Рабочая программа по географии 8-9 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Рабочая программа по географии 8-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geografiya_8-9_-01.04.docx97.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии    8-9 классов  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по географии 2004 г., соответствующий федеральному компоненту государственного основного общего  образования 2004.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая  программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Цели и задачи, реализуемые рабочей  программой, совпадают с целями и задачами примерной программы основного общего образования  по географии 2004.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

В соответствии с учебным планом, годовым календарным графиком школы  рабочая программа в 8-9 классе рассчитана на  136 часов (по 2 часа в неделю в 8,9 кл.) 

В том числе:   практических работ: 8 класс – 23,  итоговых - 9,  9 класс – 9, итоговых  - 8.

В ходе реализации рабочей программы планируется использовать следующие форы промежуточного контроля: письменные контрольные  работы, географические диктанты, буквенные  диктанты, практические работы. Форма  итогового контроля по завершению курса Географии Земли  итоговая контрольная работа.

Содержательный анализ

Разделы

По примерной программе основного общего образования. Базовый уровень

Рабочая программа

 8 класс

9 класс

всего

Количество часов федерального компонента

В т. ч. региональный компонент

В т.ч. практических работ

Количество часов федерального компонента

В т. ч. региональный компонент

В т.ч. практических работ

В т.ч. практических работ

Особенности географического положения

10

11

2

11

Природа России

30

30

3

30

Население России

10

10

2

10

Хозяйство России

30

17

5

22

4

39

Регионы России

42

42

42

Россия в современном мире

4

4

4

Резервное время

14

Итого:

140

68

12

68

4

136

Практические работы

Раздел географии

8класс

9класс

Особенности географического положения

Характеристика географического положения России.

Сравнение географического положения России и других стран.

Определение поясного времени для разных городов России

Природа России

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности  населения.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. (РП. Закономерности размещения вод суши.)

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного  комплекса.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах( РП. Анализ карт.)

Население России

Анализ карт населения.

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Хозяйство России

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Группировка отраслей по различным показателям.

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Регионы России

Анализ разных видов районирования России.

Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство

( РП.Сравнение ГП И планировки двух столиц: Москвы и Санкт -Петербурга).

Выявление и анализ условий для развития  хозяйства районов, регионов (РП. Определение и сравнение специализации пром-ти Европейского юга и Поволжья).

Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.(РП. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем)

Россия в современном мире

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ        (VIII-IX класс)        

(136 часов)

Раздел.  Особенности географического положения  России (11 часов).

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.  

Границы России. Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

 Характеристика географического положения России.

Сравнение географического положения России и других стран.

Определение поясного времени для разных городов России.

Раздел. Природа России (30 ч.)

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный  и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение  рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

 

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственное  районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия.

                                

Практические работы.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности  населения.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного  комплекса.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Раздел.  Население России  (10 ч.)

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как  специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения  населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность  распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в  уровне занятости и уровне  жизни населения России, факторы их определяющие.

Практические работы.

Анализ карт населения.

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Раздел. Хозяйство России (39 ч.)

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий.  Отраслевая структура функциональная  и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

        Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство.         Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство.  Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Практические работы.

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Группировка отраслей по различным показателям.

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.  Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его  развития.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в  хозяйстве.Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы.  Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

         Машиностроение. Состав, место и значение в  хозяйстве.  Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо-  и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в  хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов.   Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.  

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.  Факторы размещения предприятий, особенности географии

важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

        Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие  лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.  Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его  развития.

География  коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

        География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

        География социальной сферы.        Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного  и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Практические работы.

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Раздел. Регионы России (42 ч.)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы.  Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности  и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

Раздел. Россия в современном мире (4 ч)

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических,  экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Практические работы. 

Анализ разных видов районирования России.

Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

Выявление и анализ условий для развития  хозяйства районов, регионов.

Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Раздел.  География своей республики (края, области). 

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Реализация рабочей программы обеспечивается УМК

8 кл.

География России 8

Дронов В.П. и др.

9 кл.

География России 9

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я. и др.

