Конспект урока по географии в 9 классе по теме: «Географическое положение, природные ресурсы и население Европейского Севера»
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Шкуренко Ирина Николаевна

Цель: Познакомить учащихся с особенностями ЭГП, геополитическим положением Европейского Севера, выявить природные условия и ресурсы района и дать их оценку. Закреплять умения делать выводы, сравнительный анализ территории. Воспитывать любовь к родине, бережное отношение к ее богатствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_shkurenko_seminar.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии в 9 классе по теме:

«Географическое положение, природные ресурсы и население Европейского Севера»

Цель: Познакомить учащихся с особенностями ЭГП, геополитическим положением Европейского Севера, выявить природные условия и ресурсы района и дать их оценку. Закреплять умения делать выводы, сравнительный анализ территории. Воспитывать любовь к родине, бережное отношение к ее богатствам.

Оборудование: настенная карта, атласы, учебник, раздаточный материал (задания и дополнительная информация); презентация

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.  

Тест и самопроверка

Тест по теме « Северо-западный экономический район»

1. Северо-западный район состоит из:

а) 3 областей б) 4 областей в) 4 областей и города федерального значения

2. Укажите пару регионов, входящих в состав Северо-Западного района:

а) Новгородская и Вологодская области; б) Псковская и Новгородская;

в) Калининградская и Вологодская.

3. Северо-Западный район имеет … положение:

а) приморское; б) сухопутное

4. Найдите ошибку в перечне стран-соседей Северо-Западного района:

а) Эстония; б) Белоруссия; в) Украина.

5. Отличительная особенность населения Северо-Западного района по сравнению с другими экономическими районами:

а) самая низкая плотность населения; б) самая высокая доля городского населения;

в) самый сложный национальный состав.

6. Отраслью специализации промышленности Северо-Западного района является:

а) электроэнергетика; б) машиностроение;

3) химическая промышленность; г) металлургия

7. Проблемами Северо – Западного района являются …

а) защита г. Санкт – Петербурга от наводнений;

б) создание нового порта;

в) восстановление памятников архитектуры

  1. Изучение нового материала

 На прошлом уроке мы изучили Северо-Западный экономический район. Какой район расположен рядом. По какому плану мы даем характеристику любому экономическому району. Охватить все вопросы на одном уроке сложно и поэтому сегодня мы изучим первые 4 пункта плана. Попробуйте  сформулировать тему нашего урока  «Географическое положение, природные ресурсы и население Европейского Севера».

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями природы, с богатством и культурным наследием Европейского Севера. Мы работаем в группах. Каждая группа получает  маршрутные листы с  заданиями, которые нам позволят познакомиться и расширить знания о Европейском Севере. Работаем используя атласы, как основной источник информации  и единственный на ОГЭ и  учебник.

Маршрутные листы

1 группа

 Состав и географическое положение Европейского Севера

Учащийся на карте обозначает субъекты, входящие в состав Европейского Севера. ) определите, какие субъекты РФ входят в состав района.

Мурманская обл., Республика Карелия (г. Петрозаводск), Архангельская обл. с Ненецким автономным краем (г. Нарьян-Мар), Республика Коми (г. Сыктывкар), Вологодская обл.

Вывод: Европейский Север включает 3 области, 1 автономный округ и 2 республики.

Оценивают ГП.

- крайний европейский север;

- пересекает Северный полярный круг;         (полярный день и ночь) ОГЭ №29

- приморское положение (Баренцево, Белое и Карское моря Северного Ледовитого океана);

- пограничное положение (Норвегия и Финляндия);

- соседское положение (Северо-Западный, Центральный и Уральский экономические районы)

- проходит Северный морской путь

Вывод:

Особенности ЭГП – приморское положение: Белое и Баренцево моря, граничит с Норвегией и Финляндией, северное положение, граничит с развитыми экономическими районами – Северо-запад, Европейский Центр, Уральский (ОБОЗНАЧИТЬ НА КК)  

Военно- стратегический район: здесь расположены военно-морские базы, концентрируется Северный флот, атомные подводные лодки.

дайте оценку экономико-географического положения Европейского Севера.

