Рабочая программа по географии для 9 класса по курсу "География России: хозяйство и географические районы" с учётом требований ФГОС.
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Гибитова Елена Владимировна

Рабочая программа по географии России для 9 класса по курсу "Хозяйство и географические районы"состоит из двух частей: пояснительной записки и календарного планирования. Программа составлена на 2 часа в неделю и на 68 часов в год Разработано с учётом требований ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_zapiska_9_geo_fgos.docx28.24 КБ
Файл kalend_plan_9_geo_fgos.docx64.56 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА 151 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«РЕКОМЕНДОВАНО»

на заседании МО

___________________

 (предмет)
Протокол №   ____ от ____

« ___» _________ 2015   г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель  директора по УВР

_____________________

« ___» _________ 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ СОШ № 151

 Ульянова Н.Н.

                   

« ___» _________ 2015 г.

 

 

Рабочая программа учебного курса

по  географии

класс  9-А, 9-Б

учитель: Гибитова Елена Владимировна,

высшая квалификационная категория

                             

учебный год:  2015 / 2016

Пояснительная записка

Общая характеристика программы курса.

Статус документа

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VIII-IX классы). Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 9 класса (Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические районы. М.: Дрофа, 2008).

Место предмета в учебном плане ОУ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России: хозяйство и географические районы», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

В географическом образовании школьников ведущее место принадлежит курсу «География России». Завершая географическую подготовку учащихся в основной школе, курс способствует становлению у школьников активной гражданской позиции, ответственного отношения к судьбе своей Родины, пониманию необходимости изучения географических проблем и личного участия в их решении. Программа выполнена с опорой на сформированный у учащихся в предшествующих классах уровень и позволяет уделить приоритетное внимание особенностям проявления на территории России общих географических закономерностей, организации социоприродного пространства с учетом существующих проблем, прогнозирования и моделирования.

Программа курса реализует комплексный подход, позволяющий рассматривать взаимосвязь территориально объединенных социоприродных процессов и явлений.

Количество часов:

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков - 2, зачетов - нет , тестов - 7 ,

практических работ –  7.

Административных контрольных уроков - 1 .

Цели и задачи курса.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.

Задачи курса:

Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Также важна подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь.

Используемый УМК:

1. География России. Хозяйство и географические районы.  Учебник для 9_го класса / А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким, Г. Я. Лисенкова, В. И. Сиротин, Ю. М. Зверев – М.: Дрофа, 2010.

2.  Географический атлас. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007.

3.  Атлас. География России. 8 – 9 класс – М.: Просвещение.2007.

4.  Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл. /В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2003.

Требования к результатам обучения и освоения содержания.

Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания:

  • Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу  и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать/понимать: 

- основные географические понятия и представления: экономическая и социальная география, первичная, вторичная и третичные сферы (сектора) хозяйства, структура хозяйства, отрасль хозяйства, базовые отрасли, отрасли тяжёлой и лёгкой промышленности, технологические циклы (Кондратьева), наукоёмкое, трудоёмкое, материалоёмкое, энерго- и водоёмкое  производство, межотраслевые комплексы, специализация и кооперирование, комбинирование и концентрация в производстве, внутри- и межотраслевые связи, транспортный узел и магистраль, инфраструктура, географическое разделение труда, экономический район, отрасль специализации, экономическое районирование, валовый внутренний продукт (ВВП), внешние экономические связи, формы международного сотрудничества, инвестиции, экономико- и политико-географическое положение, промышленный узел, территориальная структура хозяйства,  территориально-хозяйственные связи, уровень развития район, региональная политика, качество и уровень жизни населения;

- основные географические закономерности взаимодействия общества и природы, исторические этапы взаимоотношений общества и природы;

- сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития;

- зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- особенности развития географических систем;

- причины, следствия и пути решения геоэкологических проблем России на основе рационального природопользования;

- культурное и природное наследие как фактор формирования географической культуры.

Учащиеся должны уметь:

Основные умения:  чтение и анализ графических и статистических материалов, тематических (отраслевых) карт; объяснение  межотраслевых и внутриотраслевых связей, влияния различных факторов на развитие и размещение производств, тесных взаимосвязей природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов.

- пользоваться различными источниками географической информации, средствами массовой информации для оценки современного экономического и политического положения России, характера социально-экономических связей с соседними государствами;

-   определять по картам месторасположение географических объектов;

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений: размещения полезных ископаемых от геологического строения и рельефа территории; главных факторов климатообразования; распространения вод; природно-хозяйственных зон; расселения населения; территориальной организации хозяйства по географическим районам;

- чтение и анализ комплексных карт географических районов, составление комплексных географических описаний и географических характеристик территорий,  отбор необходимых  источников информации для работы, выявление особенностей развития географических районов;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации, развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения, в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристик отдельных компонентов географических систем и географических районов с использованием сравнительно-географического и проблемно-исторического подходов.

Условия реализации курса.

Используемый УМК и дополнительные методические пособия:

1. География России. Хозяйство и географические районы.  Учебник для 9_го класса / А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким, Г. Я. Лисенкова, В. И. Сиротин, Ю. М. Зверев – М.: Дрофа, 2010.

