

А) От Киева до Караганды

1° по 50 пар=71,7км

71,7км*44°=3154,8км

Б) От экватора до М.Челюскин 1°=111км

7,7*10°=77°

111км*77°=8547км

Б) От М.Нордкин до г. Александрии 1°=111

4*10°=40°

111км*40°=4440км

Вывод: сравнить полученные результаты и сделать вывод.

Практическая работа №3

Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через млн.лет.

Средиземное м.             Красное м.                  Тихий океан                      Атлантический океан    

Вывод: сделать вывод о распределении суши и моря в будущем.

Практическая работа №4

Объяснение примеров приспособления человека к особенностями того или иного типа климата.

Вариант 1

 Тип климата

Приспособление человека к климату

жильё

одежда

еда

Образ жизни, занятия

1.Экваториальный

Дома на сваях

Мин.одежды

Раст.еда кругл.год

Охота,рыб. ловля.,сбор латекса

2.Умеренный к.п.

Утепл.жилище

Летом легк.од.

;зимой утепл.

Запасы на зиму

с/х земледелие (зерно), скотоводство

3.Субтропический к.п.

Не треб.утепл. жилья

Не нужно тепл.вещей

Цитрус,

финики

С/х цитрусовые, абрикос, персик, вино

Вариант 2

Тип климата

Приспособление человека к климату

жилье

одежда

еда

Образ жизни, занятия

1.Тропич.сухой

Шатры переносные

Бел.одежда защита от песка и солнца

Верб.молоко, мясо, фин.

Кочевой образ, оазисы, животнов. Коз.,овец, верб.

2.Умеренный

Утепл.жил.

Летом легк.од.;зимой утепл.

Запасы на зиму

с/х землед., скотоводство

3.Тропич.влажный

Дома на св.бунгало, курорт.гост.

легкая

Разнообр. Тропич. фрукты

Курортн.зоны отдыха,с/х растениев.

Вывод: Связь образа  жизни человека с климатом.

Практическая работа №5

Схема побережий и шельфа Тихого океана как особых территориально-аквальных П.К. (стр.71)

Евразия

Австралия

Вывод: Где в океане больше жизни.

ПК океана

                                             Компоненты

Практическая работа №6

Анализ схем круговорота веществ и энергии

Круговороты

Круговороты

Причины

Значение

1.Воздуха

Разница атм .давления

Равномерн. распред. возд.

2.Воды

Движение воздушных масс

Круговорот воды

3.Биологический

Действ. солн. эн.

Изменение состава и св-в Г. о.

4.Вещества в земной коре

Действие солнечной эн. и внутр. эн. Земли

Обмен вещ-в м/д оболоч.лит,гидр,атм.

Вывод: Значение круговоротов.

Практическая работа №7

Обозначение на карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и настоящем. (см. Гладкий, Коринская стр.63)

Время

Территория

Причины миграции

Прошлое

Настоящее

Вывод: причины миграций в прошлом и в настоящем.

Практическая работа №8

Определение координат крайних точек, протяженности материка с сев. на юг в град. и км. Обучение опред. ГП материка Африки.

Крайние точки

координаты

С: м. Рас-Энгела

Ю: м. Игольный

З: м. Альмади

В: м. Рас-хафун

широта:                                                                               долгота:

37°с.ш.                                                                                10°в.д.

35°ю.ш.                                                                               20°в.д.

5°с.ш.                                                                                  17°з.д.

12°с.ш.                                                                                52°в.д.

   

Протяженность Африки

С-ю

0°

20°в.д.

С-ю км

з-в.

0°

10° с.ш.

з-в км

Определить протяженность Африки

С-ю по 20°в.д.

З-в по 10°с.ш.

0°

км

0°

км

67°

111км*67°=7437км

65°

109,6км*65=7124км

 

Практическая работа №9

Обозначение на к/к крупных форм рельефа и месторождений п/и.

Практическая работа №10

Вариант 1

народ

Клим. пояс

Срt.января

Срt.июля

осадки

Туареги

эфиопы

Тропическ.пуст.