2 группа

Природа Европейского Севера (ОБОЗНАЧИТЬ НА КК  8 класс)  

Особенности

Кольско-Карельская часть

Двино-Печорская часть

Тектоническое строение

Балтийский щит

Осадочный чехол платформы

Формы рельефа

Горы Хибины, ледниковые моренные холмы, озы.

Тиманский кряж

Внутренние воды

Озера: Онежское, Ладожское.

Реки: Северная Двина, Печора.

Климат – мой слайд

презентация

3 группа

Природные ресурсы Европейского Севера

Особенности

Кольско-Карельская часть

Двино-Печорская часть

Минеральные ресурсы

Железные, никелевые, медные руды, бокситы, фосфориты, гранит, мрамор.

Нефть, газ, каменный уголь, поваренная соль, алмазы.

Лесные ресурсы

Лесные, рыбные, первый курорт «Марциальные воды»  в 1719г.

Лесные, рыбные, рекреационные.

Рыбные ресурсы

Почвенные ресурсы

Агроклиматические условия

дайте оценку природно-ресурсному потенциалу района.

- Печорский угольный бассейн;

- Хибинское месторождение апатитов;

- Мончегорское медно-никелевое месторождение;

- месторождения нефти и газа на шельфе Баренцева моря;

- обеспеченность лесными ресурсами;

- обеспеченность водными ресурсами и гидроресурсами;

- богатые морские биоресурсы;

- неблагоприятные агроклиматические условия;

- на юге района подзолистые и дерново-подзолистые почвы.

Вывод:         Главные ресурсные запасы:

  • Печорский угольный бассейн;
  • Хибинское месторождение апатитов;
  • Нефте-газовые месторождения шельфа Баренцева моря;
  • Морские биоресурсы
  • Лесные ресурсы

4 группа

Население Европейского Севера и Культурное наследие Европейского Севера

Население

  1. Численность (городское и сельское)
  2. Народы по картам атласа
  3. Плотность населения (А 6), где сконцентрировано
  4. Какие крупные города и их специализация
  5. Культурное наследие Европейского Севера (презентация)

- определите, в каком направлении и вдоль чего шло освоение территории района? (по населенным пунктам)  Вывод: Освоение шло с юга на север вдоль транспортных путей.

4. Закрепление нового материала

ОГЭ  №30 – по описанию определить субъект России (Достаньте ОГЭ)-придумайте задание №30.

1) Установите соответствие – работа с  АТЛАСОМ.

Полезное ископаемое                                          Месторождение

1. Железная руда                                                 а) Ярега

2. Нефть                                                               б) Архангельск

3. Природный газ                                                в) Сольвычегодск

4. Каменный уголь                                              г) Ковдорское

5. Титановая руда                                               д) Интинское

6. Поваренная соль                                             е) Усинское

7. Алмазы                                                            ж) Вуктыл.

Ответ: 1 – г, 2 – е, 3 – ж, 4 – д, 5 – а, 6 – в, 7 – б.

5. Рефлексия Оцените работу на уроке класса

Оцените работу в группах (на листочках мне написать)

3) Ребята, у кого возникло желание побывать в районе Европейского Севера?

И если возникло ли желание побывать районе Европейского Севера значит урок прошел недаром.

6. Домашнее задание: параграф 31-33, презентация о Ломоносове (почему?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЯПОНИЯ. Экономико-географическое положение. Природные ресурсы и население.

 Цель урока:  Знать основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природные ресурсы, национальный состав и размещение населения Японии.Уметь составлять экономико-географическую характеристику...

План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды".

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Разработка урока по географии 7 класса на тему" Географическое положение Северной Америки"

На уроке учащиеся знакомятся с географическим положением Северной Америки, работают с картой, атласами, проводится презентация...

Разработка урока географии в 9 классе по теме "Географическое положение, природные условия и ресурсы Сибири"

Любое дело рук человеческих не рождается вдруг, а растет, вырастает из зерна, замысла. Так и сейчас приступая к рассказу о самой обширной территории России, мы задаемся вопросом «Сибирь – из чего она ...

План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды"

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...