 2.  Географический атлас. 8 кл. – М.: Дрофа, 2007.

 3.  Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл./ В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2007.

 4.  Атлас. География России. 8 – 9 класс – М.: Просвещение.2007.

 5.  Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл./ В.П. Дронов, И.И.  Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007;

 6.  Дронов В.П. Рабочая тетрадь/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007;

 7.  Маерова Н.Ю. Уроки географии, 8-9 кл./ М.: Дрофа, 2004;

 8. Мультимедийная обучающая программа ( электронный учебник): География 9 класс. География России: хозяйство и географические регионы.

 9. ИНТЕРНЕТ – ресурсы и собственные ЭОР ( презентации по темам курса).

Формы и методы контроля достижения планируемых результатов включают практические и контрольные работы, диагностические срезы знаний.

Диагностика усвоения учебного курса

Четверть

Раздел

Всего часов

Контрольные работы

Практические работы

   

1 четверть

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.

4

Практическая работа № 1. Контурная карта европейской части России.

Главные отрасли и межотраслевые комплексы.

19

Тест «Агропромышленный комплекс»

Практическая работа № 2 «ТЭК. Энергетика»

Практическая работа № 3 «Металлургия России»

2 четверть

Главные отрасли и межотраслевые комплексы.

19

Тест «Машиностроение. ВПК»

Тест «Социальная инфраструктура»

Европейская часть России.

27

Тест «Центральная Россия»

Практическая работа №4 «Центральная Россия»

3 четверть

Европейская часть России.

27

Тест «Северо – Запад и Европейский Север»

Тест «Европейская часть России»

Практическая работа №5 «Сравнение Северо – Запада и Европейского Севера»

Практическая работа №6 «Сравнительная характеристика Поволжья и Северного Кавказа»

4 четверть

Азиатская часть России.

14

Тест «Азиатская часть России»

Практическая работа №7. «Сравнительная характеристика Западной и Восточной Сибири».

Всего

64

7

7



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Планируемые результаты

Применение ИКТ и ЭОР

Виды контроля

Дата проведения

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

план

факт

9-А класс

9-Б класс

9-А класс

9-Б класс

Введение  (1 час )

1

Что изучает экономическая

география

России

1

География как наука. Источники получения знаний о хозяйстве страны, её населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации

Знать особенности предмета и структуру учебника.

Уметь находить  дополнительные источники информации

Электронный учебник. География.9 кл.

Фронтальный опрос, работа с Экономической картой России

Раздел 1. Хозяйство России.

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.  (4 часа)

2

Понятие хозяйства. Его структура.

1

Представление о предприятии, отрасли и межотраслевых комплексах. Деление хозяйства на отрасли. Три сектора (сферы) хозяйства – первичный, вторичный, третичный.

Знать понятие хозяйства, его структуру,  отрасли хозяйства  и их группировки. Знать  три сектора хозяйства - первичный, вторичный, третичный. Понимать причины изменения структуры хозяйства России

Уметь использовать понятия: экономика, хозяйство, отрасли промышленности, межотраслевые комплексы. Уметь классифицировать предприятия по отраслям и секторам хозяйства

Электронный учебник. География.9 кл.

Устный опрос, работа с Экономической картой России.

3

Этапы развития хозяйства.

1

Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Изменения структуры промышленности. Технологические уклады хозяйства – циклы Н.Д. Кондратьева. Основные этапы развития экономики России.

Знать этапы развития хозяйства России, циклические закономерности развития хозяйства. Понимать особенности индустриального пути развития России

Уметь называть этапы развития хозяйства России. Уметь характеризовать изменения, происходящие в структуре хозяйства на современном этапе.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный опрос.

4-5

Географическое районирование.

2

Районирование как один из видов классификации. Подходы к географическому районированию. Природное и экономическое районирование. Представление о географическом районе. Особенности административно-территориального устройства России.

Знать географическое районирование, его виды (по однородности и по связям), природное и экономическое районирование России. Знать географические районы России, административно-территориальное деление как один из видов районирования.

Уметь показывать  на карте географические и экономические районы России Уметь наносить на контурную карту субъекты федерации страны.

Электронный учебник. География.9 кл.

Практическая работа № 1. Контурная карта европейской части России.

 Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы. ( 19 чаксов)

6

Сельское хозяйство. Растениеводство.

1

Сельское хозяйство - отрасль первичной сферы. Главные особенности сельского хозяйства. Отраслевой состав с/ хозяйства. География растениеводства.
С/х  угодья, земледелие, технические культуры.

Знать понятие сельского хозяйства, его главные особенности. Знать структуру сельскохозяйственных угодий, отраслевой состав сельского хозяйства. Знать структуру и географию растениеводства

Уметь называть отрасли растениеводства, приводить примеры, доказывающие зависимость растениеводства от агроклиматических условий

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные письменные задания.

7

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

1

Животноводство - производитель наиболее ценной продукции. Влияние природных условий на содержание скота. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Зональная специализация сельского хозяйства.