Субэкватор.

Г.Джанет +16°

Г.Адис-Абеба  +16°

+32°

+24°

Менее 100мм

500-2000мм

Вариант 2

народ

Клим. пояс

Срt.января

Срt.июля

осадки

бушмены

африканеры

Тропич. Сухой(пуст)

а)средиземн.

б)с равн.увл.

+24°

+24°

+8°

+8°

100-500мм

100-2000мм

Вывод: Объясните, какой из народов имеет наиболее благоприятные условия проживания и почему?

Практическая работа №11

Определение причин разнообразия природных зон материка.

Сопоставить карты ПЗ и климат.  поясов, (выявить) установить связь м/д климатическими  

 поясами и размещением ПЗ. Вывод об установленных взаимосвязях записать

Практическая работа №12

Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских  

стран.

Название страны;

 Описание

  1. ГП (на материке, ГП, ПЗ, погр.тер.);

  1. Особенности природы (рельеф и климат);

  1. Природные богатства (ресурсы);

  1. Сведения о хоз. деятельности ч-ка, в воздействии ч-ка на природу;

  1. Общие сведения о населении.

Практическая работа №13

Сравнение ГП Австралии и Африки, определение  сходства и различия основных компонентов природы.

План для сравнения:

  1. ГП (относ. Экватора и 0° мерид., др. мат. Океана);
  2. Рельеф (преобл. Ф-мы рельефа);
  3. Климат (клим.пояса и к- во их);
  4. ПЗ прир.зоны и жив.мир.

Сделать выводы о причинах сходства и различия в прир. условиях материков.

План сравнения

Различия

Сходство

Австралия

Африка

1.ГП

а) полож. относ.экватора;

б) 0° мерид.;

в)тропиков;

г)близлежащ.материки;

д)омыв.океан;

2.Рельеф

а)преобл.ф-мы рельефа

б)располож.гор (по стор.горизонта)

в)стр.3.К.

3.Климатич.пояса

4.Природные зоны и особенность раст. и жив. мира

южнее экватора;

восточнее 0°м.;

Юж.тропик;

Евразия;

Тихим

преобл.равнины

восток Б.в хребет;

Австралийский;

нет экв.лес;

уникальн.органич.мир.

пересекает экватор;

пересекает 0°м;

Юж. и Сев. троп;

Атлантическим

преобл.плоског.

С-З,Ю,Ю-В;

Африкано-арав.;

Экваториальн.

2субэкв. 2тропич.2субтропич.

есть экв.леса;

Юж.тропик;

Евразия;

Индийским;

платформа;

субтропич.;

тропич.;

субэкватор.;

в области ю.тропика-пустыни; есть саванны и вл.тропич.леса;все ПЗ низких широт;нет зон ум.пояса.

Причины сходства – части древнего материка Гондваны.

Природа зависит от климата: одинаковые к.п. и одинаковые (животные) П.З.

Различие: Австралия раньше отделилась от Африки  и ее открыли позже, поэтому здесь сохранился уникальный органич.мир.

Практическая работа №14

Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнений Природных условий  и хоз. дея-ти насел.

Разделить Австралию: Восточную, Северную, Западную, Центральную.

Сравнить карты: климатическую, природных зон и карту народ. и плотности населения.

Сделать вывод об условиях, в которых проживает коренное население – аборигены и чем оно занимается.

Практическая работа №15

Определение черт сходства и различия ГП Африки и Ю.Америки, сделать вывод.

План сравнения:

  1. Полож.относ.экватора;
  2.  Относительно. 0° меридиана;
  3. Относительно       тропиков;
  4. Близлежащие материки;
  5. Омывающие океаны.

Вывод: Природа материка зависит от ГП, если пересек. экв., то будет жаркий вл. клим. От ГП зависит кол-во получаемого солнечного тепла и осадков и их распределение по временам года.

и Африка и Ю.Америка вытянуты в субмеридианальном направлении, очертания их похожи на             , будет сказыв.увлажняющее влияние на них океанов: Индийского; Атлантического- на Ю.Америку.

