Урок географии в 6 классе по теме "Ориентирование"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Додонова Елена Борисовна

Урок географии в 6 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Ориентирование»

Цели урока:

  1. Деятельностная: формировать способность к новому способу действий (определение азимута по компасу; вычерчивание на карте схемы маршрута, используя транспортир)
  2. Предметно-дидактическая: расширить понятийную базу за счёт включения новых элементов  ( «ориентирование», «азимут»).

Планируемые образовательные результаты урока:

  1. Личностные: осознают ценность информации и образования для человека
  2. Метапредметные: решают учебную проблему, работают в группе
  3. Предметные: знают определение понятий  «ориентирование» и «азимут», определяют азимуты по компасу, измеряют углы на карте с помощью транспортира, вычерчивают схему маршрута.

Тип урока:

  1. По ведущей дидактической цели: урок изучения новых знаний
  2. По способу организации: комбинированный
  3. По ведущему методу обучения: проблемный

Методы обучения:

  1. Основной: проблемный
  2. Дополнительные: беседа, работа с книгой, практическая работа

Основные вопросы урока:

  1. основные и промежуточные стороны горизонта
  2. компас и стороны горизонта
  3. ориентирование компаса
  4. определение направлений по компасу
  5. понятие «азимут»
  6. измерение углов с помощью транспортира

Средства обучения:

  1. учебники
  2. атласы, контурные карты
  3. компасы
  4. карточки-задания
  5. транспортиры, линейки
  6. презентация «ориентирование»

                                                                                                                 Ход урока.

Этапы урока

Содержание

I. . Организационный

Проверка готовности класса к уроку

II. . Формирование новых ЗУН

  1. Актуализация знаний

  1. Создание проблемной ситуации

  1. Постановка учебной проблемы

На экране три изображения : репродукция картины Васнецова «Витязь на распутье», иллюстрации к сказке «Три медведя» и  рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро».

Вопрос: что объединяет данные изображения?

( герои заблудились)

Вопрос: что нужно знать, чтобы не заблудиться?

( стороны горизонта, своё положение относительно них, и положение пункта, куда нужно попасть)

Определение своего положения относительно сторон горизонта называется ориентированием.

Вопрос: назовите тему нашего урока

( ориентирование)

Тему и определение записывают в тетрадь.

Вопрос:  чему мы должны научиться?

( ориентироваться  на местности)

Вопрос: что нужно знать, чтобы ориентироваться?

(стороны горизонта)

Вопрос: какие стороны горизонта вы знаете?

( называют основные и промежуточные стороны горизонта, используется слайд презентации)

В тетрадь зарисовывают схему.

Вопрос: как можно определить стороны горизонта на местности?

( называют местные признаки, используется слайд презентации )

Вопрос:  а как на карте определить стороны горизонта?

( по линиям градусной сетки, по стрелке в левом верхнем углу карты, верхний край карты – северный)

А теперь, используя эти знания, совершим путешествие по карте)

Класс делится на группы (3). Каждой группе выдаётся карточка с заданием:

Группе туристов срочно нужно доставить медикаменты и продовольствие. Известен их маршрут. Используя топографическую карту , «пройти» по маршруту, указанному в карточках. Маршрут нужно начертить на карте. Кто первый доберётся до места, тот и спасёт группу.

Все группы «выходят» из одного и того же населённого пункта.  

Маршрут: от железнодорожной станции пройти 350 м на северо-запад, затем – 400 м на север, далее 650 м на северо-восток.

После выполнения задания группы называют, где они обнаружили туристов. Ответы не совпадают. Почему?

(Или не смогут выполнить задание --  возникнут проблемы с определением точного направления промежуточных сторон горизонта.)

Проблема: почему, двигаясь по одному и тому же маршруту, группы оказались в различных точках?

III.  Решение проблемной ситуации

  1. Выдвижение гипотезы

  1. Проверка гипотезы

Создание проблемной ситуации (2)

Постановка учебной проблемы (2)

Выдвижение гипотезы (2)

Проверка гипотезы (2)

  1. Формулировка окончательного решения.

Для того, чтобы все группы встретились в одной точке, нужно чтобы направления были указаны точно.

Необходим прибор, позволяющий сделать это--компас

Изучение устройства компаса. Знакомство со шкалой.

( используя рисунок учебника и настоящие компасы)

Ориентирование компаса.

