Потенциал проектных работ для формирования метапредметных умений и навыков на уроках географии
статья по географии по теме

Каргина Светлана Васильевна

В данном материале рассматривается значимость проектной деятельности школьников как педагогической технологии, способствующей развитию и формированию метапредметных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  (повышения квалификации) специалистов

СанктПетербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра естественнонаучного образования. География.

Курсовая работа

Тема: Потенциал проектных работ для формирования метапредметных умений и навыков на уроках географии.

Автор:

Каргина Светлана Васильевна,

заместитель директора по УВР

ГБОУ Петергофской гимназии

императора Александра II,

слушатель курса «Государственная итоговая

аттестация выпускников: технологии подготовки»

Куратор:

Кузнецова Татьяна Станиславовна,

доцент кафедры естественнонаучного образования,

кандидат педагогических наук

СанктПетербург

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        

стр. 3 - 4

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

стр. 5 - 6

Из опыта работы по организации проектной деятельности школьников.

стр. 7 -10

Заключение

стр. 11

Литература

стр. 12

ВВЕДЕНИЕ

Самое прекрасное зрелище на свете –

это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни,

после того, как ее показали ему вы.

Конфуций

Мобильность, активность, успешность – эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. Выпускники школы не только знакомы с  этими определениями, но и осознанно стремятся к их воплощению в жизни. Обществом востребованы специалисты, способные к самостоятельному принятию решений, умеющие действовать в быстро изменяющихся ситуациях, адекватно ориентирующиеся во всех сферах социальной жизни. Воспитание такого профессионала предполагает содействие самостоятельному развитию личности, ее готовности к самореализации в профессии, адаптации в социуме.  На такой подход к образованию направлен новый ФГОС. Основная задача современного образования  «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию». [5] 

 Активная экономическая жизнь современного российского общества требует от школы подготовки человека нового формата, способного быстро решать жизненные трудности, ориентироваться в потоке информации, и для этого уже не достаточно большого количества предметных знаний, важным становится умение самостоятельно добывать необходимые знания. Поэтому школьное образование переходит к метапредметному образованию.

Цель метапредметного образования – не освоение учебной деятельности, а генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества. [3]

 Перечень педагогических технологий, которые способствуют достижению метапредметных умений разнообразен: технология личностно – ориентированного обучения; технология развивающего обучения; личностно – ориентированная технология; технология проектной деятельности и другие.

Проектная деятельность школьников относится  к «инновационным педагогическим технологиям». Психологи и педагоги видят в этой форме учебной деятельности огромный образовательный потенциал: она формирует самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывает научное мировоззрение, усиливает положительную мотивацию в обучении, развивает личность школьника, ее творческие и интеллектуальные возможности.

Ведение школьниками проектных работ способствует развитию и формированию многих метапредметных компетенций, перечисленных в ФГОС.

Содержание школьной географии обладает богатыми возможностями в плане вовлечения учащихся в проектную деятельность, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной средней школы по географии. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать, например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека. В планируемых результатах обучения в вариантах программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека на примере рек, озер, болот, подземных вод, рост населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений, развитие хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности.

Ведущая педагогическая идея моего опыта - развитие личностных качеств учащихся, повышение уровня их самостоятельности и познавательного интереса к предмету, раскрытие их способностей, создание условий для успешной самореализации и развития личности через вовлечение их в проектную деятельность.

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений

и навыков.

 Использование  такой педагогической технологии, как проектная деятельность, становится неотъемлемой частью педагогического процесса. Метод проектов является наиболее распространенным и способствует более глубокому усвоению курса географии и практическому применению знаний. При этом учитель решает ряд задач: педагогических, практических и социальных.

Проектная деятельность  – педагогическая технология, направленная на применение и приобретение новых знаний для освоения новых способов деятельности, а не на простое накопление фактических знаний. [4]

В процессе проектной деятельности, формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большого числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

Применение проектной технологии имеет ряд преимуществ:

  1. Способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, метод проектов заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
  2. Актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
  3. Обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:
  • выявление проблемы исследования;
  • постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
  • формулировка гипотез исследования;
  • определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
  • сбор информации;
  • аналитическая работа;
  • корректировка поставленных задач и хода исследования;
  • дальнейший поиск информации;
  • анализ новых фактов;
  • обобщение — рассуждение — получение новых данных;
  • оформление результатов исследования;
  • обсуждение и транслирование полученных результатов.
  1. Выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.    Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Проектная деятельность позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, рождая при этом новые идеи.

Географию как школьный предмет можно отнести  как к общественным наукам, так и к естественным. С одной стороны, точная наука, в которой все подчиняется строгим законам, а каждое предположение проверяется на практике путем опыта и исследования. С другой стороны, география – предмет мечтателей и путешественников, позволяющий раздвинуть привычные рамки и границы и обладающий широчайшими воспитательными возможностями. Где как не на уроках географии можно применять технологию проектной деятельности.