Знать понятие животноводство, его структура. Знать о влияние природных условий на содержание скота. Знать география животноводства

Уметь объяснять зональную специализацию сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные письменные задания,  работа с Экономической картой России

8

Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность

1

Представление об АПК и его составе. Сбалансированность звеньев АПК - условие решения проблемы обеспечения продовольствием и с\х сырьем Пищевая и легкая промышленность - третье звено АПК. География пищевой и легкой промышленности.

Знать состав, структура, проблемы развития агропромышленного комплекса, особенности его развития в настоящее время. Знать  географию легкой и пищевой промышленности.

Уметь характеризовать  особенности развития АПК и легкой и пищевой промышленности.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные письменные задания,  работа с Экономической картой России

9

Обобщающий урок по теме «Агропромышленный комплекс»

1

Все понятия по теме «Агропромышленный комплекс»

Знать все понятия по теме «Агропромышленный комплекс»

Уметь работать с Экономической картой России.

Электронный учебник. География.9 кл.

Проверочный тест

10

Лесной комплекс.

1

Состав комплекса, его специфика в России, главные районы лесозаготовок и потребления древесины. Карта отрасли. Целлюлозно-бумажная промышленность в составе комплекса. Связи производств в ЛПК. Проблемы лесного комплекса страны.

Знать специфику и структуру лесного комплекса России, его основные отрасли и закономерности их размещения. Иметь представление о лесопромышленном комплексе и о его проблемах.

Уметь прогнозировать перспективы развития  лесопромышленного   комплекса России.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания, работа с картой лесных ресурсов России.

11

Топливио -энергетический комплекс. Топливная промышленность

1

Понятие ТЭК. Особое значение ТЭК в России, обусловленное размерами страны, ее северным положением, сложившейся структурой хозяйства и экспорта страны. Изменение значения отдельных видов топлива.

Знать понятие топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России в условиях ее северного положения и с учетом размеров территории. Знать структуру ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства. Знать  основные угольные бассейны и их социальные проблемы. Знать этапы развития нефтяной и газовой промышленности, основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти, основные нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Знать районы добычи газа, газопроводы. Понимать роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России

Понимать структуру ТЭК, описывать его связи с другими отраслями хозяйства и его социальные проблемы, называть угольные бассейны, характеризовать угольный бассейн по картам и статистическим материалам. Знать районы добычи нефти и газа. Называть и показывать важнейшие магистральные нефте- и газопроводы. Характеризовать роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный опрос. Работа с картой энергетических ресурсов России.

12

Электроэнергетика.

1

Электроэнергетика, энергетическая система, типы электростанций.

Знать  типы электростанций, их специфику и особенности влияния на окружающую среду. Знать  географию электроэнергетики и  проблемы ТЭК России.

Называть и показывать самые мощные электростанции, предлагать пути решения проблем ТЭК России

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с Экономической картой России.

13

Обобщающий урок по теме «ТЭК. Электроэнергетика»

1

Все понятия по теме «ТЭК. Электроэнергетика»

Знать все понятия по теме «ТЭК. Электроэнергетика»

Уметь работать с Экономической картой России и с картой энергоресурсов России.

Электронный учебник. География.9 кл.

Практическая работа № 2 «ТЭК. Энергетика»

14

Металлургический комплекс.

1

Представление о металлургическом комплексе. Особенности металлургического производства. География металлургического производства, проблемы металлургического комплекса и перспективы развития.

Знать значение металлургического комплекса в хозяйстве страны. Знать структуру черной металлургии, типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Знать географию черной металлургии. Знать структуру цветной металлургии, типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Знать географию цветной металлургии.

Понимать  факторы размещения предприятий чёрной металлургии, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называть и показывать основные центры черной металлургии. Понимать факторы размещения предприятий цветной металлургии, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называть и показывать основные центры цветной металлургии

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный и устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с Экономической картой России.  

15

Металлургический комплекс

1

Все понятия по теме «Металлургический комплекс»

Знать все понятия по теме «Металлургический комплекс».

Уметь работать с Экономической картой России.

Электронный учебник. География.9 кл.

Практическая работа №3 «Металлургия России»

16

Машиностроительный комплекс.

1

Машиностроение - сердцевина хозяйства страны. Тесные внутри- и межотраслевые связи. Специализация и кооперирование в машиностроении. "Отрасль свободного размещения".

Понимать, что машиностроение  - это «отрасль свободного размещения», его роль и место в хозяйственной жизни страны. Знать основные факторы размещения: ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами - поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Знать понятия специализация и кооперирование.

Объяснять понятия: кооперирование, предметная и подетальная специализация, приводить примеры внутриотраслевых связей в машиностроения. Понимать роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный и устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с Экономической картой России.  

17

Военно – промышленный комплекс (ВПК)

1

Роль ВПК в экономике России в разные периоды ее истории. Основные отрасли, районы и центры. Размещение производств ВПК. Конверсия.

Знать понятие ВПК, его состав, место и роль в жизни современного общества. Знать географию российского ВПК, города науки и технополисы.

Уметь показавать на карте России города науки и технополисы. Уметь приводить примеры наукоемкости производства в России.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный и устный опрос индивидуальные  письменные задания.  

18

Обобщающий урок по теме «Машиностроение. ВПК»

1

Все понятия по теме «Машиностроение. ВПК».

