Гидросфера. Тема: «Воды суши»
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Червякова Любовь Александровна

Методическая разработка  по теме "Гидросфера", тема урока "Озёра", 6 класс (формирование представлений об озёрах) с использованием презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гидросфера. Тема: «Воды суши»

                           Тема урока: «ОЗЁРА» (Открытый урок в 6 классе)

                        Цель урока: Формирование представлений об озерах.

Задачи:

- Изучить классификацию озер по происхождению озерных котловин.

- Познакомить учащихся с понятиями сточные и бессточные озера.

- Формировать умение составлять описание озера.

- Закрепить умения и навыки работы с картами атласа, контурными картами.

- Показать значение озер для жизни и хозяйственной деятельности человека.

- Воспитывать у учащихся эстетическое и ценностно-нравственное отношения к воде, как жизненно важному  ресурсу (личная значимость изучаемого материала).

Технологии, используемые на уроке:

- Технология коммуникативно - диалоговой   деятельности     (беседа, диалог, рассказ).

- Информационно-коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

Знания:

Термины и понятия -  озеро, озерная котловина, виды котловин: тектонические, ледниковые, карстовые, остаточные, запрудные, вулканические, озера-старицы; озёра сточные и бессточные, значение озер в жизни человека.

Факты:

- Самое большое озеро – Каспийское, площадь 376 тыс. км2

- Самое глубокое – озеро Байкал, глубина составляет 1620 м.

- Самое соленое – Мертвое море, соленость достигает 260-270‰.

- Самое горячее озеро - Фумарольное на Камчатке, средняя t воды в нем — + 50оС.

- Самое высокогорное – озеро Титикака, находится  на высоте 3811 мметров над уровнем моря

- Самое большое в мире подземное озеро находится на глубине 60 метров в Намибии (Африка). Площадь его - более 2 гектар, максимальная глубина - 90 м.

Умения:

- Обозначать озера на контурной карте.

- Описывать озеро по типовому плану.

Вид учебного занятия:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Характер и формы организации УПД учащихся:

- Проблемный, частично-поисковый.

- Фронтальная, индивидуальная, диалог.

- Беседа, работа с настенной картой, атласами, учебниками.

Контроль:

1. Фронтальный устный опрос.

2. Проверка выполнения практических заданий по описанию озера, оформление контурных карт.

Учебно-наглядный комплекс:

- Физические карты мира и России.

- Мультимедийный проектор, компьютер, презентация: презентация «Байкал в системе национального природного наследия», фрагмент в/ф «Озеро Байкал»,  тексты - описания,  

- У учащихся: учебники, тетради, атласы, контурные карты.

Домашнее задание:

- § 31, пересказ; выучить определение понятий.

- Найти пословицы и поговорки, связанные с озерами.

- Обозначить озера на контурной карте полушарий.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение прошлого урока:

  а). Дать понятие реки, привести примеры по карте.

  б). По таблице рассказать о строении речной долины.

  в). Работа с карточками – определение истока, устья и их координат (2-4 ученика)

  г). Что такое бассейн, водораздел, показать на карте.

  д). Чем отличается равнинная река от горной реки, привести примеры.

  е). Рассказать о питании рек.

3.Объяснение нового материала:  по схеме (на доске), зарисовываем всё в тетрадь с комментариями и проговариваем.

4.Просмотр фрагмента в/ф «Озеро Байкал»,  презентации «Байкал в системе национального природного наследия», тексты – описания озёр мира.  

5.Беседа по фрагментам фильма и презентации:

 1) Каковы особенности озера:

а) уникальность данного озера (слайды 2,3,4,5)

б) прозрачность воды и её определение (слайд 6)

в) растительный и животный мир (слайды 8,9,10,11)

г) природоохранные меры (слайды12,13,14)

6.Озерные котловины. Классификация озер по происхождению  котловин.

Если озеро – это природное углубление, то каким может быть его происхождение? Какие природные процессы и явления могут привести к образованию природных котловин?

Почему озерные котловины разнообразны по происхождению? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим как классифицируются озера по происхождению озерных котловин.                          

По ходу работы с картой атласа и текстом учебника учащиеся заполняют таблицу, после чего отвечают на проблемный вопрос, делают выводы.