Материально-техническое  оснащение :

Кабинет географии оснащен всеми необходимыми для проведения  практических  работ и демонстраций в 8-9 классах. Также в кабинете имеются: компьютер, выход в сеть  Интернет, мультимедийный проектор и интерактивная  доска.

Цифровые образовательные ресурсы:

Электронные уроки и тесты по всем разделам географии.

Набор презентаций разработанных учителем по темам курса географии 8-9 классов.

        

Учебно – методическая литература:

Дронов В.П.,Баринова И.И.,Ром В.Я.,Ложбанидзе А.А. География России.Природа.Население.Хозяйство.Учебник .8 -9 классов –М.: Дрофа,2008 год.

В.И.Евдокимов  Тесты для итогового контроля.8 -9 классы.- М.: Дрофа,2009 год.

География Мурманской области.Мурманск 1995 год.

Ресурсы Интернета

Природа России. Мультимедийный компакт-диск. Разработан межвузовской лабораторией интенсивных методов обучения SPLINT

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ». 8 КЛАСС

№ урока

Тема урока

Название

 практической работы

Содержание регионального

компонента

Элементы обязательного минимума образования

Особенности географического положения России – 11 часов, в  т. ч. региональный  компонент - 2  часа  

1

Введение. Что изучает география России.

Роль географии в решении социально-экономических и экологических проблем области

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Сравнение географического положения России и положения других государств

2

Географическое положение России» Визитная карточка»

№1 Характеристика географического положения России

Географическое положение. Виды и уровни географического положения.

3

Экономико – политико – транспортно – географическое положение России Соседи России

Северный морской путь, его значение для экономики страны и области

Особенности географического положения России

4

Геополитическое этнокультурное и эколого- географическое положение РФ

№2 Сравнение географического положения России и других государств

Сравнение географического положения России и положения других государств

5

Государственная тер- рия России. Формирование освоение государственной тер-рии России

 

Особенности географического положения России

6

Российские пространства: вопросы и проблемы

Территория и акватория Экономически  эффективная территория

7

Государственные границы России. Типы и виды российских границ. Сухопутные и морские границы России

 Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей

Типы границ, виды границ. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона РФ

8

Россия на карте часовых поясов

 №3 Определение поясного времени для разных городов России

Часовой пояс  Мурманской области

Часовые пояса.

9

История освоения и изучения территории России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

10

Современное административно–территориальное и политико-административное деление страны

Административно- территориальное устройство области

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

11

Итоговый урок по разделу : Особенности географического положения России

2.1. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые –8 часов

12

Природные условия и ресурсы России

Природные условия и ресурсы Мурманской области

Понятия природных условий и ресурсов. Природный  и экологический потенциал России

13

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Геологическая история и геологическое строение территории России

Балтийский тектонический щит, породы, его слагающие (граниты, гнейсы). Сводовое поднятие территории.

 Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры.

14

Рельеф России

Тундры и низменные приморские равнины.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма

15

Развитие форм рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов

Влияние эпох оледенения на современный рельеф области: бараньи лбы, цирки, кары, морены, камы, озы. Образование террас.

16

Стихийные природные явления в литосфере

Обвалы, оползни в области, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность

.Стихийные природные явления.  

17

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

4 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных  групп полезных ископаемых

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

18

Минеральные ресурсы области и проблемы их рационального использования

Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

19

Человек и литосфера

Влияние местных особенностей рельефа, геологического и тектонического строения на строительство, транспорт, сельское хозяйство. Влияние хозяйственной деятельности людей на рельеф. Техногенные землетрясения, осыпи, обвалы

 Изменение  рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

20

Факторы, определяющие климат России

 

Факторы, определяющие особенности климата области: ГП, влияние Атлантики, Северо – Атлантического течения; расположение за Полярным кругом, значительная протяженность области.

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Изменение климата под влиянием естественных  факторов.

21

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

№5  Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны

Закономерности распределения основных элементов климата на территории области

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.

22

 Климатические пояса и типы климатов России

Климатические пояса, в пределах которых находится область.

Типы климатов России, климатические пояса.

