Разработка открытого урока на тему "Природные комплексы Земли". 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Лебедев Александр Вячеславович

Открытый урок проведен в рамках участимя в конкурсе педагогического мастерства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Природные комплексы

        7 класс

         Лебедев Александр Вячеславович

         Учитель географии

           МБОУ СОШ №33 г.о. Самара

2015г.

Урок по географии в 7 классе.

     Тема. Природные комплексы Земли.

     Цель урока.    Познакомить учащихся с природными зонами, природными комплексами, с особенностями их смены и причинами, вызывающими эту смену.

    Задачи урока:

     1. Сформировать понятия «природная зона», «природный комплекс», «широтная зональность»,   «высотная поясность».

     2. Продолжить формирование представления о взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природы.

     3. Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

     

     Оборудование:  Презентация, ноутбук, система голосования ProClass, карточки с заданиями, листы для географического диктанта, учебники, тетради.

     

     Тип урока. Комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент. 

Слайд 1

  1. Актуализация знаний.

Понятие «Природный комплекс».

Учитель: Прежде чем начнем новую тему, нам необходимо вспомнить некоторые понятия. Для этого отгадайте определения.

Слайд 2

- многолетний режим погоды, характерный для данной территории (климат);

- все неровности земной поверхности (рельеф);

- 71% поверхности земли (вода);

- все вещества, залегающие к земной коре (горные породы);

- верхний плодородный слой (почва);

- совокупность всех растительных организмов (растения);

- совокупность живых организмов всех видов (животные).

       -  Климат, рельеф, воды, горные породы, почвы, растения и животные – чем они являются? (компоненты ПК).

      III. Изучение новой темы.

       - А теперь дайте определение ПК. ( ПК – это закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, растений, животных и почв на определённой территории)

Слайд 3

Запишите в тетради определение.

 Определение  ПК суши, океана и антропогенные ПК.

     - На доске примеры ПК (лес, материк, город, океан, овраг, поля, залив, горная система, фруктовый сад, пролив, озеро, парк, море).

Слайд 4

 У вас на столах карточки с названиями компонентов природных комплексов.

 Первый ряд перечисляет ПК суши, второй ряд – океана, третий – антропогенные.                      (ПК суши: лес, материк, овраг, горная система, озеро.

ПК океана: океан, залив, пролив, море.

ПК антропогенные: город, поля, фруктовый сад, парк.)

Работа в командах по созданию ПК. Слайд 5

На доске презентация с природными компонентами, у каждой команды таблица для формирования природных комплексов своей команды.

Ученики выбирают с экрана подходящие компоненты и заполняют таблицу.

Слайд 6

 Формирование понятия «природная зона» (ПЗ).

     -ПК отличаются большим разнообразием. Крупным ПК являются ПЗ. Их образование обусловлено соотношением тепла и влаги, т.е. климата.

Слайд 7

Климат меняется от экватора к полюсам → меняется соотношение тепла и влаги   → меняются почвы, растения и животные. Для каждой территории характерна своя взаимосвязь компонентов.

Эта связь, прежде всего, отражается на растительности, поэтому внешне ПЗ отличается характером растительности и называется по преобладающему в них типу растительности. Например, ПЗ смешанных лесов, экваториальные леса, пустыни.

     -  Теперь давайте попробуем дать определение: что же такое ПЗ? (ответ учащихся).

     -  Теперь найдем по учебнику и запишем в тетрадь определение ПЗ (запись в тетради).         ( Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.)

       

     Учитель: Различают ПЗ антропогенные, океана и суши. Они различаются составом природных компонентов. Их размещение на поверхности суши зависит от климатообразуюших факторов и других природных компонентов, в том числе климатических поясов.

Размещение ПЗ.