Классификация озер по происхождению озерных котловин

Происхождение котловин

Условия образования

Примеры

Тектонические

Образуются путем заполнения трещин в земной коре.

 Байкал, Танганьика

                     

Ледниковые

Являются результатом деятельности материковых и горных ледников.

Ладожское, Онежское

                 

Карстовые

Подземные воды, растворяя горные породы, образуют под землей различные полости, что ведет к провалам. На месте провалов возникают озера.

Встречаются в понижениях на Южном Урале

 

               

Вулканические

Образуется при наполнении водой вулканического кратера.

Много на Камчатке (например, Кроноцкое, Курильское, в кратере вулкана Горелый)    

Запрудные

Образуются в долинах горных рек, если русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы.

Озеро Сарезское озеро на Памире      

                                                                                                                                       

Озера-старицы

Участок бывшего русла реки, отчленившийся от основного русла.

Мелкие озера, расположенные в поймах рек                              

- Вывод: озера образуются под действием внутренних и внешних процессов литосферы, а также под влиянием хозяйственной деятельности человека.

7. Вода в озере. Источники питания озер. Сточные и бессточные озера.                        Если озеро – это природная котловина, заполненная водой, то откуда берется вода?

Какие условия нужны, чтобы природная котловина заполнилась

водой, и в ней образовалось озеро? При каких условиях в озере сохраняется постоянный уровень воды?

Давайте вспомним, какие источники питания имеют реки, есть ли сходства питания рек с питанием озер?

- Запасы воды в озерах пополняются за счет атмосферных осадков, грунтовых вод, т.е. озера питаются дождевой, талой, подземной водой (ожидаемый ответ).                                                                                                  

Запасы воды в озерах пополняются также за счет вод рек и ручьев, впадающих в озеро.                          

8.Озёра сточные и бессточные.

Из многих озер вытекают реки, т.е. происходит сток озерных вод. Озера, из которых  вытекают реки - сточные.                                                

Сточные озера – пресные. Например,  озеро Байкал пресное, воды в нем небогаты растворенными солями, в 1литре воды всего 100 мл. солей. В него впадает более 554 реки, а вытекает одна река - Ангара.

Озера, из которых не вытекают реки - бессточные.                                           Большинство озер относится к бессточным. В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится

соленой и горькой. В таких озерах соль выпадает на дно в осадок. В них добывают поваренную соль.                                                                        

Самое соленое - озеро-море - Мертвое, соленость в нем 270‰ . Почему люди могут спокойно лежать на поверхности воды и читать газету? Почему в этом озере нельзя утонуть?                                                      

9.Деление озёр по солёности.

 Все озера по солености можно разделить на 3 группы.

Пресные – до 1‰, солоноватые от 1 до35‰ , соленые – более 35‰.

10. Обозначение озёр на карте.

Пользуясь картами атласа, приведите примеры сточных и бессточных озер на карте полушарий и карте России.

В чем различия изображения соленых и пресных озер на картах атласа?              Почему на карте озеро Балхаш изображено двумя цветами?

- На карте пресные озера изображаются голубым цветом, а соленые – светло-фиолетовым.  Значит, озеро Балхаш имеет и пресную и соленую воду. На карте видно, что в одну половину озера река втекает, в другую нет, а нам известно, что реки опресняют водоемы, в которые они впадают (ожидаемый ответ).

11. Значение озер в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Озёра играют важную роль в окружающей среде и жизни населения. Не случайно в музыке, живописи, фольклоре, озера занимают значительное место, им посвящены прекрасные произведения.

Приведите примеры.

- В музыке - песни: «Славное море - священный Байкал», «Колдовское озеро»…

- В живописи – картины: «Озеро» (Левитан), «Озеро» (Васнецов)…

- В фольклоре: мифы и легенды о Байкале, пословицы и поговорки об озерах…(ожидаемые ответы).

В настоящее время вода озер используется очень интенсивно во всех сферах жизни и хозяйственной деятельности.

Приведите примеры использования озер человеком.

- Они содержат значительные природные ресурсы и используются для водоснабжения, рыбной ловли, орошения, добывания различных минеральных веществ и рекреации (как места оздоровления и отдыха).                                  