факторы опред. ФГП м-ка

название

Сходство и различие

Ю.Америка

Африка

  1. отн. к экв.;
  2. отн. к 0° мер.;
  3. отн. к др. м-к;
  4. отн.к океану

 

Практическая работа №16

Описание крупных речных систем Ю.Америки и Африки. Оценить хозяйственное освоение бассейнов этих рек.

В-т 1, 2

План сравнения

Амазонка

Нигер

1.ГП реки:

а)в какой части м-ка находится;

б)исток, напрвл. течения, устье, длина реки;

в) к бассейну какого океана относ.

2.Зависимость течения от рельефа.

3.Питание реки.

4.Режим реки.

5.Хоз.использование.

Конго

Ориноко

Вывод о различиях, связанных с географическим положением сравниваемых рек.

Практическая работа №17

Оценивание по картам (ареалов) районов наибольшего атропогенного воздействия на природу Ю.Америки. Выбор мест для создания охранных территорий.

1.Выделить районы: Амазонская низм-ть, Ла-Платская низм-ть, Оринокская низм-ть, Бразильское плоскогорье, Анды.

2.Заполнить таблицу использ. атлас 10 класс стр.48

Антропогенное воздействие

Районы

   1.Промышленно-городское загрязнение атмосферы.

2.Сведение лесов.

3.Комплексное нарушение земель.

4.Районы возможной деградации окр.среды р-те дея-ти ч-ка.

С.Анд; в. Амазонии, в. Браз. плоск.

Ю. Ла-Платск.низм.,зап.Оринокск.низм.

Амазония;с Анд, у Ла-Платы Анды, в Браз.плоск.

Амазония,з. Анды,ю-в часть Ю.Америки

Вывод: Охрана: Амазония; Андские страны, Ла-Платские страны – Аргентина.

Практическая работа №18

Продолжить и описать маршрут по территории Атлантического океана рекреационной экспедицией.

На контурной карте отметить данные точки и соединить их маршрутом.Подготовить доклад о достопримечательностях этих объектов.

  1. Россия (С.Петербург)                                        13. Намибия (нац. парки)
  2. Исландия (Рейкьявик)                                      14. Кот-де-Вуар (Ямусукро) Берег сл.кости
  3. Канада (Монреаль)                                           15. о-ва Канарские
  4. США (Нью-Йорк)                                                16. о-ва Мадейра
  5. США (Вашингтон)                                               17. Гибралтар
  6. Мексика (Мехико)                                             18. Португалия (Лиссабон)
  7. Куба (Гавана)                                                      19. Испания (мадрид)
  8. Панама                                                                 20. Франция (Париж)
  9. Венесуэла (Каракас)                                          21. Англия (Лондон)
  10. Бразилия (Рио-де-Жанейро)                           22. Голландия (Амстердам)
  11. Аргентина (Буэнос-Айрес)                               23. Дания (Копенгаген)
  12. ЮАР (Кейптаун)

Практическая работа №19

Сравнить природу Арктики и Антарктики, защита проекта практического использования С-Л.о. в различных областях человеческой деятельности.

План

Антарктида

Арктика

Общее

Различное

  1. ГП
  2. Природа:

- климат.

-ср.tянв.;

-ср. t июля;

-осадки;

В.М.;

  1. Природные зоны.
  2. Раст.мир

  1. Жив. мир

распол. за ю.п.к.

Антарктич.

-64°-16°

0°-32°

50-200мм

Ант.ВМ

Антаркт. пуст.

в оазисах мхи, водоросли, лишайники, грибы, бакт.

распол. за с.п.к.

Арктич.

-24°-32°

0°-8°

50-500мм

Арк.ВМ

Арктич. пуст.

мхи, лишайн., водоросли

в холод.широт.

холодные стоковые ветры, обл. ВД.

холодн.пустын

в Аркт. более разнооб.раст. и жив.мир

Вывод: указать общее и различие,, причину различия

Практическая работа №20

Сравнить климат п-ва Флориды и п-ва Калифорнии. Указать причины различия. Дать оценку клим. услов. для хозяйственной жизни населения.