- Как же размещаются ПЗ на суше? Для этого попутешествуем вдоль 20-ого меридиана восточной долготы. Но сначала вспомним климатические пояса от экватора к северу 

   

Слайд 8

      Климатические пояса                                Природные зоны

     - экваториальный                                       - влажные экваториальные леса

     - субэкваториальный                                 - саванны

     - тропический                                             - пустыни

     - субтропический                                       - жестколистные вечнозеленые леса

     - умеренный                                               - тайга, смешанные леса, широколиственные леса

     - субарктический                                       - тундра, лесотундра

     - арктический                                             - арктическая пустыня

Теперь напишем  в тетрадях соответствие выбранных вами природных зон климатическим поясам. (Запись в тетради)

А теперь давайте проверим наши знания

(тест с пультами)

     Что вы увидели в размещении природных зон? (размещение ПЗ находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса ПЗ тоже сменяют друг друга к северу и югу от экватора в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения)

   Широтная зональность.

Слайд 9

     - Смена ПЗ на равнинах от экватора к полюсам называется широтной зональностью. Зональность – это основная географическая закономерность.  Запишите определение в тетрадь.

  Высотная поясность.

Слайд 10

     - Смена ПЗ происходит и в горах. Почему? (с высотой меняется температура и увлажнение).

     - Запишите определение. 

 Смена ПЗ в горах называется высотной поясностью, так как, сменяя друг друга, ПЗ, как бы опоясывают горы на разных высотах. Смена ПЗ в горах происходит быстрее. Первый (нижний) пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находится гора.

     -  Количество  ПЗ от чего будет зависеть? (от  высоты гор, от широты).

Итог.

Итак, сегодня мы разобрали взаимосвязь природных компонентов и их состав в различных природных комплексах, в которых какие-то компоненты являются первостепенными, а какие-то второстепенными.

Попробуем с помощью основных климатообразующих факторов создать самый крупный природный комплекс планеты. Для этого каждая команда должна выбрать несколько основных климатообразующих факторов. (Поднять таблички).

А теперь из выбранных факторов вы должны совместно сформировать крупнейший природный комплекс Земли.

(на доске магнитами прикрепляют таблички)

Слайд 11,12

А как называется этот созданный вами природный комплекс?

(на презентации появляется надпись – «географическая оболочка»)

Закрепление.

Слайд 13

      – Из созданного вами природного комплекса нужно выбрать тот компонент, без которого остальные могут существовать как единое целое. Мотивируйте свой ответ.

Слайд 14

      Географический диктант

- Крупный ПК, обладающий общностью температурных условий почв, увлажнений, растительности и животного мира – это… (Природная зона)

- Главная причина образования различных ПЗ …(Соотношение тепла и влаги)

- ПЗ внешне отличаются…(Растительностью)

- Смена ПЗ на равнинах при движении от экватора к полюсам называется –… (широтная зональность)…

- Смена в горах…(высотная поясность).

Слайд 15

    Самопроверка (ответы  и баллы для оценок на доске).

                 Природная  зона                  

                 Соотношение тепла и влаги                        5 –«5»

                 Растительность                                             4--- «4»

                 Широтная зональность                                3  ---«3»

                 Высотная поясность

Слайд 16

Рефлексия.

Предлагаю ответить на следующие вопросы, чтобы каждый сам оценил свою работу на уроке. Используем для этого метод пяти пальцев.

На столах у каждого вопросы и кратко напишите ответ на них.

 М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

   Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

   С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

   У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

   Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня?

      V. Домашнее задание.

- § 17

- перечислить и объяснить размещение ПЗ вдоль 40º с.ш. на материке Евразия с запада на восток.

     Литература.

  1. О. В. Крылова «Уроки географии, 7 класс». «Просвещение», Москва 1990
  2. Н. А. Никитина «Поурочные разработки по географии, 7 класс». «Вако», Москва 2005
  3. И. И. Нагорная «Поурочные планы. География, 7 класс». «Учитель», Волгоград 2003
  4. Н. В. Яковлева, А.Б. Моргунова, Т. К. Торопова и другие «География. Уроки учительского мастерства. 6-11 классы» «Учитель», Волгоград 2008
  5. Энциклопедия для детей «Аванта +» География. Москва 1997


План-конспект открытого урока

"Природные комплексы Земли"

Тема. Природные комплексы Земли.

     Цель урока.    Познакомить учащихся с природными зонами, природными комплексами, с особенностями их смены и причинами, вызывающими эту смену.

    Задачи урока:

     1. Сформировать понятия «природная зона», «природный комплекс», «широтная зональность»,   «высотная поясность».

