Инновационный опыт работы Ермаковой М.Н., учителя географии
статья по географии на тему

Инновационный опыт работы Ермаковой М.Н., учителя географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ

Ермакова Марина Николаевна,

учитель географии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

Рузаевского муниципального района

 Республики Мордовия

Стаж педагогической деятельности – 5 лет

Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения становится стимулирование креативности учащихся.

Грандиозные задачи нынешнего столетия будут решать те, кто сегодня сидят за школьной партой. Это требует от географии мобилизации всех усилий на формирование у школьников глубоких знаний о природных закономерностях, взаимосвязях природы и общества, развития у всех без исключения членов будущего общества географического мышления. Велика роль географии в решении практических задач территориальной организации производства, рационального природопользования, охраны окружающей среды и т.п. Но есть и другая сфера. Это мировоззренческая, идеологическая роль географической науки.

А где, как не при изучении географии, формируется материалистическое мировоззрение, воспитывается любовь к Родине, происходит знакомство с картой современного мира, жизнью народов других стран! География расширяет экологические знания,  знакомит с основами производства, служит экономическому воспитанию.

Все это выходит далеко за рамки стандартного урока. По-настоящему живая и творческая активность ребят  в области географии,  проявляется как во внеклассной, так  и во внешкольной работе.

Формы её различны. Это занятия географических кружков, организация краеведческой деятельности, элективные курсы, проектная деятельность по предмету.

Но часто внеклассная деятельность ограничивается сбором географического материала, не находит значимых ориентиров, перестаёт привлекать!

Чтобы этого не произошло, я решила создать географическое общество школьников «Азимут».

Какое значение для учащихся имеет географическое общество?

Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Научно-исследовательская работа организуется в таких формах, как:

- выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ под руководством преподавателей;

- участие в предметных олимпиадах (как очных, так и заочных);

- участие в муниципальных, республиканских конференциях и конкурсах научно-исследовательских работ;

- подготовка творческих работ: отчетов по результатам своих путешествий, экскурсий, походов.

Цель данного общества - сформировать творческую личность, обладающую элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы, а также раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности, углубленной подготовки членов общества к самостоятельной исследовательской работе.

Главными принципами в работе географического общества школьников «Азимут» стали:

  • не навязывать теоретический материал. 

Только под влиянием внутренней потребности ученика география (история, биология, химия…) из не очень нужного учебного предмета превращается в свод очень полезных и интересных знаний о том, что тебя окружает. Познавательная деятельность идет не «от головы» или необходимости выучить и сдать материал, а от ощущений. Ребенок сначала удивляется, радуется увиденному, задается вопросом и только потом ищет на него ответ.

  • объединять знания по нескольким предметам воедино. 

Например,  путешественник задается множеством вопросов о том, как возникли горы, холмы и реки, встреченные им на пути; с какими республиками или странами граничит полюбившаяся местность; как называются виденные им растения и животные, исконные ли они жители или переселились издалека; каково происхождение местных географических названий; какие произведения посвящены этим местам, что за народы жили здесь и почему сменяли друг друга. Так гора, остров или старинное здание могут послужить местом встречи разных наук.

  • общество  -  не заповедник для самых продвинутых, а место встречи детей с разными интересами и способностями. 

Им это нужно не меньше, чем отличникам. Ведь отсутствие формальной отметки дает уникальную возможность для роста.

  • привлекать семью к образовательной деятельности детей. 

Современная жизнь оставляет так мало возможностей для содержательного и дружественного общения родителей с детьми. Зачастую папы и мамы вынуждены лишь контролировать неуспешного ученика. А работа над проектом не может быть неуспешной. Родители, сами того не замечая, включаются в исследовательскую работу и делают открытия вместе с детьми!

  • не отвергать ни одной детской работы, на каком бы слабом уровне она ни была сделана. 

Главное, что ребенок осознал свой интерес и сделал шаг вам навстречу. Советуя и помогая, всегда можно добиться продвижения. Ведь в этом пространстве никакие стандарты и контрольные не заставляют тянуть ребенка изо всех сил к определенному результату. А планку действительно хорошей работы он и так отлично осознает, видя работы старших.

Состав учащихся  географического общества определяется в начале учебного года и имеет динамику роста.

Членом географического общества может быть каждый ученик, успешно справляющийся с обучением и активно участвующий в научно-исследовательской работе.

Географическое общество предполагает работу по двум направлениям — теоретическому и практическому.

Практическая деятельность в общении с природой – одно из наиболее популярных направлений деятельности общества. Взаимодействие с миром природы рассматривается нами как процесс, включающий различные виды природоохранной деятельности человека, в том числе познавательной, творческой, трудовой и т.д.

