Конспект урока географии в 9 классе "Миграции населения в России"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Калдарь Светлана Анатольевна

Конспект урока географии в 9 классе "Миграции населения России". Урок построен с использованием технологии учебного исследования. Конспект содержит описание этапов урока-исследования и приложения, необходимые для организации работы учащихся в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-исследование по географии, 9 класс.

Тема урока: «Миграции населения России».

Этапы исследования

Ход урока

Мотивационный этап

1.Актуализация опыта

Беседа с классом:

-Ребята, какие народы населяют нашу республику и наш Кезский район?

-Предлагаю вам проанализировать данные о национальном составе таблицы, и дополнить сведения о национальном составе класса (Приложение №1)

-Какие вопросы у вас возникли в связи с этой информацией?

2.Организация встречи с проблемой.

- Как вы думаете, почему  на территории Удмуртии и Кезского района проживают не только удмурты, но и люди других национальностей? (возможные ответы: приезжают, переселяются).

-Переселение людей из одних районов в другие называется миграцией населения.

- А вы планируете переселиться, переехать куда-нибудь в будущем? С чем может быть связано ваше решение?

- А давайте,  исследуем причины миграций населения. Возможно, есть причины, о которых вы ещё не знаете, но они могут повлиять на ваши будущие решения.

3. Выдвижение предположений

Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель фиксирует их на доске.

Этап построения нового знания.

4. Сбор фактов.

Учащиеся работают с информацией, собирают факты с целью проверки своих предположений.

1 группа: 20-40-е годы: депортация населения с территории европейской России. Н.Ф. Бугай. Отечественная история, №4, 1992 г.(Приложение №2)

2 группа: Миграция сельского населения Уральского региона в годы войны.

Г.Е. Корнилов. Отечественная история, №3, 1993 г.(Приложение №3)

3 группа: Этнодемографическая ситуация в РСФСР в 60-80-е годы. В.И. Котов

Отечественная история. №5. 1992 г.(Приложение №4)

4 группа: Демографические проблемы России. В.А. Копылов. География в школе. №5. 2005 г.(Приложение №5)

5. Построения объяснения.

Каждая группа представляет классу результаты своих изысканий. В ходе обмена информацией учащиеся составляют  Кластер: «Причины миграций»

6 Сопоставление с культурным аналогом.

Учащиеся знакомятся с оценкой автора учебника А.И. Алексеева в параграфе «Миграции населения», а также со схемой «Причины внутренних миграций» автора В.П. Дронова. (Приложение №6). Сопоставляют и возможно дополняют схему:

 

Рефлексия.

7. Формулирование выводов.

Учитель предлагает  сравнить причины миграций  советского периода и современного времени, выделив их в кластере разными цветами. Ученики делают вывод о том, как изменились миграции с течением времени, а какие из них остались прежними.

8. Осознание личностной значимости нового знания.

Учитель предлагает учащимся закончить фразу:

«Самая хорошая новость для меня сегодня….»

«Самая плохая новость для меня сегодня…..»

Учащиеся выполняют задание индивидуально, затем обмениваются своими впечатлениями в группе и классе.

9. Применение.

Учитель раздаёт тексты – отрывок из повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» (Приложение №7).  Задание: прочитать и ответить на вопрос: «Какие миграции описаны автором повести?»

Приложение №1

Национальный состав.

Территориальная единица

Национальный состав.

Удмуртия

Русские – 59%

Удмурты – 31%

Татары – 7%

Другие национальности – 3,3% (украинцы, марийцы, чуваши, башкиры, немцы, евреи, армяне, молдаване и другие)

Кезский район

Русские – 28,4 %

Удмурты – 68%

Татары – 1,7%

Другие национальности – 1,9%

Класс

Русские –

Удмурты –

Татары –

Другие национальности -

Приложение №2

20-40-е годы: депортация населения

с территории европейской России.

Н.Ф. Бугай.

Отечественная история, №4, 1992 г.