Из опыта работы по организации проектной деятельности школьников.

Работа по методу проектов успешно проводится мною с 2006 года при поддержке и научном руководстве доцента Санкт-Петербугского Государственного университета и педагога дополнительного образования ГОУ ДДТ Петродворцового района Надпорожской М. А.

Первая работа была выполнена учениками 9 класса в 2006 – 2007 учебном году по проблеме загрязнения дерново-подзолистой суглинистой почвы нефтепродуктами и возможности ее реабилитации. Заявленная тема работы привлекла внимание учащихся прежде всего своей социальной значимостью, так как этот вид загрязнения является важной экологической проблемой Санкт – Петербурга. Итогом явилось участие школьников в районном и городском этапах олимпиады по экологии, где ребята успешно защитили данный проект и получили дипломы II и III степени. Также данная работа стала одним из победителей II Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды». Материалы работы были представлены на Региональной молодежной научной конференции «Экологическая школа в г. Петергофе – наукограде Российской Федерации: проблемы национального сектора Балтийского региона и пути их решения», а так же Юбилейной Всероссийской научной конференции X Докучаевских молодежных чтениях «Почвы и техногенез».

В этом же учебном году учащиеся 10 класса с проектом «Оценка прудов парка Сергиевка по контролю приоритетных загрязнителей» стали участниками различных региональных экологических конкурсов и олимпиад, а также вышли в финал Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников, который проходил в

г. Москве с 21 по 25 апреля. Данный проект является долгосрочным и работа над ним была продолжена в 2010 году. В сентябре того же года делегация школьников принимала участие в XV Экологическом слете «Сура-2010», в г. Саранске (Республика Мордовия), в рамках Международного эколого-патриотического проекта «По Великой России: в поисках истины, добра и красоты». Существенно то, что проект построен на региональном материале. В основу положен 10-летний опыт исследовательской деятельности ученых БНИИ СПбГУ по водным объектам Петродворца и Ломоносовского района. Кроме того, парк Сергиевка является памятником природы, включен в список мировых ценностей ЮНЕСКО. От чистоты его прудов зависит чистота Финского залива. [1]

В 2008 – 2009 учебном году учащимися 8 класса был осуществлен проект -  «Школьный сад на рубеже веков», в основу которого будут положены исследования, проводимые школьниками  в прошлом учебном году, а также сведения о состоянии пришкольной территории с момента образования школы в 1904 году. Целью данной работы предполагается выявление антропогенного влияния на пришкольную территорию за почти 105 – летний период существования данного учебного заведения.

В 2014 году ученик 6 класса с проектом «Учет численности крякв на Ольгином пруду в Петергофе» принял участие в IX ежегодной молодежной экологической Школы-конференции в усадьбе «Сергиевка»  - «Сохранение природной среды и оптимизация ее использования в Балтийском регионе».

Конечно, проект, изготовленный учениками 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в этом возрасте учащиеся учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым классом и в старших классах учащимся не сложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

Большой опыт работы по технологии проектной деятельности позволил разработать элективный курс «Практическая экология для жизни и профессии». Данный курс является междисциплинарным и метапредметным, т.к. объединяет, закрепляет и расширяет знания, полученные на уроках химии, физики, биологии и географии, формирует экологическую культуру и, как результат – развивает ключевые компетенции школьников.

Курс состоит из четырех модулей. Первые три модуля посвящены работам с поверхностными водами, почвой и основам здорового образа жизни. Четвертый модуль предполагает выполнение индивидуальных или групповых проектных работ.

Ценность данного курса в том, что он построен с учетом региональных особенностей Петродворцового района. Кроме того, предлагаемые лабораторно-практические работы не требуют дорогостоящего оборудования, поэтому могут быть использованы в школах с различным материально-техническим уровнем.

Наименование модуля

Темы занятий

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Итоги

Всего

Теория

Практика

1. Водные зеркала и зазеркалье Петродворцового района

8

2

6

1.1. Природный – значит чистый!? (Что или кто может загрязнять природные воды?)

1

1

-

Диспут, диагностика первичного уровня знакомства с проблемой

Индивидуальные тесты и анкеты сохраняются до заключительного занятия в конце учебного года

1.2. Какой водицы можно напиться?

1

-

1

Практическая работа

Освоение навыков описания органолептических свойств природных вод и модельных водных растворов

1.3. Эти загадочные буквы «рН»

1

-

1

Практическая работа

Освоение способов определения рН водных растворов разными методами

1.4. «Мягкая» и «жесткая» - разве это о воде?

1

-

1

Практическая работа

Использование методов определения общей минерализации и жесткости природных и модельных водных растворов

1.5. Представь, что ты – сотрудник водной экологической службы

1

-

1

Работа с литературой и сайтом Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности СПб

Ознакомление с показателями ПДК и ОДК поверхностных вод разного хозяйственного назначения

1.6. Качество водоемов «шаговой доступности»

2

2

Экскурсионно-практическая работа

Определение качества воды на близлежащих прудах и водотоках

1.7. Подведем итог и сделаем свой выбор

1

-

-

Конференция

Обобщение и повторение полученных знаний.

