конспект урока по географии "Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность" 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

В ходе урока  проверяются знания учащихся по классификации и видам природных ресурсов, вводится понятие ресурсообеспеченности и выполняется первая часть практической работы, касающаяся расчета ресурсообеспеченности отдельных стран по основным видам минерального сырья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ 10 КЛАСС «БИТВА ТИТАНОВ».

ТЕМА УРОКА : «МИРОВЫЕ РЕСУРСЫ. РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ»

Все современные военные конфликты в мире не более чем маскировка более

масштабных военных действий, в которых участвует весь мир»

Цель урока:

Задачи:

Оборудование:

учебник География 10 класс ( В.П. Максаковский)

атлас (экономическая и социальная география мира 10 класс

раздаточный материал ( таблица «Классификация природных ресурсов», карточки –задания для индивидуальной работы и работы в группах)

компьютер

проектор

План урока:

  1. Орг. момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Атака на память (индивидуальная работа и  работа в группах)
  4. Битва Титанов (игра)
  5. Работа с цифрами (практическая работа)
  6. Итоги урока
  7. Мысль в дорогу (Домашнее задание)

Ход урока.

  1. Орг. Момент

Мне попалось очень интересное высказывание одного из наших современников (зачитать эпиграф) и сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о нем и оценить его.

2. Актуализация опорных знаний

-Как вы думаете о каких масштабных военных, в которых участвуют все без исключения страны мира, хотел сказать автор? ( о борьбе за ресурсы)

- А что такое ресурсы в нашем сегодняшнем понимании? ( ресурсы – это богатства, созданные природной, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности)

-Приведите примеры ресурсов. (минеральные, лесные, водные, земельные, биологические, ресурсы Мирового океана, космические и т.д)

В 7 классе уже был разговор о ресурсах и мы знакомились с их  видами, давайте вспомним об этом.

-На какие группы можно разделить все ресурсы мира? (возобновимые, невозобновимые, исчерпаемые и неисчерпаемые)

3. Работа в группах.

На досках в классе висят папки разного цвета, в которых содержаться задания, с которыми вам предстоит  работать. Работать будете группами, а чтобы понять кто в какой группе, обратите внимание на маркировку вашего рабочего места. Цвет маркировки совпадает с цветом папки. У кого маркировка парт отсутствует, тому предстоит выполнить задании №1, оставаясь на месте. Определились кто  в какой группе? Если да, то собирайтесь рядом со своим рабочим местом и приступайте к работе (Время на работу 1,5 минуты)

Задания для групп.

  1. Прикрепите  на доску только те виды ресурсов, которые, по вашему мнению, можно отнести к возобновимым.
  2. Прикрепите  на доску только те виды ресурсов, которые, по вашему мнению, можно отнести к невозобновимым
  3. Прикрепите  на доску только те виды ресурсов, которые, по вашему мнению, можно отнести к неисчерпаемым.

( В папке у всех команд одинаковые наборы ресурсов: лес, почва, флора, фауна, нефть, газ, уголь, руда, ядерное топливо, солнечный свет, приливы и отливы, энергия океана, энергия Земли, энергия ветра)

В результате на доске получается следующее:

возобновимые

невозобновимые

неисчерпаемые

Лес

Флора

Фауна

почва

Нефть

Газ

Уголь

Руда

Ядерное топливо

Солнечный свет

Приливы и отливы

Энергия океана

Энергия Земли

Энергия ветра

- Отлично! Действительно на современном этапе развития человечество использует практически все, что дает ему природа. И с каждым годом мы забирает из окружающие среды все больше и больше! Ведем себя при этом иногда совсем не по – человечески!

4. Битва Титанов

Из учащихся выбирается 3-4 человека, которые могут быстро среагировать на предлагаемую ситуацию.

Игра: на сдвинутые вместе 2 парты высыпают упаковку скрепок. Скрепки выступают в виде ресурсов, которые могут удовлетворить все человеческие потребности. Учащиеся выступают в роли старейшин, которые отвечают за благосостояние народов своего племени.

На первом этапе игры ресурсы принадлежат всем и их нужно набрать как можно больше за короткий промежуток времени ( 10 секунд)

На втором этапе игры площадь парт делится на части ( с помощью скотча или изоленты) на части по количеству  игроков. На теперь высыпая скрепки, озвучивается условие, что ресурсы принадлежат племенам только в том объеме, который оказался на их территории.

( Дети начинают потихоньку воровать у соперников часть скрепок)

Анализ игры:

-Зачем на первом этапе игры потребовалось захватить как можно больше ресурсов? (чтобы удовлетворить больше человеческих потребностей)

- А на втором этапе, ведь уже была выделена территория, на которой ресурсы принадлежали только Вам? (чтобы удовлетворить больше человеческих потребностей)

Вывод: Все свои  потребности человечество может удовлетворить только за счет ресурсов!

Главная проблема человечества: невозможно удовлетворить безграничные человеческие потребности за счет ограниченных ресурсов.

Музыкальная пауза.

5.-Обратимся к доскам. Посмотрите и скажите: Какие виды ресурсов на сегодняшний день самые востребованные? ( Ответ: минеральные)

- А это какие конкретно виды сырья? ( нефть, газ, уголь)

- Хотите узнать как долго еще человечество  сможет использовать это сырье? (да). Тогда обратимся к одному географическому термину ( учебник стр…)

Ресурсообеспеченность – 

6 Практическая работа.

Для того, чтобы наглядно представить себе, что такое ресурсообеспеченность, выполним практическую работу.

7.Работа на карте.

Определив ресурсообеспеченность разных стран мира разными видами минерального сырья, давайте покажем на карте результаты вашей работы.

- А теперь главный вопрос. И тех стран, которые вы сегодня рассматривали с точки зрения ресурсообеспеченности, какая оказалась в наилучшем положении? Почему? (Россия – много разнообразных ресурсов, которых хватит на много лет).

Мы оценили ресурсообеспеченность только некоторых стран мира и только по некоторым показателям. Но этого достаточно, чтобы сделать вывод о том, что все страны мира находятся в разным условиях. А потребности у человека, в какой стране бы он не жил практически одинаковы. Как быть в такой ситуации?( купить, найти новые месторождения, найти альтернативы этому виду сырья, экономить, отобрать)

8. домашнее задание

- привести конкретные варианты решения данной проблемы на конкретных примерах.

9. Итоги урока

Согласны ли вы с утверждением, озвученным в начале урока?

О какой битве в нем идет речь?

Что такое ресурсы? Ресурсообеспеченность?

Все ли страны мира находятся по этому показателю в равных условиях?

Как решается проблема?

10. Рефлексия (смайлики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока "Вегетативное размножение растений", 6 класс, с использованием возможностей ресурсов сети Интернет (ресурсов образовательных сайтов)

Представленный урок по теме "Вегетативное размножение растений» составлен в соответствии с УМК Сфера.Учебно-методическое обеспечение – учебник Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Биология  Живой ор...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по географии в 9 классе по теме: «Географическое положение, природные ресурсы и население Европейского Севера»

Цель: Познакомить учащихся с особенностями ЭГП, геополитическим положением Европейского Севера, выявить природные условия и ресурсы района и дать их оценку. Закреплять умения делать выводы, сравнитель...

Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.

Урок  «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить  особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...