   В истории советской историографии проблемы национальных отношений особое внимание обращалось на вопрос о насильственной депортации народов, с помощью которой в 20-40-е годы тоталитарная система пыталась укрепить режим.

   Одной из первых акций такого рода стало вытеснение терских казаков, в основном русских по происхождению, в ответ на их выступление против советской власти. Помимо неприятия устанавливаемого большевиками режима, ломавшего вековые устои казачества, причиной их недовольства, как отмечалось в документах, была позиция властей в вопросе об отчуждении земель. Руководящие органы на местах намеревались передать земли казаков горцам и тем самым привлечь последних на сторону Советов.

   Первыми весной 1920 г. были насильственно выселены три казачьи станицы: Аки-Юртовская, Тарская, Сунженская. Освободившийся земельный фонд предоставлялся в пользование горской бедноте Ингушетии……

    Выселение русских в 20-х гг. по различным причинам проводилось и с территории Туркестана, о чём свидетельствуют материалы заседаний ВЦИК. В частности, 12 декабря 1923 г. на заседании было заслушано заключение Комиссии по вопросу о переселении 20 семей овцеводов из Джетысайской области, как отмечалось в протоколе заседания, на свободные государственные земли Сальского округа Ставропольской губернии… Причина переселения сформулирована так: «из-за сложившихся на месте взаимоотношений с коренным туземным населением – киргизами»….

   1 февраля 1931 г. ЦИК и СНК СССР было принято постановление «О предоставлении краевым и областным исполкомам и правительствам автономных республик права выселения кулаков из пределов районов сплошной коллективизации сельского хозяйства». Последняя, как известно, охватила кроме наиболее развитых сельскохозяйственных районов Украины, также центральные и южные регионы России, Северного Кавказа, где большинство сельского населения составляли русские крестьяне. К концу 1932 г. численность депортированных составила около 3,4 млн. человек. Отправленные в кулацкую ссылку назывались до 1934 г. спецпереселенцами, в 1934 – 1944 гг. – трудпоселенцами, с 1944 г.- спецпоселенцами…..

   Насильственное переселение проводилось не только как репрессивное, но и с целью экономического освоения отдельных труднодоступных районов. На состоявшемся в марте 1927 г. 1 Всероссийском совещании по переселенческому делу отмечалось: «Главной задачей переселенческих мероприятий должно быть заселение Дальнего Востока, Сахалина, Сибири и Карело-Мурманского края с одновременным развёртыванием в этих районах железнодорожного и промышленного строительства».                                                                                                                          

«Зачистка» районов от «неблагонадёжных», в том числе и русских, усилилась с началом военных действий на территории СССР. Высылались «антисоветские», «чуждые», «сомнительные», «государственно-опасные элементы». 4 апреля 1942 г. Берия подписал директивное письмо №157, которым указывалось Управлению НКВД по Краснодарскому краю и Керчи «немедленно приступить к очистке Новороссийска, Темрюка, Керчи, населённых пунктов Таманского полуострова, а также города Туапсе от антисоветских, чуждых и сомнительных элементов…..»..

  Ничего не зная об истинных причинах переселений, жители тех районов, куда прибывали депортированные, как правило, строили свои отношения с ними, основываясь на здравом смысле и человеколюбии. Антигуманная политика, проводимая правительством, не смогла разорвать узы традиционных дружественных отношений между народами. Беззаконие и произвол, творимые в те годы, не обошли стороной ни одну республику, ни один народ. Оценивая прошлое, надо помнить об этом.

Приложение №3

Миграция сельского населения

Уральского региона в годы войны.

Г.Е. Корнилов

Отечественная история, №3, 1993 г.

   Существенное влияние на демографическую ситуацию во время Великой Отечественной войны в уральском регионе, сыграло перемещение сюда людских масс из прифронтовых областей.  Статус «эвакуированных»  получали все прибывавшие из прифронтовой полосы, с территорий, временно занятых неприятелем, граждане, первичноэвакуированные в другие республики и области, но затем переехавшие на Урал, лица, освобождённые из заключения из переведённых на Урал тюрем. На территории Урала была размещена четвёртая часть всех эвакуированных  в  РСФСР,  что оказало существенное воздействие на динамику численности населения региона.

