Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
статья на тему

Пожитнова Елена Валентиновна

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна и для нас. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена.Целью нашей работы стало привитие учащимся навыков исследовательской деятельности, умения рассуждать, анализировать, развивать мысли, аргументировать суждения, доказывать свою точку зрения, делать предположения самостоятельно.  Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektno.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно - исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

                                                                        Елена Валентиновна Пожитнова,

                                                                         учитель английского языка

                                                                         МОУ СШ № 31 г. Волгоград

В Концепции модернизации образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Поэтому одной из целей современной школы является подготовка выпускника, способного к успешному продолжению обучения в вузе, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.

Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна и для нас. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Как известно, большое значение при организации образовательного процесса иностранному языку играет мотивация учения. Она способствует активации мышления, вызывает интерес к выполнению того или иного упражнения. Интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных нестандартных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, создание более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Именно поэтому все чаще на занятиях предпочтение отдается активным методам обучения.

Для развития познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка могут быть использованы различные методы и приёмы, в число которых входят нестандартные формы проведения уроков, Неделя иностранных языков, олимпиады по языку, необычные формы предъявления изучаемого материала, внеурочная работа по предмету, то есть использование активных методов обучения.

Целью нашей работы стало привитие учащимся навыков исследовательской деятельности, умения рассуждать, анализировать, развивать мысли, аргументировать суждения, доказывать свою точку зрения, делать предположения самостоятельно.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Алгоритм исследовательской работы.

  1. Определение темы, постановка проблемы и задачи исследования.
  2. Сбор библиографической информации и изучение теории, посвященной данной проблематике.
  3. Консультирование по вопросам отбора содержания работы, выдвижение и проверка гипотез.
  4. Подбор методик исследования и практическое овладение ими.
  5. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий к нему.
  6. Собственные выводы.
  7. Письменное оформление проведённого исследования в виде доклада, реферата, сообщения. Создание презентации.
  8. Публичная защита работы.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

  • I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
  • II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
  • III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
  • IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.

Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.

В своей работе мы активно используем два вида учебно–исследовательской деятельности: проектную деятельность и проектно-исследовательскую деятельность учащихся. 

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) — социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  4. Количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  5. Степень осмысления использованной информации;
  6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  10.  Владение рефлексией;
  11.  Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

В заключение хочется сказать, что научно-исследовательская работа в школе — это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Научно-исследовательская деятельность стала неотъемлемой частью содержания образования и устойчивой формой образовательного процесса.

Работа, которую мы проводим уже в течение трех лет,  дала положительный эффект. Возрос уровень знаний, умений учащихся по английскому языку. Ребята активно и с большим удовольствием участвуют в мероприятиях, конкурсах, проектах и олимпиадах разного уровня. Познавательная активность значительно возрастает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика

Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию. Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференциро...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

Данная статья раскрывает метод исследовательских проектов,который  решает задачи новой школы, является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самос...

Организация проектной, исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время

 Описание практического применения, организации технологии проектной, исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время...

Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...

Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (из опыта работы)

В статье опыт работы по изучению истории семьи.Возможно использовать в ходе занятия по проектной деятельности учащихся....

Организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время

Организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время...