23

Климат Мурманской области, своего населенного пункта

Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона

24

Агроклиматические ресурсы страны

Комфортность (дискомфортность) климатических условий

№6 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (можно на примере области)

Агроклиматические ресурсы Мурманской области

Неблагоприятные  метеорологические условия области: заморозки, туманы, гололед, лавины, штормы, причины их возникновения

Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления.

25

Климат и человек

7.  Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.

Составление прогноза погоды для своего населенного пункта

Влияние климата области на быт человека, его жилище, одежду, здоровье

Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны

26

Виды вод суши на территории страны. Реки России

Речная сеть области, комплексная характеристика ближайшей к месту проживания реки

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов..  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

27

Главные речные системы

№8.  Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования

Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом

Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны. Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России.

28

Озера, болота, ледники, подземные воды, многолетняя мерзлота

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

29

Опасные явления, связанные с водами, их предупреждение

Пр. Объяснение законо-мерностей размещения разных видов вод суши.

№9  Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата

Особенности озерной и речной сети области.

Опасные явления, связанные с водами Мурманской области, их предупреждение

30

Водные ресурсы и человек

№10  Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России .

Водные ресурсы области

Гидрологические памятники природы

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почвы и почвенные ресурсы – 2 часа

31

Почва – особый природный компонент. Образование почв и их разнообразие

Почвообразующие факторы Мурманской области

Особенности почв Мурманской области

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии.

32 

Закономерности размещения почв Почвенные ресурсы России. Меры по сохранению плодородия почв

№11. Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования

Виды мелиорации в области

Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 2 часа

33

Растительный и животный мир России

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  

34

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

№12 Составление прогноза  изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности

Природно-хозяйственное районирование – 7 часов

35

Разнообразие природных комплексов России

Природно-хозяйственное  районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность.

36

 Природно- хозяйственные зоны России

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

37

Арктические пустыни, тундра и лесотундра

№ 13 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах

(рп .Анализ карт)

Природные зоны Мурманской области. Взаимосвязь компонентов природы в зоне тундры

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

38

Леса

Взаимосвязь компонентов природы в зоне  тайги.

Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы

        39

Лесостепи, степи, полупустыни

 

Характеристика лесостепей, степей, полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

40

Высотная поясность

Высотная поясность в Хибинах, Ловозерских тундрах.

Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

41

Особо охраняемые природные территории, памятники Всемирного природного наследия

Заповедники Мурманской области, заказники, особо охраняемые территории области

Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия.

Население России – 10 часов, в том числе региональный компонент – 2 часа

42

Численность населения России

Анализ карт населения.

Численность населения области, своего населенного пункта

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

43

Половой и возрастной состав населения страны. Продолжительность жизни

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения

44

Этнический, языковой и религиозный состав

№16  Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений

Этнический и конфессиональный состав населения  области

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как  специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

45

Городское и сельское население

№14-15  Анализ карт населения

Своеобразие городских и сельских поселений в области

Особенности расселения  населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

46

Размещение населения России

№14-15   Анализ карт населения

Размещение населения по территории области

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

47

Миграция населения России

№14-15   Анализ карт населения

Миграционная убыль населения

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

 48

Трудовые ресурсы России. Неравномерность размещения трудоспособного населения по территории страны

Трудовые ресурсы России. Неравномерность  распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в  уровне занятости и уровне  жизни населения России, факторы их определяющие.

49

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие

 Качество жизни населения в Мурманской области

50

внимание

Население Мурманской области

Анализ статистических данных по населению Мурманской области и своему населенному пункту

Изменение численности населения в области (в своем населенном пункте). Естественный прирост. Миграция. Депопуляция, ее социально-экономические причины и следствия

51внимание

Рынок труда и занятость населения Мурманской области

Занятость населения в сферах экономики, качество трудовых ресурсов области и своего населенного пункта

Хозяйство России –    30 часа, в том числе региональный компонент - 5  часов

52

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие. Отраслевые и межотраслевые комплексы. Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства

№16 Группировка отраслей по различным показателям

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий.  Отраслевая структура функциональная  и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

        

53

Как география изучает хозяйство.  Условия и факторы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства

17   Анализ  экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства

54

Первичный сектор экономики. Состав, особенности входящих в него отраслей.