(используя слайд презентации)

Правила работы с компасом.

1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа  восток, слева запад.  

Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.

Определение понятия «азимут»

(используя слайд презентации, определение записывают в тетрадь)

Определение азимутов по компасу.

Работа с рубрикой учебника «мои географические исследования», используя слайд презентации.

Нахождение азимута по плану.
1. Определить направление на север.
2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.
3.Определить, двигаясь почасовой стрелке.

  

При выполнении задания возникает проблема: определять азимуты по компасу на карте неудобно.

Как быть?

Что такое азимут?           Угол

Каким инструментом измеряют углы?               Транспортиром

Значит, азимут на карте можно измерить с помощью транспортира.        

Определение азимутов с помощью транспортира

На контурной карте определите и подпишите азимуты ( относительно школы) на объекты, обозначенные цифрами.

Для точного определения местоположения объекта нужно определить азимут на него. Для определения азимута на местности используют компас, а на карте – транспортир.

IV. Доказательство и применение найденного решения.

Каждая группа получает новую карточку с тем же заданием, что и в начале урока. Только теперь указаны азимуты движения. Пройдя по марщруту, группы встречаются в заданной точке ( домик лесника). Туристы спасены.

V. Подведение итогов, рефлексия.

  1. Что нового узнали на уроке
  2. Чему научились
  3. Где могут пригодиться полученные знания и умения
  4. Что осталось непонятым
  5. Оценка своей работы на уроке

Этап урока

Учебно-познавательные задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            I. Организационный

Обеспечить рабочую обстановку, подготовить обучающихся к работе.

Проверяет готовность обучающихся  к уроку.

Организовывают рабочее место.

Самоорганизация

II. Формирование новых ЗУН

  1. Актуализация знаний

  1. Создание проблемной ситуации

  1. Постановка учебной проблемы

 

Определить цель деятельности;

показать практическую значимость изучаемого материала;

выявить степень усвоения изученного ранее  материала.

 

Включение ребят в совместную деятельность;

закрепление знаний и способов действий, необходимых для работы с картой  ( определение сторон горизонта, вычисление расстояний с помощью масштаба.

Активизировать внимание школьников.

Активизирует внимание;

подводит к теме урока;

уточняет тему и цели урока;

побуждает к высказыванию своего мнения.

Создаёт проблемную ситуацию;

формулирует задание;

обеспечивает мотивацию выполнения задания;

курирует выполнение работы.

Формулирует проблемный вопрос;

активизирует  внимание школьников.

Сравнивают объекты;

высказывают суждения;

формулируют определение.

Выполняют задания по карточкам.

Осмысливают проблемный вопрос.

Сравнивать объекты;

формулировать собственное суждение;

определять цель деятельности.

Умение работать в группе;

применять  знания в новой ситуации;

осознание ценности знаний

для человека.

Формирование навыка активного слушания.

III. Решение проблемной ситуации

  1. Выдвижение гипотезы

  1. Проверка гипотезы

  1. Формулировка окончательного решения.

Сформулировать гипотезу.

Овладение новыми учебными действиями;

усвоение новых понятий

Сформулировать вывод как итог работы по освоению новых знаний и учебных действий.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Показывает новые учебные действия;

формулирует задания;

организует и курирует индивидуальную деятельность обучающихся по овладению новыми способами действий.

Подводит к формулировке окончательного решения;

побуждает к высказыванию своего мнения.

Формулируют гипотетические суждения.

Осваивают новые учебные действия ( ориентирование компаса, определение азимута, измерение углов с помощью транспортира);

выполняют задание на контурной карте.

Формулируют вывод.

Умение  устанавливать причинно-следственные связи;

формулировать гипотезу.

Умение выстраивать цепочку необходимых действий ( алгоритм);

решать учебные задачи;

формулировать существенные признаки понятий.

Умение формулировать суждение;

делать выводы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    IV. Доказательство и применение найденного решения.

Закрепить полученные знания и умения.

Формулирует задание и курирует выполнение работы.

Выполняют задания по карточкам.

Умение работать в группе;

применять новые знания на практике.

V. Подведение итогов, рефлексия.

Выявить степень усвоения нового.

Проводит диагностику усвоения новых знаний;

осуществляет контроль.

Оценивают свой уровень владения новыми учебными действиями.

Умение анализировать, оценивать.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...