Знать все понятия по теме «Машиностроение. ВПК».

Уметь работать с Экономической картой России.

Электронный учебник. География.9 кл.

Проверочный тест

19

Химическая промышленность.

1

Значение химии в народном хозяйстве. Состав отраслей, сложность структуры. Производство минеральных удобрений, особенности размещения производств. Перспективы развития химической промышленности. Химическое производство и окружающая среда.

Знать структуру химической промышленности и уникальность отрасли. Знать процесс производства минеральных удобрений. Знать о проблемах химической промышленности и окружающей среде. Знать понятие инфраструктуры.

Уметь называть отраслевой состав химической промышленности, описывать ее влияние на окружающую среду, составлять схемы межотраслевых связей.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с Экономической картой России.  

20

Транспорт.

1

Транспорт, его особое значение для хозяйства России. Сравнение отдельных видов транспорта по технико-экономическим особенностям. Отличительные черты транспортной сети страны. Важнейшие магистрали. Проблемы транспортного комплекса страны

Знать транспортный комплекс, его значение. Уметь  сравнивать  различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду. Знать отличительные особенности транспортной сети страны и основные  проблемы транспортного комплекса

Уметь определять роль транспорта в развитии хозяйства страны, сравнивать различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой транспорта России.

21

Информационная инфраструктура.

1

Информация как ресурс. Значение информации в современном обществе. Различные типы телекоммуникационных сетей. География телекоммуникационных сетей. Влияние информационной инфраструктуры на образ жизни людей.

Знать понятие информационной инфраструктуры. Понимать значение информации для современного общества. Знать влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей

Уметь объяснять возможности каждого вида связи и влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания.

22

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

1

Состав сферы услуг, особенности размещения ее предприятий. География рекреационного хозяйства.

Знать понятие и структуру сферы обслуживания и рекреационного хозяйства. Знать основные виды туризма и главные    рекреационные районы России.

Уметь объяснять понятия: сфера обслуживания, рекреационное хозяйство

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания.

23

Территориальное (географическое) разделение труда

1

Главные промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные районы страны. Хозяйственная специализация территорий. Территориальное (географическое) разделение труда, определяющие его факторы.

Знать о процессе территориального (географического) разделения труда. об условиях, влияющих на специализацию районов. Понимать изменение специализации географических районов России во времени.

Уметь называть и показывать на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны, описывать условия, влияющие на их специализацию, объяснять значение географического разделения труда для отдельных территорий и страны в целом.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания.

24

Обобщающий урок по теме «Социальная инфраструктура»

1

Все понятия по теме «Социальная инфраструктура»

Знать все понятия по теме «Социальная инфраструктура».

Уметь работать с Экономической и транспортной картой России.

Электронный учебник. География.9 кл.

 Проверочный тест.

Раздел 2. Районы. России.

Тема 3. Европейская часть России.( 27 часов )

25

Восточно-Европейская равнина.

1

Крупнейшая равнина земного шара, ее границы и особенности природы. Типичные ландшафты Восточно-Европейской равнины. Тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства.

Знать положение Восточно-Европейской равнины, её  тектонику  и рельеф, климат, реки, природно-хозяйственные зоны

Уметь характеризовать особенности географического положения и природы Европейской России

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный и устный опрос,

индивидуальные   письменные задания. Работа с картой Центральной России.

26

Волга.

1

Волга и Волжский бассейн. Волга - стержень единого водного пути, хозяйственная ось Европейской России. Природные ландшафты. Экологические проблемы.

Знать  природные  особенности Волги и её хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Знать о  преобразовании речных систем и  о сопутствующих этому экологических проблемах.

Уметь описывать роль Волги в истории России, ее хозяйстве и культуре, называть и показывать города и ГЭС по течению реки, составлять маршрут путешествия.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный и устный опрос,

индивидуальные   письменные задания. Работа с Физической картой России.

27

Центральная Россия: состав, географическое положение.

1

Центральная Россия - исторический центр страны. Географическое (физико-, экономико- и политико-географическое) положение. Изменение его во времени.

Знать состав территории Центральной России, историческое ядро Русского государства, географическое положение и  его изменение в различные периоды истории государства.

Уметь называть экономические районы, входящие в состав Центральной России, характеризовать ее экономико-природное и политико-географическое положение и изменение его во времени

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой Центральной России.

28

Центральный район: особенности населения

1

Центральный район - ядро формирования русского народа. Роль географического фактора. Народные промыслы. Контрасты в современной жизни населения.

Знать особенности населения, район-«локомотива» экономики страны, центра науки и культуры. Знать памятники природы, истории и культуры, народные промыслы Центрального района.

Уметь называть и показывать области, входящие в состав района. Уметь характеризовать особенности населения района, описывать один из центров народных художественных промыслов

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

 Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой Центральной России.

29

Хозяйство Центрального района.

1

Центральный район - база индустриализации. Этапы развития хозяйства.
Специализация современного хозяйства на трудоемких и наукоемких отраслях, разнообразных видах услуг.

Знать о главном старопромышленный районе страны,  о роли  географического фактора в его формировании. Знать отрасли специализации района, их изменение в 1990-х гг.

