Конспект урока по географии 5 класс по теме "Географическая карта"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Власова Елена Александровна

"Полярная звезда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_geograficheskaya_karta_alekseev.docx80.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии в 5 классе

Тема урока: «Географическая карта»

Название раздела: План и карта

Цель урока: сформировать знания о географической карте как модели Земли.

Задачи:

—сформировать понятия «географическая карта», «глобус»;

— определить свойства географической карты;

— познакомиться с видами карт;

— показать различие карт по масштабам;

— показать роль географических карт как источников информации;

  — сравнить план местности и географическую карту.

 Учебник: География. 5 - 6 классы : учебник для общеобразовательных организаций с прилож. на электрон. Носителе (DVD) / (А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е.К. Липкина и др.). – 192 с. : ил., карт. – (Полярная звезда).  – Издательство «Просвещение», 2016.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичное усвоение

Методы и приёмы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация «Географическая карта», физическая карта мира, глобус, раздаточный материал (кожура апельсинов), маршрутные листы, атласы.

Краткое описание: Конспект урока новых знаний в соответствии с требованиями ФГОС.

Деятельностный компонент урока: определить роль географической карты в жизни людей; выявить основные свойства карты; уметь различать карты по масштабу.

Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть роль географической карты как выдающегося изобретения человечества; оценить вклад великих учёных-картографов в развитие картографии и культуры; оценить значение географической карты как достояния науки и культуры; осознать необходимость понимания и чтения карты.

 Работа с учебником: комментированное чтение, работа с рисунками и заданиями учебника.

УУД   

1. Предметные:

- овладение основами картографической грамотности;

- овладение основными навыками нахождения географической информации.                                                                                                                               2. Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3.Метапредметные:                                                                                                          

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

-умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Ход урока:

  I.  Организационный момент. (2 мин.)

 1.Эмоциональный настрой.

Учитель: - Здравствуйте, дети! - Послушайте притчу:

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

- Ребята! Сегодня нам предстоит открывать новые знания, так что всё в ваших руках! Удачи нам!

 II. Актуализация знаний (3 мин.)

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: Для начала я хочу проверить, как вы усвоили предыдущую тему.

Учитель задаёт вопросы классу, дети отвечают.

Фронтальный опрос по вопросам:

1.Как называется умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта? (ориентирование)

2.Какие способы ориентирования вы знаете? (по местным признакам, по Солнцу, по звёздам, по компасу, по карте).

3.Что такое компас?

Ко́мпас — устройство, облегчающее ориентирование на местности путём указания на магнитные полюса Земли и стороны света.

4. Что такое азимут? (Угол между направлением на север и направлением на определенный объект по ходу часовой стрелки).

Слушает ответы учащихся. Направляет деятельность учащихся.

  1. Мотивация. 

Учитель: Ребята, я очень люблю путешествовать, узнавать новое, интересное, необычное.

  А вы любите путешествовать? (ответы детей)

Учитель: Отправляясь путешествовать, что необходимо взять с собой? (Ответы детей)

Я думаю, что это глобус? А вы как думаете? (ответы детей)

Всё-таки нам придётся согласиться, что глобус брать с собой неудобно.

- Внимание! Загадка, отгадав её, вы определите тему нашего урока.

В географии чертеж на ковер большой похож.

И на нем моя страна из конца в конец видна

- Что это? (Карта)

III.Постановка учебной задачи (2 минуты)

Учитель: Ребята, я думаю, вы догадались, что  тема нашего урока…

Итак, тема урока -  «Географическая карта» (слайд №1)

Запишите число (27 ноября) и  тему урока «Географическая карта» в маршрутном  листе.

- Посмотрите на слайд и попробуйте сформулировать цель урока.

На слайде ключевые слова, которые помогут сформулировать цель урока (слайд №2)

Цель урока: сформировать знания о географической карте как модели Земли.

- Исходя из цели, какие задачи мы поставим перед собой? Можем ли мы воспользоваться учебником для постановки задач? (открываем учебники на стр.44-46). Что мы должны изучить на уроке?

Дети:

 —сформировать понятия «географическая карта», «глобус»;

— определить свойства географической карты;

— познакомиться с видами карт;

— показать различие карт по масштабам;

— рассмотреть карты разных масштабов;

— сравнить план местности и географическую карту.

IV этап (основной) – погружение в тему урока (15 мин.)

1.Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Ребята, давайте отправимся в путешествие в страну, где, я уверена, никто из вас ещё не был. Это страна Картография (слайд №5). Если вы будете внимательными, старательными и активными, хозяйка этой страны Карта раскроет перед вами свои тайны.

- Жители этой страны – картографы. Как вы думаете, чем они занимаются?

- Ребята, подумайте, для людей каких профессий картографы составляют  карты? (пилотам,  морякам, военным, лётчикам, водителям, геологам, туристам).

Внимание! Ещё одна  загадка!

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.  (Глобус).

Учитель: Кто из вас знает, что  в переводе с латинского языка означает «глобус»? Найдём ответ, открыв стр.44 в учебнике («шар»). Напишем определение в маршрутном листе. (Глобус – трёхмерная модель Земли или самая точная пространственная модель Земли).