 12. Закрепление: практическая работа «Описание озера». Работа в рабочих тетрадях (на работу отводится 5-7 минут).

1). Практическая работа. Описание озера.

Опишите озеро по плану.     I В. – Каспийское      II В. – Байкал          

1).На каком материке, и в какой его части находится озеро.

2).Между какими меридианами и параллелями расположено.

3).Происхождение котловины.

4).Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.

5).Соленое или пресное.

 2).Подберите пару озеро – материк, используя карту атласа.

Каспийское              а) Австралия                          

Балхаш                    б) Африка

Титикака                  в) Евразия

Мичиган                   г) Северная Америка

Маракайбо               д) Южная Америка

Байкал

Эйр

Чад

Верхнее

Ньяса                                                                                                  

Проверьте правильность выполнения задания:

1-в                    6-в

2-в                    7-а

3-д                    8-б

4-г                     9-г

   5-г                    10-б

                                                                                                                                                                                                                                                                    Домашнее задание:                                                                                

§ 31, прочитать, таблица в тетради, подобрать пословицы и поговорки, связанные с озерами, подписать названия озер на контурной карте полушарий

13.Обобщение. Итоги урока. Рефлексия.

Пришло время подвести итоги: Что нового для себя Вы узнали на уроке?

 Какими бывают озера по происхождению? Откуда берется вода? Какие условия нужны, чтобы природная котловина заполнилась водой, и в ней образовалось озеро?

Какая разница между сточными  и бессточными озерами?

Где чаще можно встретить соленые озёра? Как реки влияют на соленость озер?

Почему разные народы, проживающие на берегах озер, относятся к ним как к священным объектам? Страдают ли  озёра от деятельности  человека?

Те знания и умения, которые, мы получили сегодня на уроке, в дальнейшем нам пригодятся в курсе изучения природы России.  

Список литературы:

Герасимова Т.П, Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. 6 класс. М.: Просвещение, 1991 – с.130-131.

Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2008 –с.95-98.                                          

                                                       

                                                      Тема: «Воды суши»

Тема урока «Озера»

( дополнительный материал к уроку)

1. Жителям  Алжира (Африка) Сиди – бель - Аббес нет необходимости покупать чернила. Рядом находится целое озеро чернил. Откуда же оно взялось? Образовали его две большие речушки. Одна из них насыщена солями железа, а другая протекает через торфяные болота и содержит в своей воде те же вещества, что и сок чернильных орешков. При смешении этих вод образуются чернила. В этом озере вы не увидите ни рыбы, ни других живых существ. Вода его пригодна только для письма.

2.Озеро – «кастрюля». Озеро Киву, которое расположено в Восточной Африке, иногда превращается в своего рода гигантскую «кастрюлю», где варится «уха». Озеро находится в тектонической впадине недалеко от вулкана Китуро. При извержении вулкана лава стекает в озеро, от чего вода в нём закипает, а рыба и водоросли, находящиеся в ней варятся. Такая варка ухи иногда длится неделями. Когда вулкан успокаивается, местные жители подплывают на лодках и вылавливают сварившуюся рыбу для употребления в пищу. Последний раз такая варка «ухи» на озере Киву наблюдалась в 1948 году.

3.Самым «мёртвым» является не Мёртвое море, а озеро «смерти» в Сицилии. На его берегах отсутствует растительность, а всякое живое существо в воде озера настигает мгновенная смерть. Со дна озера бьют два источника сильно концентрированной кислоты. Она – то и отравляет воду.

4. Заморы. В условия ледового и снежного покрова водоёмов резко нарушается нормальный газовый режим. Отмирающие водоросли, затонувший лес, потребляют значительное количество кислорода. Из – за недостатка кислорода рыба задыхается, она ищет промоины лезет к прорубям, иногда в поисках отдушины рыба ведёт себя очень тревожно. Ощущая спад воды, сазан норовит подняться против течения, пока не уткнётся в ил придавленный льдом. По весне, можно часто наблюдать на реках Сибири рыбу, вмёрзшую в лёд.

5. Сарезское – запрудное озеро Памира.