№ 18 Оценка природно- ресурсного потенциала России, проблемы и перспективы его рационального использования

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

55

Сельское хозяйство.

Структура сельскохозяйственных угодий области

Сельское хозяйство.         Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

56

Земледелие

№ 19  Определение по картам  основных районов выращивания зерновых и технических культур

Характеристика агроклиматических условий местности и их влияние на развитие растениеводства Отрасли растениеводства области

57

Животноводство

№ 19 Главные районы животноводства

Отрасли животноводство области

Оленеводство – традиционная отрасль Европейского Севера

58

Лесное хозяйство. Охота

Леса Мурманской области. Выращивание пушного зверя

Лесное хозяйство.  Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

59

Рыбное хозяйство. Основные рыбопромысловые бассейны

Поморы, виды их хозяйственной деятельности.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы

60

Обобщающее повторение по разделу

Хозяйство России

Влияние природной среды  на исторический процесс развития общества.

61

Первичный сектор экономики области. Состав, особенности входящих в него отраслей.

Природно-ресурсный потенциал области, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы

62

Сельское хозяйство Мурманской области

Структура сельскохозяйственных угодий области

63

Растениеводство Мурманской области

Характеристика агроклиматических условий местности и их влияние на развитие растениеводства Отрасли растениеводства области

64

Животноводство Мурманской области

Отрасли животноводство области

Оленеводство – традиционная отрасль Европейского Севера

65

Сельское хозяйство и экология Мурманской области

66

Рыбное хозяйство Мурманской области

Поморы, виды их хозяйственной деятельности.

67

Лесное хозяйство Мурманской области

Леса Мурманской области. Выращивание пушного зверя

68

итоговый урок по разделу География мурманской области


Тематическое планирование 9 класс

№ урока

Тема урока

Название

 практической работы

Содержание регионального

компонента

Элементы обязательного минимума образования

Элементы обязательного минимума образования

1

Вторичный сектор экономики, его состав, особенности входящих в него отраслей.

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.  Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его  развития.

2

ТЭК, его значение и проблемы

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в  хозяйстве.Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов.  Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

3

Топливная промышленность

 

Составление характеристики одного из нефтяных, угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Роль Мурманской области в транспортировке углеводородного сырья

4

Электроэнергетика

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы.

5

внимание

Электроэнергетика Мурманской области

6

Металлургия. География черной металлургии

Составление сравнительной характеристики двух металлургических районов

Металлургия. Состав, место и значение в  хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов.   Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды

7

География цветной металлургии

8

внимание

Металлургический комплекс Мурманской области.

Кольская ГМК

9

Химическая промышленность. География химической промышленности

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.  Факторы размещения предприятий, особенности географии

важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

10

Лесная промышленность

Лесная промышленность области. Проблемы развития

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие  лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

11

Машиностроение

Машиностроение. Состав, место и значение в  хозяйстве.  Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо-  и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

12

Географии машиностроения

 Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам

13

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

14

внимание

Рыбная промышленность Мурманской области

История развития отраслей в крае. Состав рыбопромышленного комплекса области. Проблемы и перспективы развития

15

Легкая промышленность

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности

16

Третичный сектор, его роль, состав и значение

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.  Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его  развития.

17

Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт

География  коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

18

Другие виды транспорта. Связь

19внимание

Транспортный комплекс Мурманской области

Влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта в области. ОАО ММП

20

Научный комплекс - вершина экономики России

Кольский научный центр

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

21

География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве

Составление картосхемы учреждений сферы услуг своего района (микрорайона)

География социальной сферы.        Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного  и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

22

География рекреационного хозяйства России

География рекреационного хозяйства Мурманской области

Регионы России – 42 часа, в том числе региональный компонент –2 часа

23

Районирование России

№24. Анализ разных видов районирования России

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы.  Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности  и проблемы

24

Европейский Север

Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

25

Природа Европейского Севера

26

Население и хозяйственно освоение Европейского Севера

27

Хозяйство Европейского Севера

28

Северо-Западный район. Факторы формирования района

29

Природа Северо-Запада

Состав района. Особенности географического, экономико-географического, геополитического положения и их влияние на формирование района на разных этапах развития.