Уметь выделять и объяснять роль ЭГП в развитии хозяйства. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой Центральной России.

30

Москва - столица России.

1

Москва - инновационный центр, крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Столичные функции города. Московская агломерация.

Знать о Москве как о  столице России,. центре инноваций, крупнейшем центре науки и высшего образования, политическом и финансовом центре. Знать структуру Московской агломерации.

Уметь объяснять понятия: столичные функции, Московская агломерация, называть проблемы города, предлагать пути их решения.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный и устный опрос,

индивидуальные   письменные задания. Работа с картой Центральной России.

31

Города Центрального района.

1

Города Центрального района, разнообразие их типов, их многофункциональное значение. Города-крепости, исторические древние города, промышленные и научные центры.

Знать города Центрального района, их типы. Знать памятники истории и культуры, а также  современные функции городов.

Уметь называть современные функции городов, анализировать информацию, необходимую для изучения территории, разрабатывать маршруты путешествий по достопримечатель-ным местам, показывать географические объекты на карте

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный и устный опрос. Практическая работа №4 «Центральная Россия»

32

Центрально-Черноземный район

1

Географическое положение. Этапы развития района. Природные ресурсы - чернозем, КМА, АПК и черная металлургия района. Особенности территориальной структуры.

Знать состав Центрально-Черноземного района, этапы освоения территории и развития хозяйства. Знать о природных ресурсах района, о значении «Русского чернозема». Знать о проблеме эрозии  почв и борьбе с ней. Знать об агропромышленном комплексе района, о развитии промышленности. Понимать значение Курской магнитной аномалия (КМА) и черной металлургии района.

Уметь Называть и показывать области, входящие в состав района. Уметь приводить примеры центров производства важнейших видов продукции района.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный и устный опрос, индивидуальные   письменные задания. Работа с картой Центральной России.

33

Волго-Вятский район

1

Внутренняя неоднородность природных условий. Хозяйственные различия севера и юга района. Этническое разнообразие. Нижегородская агломерация.

Знать состав Волго-Вятского района, его внутренняя неоднородность. Знать народы района, их историко-культурные особенности. Понимать значение Нижнего Новгорода и его окружение в экономике страны

Уметь показывать области, входящие в состав района, называть народы. Уметь выделять и объяснять роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства, характеризовать отрасли специализации района.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный и устный опрос,

индивидуальные   письменные задания. . Работа с картой Центральной России.

34

Обобщающий урок по теме «Центральная Россия».

1

Все понятия по теме «Центральная Россия».

Знать все понятия по теме «Центральная Россия».

Уметь работать с картой Центральной России. Уметь находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Электронный учебник. География.9 кл.

Тестирование. Творческие задания.

35

Географическое положение и природа Северо-Запада

1

Географическое положение и природа
Особенности географического положения и природы. Озерный край Северо-Запада, Ладожское озеро. Балтийское море - природа, морские пути, экологические проблемы.

Знать состав и географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории. Знать особенности природы района.

Уметь характеризовать географическое положение района, описывать влияние Балтийского моря на хозяйственную специализацию района.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой Северо – Запад России.

36

Города на старых водных торговых путях.

1

Древние города на старых торговых путях. Современные проблемы старых городов.

Знать значение Балтийского моря и Ладожского озера, их использование и экологические проблемы. Знать древние русские города, особенности их развития и современные проблемы.

Уметь называть функции городов, возникших на водных путях Северо-Запада, разрабатывать маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывать географические объекты на карте.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный и устный опрос,

индивидуальные    письменные задания. Работа с картой Северо – Запад России.

37

Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России

1

Основание и развитие города. Влияние географического положения на статус "морской столицы".
Изменение Петербургом своего ЭГП: преодоление "окраинного положения" за счет строительства каналов, железных дорог, создания современной сети связи

Знать причины основания  Санкт-Петербурга и этапы его развития, особенности промышленности города на разных этапах экономического  развития страны. Понимать новые хозяйственные задачи, стоящие перед городом в современный период истории. Знать  проблемы наводнений. Знать Петербург как центр русской культуры, науки и образования, его планировку и внешний облик, его известные пригороды.

Уметь сравнивать два промышленных гиганта: Москву и Санкт - Петербург, приводить примеры их влияния на окружающее хозяйственное пространство. Уметь характеризовать функции столичного города, анализировать информацию, полученную из различных источников, выступать с сообщениями, презентациями

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные   письменные задания. . Работа с картой Северо – Запад России.

38

Санкт-Петербург - "вторая столица" России.

1

«Столичные" функции Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург - культурная столица России.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Сообщения, презентации.

39

Калининградская область.

1

Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. "Янтарный край". Рекреационное хозяйство. Проблемы развития области.

.Знать историю формирования Калининградской области, его населения и хозяйство, анклавное географическое положение области, «контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития.

Уметь анализировать   информацию,  необходимую для изучения особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Сообщения, презентации.

40

Географическое положение и природа Европейского Севера.

1

Состав и особенности географического положения. Природная неоднородность: от ледяной арктической зоны до таежных лесов. Малоблагоприятность условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. Моря Белое и Баренцево; их роль в жизни района. Поморы.