   …часть населения (одиночно, семьями и группами) самовольно без пропусков, вызовов учреждений переезжала из области в область. Особенно много их поступило в Оренбургскую область из Узбекистана. Причина одна -  отсутствие условий для жизни в Узбекистане и других регионах. Удмуртская АССР приняла сравнительно небольшую массу эваконаселения. Большая часть приехавших людей размещалась в крупных индустриальных центрах и в районах интенсивного ведения сельскохозяйственного производства.

… высокие показатели отсутствующих людей  приходятся на сельскохозяйственные районы, где проводились крупные трудовые мобилизации. Так, с начала 1943 г. к 1945 г. в Удмуртии, в Башкирии, в Оренбургской области коэффициент отсутствующих поднялся … Каждый шестой-седьмой сельский житель включался в сезонную миграцию, участвовал в зимнее время в работах вне своего постоянного места проживания.

   Таким образом, несмотря на отсутствие прямых данных по миграции населения Урала в военные годы, анализ представленных материалов позволяет сделать вывод о его значительных передвижениях: отток людей из уральского села с 1943 г. значительно превышал его приток, что формировало механическую убыль жителей деревни.

Основной отток в годы войны происходил из сёл в города, за ним следовала группа уезжающих в неизвестном направлении и только потом – в село. Приживаемость новосёлов из деревни была высокой, они надолго оседали в городах.

… увеличение сельских жителей в составе мигрантов были обусловлены потребностями индустриального развития регионов в условиях войны. Сельское население служило одним из важных факторов формирования кадров заводов и фабрик, строек и железных дорог.

  Индустриальные центры были центрами притяжения мигрантов, а это – Свердловская, Пермская и Челябинская области, пережившие в годы войны своеобразную «промышленную революцию». Здесь были сосредоточены наиболее крупные города, шло мощное промышленное строительство, потребность в рабочих руках только населением уральских деревень уже не восполнялась. В силу этого главную роль в демографическом развитии Урала в условиях войны стали играть межрайонные перемещения. Сельское население Урала и мигранты из городов европейской части страны оказали решающее влияние на рост численности городского населения региона. Отток населения из уральских деревень в города в 1941-1945 гг. принял особо крупные размеры.

Приложение №4

Этнодемографическая ситуация

в РСФСР в 60-80-е годы.

В.И. Котов

Отечественная история. №5. 1992 г.

   Миграция существенно сказалась на изменении этнодемографической обстановки в РСФСР. В 70-80-е годы в республике шла концентрация таких народов, как белорусы, украинцы, молдаване. В то же время упал уровень этнической компактности литовцев, эстонцев и латышей…. Кроме ассимиляционных процессов на такие результаты повлиял и тот факт, что значительная часть этих народов в этот период покинула пределы РСФСР.

   Во второй половине 80-х гг. в республике очень быстрыми темпами росло количество армян, грузин, узбеков, туркмен и особенно киргизов, таджиков и азербайджанцев. В значительной степени эти процессы обусловлены стремлением населения ряда регионов покинуть зону конфликтов. Весьма характерно, что в этот период не наблюдалось значительной миграции казахов, что связано со стабильной политической обстановкой в Казахстане.

  Этнодемографические процессы у народов, для большинства которых РСФСР является территорией их преимущественного проживания, были противоречивыми. У многих из них выявленная ранее тенденция к некоторому миграционному оттоку из республики в 80—е гг. продолжала сохраняться. Уезжали, в частности, чуваши, башкиры, удмурты, на что указывает снижение уровня их этнической компактности в республике. То же характерно для марийцев, бурят, народностей Севера, хакасов. Начался отток чеченцев….