     2. Продолжить формирование представления о взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природы.

     3. Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

     Результативность обучения: воспроизведение своими словами понятий, выполнение действий по образцу по теме урока. Безошибочное применение алгоритмов и правил при выполнении практического задания.

Формирование УУД:

     Оборудование:  Презентация, ноутбук, система голосования ProClass, карточки с заданиями, листы для географического диктанта, учебники, тетради.

          Тип урока: Комбинированный.

        Литература:

  1. О. В. Крылова «Уроки географии, 7 класс». «Просвещение», Москва 1990
  2. Н. А. Никитина «Поурочные разработки по географии, 7 класс». «Вако», Москва 2005
  3. И. И. Нагорная «Поурочные планы. География, 7 класс». «Учитель», Волгоград 2003
  4. Н. В. Яковлева, А.Б. Моргунова, Т. К. Торопова и другие «География. Уроки учительского мастерства. 6-11 классы» «Учитель», Волгоград 2008
  5. Энциклопедия для детей «Аванта +» География. Москва 1997

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

Время

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Смотрят презентацию, слушают учителя, анализируют имеющиеся знания, фиксируют проблему, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Организовывает погружение в проблему. Настраивает учащихся на рабочий лад.

I этап. Организационный момент.

Добрый день, ребята!  

Коммуникативные УУД:

- умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи;

Личностные УУД:

- развитие учебных мотивов.

1 мин

II этап. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

Цель – повторить пройденный материал

Работать с информацией, представленной в форме вопросов.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Актуализирует ранее изученный материал. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Но прежде чем приступить к нашей новой теме, давайте сначала повторим то, что изучили ранее! Посмотрите внимательно на  доску. Там изображена схема. Каждый кружок схемы – это определение, которое мы изучали на предыдущих уроках.

Отгадывать их будем по очереди.

Главное, ответы не выкрикивать, а поднимать руку!

- многолетний режим погоды, характерный для данной территории (климат);

- все неровности земной поверхности (рельеф);

- 71% поверхности земли (вода);

- все вещества, залегающие к земной коре (горные породы);

- верхний плодородный слой (почва);

- совокупность всех растительных организмов (растения);

- совокупность живых организмов всех видов (животные).

Познавательные УУД:

- структурирование знаний;

-  осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

3 мин

III этап. Изучение новой темы.

Цель -   Создание проблемной ситуации, фиксация нового задания.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Уметь выстраивать логические связи.

Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока, активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует умение строить логические связи

А теперь дайте определение ПК. ( ПК – это закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, растений, животных и почв на определённой территории).

Запишите определение в тетради.

Определение  ПК суши, океана и антропогенные ПК.

     - У вас на столах карточки с названиями компонентов природных комплексов.

 Первый ряд перечисляет ПК суши, второй ряд – океана, третий – антропогенные.                    

  На доске презентация с природными компонентами, у каждой команды таблица для формирования природных комплексов своей команды.

Ученики выбирают с экрана подходящие компоненты и заполняют таблицу.

 Формирование понятия «природная зона» (ПЗ).

     -ПК отличаются большим разнообразием. Крупным ПК являются ПЗ. Их образование обусловлено соотношением тепла и влаги, т.е. климата.

Климат меняется от экватора к полюсам → меняется соотношение тепла и влаги   → меняются почвы, растения и животные. Для каждой территории характерна своя взаимосвязь компонентов.

Эта связь, прежде всего, отражается на растительности, поэтому внешне ПЗ отличается характером растительности и называется по преобладающему в них типу растительности. Например, ПЗ смешанных лесов, экваториальные леса, пустыни.

     -  Теперь давайте попробуем дать определение: что же такое ПЗ? (ответ учащихся).

     -  Теперь найдем по учебнику и запишем в тетрадь определение ПЗ (запись в тетради).         ( Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.)

Различают ПЗ антропогенные, океана и суши. Они различаются составом природных компонентов. Их размещение на поверхности суши зависит от климатообразуюших факторов и других природных компонентов, в том числе климатических поясов.

Познавательные УУД:

- структурирование знаний;

-  осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные УУД:

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

12 мин

IV этап. Изучение нового материала.