Планирование проектов

2. Почва – «кожа Земли»

2

6

2.1. Можно ли сказать, что почва – «Кожа Земли»?

1

1

-

Лекция-диспут, тестирование

Диагностика первоначального уровня знаний о почве

2.2. «Слоеный пирог» почвы

1

-

1

Экскурсионно-практическая работа

Ознакомление с почвенными разрезами. Отбор образцов почвы.

2.3. Посмотрим на почву внимательно

3

-

3

Практическая работа

Освоение навыков изучения морфологии и физико-химических свойств почвы

2.4. Шаг за шагом в поиске новых знаний

2

-

2

Экскурсионно-практическая работа.

Практическое использование методов изучения растительности и свойств поверхностных горизонтов почв

2.5. Расскажем о почве в «красках»

1

1

-

Конференция

Обобщение и повторение полученных знаний.

Планирование проектов

3. Мое здоровье – мое богатство!

8

3

5

3.1. Что значит быть здоровым?

1

1

-

Деловая игра

Диагностика первоначального уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни

3.2. Если хочешь быть здоров…

1

-

1

Практическая работа

Определение гармоничности собственного физического развития

3.3. Пока мы живы, пища нам нужна, в ней сил исток, дает нам рост она… (Авиценна)

2

1

1

Круглый стол, педагогическая мастерская «Азбука потребителя»

Обсуждение проблемы питания школьников.

Опыт выявления пищевых добавок в продуктах питания; анализа этикеток

3.4. Что ты знаешь о своем темпераменте?

1

-

1

Практическая работа

Определение индивидуального типа темперамента.

3.5. Твои «биологические часы»

1

-

1

Практическая работа

Определение собственного хронобиологического типа

3.6. Режим дня – это скучно?

1

-

1

Практическая работа

Анализ собственного режима дня

3.7. Подведем итог и сделаем свой выбор

1

1

-

Конференция

Подготовка и планирование проектных работ

4. Эколого-образовательное проектирование

10

3

7

Работа над индивидуальным или групповым проектом

8

1

7

Индивидуальная или групповая работа

Реализация опыта работы в технологии проекта

Защита проекта. Рефлексия

2

2

-

Индивидуально-групповая работа

Общие сведения об объекте работы

ИТОГО:

34

10

24

Подводя итог всему сказанному, проектная деятельность является той формой организации обучения, которая позволяет значительно повысить эффективность обучения; способствует развитию личности, её самоорганизации и самореализации; активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся; формирует активную жизненную позицию.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а тк же в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

         

Заключение

Преподавание в школе в современном  и быстроменяющемся мире не может сводиться только к тому, чтобы вооружить учащихся определённым запасом знаний. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов. Существует такой тезис – «жизнь на уроке должна стать подлинной». Сделать ее такой – задача современного учителя.

 «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить». [2]

Применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Метод проектов - это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности, обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности.

Используя метод проектов на уроках географии, я пришла к выводу:

  1. Проектная технология на уроках географии приемлема и результативна.
  2. Проектная технология позволяет учащимся приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач.
  3. Проектная технология умело сочетается и с другими технологиями, не исключает их использование на уроках.

Считаю, что основной задачей учителя является: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным.

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География — один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать, и я научусь.

Литература

  1. Каргина С. В. Формирование экологической культуры школьников в процессе участия их в социально-экологических проектах: Материалы VII Всероссийского научно – практического семинара 08 – 12 ноября 2010 г., Санкт – Петербург. – СПб.: «Крисмас +», 2010. – С. 96-98.
  2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. - 2004. - №5. - С.3-12.
  3. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосоо-

бразности // Вестник Института образования человека. — 02.03.2012. — http://eidosinstitute.ru/journal/2012/0302.htm.

  1. Чечель  И. Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. № 3. С. 11–16.
  2. ФГОС: Основное общее образование.- М. Просвещение, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии

В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Основу «Технологии» составляет самостоятельная проектная деятельность обучающихся. Руководство, которой для учителя технологии дело, в общем – то не новое. Учитель технологии на своих уроках во ...

формирование метапредметных умений и навыков на уроках технологии

Формирование метапредметных умений и навыков  школьников в процессе проведения проектной деятельности на уроках технологии...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках физики

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, ч...

Формирование метапредметных умений и навыков на уроках математики в 5-6 классах

О методических приемах личностно-ориентированного и деятельностного подходов, о формировании универсальных учебных дйствий у учащихся, о необходимости включения в урок разнообразных технологий, о возм...

Статья "К вопросу о формировании метапредметных умений и навыков на уроках немецкого языка"

В статье рассматривается вопрос формирования метапредметных умений и навыков на уроке немецкого языка, анализируются упражнения для 5-9 классов, представленные в УМК «Горизонты»,...