Конспект урока "Соединение брусков" с технологической картой 6 класс
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Наталевич Виктор Викторович

Предлагаю вам подробный конспект урока по теме "Соединение брусков" в 6 классе. К конспекту прилагается технологическая карта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Предмет «Технология. Технический труд»

Раздел: деревообработка

Тема: «Соединение брусков», (2 часа)

6 класс

Цели урока

1. Учебно-познавательные

  •  создать условия для получения знаний о способах соединения брусков, приемах выполнения работы.

2. Развивающие

  •  развить навыки правильной, рациональной работы столярным и разметочным инструментом, навыки  самоанализа, взаимоанализа;.
  •  развить познавательные и творческие способности;
  •  формировать навыки анализа проблемы, поиска способов ее решения;
  •  развитие СУД посредством методики проблемного обучения, ИКТ

3. Воспитательные

  •  способствовать формированию положительной мотивации к предмету;
  •  способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности;
  •  способствовать воспитанию уважения к труду, человеку труда.

Тип урока: комбинированный.

Технология: проблемное обучение. Технология на основе активизации деятельности учащихся.

Урок сопровождается компьютерной презентацией.

Ориентация на личностные структуры: ЗУН + СУД

Подход к ребенку: сотрудничество + свободное воспитание

Целевые ориентации: 

  • приобретение ЗУН,- усвоение способов самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных и творческих способностей,

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, инструкционные карты по ТБ, технологические карты по изготовлению  елочной крестовины (в полдерева), шипового соединения, плакаты, столярный и разметочный инструменты, столярный верстак.

Электронные ресурсы: интернет – ресурсы, слайды, авторские презентации.

Технологическая карта урока

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируем УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные:

1

Организационный момент

Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников.

Приветствуют учителя

Слушают учителя

2

Актуализация знаний

Учитель подводит учащихся к определению темы урока:

1. напоминает ученикам с помощью чего и как  можно соединить бруски.

2. Показывает несколько изделий сложной формы и спрашивает учеников – как соединены бруски?

3. Предлагает ответить на вопрос – каким инструментом можно изготовить елочную крестовину? совместно с учениками определяет цель и задачи урока:

4. Спрашивает учеников: где они могут встретить изделия ,соединенные вполдерева

5. Какие знания необходимо получить для того чтобы овладеть инструментом.

Объясняет (с элементами беседы) и демонстрирует учебный материал:

- показывает ученикам инструмент  и просит определить: назначение стамески , долото, киянки - создает проблемную ситуацию:  как закрепить заготовку на крышке верстака? Выслушивает гипотезы  и совместно с учащимися определяет возможные приемы закрепления с наглядными примерами. - актуализирует знания, полученные при изучении темы – разметка (определение понятия –рейсмус).

 Предлагает ответить на вопрос – как можно разметить бруски?

Организует работу учащихся с учебником:

- предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментом и приспособлениями.

Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы – в результате самостоятельно приходят к определению темы урока, целей и задач.

При показе изделий (елочная крестовина) и ответе на вопросы учителя – отвечают: изготовить с помощью чего можно изготовить изделие. Ученики вспоминают, где они могли встретить подобные изделия.

При ответе на вопрос о знаниях предполагают, что необходимо  изучить технологию и правила безопасной работы (тем самым определяя план урока).

Зарисовывают инструмент в рабочие тетради.

При решении проблемной ситуации выдвигают гипотезы о способах закрепления заготовок на крышке верстака. Совместно выбирают наиболее рациональные методы.

Вспоминают информацию по теме «разметка», дают определение –рейсмус.  Выдвигают дополнительные гипотезы о способах разметки заготовки

Работают с учебником, находят информацию о приемах работы ручным инструментом, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями.

Осмысливают тему урока. Проявлять интерес к новому содержанию

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с одноклассниками,

в группе, умение выражать мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

выбор наиболее оптимальных средств и способов решения проблемы, выделение цели, поиск информации.

3

Совместное открытие знаний.

Практический этап

1. Объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся. Заслушивание сообщений учащихся.

2. Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.

Обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.

Умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями.

Практическая работа.