Специфика природы района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование.

Северо-Запад – район древнего заселения. Качество жизни населения.

Историко-географические этапы в развитии хозяйства района. Современная специализация, ведущие отрасли хозяйства и их главные центры. Место и роль района в хозяйстве страны. Экономические, социальные и экологические проблемы. СЭЗ «Янтарь».

Санкт-Петербург – северная столица РФ: история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны.  С-Петербургская агломерация.

30

Население и хозяйственное освоение Северо-Запада

31

Хозяйство Северо-Запада

32

Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада

33

Центральная Россия. Факторы формирования района

Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в различное время. Столичное положение. Изменение геополитического положения р-на после распада СССР.

Особенности природы и природные ресурсы ЦР, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. ЦР – ядро формирования русского народа. Качество жизни насел., демографические проблемы.

Москва – столица Российской Федерации, представитель России на мировой арене. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел РФ.

Определение географического положения региона, основных этапов освоения его территории. Оценка природных ресурсов и их использование. Этапы заселения, формирование культуры народов, современного хозяйства.

34

Природа Центральной России

35

Население и хозяйственное Освоение Центральной России

36

Московская столичная агломерация

Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга

37

Хозяйство Центральной России

38

Европейский Юг. Факторы формирования района

Состав района.  Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко-географические этапы развития района. Специфика природы  района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Численность населения. Основные проблемы естественного прироста. Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы коренных народов. Казачество. Проблемы, связанные с национальным государственным устройством, межнациональные проблемы.  Качество жизни населения.

Европейский Юг – здравница и житница страны. Важнейшие отрасли хозяйства и их главные центры. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Экологические проблемы

39

Природа Европейского Юга

40

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга

41

Хозяйство Европейского Юга

42

Поволжье. Факторы формирования района

Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны.

Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия.

43

Природа Поволжья

44

Население и хозяйственное освоение Поволжья

Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья

45

Хозяйство Поволжья

46

Урал. Факторы формирования района

Состав района. Основные историко-географические  этапы формирования района.

Специфика природы Урала: рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы.

Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района.

47

Природа Урала

48

Население и хозяйственное освоение Урала

49

Хозяйство Урала

Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем

50

Азиатская Россия. Общая характеристика

Различия территории по условиям  и степени хозяйственного освоения.

51

Западная Сибирь. Факторы формирования района

52

Природа Западной Сибири

Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека

Состав района. Особенности ГП. Этапы формирования района.

Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные ресурсы.

Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав, культура.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации

53

Население и хозяйственное освоение  Западной Сибири

54

Хозяйство Западной Сибири

55

Север Восточной Сибири

Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования района.

Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Специфика расселения, численность, естественный прирост, миграции. Традиции и культура.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Географические аспекты основных экономических проблем региона.

56

Природа Севера Восточной Сибири

57

Население и хозяйственное освоение  Севера Восточной Сибири

58

Хозяйство Севера Восточной Сибири

59

Южная Сибирь. Факторы формирования района

Состав района. Особенности ЭГП. Историко-географические этапы формирования района.

Состав подрайона. Особенности развития хозяйства.

Состав подрайона. Особенности ЭГП. Население и развитие хозяйства.

60

Кузнецко-Алтайский подрайон, Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны

61

Дальний Восток. Факторы формирования района

Природа Дальнего Востока

Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения района. Основные факторы формирования района

Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, ПЗ и природные ресурсы.

Численность, естественный прирост, миграции. Традиции и культура.

Роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства.

62

Население и хозяйственное освоение  Дальнего Востока

63

Хозяйство Дальнего Востока

64

Место России среди стран мира.  Взаимосвязи России с другими странами мира.

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических,  экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

65

География государств нового зарубежья

66

Россия и страны СНГ

67

Объекты мирового природного и культурного наследия в России

68

Обобщающее повторение по разделу :Регионы России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...