Учитель: Что находится вверху глобуса?

Дети: Северный полюс.

Учитель: А что расположено внизу глобуса?

Дети: Южный полюс.

Учитель: А что еще изображено на глобусе?

Дети: Материки и океаны.

Учитель: Посмотрите на слайд. Снимок, сделанный из космоса с помощью спутника, доказывает, что Земля круглая  (слайд №6).

Вот такую Красавицу планету Земля увидел первый космонавт мира (КАК ЕГО ИМЯ?) Юрий Гагарин, который облетел Землю в корабле «Восток» за 108 минут. Космонавт сказал: (слайд №7) «Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».

- А знаете ли вы, что глобус был придуман дважды. Давайте послушаем, кто изобрёл первый глобус и когда это было.

- В произведениях античных писателей упоминается о том, что некий Кра́тет  Малосский — древнегреческий философ, последователь Аристотеля и хранитель Пергамской библиотеки (Пергамская библиотека — одно из главных книжных собраний в античном мире), еще во II веке до н. э. изготовил модель Земли в форме шара. Ни сама эта модель, ни какие-либо ее изображения до наших дней не дошли, однако те, кто видел этот глобус, говорили, что «Кратес нарисовал на шаре единую сушу, разделив ее на части пересекающимися реками, которые назывались океанами…».

- Потом об этом изобретении забыли. Повторно глобус был открыт намного позже. Кем же?

- Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым Мартином Бехаймом. Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. Он представлял шарообразную модель нашей планеты и был диаметром 54 см. Тогда еще глобус называли «Земным яблоком» и иллюстрировал он лишь представления путешественников того времени о географии нашей планеты. На нем не было Америки, и расстояние между Европой и Азией было в два раза меньше, чем оно есть на самом деле. Сейчас копия старинного глобуса хранится в музее Нюрнберга (Германия).

Учитель: Спасибо, ребята вам за подготовленные сообщения. Скажите, а где вы нашли эту информацию?

Дети: из Интернета

Учитель: А где ещё можно найти географическую информацию?

Ответы детей.

Учитель: Чтобы путешествовать по территории Картографии, я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту (ответы учеников).

Учитель: Какие предметы, окружающие нас сходны с глобусом?

Дети: Апельсин, мяч, воздушный шар, мандарин, арбуз и т.д.

Учитель: Представьте, что апельсин - глобус, а кожура – карта, которая нанесена на глобусе.

Именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору (Слайд 11), когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим.

Потом дольки апельсина он разложил на листе бумаги так, как они покрывали его. Покажите, как он это сделал с помощью ваших долек кожуры. Но сначала нанесём на наш апельсин-земной шар экватор. Что такое экватор? И нанесём точки, обозначающие Северный и Южный полюса.

Учитель: Ваша задача расположить на листе бумаги апельсиновые дольки так, как это сделал Герард Меркатор, то есть перенести объемное изображение на плоское.

Учитель: Как расположите дольки апельсина?

Ответы детей.

Учитель: Что вы замечаете? Где больше разрывов?

Дети: у полюсов

Учитель: А на экваторе, будут разрывы?

Дети: Нет.

Учитель: А если разрывы заполнить рисунком земной поверхности, изменится форма материков, островов, морей вблизи полюсов?

Дети: Да.

Учитель: Такая неточность называется искажением, то есть изменение, искажающее что-нибудь.

Учитель: Поэтому, какой вывод мы можем сделать? (Возможно перенести изображения земной поверхности на карту без искажений?) Искажения на картах возрастают от экватора к полюсам  

Дети: Нет, искажения будут.

Учитель: А на глобусе будут искажения?

Дети: Нет, на глобусе искажений нет.

Учитель: посмотрим, как с помощью проекции Меркатора, была создана физическая карта мира. (видео).

Учитель: А теперь немного отдохнём, встаньте со своих мест.

Физминутка. (1 мин)

Повернись на Север, повернись на Юг,

Зимний день увидишь вдруг.

Наклонись на Запад и Восток,

Повернись как глобус

Ты вокруг своей оси, дружок!

Продолжение изучение нового материала (17 мин.)

Учитель: Географы придумали сотни способов уменьшить эти искажения, но полностью их уничтожить нельзя. Посмотрите на слайд (слайд 16), как вы думаете, какой еще способ превращения глобуса в карту существует? (воздушный шарик разрезали на две половины, каждую половину растянули на плоскую поверхность. Получилось два круга.)

Учитель: Что же мы в итоге получили?

Дети: Мы получили карту полушарий, потому что есть Западное полушарие и Восточное Слайд 17.

Учитель: А какой из способов будет наиболее удачным, чтобы изображение перенести без искажений? Первый, когда мы сразу переносили целый шар на бумагу или, когда мы будем переносить по половинкам?

Дети: С воздушным шариком, потому что растянуть на плоскость две половинки шара проще, чем целый шар.

Учитель: Правильно, поэтому  на карте полушарий меньше искажений, чем на карте мира.

История географической карты.