Знать Географическое положение Европейского Севера, особенности его  природы, значение  Белого и Баренцева моря: природные особенности, пути хозяйственного использования. Понимать место Европейского Севера в русской культуре и истории.

Уметь называть и показывать области, входящие в состав района. Выделять и объяснять роль ГП, природных условий и ресурсов в развитии хозяйства.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой  Северо – Запад России. Сообщения, презентации.

41

Этапы развития хозяйства

1

XVII в. - период расцвета хозяйства Севера. Торговые пути. Север - родина знаменитых русских землепроходцев. Архангельск и Мурманск - морские ворота района и страны. Развитие хозяйства Севера в XIX - XX в. Новая роль Европейского Севера в хозяйственной жизни России.

Знать этапы освоения и заселения территории Севера, изменение роли района в жизни России. Знать Европейский Север как родину русских землепроходцев. Знать историческую смену отраслей специализации Европейского Севера.

Знать  этапы освоения и заселения территории, объяснять причины изменений роли района в жизни России, характеризовать отрасли специализации.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой  Северо – Запад России. Сообщения, презентации.

42

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.

1

Культурное наследие Севера. Монастыри - центры политической, хозяйственной и культурной жизни древности, "архитектурные жемчужины" России. Северные художественные промыслы. Русская деревянная архитектура.

Знать роль Севера в развитии русской культуры, его   природное и культурное наследие,   северные монастыри, художественные промыслы, древнее зодчество.

Уметь анализировать информацию, полученную из различных источников, выступать с сообщениями, презентациями.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Практическая работа №5 «Сравнение Северо – Запада и Европейского Севера»

43

Обобщающий урок по теме «Северо-Запад» и «Европейский Север»

1

Все понятия по темам «Северо-Запад» и «Европейский Север»

Знать все понятия по темам «Северо-Запад» и «Европейский Север».

Уметь работать с картой Северо – Западная Россия Уметь находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета.

Электронный учебник. География.9 кл.

Тестирование. Творческие задания.

44

Географическое положение и природа Поволжья.

1

Географическое положение и состав района. Волга как главная ось хозяйства и расселения. Своеобразие природных условий. Протяженность территории и изменение природных условий. Современные ландшафты. Природные ресурсы.

Знать географическое положение Поволжья, о роли  Волги, как главной оси хозяйства и расселения,  и как природно-хозяйственной границы района. Знать о протяженности территории и изменении природных условий Поволжья.

Уметь называть и показывать области, входящие в состав района. Уметь выделять и объяснять особенности географического положения Поволжья, его природных условий и ресурсов.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой   Поволжья. Сообщения, презентации.

45

Население и хозяйство Поволжья

1

Изменение хозяйства района на разных этапах развития. Современный отраслевой состав. Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности.

Знать этническую и культурную неоднородность района, изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Знать современные отрасли специализации Поволжья, последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения. Знать крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития

Знать этапы хозяйственного освоения территории и особенности состава населения Поволжья. Уметь сравнивать два города (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Работа с картой  Поволжья. Сообщения, презентации.

46

Природные условия Северного Кавказа.

Хозяйство района

1

Состав района, границы, ЭГП.
Разнообразие природы. Внутренняя неоднородность района. Ресурсы Северного Кавказа (почвенные, агроклиматические, рекреационные, минеральные).

Агропромышленный комплекс, его структура. Рекреационные зоны. Ведущие отрасли промышленности.

Знать особенности географического положения и разнообразие природы Северного Кавказа (Европейского Юга),  историю его присоединения к России и заселения русскими.

Уметь называть и показывать области, края и республики, входящие в состав района, выделять и объяснять особенности географического положения и разнообразие природы района.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Практическая работа №6 «Сравнительная характеристика Поволжья и Северного Кавказа»

47

Народы Северного Кавказа

1

Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Казаки и горцы. Культура народов Кавказа.

Знать Северный Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Знать этническое, религиозное, культурное разнообразие района.

Уметь показывать республики, входящие в состав района, называть народы, приводить примеры использования природных ресурсов, влияния окружающей среды на формирование культуры народов

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой  Северный Кавказ. Сообщения, презентации.

48

Южные моря России

1

Значение южных морей России. Черное море - природа, транспортное и рекреационное значение. Экологические проблемы Азовского моря.
Каспийское море. Экологические и хозяйственные последствия колебания уровня моря. Транспортное значение. Ресурсы Каспия.

Знать Черное и Азовское моря, их природу и хозяйственное использование, транспортное и рекреационное значение морей. Знать  крупнейшие порты России на этих морях. Знать природу Каспийского моря, историю его освоения. Понимать причину колебаний уровня моря, их экологические и хозяйственные последствия. Иметь представление о рыбных богатствах Каспия, о месторождениях нефти и   газа.

Уметь характеризовать особенности природы и хозяйственного использования Черного, Азовского и Каспийского морей, приводить примеры объектов природного и культурного наследия России.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой  Северный Кавказ. Сообщения, презентации.

49

Географическое положение и природа Уральского района.