Цель – научить применять полученные знания для решения практической задачи

Уметь работать с текстом, анализировать вновь полученные знания.

Доступным языком доносит до учащихся новый материал, озвучивает новые понятия, объясняет новый алгоритм действий при решении практической задачи.

Размещение ПЗ.

- Как же размещаются ПЗ на суше? Для этого попутешествуем вдоль 20-ого меридиана восточной долготы. Но сначала вспомним климатические пояса от экватора к северу 

Теперь напишем  в тетрадях соответствие выбранных вами природных зон климатическим поясам. (Запись в тетради).

А теперь давайте проверим наши знания

(тест с пультами)

  Что вы увидели в размещении природных зон? (размещение ПЗ находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса ПЗ тоже сменяют друг друга к северу и югу от экватора в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения)

     - Смена ПЗ на равнинах от экватора к полюсам называется широтной зональностью. Зональность – это основная географическая закономерность.  Запишите определение в тетрадь.

     - Смена ПЗ происходит и в горах. Почему? (с высотой меняется температура и увлажнение).

     - Запишите определение. 

 Смена ПЗ в горах называется высотной поясностью, так как, сменяя друг друга, ПЗ, как бы опоясывают горы на разных высотах. Смена ПЗ в горах происходит быстрее. Первый (нижний) пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находится гора.

     -  Количество  ПЗ от чего будет зависеть? (от  высоты гор, от широты).

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий; умение применять ИКТ-технологии

Познавательные УУД:

-  структурирование знаний.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

10 мин

V этап. Закрепление изученного.  Подведение итога.

Практическое задание.

Цель –

Закрепить новые знания посредством выполнения географического диктанта         

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Осуществляют самоконтроль учащихся.

Применяют изученный алгоритм действий при выполнении практического задания.

Объясняет суть практического задания.

Обеспечивает усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Итак, сегодня мы разобрали взаимосвязь природных компонентов и их состав в различных природных комплексах, в которых какие-то компоненты являются первостепенными, а какие-то второстепенными.

Попробуем с помощью основных климатообразующих факторов создать самый крупный природный комплекс планеты. Для этого каждая команда должна выбрать несколько основных климатообразующих факторов. (Поднять таблички).

А теперь из выбранных факторов вы должны совместно сформировать крупнейший природный комплекс Земли.

(на доске магнитами прикрепляют таблички)

А как называется этот созданный вами природный комплекс?

(на презентации появляется надпись – «географическая оболочка»)

 – Из созданного вами природного комплекса нужно выбрать тот компонент, без которого остальные могут существовать как единое целое. Мотивируйте свой ответ.

Географический диктант

- Крупный ПК, обладающий общностью температурных условий почв, увлажнений, растительности и животного мира – это… (Природная зона)

- Главная причина образования различных ПЗ …(Соотношение тепла и влаги)

- ПЗ внешне отличаются…(Растительностью)

- Смена ПЗ на равнинах при движении от экватора к полюсам называется –… (широтная зональность)…

- Смена в горах…(высотная поясность).

Практическая работа

Регулятивные УУД:

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Познавательные УУД:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные УУД:

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

 Личностные УУД :

- навыки конструктивного взаимодействия, самооценка.

10 мин

4 мин

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Предлагаю ответить на следующие вопросы, чтобы каждый сам оценил свою работу на уроке. Используем для этого метод пяти пальцев.

На столах у каждого вопросы и кратко напишите ответ на них.

 М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

   Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

   С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

   У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

   Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня?

Рефлексия.

Регулятивные УУД:

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные УУД:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

Личностные УУД:

- формирование адекватной самооценки

- развитие рефлексии

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока "Человек в Антарктиде", 7 класс

Человек в Антарктиде…Мы отправляемся на зимовку!Что мы знаем об Антарктиде?...

Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"

Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна  тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Методическая разработка открытого урока по математике в 7 классе "Путешествие в страну треугольников" с использованием MS PowerPoint

Открытый урок  "Путешествие в страну треугольников" может быть дан при изучении темы "Треугольник" по геометрии в 7 классе. Урок проводится и использованием презентации, выполненной в MS PowerPoi...

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...