   …значительная часть русского населения покидает республики, где обострены межнациональные отношения и переселяется в РСФСР.

   Первые русские беженцы в России появились после межнациональных конфликтов в Туве. Нет никаких гарантий, что их не вытолкнут события в Чечено-Ингушетии. Ещё более остро эта проблема стоит во взаимоотношениях России с бывшими союзными республиками. Так, судя по исследованию Всесоюзного центра общественного мнения в конце прошлого года, около трети русских в Прибалтике и Закавказье ответили, что они хотели бы в ближайшее время уехать оттуда, причём большинство собиралось эмигрировать в Россию. В республиках Средней Азии таковых среди местных русских было уже 70-80 %. При этом в Средней Азии от половины до трёх четвертей русских опасались того, что возможные там межнациональные конфликты приведут к кровопролитию. Среди русских Прибалтики и Закавказья так считали от 13 до 34% опрошенных. Правительство России оказалось неготовым к решению проблем, связанных с расселением и трудоустройством беженцев, что ведёт к осложнению социально-экономической и политической обстановки в государстве.

Приложение №5

Демографические проблемы России.

В.А. Копылов.

География в школе. №5. 2005 г.

  Механический прирост населения России положительно влияет на рост численности населения страны. В 1979-1988 гг. в связи с обострением межнациональных отношений в бывших республиках СССР начался процесс реэмиграции из них в Россию русскоязычного населения: 70% беженцев из них – русские (в странах ближнего зарубежья проживало около 25 млн. русских, из них 45% на Украине, 25 – в Казахстане, 6 – в Узбекистане, 5 – в Белоруссии, 7% - в странах Балтии).

  Въезд в страну был значительным на протяжении всех 1990-х гг., а наибольшего уровня достиг в 1994 г. – 1147 тыс. человек. Объёмы его постепенно снижаются.

   В 2003 г. прибыли в Россию 129 тыс. чел. Это главным образом русские из стран СНГ. Больше всего людей приехало из Казахстана, Украины, Узбекистана. Выбыло из страны в 2003 г. 94 тыс. человек (в основном на Украину, в Казахстан и Белоруссию). Таким образом, механический прирост населения за 2003 г. составил 35 тыс. человек.

   Миграционные связи России со странами дальнего зарубежья (вне СНГ) в составе указанных общих объёмов миграции довольно значительны. В 2003 г. из этих стран приехали 9,5 тыс. человек. Выезд был более значительным 47,9 тыс. человек. Эмигранты направлялись прежде всего в Германию (37 тыс. человек в 2003 г.), в США (3 тыс.), Израиль (2 тыс.).

   Значительная эмиграция населения, особенно «бегство умов», - серьёзная проблема с точки зрения национальных интересов Российской Федерации. Необходимо создать условия для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала страны.

Приложение №6

Приложение №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - конспект урока географии в 9 классе по теме "Население"

Данный урок был посвящен 75-летию Челябинской области. Тема - Население Челябинской области. 9 класс. На уроке использован краеведческий материал. Форма работы - групповая....

конспект урока географии в 8 классе "Рельеф России"

конспек урока в 8 классе "Рельеф России"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Климатообразующие факторы России» с использованием ЭОР

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме "Климатообразующие факторы России" Цель  урока: Цель: сформировать представление о климатообразующих факторах; расширить знания о целостной системе фак...

Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"

Открытый урок по географии в  классе 9  на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью  и естественным движением...

Урок географии 7 класс НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. НАРОДЫ РОССИИ.

Подробный конспект урока географии 7 класс коррекционной школы для умственно отсталых детей....

Конспект урока географии для 9 класса «Транспорт России»

Задачи урока:Образовательные:-  Обобщить знания, умения по теме «Транспорт».-  Закрепить у учащихся знания о разных видах  транспорта и его  роли в народном хозяйстве с...

Конспект урока географии для СПО "География населения и хозяйства Африки"

Данный урок разработан в соответствии с темой и учтены возрастные особенности обучающихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной р...