1

Состав района. Специфика географического положения. Урал как природный и экономический район. Его пограничное положение в природном и социально-экономическом плане. Предуралье и Зауралье.
Неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств.

Знать Урал как природный и как экономический район, положение   Предуралья и Зауралья. Понимать пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Знать о разнообразии ископаемых богатств и о неоднородности   природных условий. Иметь представление о

Спектрах широтной и высотной поясности Урала.

Уметь показывать субъекты Федерации, входящие в состав района, определять особенности географического положения, природных условий и ресурсов Северного, Среднего и Южного Урала, Предуралья и Зауралья.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой  Урала. Сообщения, презентации.

50

Этапы развития и современное хозяйство. Города Урала. Проблемы района.

1

Этапы освоения и развития хозяйства, изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства. Рисунок размещения городов Урала. Социальные, экономические и экологические проблемы Урала. Конверсия военно-промышленного комплекса.

Знать этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России, современную структуру хозяйства, ее проблемы. Знать понятие «закрытые города» и «конверсия военно-промышленного комплекса».

Умеют определять этапы освоения и развития промышленности Урала, изменение его роли в хозяйстве страны. Уметь характеризовать  отрасли специализации Урала  и проблемы их развития

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой  Урала. Сообщения, презентации.

51

Обобщающий урок по теме «Европейская часть России»

1

Все понятия по теме «Европейская часть России»

Знать все понятия по теме «Европейская часть России»

Уметь работать с региональными картами Россия. Уметь находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета.

Электронный учебник. География.9 кл.

Тестирование. Творческие задания.

Тема 4.        Азиатская часть России (  14   часов )

52

Природа Сибири.

1

Азиатская Россия - территория, рельеф, климат.
Природа Сибири: рельеф, климат, реки, ландшафт.
Природно-хозяйственные зоны. Условия хозяйственной деятельности в Сибирских ландшафтах.

Знать особенности природы Сибири,  рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства

Уметь описывать природу Сибири, определять черты сходства и различия в природе и условиях ведения хозяйства Сибири и Европейской части России.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картами  Западной и Восточной Сибири. Сообщения, презентации.

53

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

1

Состав, географическое положение, тектоническое строение и особенности рельефа. Климат, реки. Горные хребты и котловины. Климат и реки. Особенности высотной поясности.
Природные ресурсы. Освоение горных районов Сибири.  Виды хозяйственной деятельности

Знать особенности природы и ресурсов гор Южной Сибири, основные месторождения   полезных  ископаемых, особенности  климата и главные сибирские  реки, многообразие  высотной поясности.

Уметь  объяснять  разнообразие природных ландшафтов и полезных ископаемых гор Южной Сибири.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой  Восточной Сибири. Сообщения, презентации.

54

Арктические моря.

1

Моря Северного Ледовитого океана: особенности природы морей, ресурсы, хозяйственное значение.
Северный морской путь. Современные проблемы и перспективы.

Знать Арктические моря и историю русских географических   открытий в Арктике. Знать особенности  Арктических  морей и значение  Северного морского  пути.

Уметь приводить примеры хозяйственной деятельности населения, связанной с арктическими морями, описывать влияние морей на климат внутренних районов Сибири.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с Физической  картой  России.

55

Население Сибири. Хозяйственное освоение Сибири.

1

Формирование этнической карты Сибири. Присоединение к России и заселение русскими.
Характер заселения территории. Изменение роли городов в процессе освоения Сибири.
Освоение Сибири в советское время.
Различия в освоенности территории Сибири.

Знать этнический состав населения Сибири, особенности «сибирских русских». Знать историю хозяйственного освоения Сибири, первые города: Тобольск, Мангазея. Знать этапы развития хозяйства Сибири и сдвиги в размещении населения, изменения в хозяйстве после распада СССР, географические различия в освоении территории, зону Крайнего Севера.

Уметь описывать этническую карту Сибири, особенности характера «сибирских русских», называть причины и этапы хозяйственного освоения Сибири. Уметь приводить примеры различий в степени освоенности территории, предлагать перспективные направления развития хозяйства Сибири.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой народов   России.

56

Природные условия и ресурсы Западной Сибири.

1

Состав территории, географическое положение, рельефа, климат, реки, зональность природы. Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона.
Нефтегазовый район мирового значения. Экологические проблемы

Знать особенности природы Западной Сибири, природно - хозяйственные зоны и   полезные ископаемые региона.

Уметь показывать субъекты Федерации, входящие в состав района, определять особенности географического положения, анализировать условия для развития хозяйства региона.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой Западной Сибири.  Сообщения, презентации.

57

Хозяйство Западной Сибири

1

Западная Сибирь - главная топливная база страны. Кузбасс - угольно-металлургическая база. ВПК. Сельское хозяйство.

Знать, что Западная Сибирь -  главная топливная база страны, понимать   значение металлургии региона, роль ВПК и сложности  сельского  хозяйства.

Уметь приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование районов разной специализации

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Фронтальный и устный опрос.  Работа с картой Западной Сибири.  Сообщения, презентации.

58

Природные условия и ресурсы Восточной Сибири.

1

Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорье мира и крупнейшие реки России.
Топливные, энергетические ресурсы. Минеральные ресурсы. Господство тундры и таежных лесов.