Назв. обл.

ср.t янв.

ср.t июля

к-во осадк.

клим. пояс

клим.обл.

  1. Флорида

  1. Калифорния

+16°

+16°

+24°

+24°

1000-2000мм

100-500мм

тропич.

тропич.

тр. влажн.

тр.пуст.

Причина отличия климата: разное кол-во осадков. Влияние течений Гольфстрима и Калифорнийского.

Оценка условий для жизни и хоз. дея-ти населения: Флорида-курорт, отдых и рекреация, выращивание тропич. культ., Калифорния – рыболовство; (пустыня)- нет с/х.

Практическая работа №21

Проект путешествия по странам. Описание ландшафтов С.Америки картосхемой маршрута и описанием ПЗ.

В-1 по 100°з.д.                                                                                                       В-2 по 90°з.д.

стр

ПЗ.

особ-сти органич. мира

стр

ПЗ.

особ-ти органич. м.

Канада

Аркитч.пустыни

Тундра и лесотун.

Тайга

прерии

Жив. хол.клим: овцебык, бел.медв.

олень полярн., сова, лемминги, бел.куроп., песец, морошко, карлик.березы, мхи, лиш.

Веймутовая сосна, черная и бел. ель, бальзамич.пихта, америк.листв., гризли, рысь, скунс, олени вапити , лось, лесные бизоны.

Канада

Аркит. пустыни

Тундра и лесотун.

Тайга.

США

прерии

степи

бородач, бизон, трава, типчак, кайоты лисицы

США

Смеш. и широк. леса

Прерии степи Муссонные леса

Дуб, бук, липа, клен, магнолия, каштан, орех, дикие яблоки, груши, вишни, енот, скунс, бурундук.

рододендорог, магнолии, пальмы(юг).

Мексика

Пустыни

саван

черная полынь, лебеда, кактусы, пресмыкающиеся.

Практическая работа №22

Определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хоз. дея-ти ч-ка

  1. Рассмотреть карту климатических поясов С.Америки и Евразии. Выделить сходство и различия.
  2. По вариантам работа по климатограммам Евразии.
  3. Указать тип климата и характерную хозяйственную деятельность человека в том климате.

Указать № карточки.

  1. Ср. t янв.
  2. Ср. t июля
  3. Годов. кол-во осадков.
  4. Распределение осадков по сезонам года.

Сделать вывод: Связать климат с хозяйственной деят-ю ч-ка.

Практическая работа №23

Сравнить ПЗ по 40й параллели в Евразии и С.Америке, выявить черты сходства и различия в чередовании зон, в степи их антропогенного изменения. (Отметить знаком «+» или «-« наличие перечисл. ПЗ в Евразии и С.Америке).

ПЗ (40° с.ш.)

Евразия

С.Америка

Сходство и различ. распр. пр.зон. Причины различия.

  1. Смеш. и широк. леса.
  2. Лесостепи и степи.
  3. Пустыни и полупустыни.
  4. Переменновл.(муссонные леса).
  5. Жестколиств. вечнозел. леса и кустарники.

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

Причины сходства:

  1. одна г.ш.; поступление солн. тепла на з.п. одинаково.
  2. Различие:
  3. Евразия больше вытянута по долготе с з-в и влияние холодных и теплых теч. сказыв-ся.

Вывод: (см. сходство и различие).

Практическая работа №24

Классификация стран Евразии по географическому положению .

