Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
статья по географии на тему

Данная статья раскрывает метод исследовательских проектов,который  решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской деятельности  учащихся

во внеурочное время

В соответствии с концепцией модернизации  российского образования основная цель  образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей  личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору  в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового  к его продолжению в течение всей жизни.

Для осуществления поставленной цели педагогическим коллективом нашей школы были определены различные виды деятельности обучающихся.

Одним из  эффективных  направлений в данной работе признана исследовательская деятельность, так как именно метод исследовательских проектов решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов. Создание  исследовательской работы — самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя. У обучающихся улучшается успеваемость и качество знаний, повышается познавательный интерес, развиваются творческие и интеллектуальные способности. Учащиеся приобретают коммуникативные, ораторские качества, формируются навыки работы с документами, аккуратность, ответственность, дисциплинированность, внимательность и наблюдательность.

Организация исследовательской работы школьников требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования.

Целесообразность научной работы в средней школе еще иногда вызывает сомнения у некоторых учителей. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступают доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников представляется несостоятельной, поскольку основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки.

Что же касается тезиса о сомнительности новизны и научной значимости результатов ученических работ, то не следует подходить к этим работам с мерками академической науки. Учебная исследовательская работа, как правило, преследует цель не достижения нового научного результата, а обучения алгоритму проведения такого исследования. Иными словами, первостепенной задачей является обучение учащихся постановке цели и поиску оптимальных путей достижения поставленной цели.

Мы убедились, что в процессе школьного исследования действительно иногда можно получить научные данные, соответствующие требованиям актуальности, новизны и практической значимости исследования, предъявляемым к научным работам разного уровня.

Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  • развивает у школьников творческие способности и вырабатывает  у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
  • формирует аналитическое  и критическое мышление  в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  • даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
  • воспитывает  целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
  • благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Исследовательская работа также развивает творческий потенциал каждого педагога,  даёт возможность находиться в постоянном научном, педагогическом поиске и создаёт профессиональное поле преподавателя, иначе, как отмечал А. Дистервег: «Без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается».  

Для привлечения обучающихся к научно-исследовательской работе в нашей школе было создано ученическое научное общество. В настоящий период это составная часть обучения и воспитания обучающихся. Педагогический коллектив школы считает важным выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческих возможностей, предоставление  ученикам возможности проявить себя  в различных областях.

Работа нашего научного общества строится по следующему плану.

Организация и  выполнение ученических исследовательских работ по тематике, определённой совместно, преподаватель  даёт рекомендации, консультирует учащихся и контролирует этапы выполнения исследовательской работы, оказывает методическую помощь учащимся при их подготовке к участию в научно- практических конференциях разного уровня:

в рамках предметных недель в школе;

- конференциях станции юннатов « Мы и природа»;

 - научно-практической на базе ВГПУ «От любви к природе – к культуре природопользования»;

-  в ВГУ – НОУ;

- тематические межрегиональные конференции в Информационном центре по атомной энергии, например, «Мирный атом», «Дни Арктики в России»;

- ежегодные Международные фестивали по тематике разных стран мира в ВГПУ Центра международного сотрудничества.

Проводится мониторинг по выявлению типов интеллекта успешных учащихся, в зависимости от типа интеллекта и желания, распределяет их по различным научным направлениям:

  • гуманитарное,
  • естественно-научное,
  • «Искусство и технология»,
  • направление точных наук.

Затем непосредственно происходит  организация исследовательской работы, где ученик  самостоятельно или с помощью руководителя осуществляет все этапы поисковой деятельности:  

-выбирают тему;

-обдумывает проблему;

-  намечает план поиска и подбор литературы;

-  строит гипотезу, определяет способ её проверки,;

- проводит наблюдения, эксперименты, ставит опыты, изучает архивные материалы;

- сравнивает, классифицирует, обобщает, делает выводы, аргументировано доказывает, пишет работу;

- создаёт презентацию.

 Таким образом, достигается самостоятельность мысли учащихся, развиваются творческие способности.

Темы исследовательских работ, выбранные обучающимися для работы в 2013-2014 учебном году

  1. «Экономическое развитие Воронежского края в ХХ веке»
  1. «Воронежский край в древности»
  1. «Влияние радиации на организм человека»
  1. «Востребованность и распространение английского языка в Лискинском районе»
  1. «Сравнительная характеристика разных видов дрожжей»
  1. «Исследование состава и определение
    некоторых свойств сладких газированных напитков».
  1. «Ландшафтный дизайн на территории школы»»
  1. «Слово, напев, движения в фольклоре»
  1. «Женщины-математики»

Помимо этого, в течение года члены научного общества принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, проводят  конференции, круглые столы, встречи с интересными людьми, экскурсии. Так, в общероссийской телекоммуникационной игре по ТКВ команда «Азимут» заняла 1 место.

Результаты  исследовательских  работ оформляются в виде статистических материалов , стендовых докладов, выступлений с мультимедийными презентациями  с предоставлением сравнительных графиков и диаграмм, рекомендаций  выхода из сложившейся ситуации.

Лучшие работы направлялись  на районные, областные и всероссийские конкурсы, где неоднократно они становились победителями и призерами.

Продолжение своей работы мы видим в привлечении большего числа учеников к научно-исследовательской деятельности, расширении тематики исследований. В наши творческие планы входит активное сотрудничество с аграрным университетом, регулярное участие в конференциях областного и российского уровней. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Организация проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время.

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время....

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна и для нас. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (уч...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель сей...