Знать природные условия Восточной  Сибири, особенности  тектоники и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Знать   каскады ГЭС на реках Восточной Сибири и основные природнохозяйственные зоны региона.

Уметь показывать субъекты Федерации, входящие в состав района, характеризовать  природные ресурсы и факторы, затрудняющие их освоение.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой Восточной Сибири.

59

Байкал.

1

Байкал - уникальное творение природы. Площадь озера, объем пресной воды. Особенности природы. Образование озерной котловины. Хозяйство на берегах озера. Экологические проблемы.

Знать о происхождение озера Байкал -  жемчужины России, особенностях байкальской воды, его хозяйственном использовании и экологических проблемах озера.

Уметь объяснять причины происхождение озера и особенности байкальской воды, приводить примеры хозяйственного использования, предлагать пути решение экологических проблем.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой Восточной Сибири.

60

Хозяйство Восточной Сибири

1

Внутренние различия в хозяйственном развитии района.
Ангаро - Енисейский район Восточной Сибири - электроэнергетика, цветная металлургия, лесопромышленный комплекс. Топливная промышленность Восточной Сибири. ВПК. Экологические проблемы.

Знать особенности хозяйства Восточной Сибири, понимать   значение гидроэлектроэнергетики региона в хозяйстве страны, роль цветной металлургии и   лесного комплекса. Понимать проблемы ВПК и сельского хозяйства.

Уметь определять условия для развития отраслей специализации, характеризовать их особенности, прогнозировать перспективы дальнейшего развития региона.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Практическая работа №7. «Сравнительная характеристика Западной и Восточной Сибири».

61

Формирование территории Дальнего Востока. Природные условия и ресурсы.

1

Дальний Восток - контактная зона "суша - море", последствия для природы и хозяйства. Муссонный климат большей части территории. Режим рек.
Разнообразие и смена природных комплексов с севера на юг.
Минеральные ресурсы.
Опасные природные явления - тайфуны, цунами, снегопады, землетрясения, извержения вулканов.

 Знать историю формирования территории Дальнего Востока, границы с Китаем и Японией, их исторические изменения. Понимать особенности природных условий и   причину   многообразия ресурсов региона. Знать об опасных природных явлениях в регионе.

Уметь показывать субъекты Федерации, входящие в состав района, оценивать важность стратегического экономико-географического положения района, показывать современные границы и пограничные государства. Уметь объяснять причины своеобразия природы и сейсмичности Дальнего Востока, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой Дальнего Востока.  Сообщения, презентации.

62

Моря Тихого океана.

1

Общие особенности морей Тихого океана. Своеобразие природы и ресурсов Берингова, Охотского и Японского морей.

Знать моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское, особенности их   природы и хозяйственного использования.

Уметь объяснять причины своеобразия природы и сейсмичности Дальнего Востока, приводть примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой Дальнего Востока.  Сообщения, презентации.

63

Население Дальнего Востока

1

Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока.
Отличительные особенности современного населения.

Знать историю заселения и национальный состав Дальнего Востока, местные народы.

Уметь называть народы, анализировать плотность населения в разных районах Дальнего Востока, объяснять причины ее различий и преобладание городского населения, приводить примеры возможного сотрудничества с пограничными государствами.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой народов России. Сообщения, презентации.

64

Хозяйство Дальнего Востока

1

Особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные особенности.
Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта.

Знать особенности хозяйства района, основные отрасли специализации, главные   транспортные связи и   перспективы развития   района.

Уметь называть, отрасли специализации, характеризовать   транспортные пути региона.

Электронный учебник. География.9 кл.

Интернет – ресурсы. Сайт   Википедия ru.wikipedia.org

Устный опрос,

индивидуальные  письменные задания. Работа с картой Дальнего Востока.  Сообщения, презентации.

65

Обобщение знаний по теме "Азиатская часть России".

1

Общие черты и проблемы восточных районов (хозяйственные, социальные, экологические).
Межрегиональные и хозяйственные связи. Сотрудничество с зарубежными странами в развитии Востока страны.
Сравнение западных и восточных районов России.

Знать все понятия по теме "Азиатская часть России".

Уметь работать с региональными картами Россия. Уметь находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета.

Электронный учебник. География.9 кл.

Тестирование. Творческие задания.

66

Россия в мировом хозяйстве и мировой политике

1

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России.  Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны

Иметь представление о внешних экономических связях России. Знать об  изменении места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды.

Приводить примеры внутригосударственных и внешних экономических связей России. Сравнивать положение России в мире в различные исторические периоды.

Электронный учебник. География.9 кл

Фронтальный и устный опрос.  

Резерв времени  - 2 часа (можно использовать на региональный компонент)

Всего - 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику И.И. Бариновой "География. Природа России", 2 часа в неделю

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....

Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома "География России.Население и хозяйство.", 2 часа в неделю.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Хозяйство и географические районы,9 класс.

пояснительная записка ,календарно-тематическое планированиеи т.д....

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 9 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» Издательство "Просвещение"

Рабочая программа по географии 9 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» Издательство "Просвещение"  ...