Северная Европа:               Южная Европа:                  Зап.Европа:                      Вост.Европа:  

  1. Исландия                 1. Португалия                     1. Ирландия                   1. Эстония
  2. Норвегия                  2. Испания                          2. Англия                         2. Латвия
  3. Швеция                     3. Андорра                         3. Франция                      3. Литва
  4. Финляндия              4. Италия                             4. Германия                    4. Польша
  5. Дания                        5. Монако                           5. БениЛюкс                    5. Чехия            

                                          6.Сан-Марино                    6. Швейцария                 6. Словакия

                                           7.Греция                              7. Австрия                       7. Венгрия

                                                                                                                                     8. Румыния

                                                                                                                                     9. Болгария

                                                                                                                                     10.Албания

                                                                                                                                     11.Югославия

 Г.П. стран Евразии

Ю-З Азия:

  1. Турция
  2. Каир          
  3. Ливан                         Ю.Азия:                                Ю-В Азия:                          В. и Ц. Азия:
  4. Израиль                     1. Пакистан                          1.Мьянма                        1. Китай
  5. Палестина                 2. Индия                               2. Таиланд                       2. Монголия
  6. Иордан                      3. Непал                                3. Лаос                              3. Корея Сев.
  7. Кувейт                        4. Бутан                                 4. Вьетнам                       4. Корея Юж.
  8. Бахрейн                     5. Бангладеш                       5. Камбоджа                    5. Япония          
  9. Катар                           6. Шри-Ланка                      6. Малайзия                    6. 
  10. ОАЭ                                                                              7. Индонезия                  7.
  11. Йемен                                                                         8. Филиппины                 8.
  12. Оман                                                                            9. Сингапур                     9.
  13. С.Аравия                                                                     10.Бруней                        10.
  14. Ирак
  15. Иран
  16. Афганистан    

               

Вывод: Причина деления на регионы (разные пр. условия).

Практическая работа №25

 Описание одной из стран Зарубежной Азии. (см. опорные конспекты учебн. с. 254-256).

В-1 Китай                                                                                                В-2 Япония

Практическая работа  №26

Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров Зарубежной Евразии.

Города

Культурно-исторические достопримечательности

Европа

  1. Лондон (Англия)
  2. Париж (Франция)
  3. Рим (Италия)
  4. Пиза (Италия)
  5. Венеция (Италия)
  6. Афины (Греция)
  7. Барселона (Испания)

Тауэр, биг-Бэн.

Версаль, Лувр, Эйф.башня

Колизей

Пизанская башня

Город на воде

Акрополь

Азия

  1. Стамбул (Турция)
  2. Мекка (С.Аравия)
  3. Медина (С. Аравия)
  4. Иерусалим (Израиль)
  5. Китай
  6. Агра (Индия)
  7. Таиланд
  8. Япония
  9. Сингапур
  10. Пекин (Китай)

Мечеть Айя-София

главн. Мусульманская  мечеть с  Каабой

Стена плача – евреи. Храм правосл.

Великая кит. стена

Тадж-Махал

Изумрудный Будда, храмы буддийские

Фудзияма, Золотой Будда (медный)

Город-государство

храм Неба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для проведения контрольной работы по теме "Синтаксис словосочетания и простого предложения"

Индивидаульные карточки разного уровня сложности позволяют проверить степень усвоения материала по теме "Синтаксис словосочетания и простого предложения", а также  умение распознавать основные ор...

дидактический материал для проведения самостоятельной работы по теме "Предложения с прямой речью"

Индивидуальные карточки для самостоятельной работы. Материал взят из книги Богдановой Г.А. Русский язык. Диктанты для 5-9 классов" и Нефедова Е.А., Узорова О.В. "500 правил и упражнений по русскому яз...

Презентация "Использование местного материала при проведении практических работ"

С данной презентацией я выступала на на Межрайонном методическом семинаре «Современные формы и методы преподавания географии с использованием регионального компонента»  по теме «Использование мес...

"Методика проведения практических работ по географии"

Материал содержит рекомендации по построению графиков, оформлению контурных карт....

Рекомендации по проведению практических работ по географии

Рекомендации по проведению практических работ по географии...

Материал для проведения практической работы по математике на 1 курсе НПО и СПО

Предлагаю материал для проведения практической работы по математике для преподавателей колледжей.Работа вызывает интерес у обучающихся,так как нетрудна в выполнении....

Дидактический материал для проведения тестовой работы по немецкому языку 9 класс

Дидактический материал по немецкому языку 9 класс для проведения теста по теме "Berufswahl"...