Именно в процессе совместной деятельности и «проживания» с природой у учащихся возникает желание самообнаружиться и снять психологическую нагрузку. Собранный материал во время экскурсий, походов служит основой для научно-исследовательских работ, которые представляются на практических конференциях различного уровня: от школьных  до всероссийских.

Научно-исследовательская работа школьников - это всегда научное мини-исследование. Даже если научные модели, предлагаемые воспитанниками, имеют высокую степень погрешности или не имеют реального практического смысла, всё равно каждая детская работа-это попытка выйти за пределы образовательного стандарта, оценить новые возможности учащихся в изучении предметов. При оценке успешности членов общества необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание успешности и состоятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Мною, в ходе организации исследовательской деятельности и руководства Географическим обществом школьников «Азимут», были достигнуты следующие результаты:

Во-первых, ребята  научились писать и оформлять исследовательские работы.

В ходе исследований и докладов усвоили большой массив информации (гораздо больше, чем получили бы на уроках), научились ее отыскивать, структурировать, оформлять и представлять аудитории, получили  навыки взаимодействия и публичных выступлений.

Во-вторых, достигли конкретных результатов в многочисленных конкурсах и олимпиадах:

- исследовательская работа Советова Ярослава «Полярное сияние над Мордовией: реальность или вымысел?» стала обладателем диплома I степени во всероссийской научно-практической конференции «Диалог финно-угорских языков и культур».

- Чингаев Евгений, Веденяпин Никита – победители муниципального тура предметной олимпиады школьников по географии,

- Кошманев Михаил, Сарсынгалиева Екатернина – победители и призеры муниципальной и республиканской олимпиады по школьному краеведению

- Щербаков Владислав, Белокосов Кирилл – победители Республиканской научно-исследовательской конференции школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края»;

- Шабунина Влада, Бодров Даниил – победители всероссийской дистанционной олимпиады по географии;

- Овтин Андрей, Шмыгин Алексей, Чингаев Евгений, Сарсынгалиева Екатерина – победители и призеры республиканской интернет-олимпиады, организованной региональным отделением Русского географического  общества.

- Сарсынгалиева Екатерина – призер общероссийского конкурса «Туризм – это здорово!»

- исследовательские работы неоднократно публиковались на сайте Международного детского творческого фестиваля «Апельсин», а также в сборниках научно-исследовательских работ учащихся.

И это только малая доля достижений моих воспитанников….

Членами общества была организована необычная экскурсию в п. Пешелань, где находится музей горного дела, геологии и спелеологии.

По результатам экскурсии Клюева Анна подготовила творческий отчет в форме фоторепортажа, который занял первое место в открытом республиканском конкурсе «Юные таланты пера», через год в рамках этого же конкурса Сарсынгалиева Екатерина  рассказала историю водонапорной башни и получила специальный приз жюри. А в 2015 году своими впечатлениями о необычном походе поделился Кошманев Михаил и занял первое место в данном конкурсе.

В-третьих, нами запланировано множество увлекательных и интересных проектов и знаменательных событий.

Воодушевившись победой фоторепортажа Клюевой Анны, мы решили, что ученикам и преподавателям школы (а может и города) будет приятно поделиться впечатлениями о поездках и походах. В голову пришла мысль – стать организаторами Фестиваля фотографий, презентаций и видеофильмов «Филин».

И еще много-много идей, планов, встреч, экскурсий…..

Главное – не останавливаться и идти вперед.

       Жажда открытия, стремление проникнуть в сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье.

Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!

Приложения:

  1. Презентация «Обобщение опыта работы географического общества школьников «Азимут»: http://www.proshkolu.ru/user/marinaruz/file/5786523/ 
  2. Фильм-экскурсия «Почувствуй себя шахтером (музей горнодобывающего дела в п. Пешелань)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы

Использование космических технологий на уроках информатики «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века...

инновационный опыт работы

Опыт работы с одаренными детьми...

Инновационный опыт работы учителя математики Водяковой В. В.

Целью своей педагогической деятельности считаю эффективное построение учебного процесса обучения, поэтому стараюсь организовать его так, чтобы он обеспечивал благоприятн...

Инновационный опыт работы по теме: "Развитие мелкой моторики пальцев рук"

Развите речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Поэтому я стала стимулировать речевое развитие детей путем тренировки пальцев рук.В своей рабо...

Инновационный опыт работы по формированию ИКТ компетентности при обучении английскому языку.

Инновационный опыт работы по формированию ИКТ компетентности при обучении английскому языку....

Инновационный опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проектов»

В статье описан опыт работы пометодам проектов на уроках технологии с целью развития творческих способностей учащихся...

инновационный опыт работы

Мой инновационный опыт работы по теме "Деятельностный подход на уроке математики"...