Формирование метапредметных умений и навыков на уроках математики в 5-6 классах
статья по математике (5, 6 класс) на тему

Бабанина Наталья Григорьевна

О методических приемах личностно-ориентированного и деятельностного подходов, о формировании универсальных учебных дйствий у учащихся, о необходимости включения в урок разнообразных технологий, о возможности детей понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon babanina_n.g._doklad.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ.

Сегодня в России школа работает по новым образовательным стандартам. Методологическую основу ФГОС второго поколения составляют компетентностный и системно-деятельностный подходы, а приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность обучения в целом.

Систему учебных действий составляют личностные, метапредметные и предметные результаты, в стандарте описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Особое внимание в новых стандартах уделено метапредметным результатам обучения, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего развития.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты уверенная ориентация в различных предметных областях; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми  т.д.

Между тем, понимание результатов метапредметного обучения через универсальные учебные действия, которое дается в ФГОС, является недостаточно технологичным. За этим определением не стоит отчетливого понимания того, что, по сути, представляют собой универсальные учебные действия, отсутствует указание на конкретную образовательную практику и технологии,  с помощью которых результат обучения достигается. Поэтому у учителя сегодня нет образца, на который он должен ориентироваться в работе с детьми.

Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития мышления, коммуникации, рефлексии учащихся. В связи с этим, учеными и практиками сегодня ведется поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Итак, в Федеральном государственном образовательном стандарте метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

Примечательно, что метапредметный подход, ориентированный на развитие личности ребенка, был популярен в нашей стране еще в 20-е годы прошлого века и назывался методом  проектов. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени  с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Однако, в 1932 году метод проектов осудили и школа вернулась к предметному обучению. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах обучения в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

В широком значении универсальные учебные действия (УУД) понимаются как умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком,  психологическом смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, т. е. метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее предметного содержания. Сформированные универсальные учебные действия позволяют учащимся принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.

К универсальным учебным действиям относят, во-первых личностные характеристики, представляющие собой готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, ориентацию в жизненных ролях и межличностных отношениях(формируются во время выполнения заданий, в которых школьникам предлагается дать собственную оценку).

Во-вторых, регулятивные умения и навыки, состоящие в умении поставить учебную цель на основе того, что уже известно и усвоено; планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата; прогнозировать результат своих действий; контролировать их и соотносить способы действий и результаты с заданным эталоном; корректировать свои действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; оценивать качество и уровень усвоения знаний(формируются при выполнении заданий, в которых обучающимся предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат с выводом в рамке).

Наконец, коммуникативные действия, выражающиеся в умении планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; навыках постановки вопросов; разрешения конфликтов; умении полно и точно выражать свои мысли; владении монологической речью. Эти УУД формируются при организации работы в группе.

Математический курс в основной школе представлен следующими разделами: арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия.

Изучение математики направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Обучение математике часто сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачи. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышление у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей.

Достижение метапредметных результатов обучения возможно на любом этапе урока  

Таблица

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационное начало урока

Проверка  домашнего задания. Объявление темы урока

Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме

Актуализация знаний

Задаёт вопросы,  комментирует и корректирует ответы детей

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока

Анализ, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Постановка целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Целеполагание, подведение под понятия

Объяснение нового материала

Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников

Записывают тему, воспринимают новую информацию, отвечают на вопросы

Элементы волевой саморегуляции, знаково-символические действия

Первичная проверка знаний

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы

Отвечают на вопросы. Решают поставленные задачи

Извлечение необходимой информации из прослушанного материала, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей

Закрепление знаний

Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения

Отвечают на вопросы. Решение записывают в тетрадь. Выполняют проверочный тест

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Предлагает оценить свою работу на уроке. Поясняет  домашнее задание

Проводят самооценку, рефлексию. Записывают домашнее задание

Анализ и синтез, рефлексия способов  и условий действия

Формирование метапредметных умений и навыков осуществляется в ходе использования технологий метапредметного обучения – развивающего обучения, критического мышления, теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), личностно-ориентированного обучения, проектных технологий и т.д. Общей основой  разнообразных инновационных технологий обучения, имеющей поисковую направленность, является надпредметная поисковая учебная деятельность – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая.

В качестве иллюстрации процесса формирования метапредметных умений и навыков у школьников приведем фрагменты уроков математики и конкретных заданий.

Например, формируя умение соотносить полученный результат с поставленной учебной задачей, учащимся может быть предложено следующее задание: «Запиши наименьшее четырехзначное число, которое составлено с помощью четырех разных цифр».

При этом проверяется способность «удерживать» все  условия поставленной задачи.

Для развития у школьников навыков планирования, контроля и оценки учебных действий могут использоваться следующие задания.

1. Поставь скобки так, чтобы равенства были верными.

520 – 120 × 3 + 50 = 110

360 – 240 × 3 : 6 = 60

Проверяется готовность контролировать процесс и результат выполнения учебной задачи: «Равенство должно быть верным».

       2. Ты и Петя при решении примеров допустили ошибки. Поставь отметку себе и Пете.

Работа Пети                                               Твоя работа

20 × 30 = 60 600                                           20 × 30= 60 600

92 × 2 = 184                                                  92 × 2 = 184

54 × 2 = 18 108                                             54 × 2 = 108

302 × 3 = 906                                                302 × 3 = 96 906

Отметка:____                                            Отметка:____                                                    Проверяется адекватность самооценки, так как в обеих работах одинаковое количество ошибок.

Формируя навыки использования знаково-символических средств представления информации учащимся могут быть предложены следующее задание.

Сделай чертеж к задаче.

От пристани одновременно отправились в противоположных направлениях два катера. Один шел со скоростью 45 км/ ч, а второй со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

Проверяется умение использовать знаково-символические средства в виде схемы .

        Овладение учащимися логическими действиями и умственными операциями происходит при выполнении следующего задания.

Распредели фигуры на две группы. Запиши общее свойство каждой группы.

Запиши номера фигур:

Первая группа: ________, общее свойство:_____________________________

Вторая группа:________ , общее свойство: _____________________________

Проверяется умение группировать (классифицировать) объекты .

      Таким образом, включения в урок разнообразные технологии, методические приемы личностно-ориентированного и деятельностного подходов обучения, учитель способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики

В условиях внедрения ФГОС 2 поколения большое значение приобретает формирование УУД (универсальных учебных действий) то есть по сути - общеучебных умений и навыков. Над этой проблемой работали замечат...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии

В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...

формирование метапредметных умений и навыков на уроках технологии

Формирование метапредметных умений и навыков  школьников в процессе проведения проектной деятельности на уроках технологии...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках физики

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, ч...

Потенциал проектных работ для формирования метапредметных умений и навыков на уроках географии

В данном материале рассматривается значимость проектной деятельности школьников как педагогической технологии, способствующей развитию и формированию метапредметных компетенций....

Статья "К вопросу о формировании метапредметных умений и навыков на уроках немецкого языка"

В статье рассматривается вопрос формирования метапредметных умений и навыков на уроке немецкого языка, анализируются упражнения для 5-9 классов, представленные в УМК «Горизонты»,...