Учитель: 

Итак, мы узнали, кто первым создал глобус. А кто же создал первую карту? Люди создавали карты с незапамятных времен. Первые карты были созданы египтянами более четырёх тысяч лет назад (слайд 18). Те карты были выдавлены на глиняных табличках. В III веке до н.э. греческий учёный Эратосфен составил карту, на которой была изображена известная к тому времени обитаемая суша. (слайд 19).

Учитель: Как вы думаете, в настоящее время с помощью чего создаются карты? (слайд 20).

Ответы детей

Учитель: С помощью компьютеров.

Учитель: Теперь мы выполним задание № 3 в маршрутном листе. Напишем определение «Географическая карта». А теперь проверим себя. Слайд 21.

На основе определения, какие свойства карты можно выделить? Для этого мы заполним схему, представленную на экране. Воспользуемся учебником на стр. 44-45.

Учитель: А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Слайд 24.

1.Свойство «Обобщенность» - что оно означает?

Дети: Из-за того, что на карте изображают крупные по размерам территории, приходится использовать обобщение и более мелкий масштаб.

Учитель: 2 Свойство «Условные знаки». На географической карте есть условные знаки? Как изображается рельеф?

Ответы детей

Учитель: Разберём на примере рельефа. Рельеф изображают с помощью послойной окраски, то есть цветом (зелёным и коричневым) разной интенсивности.

Участки, имеющие высоты от 0 до 200 м. закрашиваются в зелёный цвет, от 200 и выше – в коричневый.

Какому цвету соответствует определённая высота и глубина видно на шкале высот и глубин.

3 свойство «Математическая основа». На каждую карту нанесена градусная сетка, которую мы будем изучать на следующем уроке.

4 свойство «Многообразие карт». Об этом чуть позже. Проверяем. Если всё правильно, ставим «+».

Учитель: Молодцы, все справились. А теперь нам нужно узнать, какие бывают географические карты? Для этого мы заполним схему, используя текст учебника на стр. 45-46.

Учитель: Закончили? Итак, проверяем.

Самопроверка детей.

Учитель: А теперь мы сравним план местности и географическую карту, заполнив таблицу, которую мы начали на прошлом уроке.

Заполняют совместно с учителем.

Учитель: А как называется сборник различных карт?

Дети: Атлас.

Учитель: Для удобства людей был создан атлас — собрание (сборник) различных карт для единой территории. Создал первый атлас в XVI в. выдающийся картограф Герард Меркатор. В России первым составителем русского географического атласа был Семён Ремезов — историк и картограф. Его атлас назывался «Чертёжная книга Сибири» (1701) и состоял из 23 карт большого формата.

Учитель: А теперь на основе наших знаний закончим заполнение сравнительной характеристики плана местности и географической карты.

Дети заполняют совместно с учителем.

VI Рефлексия. Закончи предложение.        (5 мин.)

Я узнал на уроке...

Мне было интересно...

Мне было сложно...и т.д.

Учитель: Ребята, скажите все мы задачи. поставленные на уроке, решили?

- Ребята, Страна Картография ждёт вас на каждом уроке географии, где вы будете узнавать всё      новые и новые тайны.

Итог урока, выставление оценок.

Домашнее задание: П.13, вопросы после параграфа.

Приложение №1

Фамилия  Имя_____________________________________                                                  

 Число ____________________________________________

Тема  урока_________________________________________

Маршрутный лист

  1.  Глобус – это___________________________________________________________

  1. Первый сохранившийся глобус был создан___________________________________.

  1. Географическая карта (стр. 44) – это …

Задание 4. Заполни недостающие слова в схеме «Свойства географической карты»

Схема «Свойства географической карты»

Задание 5. Заполни схему «Виды географических карт»

Схема «Виды географических карт»

             

6. Домашнее задание:

 для всех –§ 13;

Приложение 2

Сравнительная характеристика плана местности и географической карты

№ п/п

Признаки

План местности

Географическая карта

1

Форма изображения земной поверхности

Плоская

Плоская

2

Использование условных знаков

Используются

Используются

3

Охват территории

Небольшие участки земной поверхности

Вся поверхность Земли или ее большей части

4

Масштаб изображения

1:5000 и крупнее

1:10 000 и мельче

5

Изображение природных и хозяйственных объектов

Подробное, при помощи условных знаков

Обобщенное

6

Способы изображения рельефа

Горизонтали

Горизонтали, цветовой фон

7

Названия объектов

Посёлки, деревни, отдельно стоящие дома.

Крупные населённые пункты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План-конспект урока 7 класс по темпе:""Карты материков и океанов"

План-конспект составлен для 7 класса Рабочая программа по географии с региональным компонентом для 7 класса (на основе авторской программы И.В. Душина «Наш дом- Земля»)....

Конспект урока "Соединение брусков" с технологической картой 6 класс

Предлагаю вам подробный конспект урока по теме "Соединение брусков" в 6 классе. К конспекту прилагается технологическая карта....

Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.

Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....

Конспект урока английского языка с технологической картой, 4 класс

Конспект и технологическая карта урока английского языка по теме "Сравнительная степень многосложных прилагательных"...

конспект урока по теме "План и карта" 6 класс.

План конспект урока " План и карта" 6 класс....