Февральской ночью 1911 года жители верховьев Мургаба проснулись от неимоверного гула, идущего из недр Земли, гул сопровождался оглушительным каменным грохотом. Казалось, что где – то вверху разбушевался невидимый джинн, ломающий памирского исполина. С вершин летели гигантские обломки скал. У перепуганных людей под ногами ходила почва. Было сильное землетрясение, и над кишлаком Усой несколько дней кружились клубы густой пыли. А когда пыль рассеялась, в русле реки люди увидели не рукотворную каменную стену полукилометровой высоты. Образовавшаяся из обломков скал стена перегородила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское озеро.

Длина 60 километров, глубина 505 метров.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Презентация по географии: «Байкал в системе национального природного наследия России» Выполнила учитель географии ГБОУ СОШ №303 Червякова Любовь Александровна

Слайд 2
ВВЕДЕНИЕ, АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:География озера.Название.Возраст.Свойства воды.ВОЗДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ НА ОЗЕРО.

Слайд 3
«А вода в нем зело чистая, что дно видится на многие сажени в воде, и к питию зело здравая»,- говорил Николай Спафарий.Основное условие жизни на Земле- чистая, пресная, питьевая вода.В Байкале хватит этой воды, чтобы 50 лет поить все человечество.В связи с этим особого внимания заслуживает охрана воды данного водоема.

Слайд 4
Название Существует не менее десятка предположений о происхождении названия озера, наиболее вероятным из которых является название от тюркоязычного- «Бай-куль»- богатое озеро.
Возраст Возраст озера Байкал составляет приблизительно 20000000 лет, а по многим источникам и все 38000000.

Слайд 5
География озера.Озеро Байкал находится на юге Восточной Сибири.Окружен со всех сторон горными хребтами.Расположен на высоте 455 метров над уровнем моря.

Слайд 6
Байкал- это 20% мировых запасов чистейшей воды.В Байкал впадает 336 постоянных реки.Вода очень прозрачна, диск виден на глубине 40 метров.Во всех слоях вода насыщена кислородом.Максимальная глубина-1637 м., средняя-730 м.

Слайд 7
НА БАЙКАЛЕ 22 ОСТРОВА, САМЫЙ БОЛЬШОЙ ОСТРОВОЛЬХОН.

Слайд 8
Всего известно более 2500 видов растений и животных, более половины из них эндемики-виды, кроме Байкала, нигде не встречающиеся.

Слайд 9
Рачок эпишура-чудо Байкала, именно ему озеро обязано своей чистотой.

Слайд 10
Байкальский тюлень- нерпа.Существуют различные гипотезы о том, как попало это морское животное в Байкал: видимо проник онсюда из северных морей при похолодании в ледниковоевремя.

Слайд 11
Голомянка - полупрозрачная рыбка, она на половину состоит из жира,мечет не икру, а живых детенышей. .

Слайд 12
Существенное воздействие людей на Байкал началось 45 лет назад:1.С постройкой Иркутской ГЭС уровень Байкала поднялся на один метр, что вызвало помутнение вод.2.Идет загрязнение вод при сплаве древесины.3.Сильно повлияло строительство БАМа -увеличился твердый сток в Байкал.4. Немалая доля загрязнений поступает от флота, водного и сухопутного туризма.5.Построен ЦБК, воды которого, даже очищенные наносят огромный вред озеру.

Слайд 13
ПЕЧАЛЬНО ЗНАМЕНИТЫЙЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения знаний по теме "Воды суши"

Использование групповой формы работы на уроке обобщения и закрепления знаний....

Презентация по теме: "Воды суши. Реки"

Презентация  по теме "Воды суши. Реки" демонстрирует крупнейшье реки мира, России, части рек,речную систему, горные и равнинные реки, пороги и водопады....

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"

Тема урока: "Воды суши. Подземные воды"   Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны....

Урок по теме «Воды суши: реки и озёра»

Урок проводится в 6 классе при изучении оболочки "Гидросфера", это урок изучения нового материала. Составлен по новым стандартам ФГОС...

Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".

Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...

Урок географии по теме "Воды суши. Реки."

На данном уроке изучаем тему "Реки" . Знакомимся со строением реки, с понятием "Речная система", учимся давать характеристику рек России....

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....