 Вводный инструктаж учителя:

-сообщение учащимся названия практической работы;

-разъяснение учащимся задач практической работы;

-ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;

-ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

-ознакомление учащихся с учебно-технической документацией

-предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);

-инструктаж по технике безопасности.

 

Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

Формирование новых умений:

-проверка организованности начала работы учащихся;

-проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

-соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

Усвоение новых знаний:

-проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

-инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

Целевые обходы:

-инструктирование учащихся по выполнению от- дельных операций и задания в целом;

-концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

-оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

-контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

-рациональное использование учебного времени учащимися.

Заключительный инструктаж учителя:

-анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

-разбор типичных ошибок учащихся;

-вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

-повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

Работают в группах и готовят ответы.

Самостоятельная работа учащихся 

-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

-  выдвиже-ние гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся

- восприя-тие, осмысление, запоминание учебного материала;

-формирова-ние умения выcказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

-формиров-ание мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

-формирова-ние умения оценивать поступки в соответст-вии  с определён-ной ситуацией.

самоконтроль выполнения задания

-взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность

.

Сформировать  умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД:

 развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации;

-умения структурировать знания

-выбор наиболее эффективных способов решения задач

-построение логической цепи рассуждений

4

Закрепле-

ние изученного материала и рефлексия.

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Какая информация оказалась полезной?

Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия.

Самооценка, взаимооце-нка результатов деятельно-сти.

5

Домашнее задание.

Параграф 6 с29-36 вопросы в конце параграфа с.36..

Осмысливают объем задания.

  1. Организационный момент
  2. Приветствие.
  3. Рапорт бригадиров о готовности к уроку, отсутствующих, организации рабочего места учащихся.
    Учитель знакомит с темой урока (слайд 1).

                  Мотивация. Актуализация знаний.    

Сегодняшний урок мы начнём с воспоминаний видов соединений древесных материалов. Разберём требования к соединениям отдельных изделий в      зависимости от их применения. Учащиеся называют соединения, которые применялись на уроках «Технологии», приводят примеры, где они применяются. Рассказывают о требованиях к соединениям названных изделий.             

           

  Постановка проблемы.

 Вы назвали множество соединений, частично их охарактеризовали. Возникает вопрос: что влияет на выбор определённого вида соединения в отдельных изделиях? Условия применения, нагрузка на изделие, климатические условия, вот основные параметры, по которым определяют вид соединения. Учащиеся записывают тему урока, записывают воздействие основных параметров на выбор соединения: нагрузка, климатические условия, условия использования изделия.

  1. Обсуждается «цепочка тем» раздела: обработка древесины
  2. Технология изготовления изделия
  3. Учащиеся посредством слайда самостоятельно изучают и комментируют цели урока, сформулированные учителем. (Осознание неизвестного. Анализ проблемы, определение путей и средств её решения).
  4. Учащиеся анализируют задачи урока, вычленяют главное.
  5. Учитель направляет учащихся на обсуждение профориентационного и практического аспектов урока.

Учитель объясняет одну из задач урока: получить знания и навыки, необходимые детям в практической жизни. 

   

Основная часть

 1. Опрос – беседа. Слайд 3-8 на тему (соединение брусков). Учащиеся комментируют, делают выводы.

2. Изучение нового материала.

     Сопровождается презентацией. Учащиеся совместно с учителем комментируют слайды

     С древних времён люди для производства деревянных изделий применяли различные виды соединений: сращивание заготовок, соединения в полдерева, шиповые соединения. Для увеличения прочности соединения заматывались нитками, склеивались клеями. В чисто столярных изделиях не должно быть инородных тел даже в виде крепёжных деталей: гвоздей, шурупов, заклёпок, скоб. Мастера-краснодеревщики при производстве мебели полностью исключали применение металлов в соединениях. Настало время познакомиться с этими соединениями.

Первое, самое простое соединение, называется угловое или серединное в полдерева.

Задаётся вопрос: Где они применяются?

Второе соединение  в полдерева с помощью шкантов. Это соединение уже более прочное.

Задаётся вопрос: Чем ещё можно скрепить соединение? Где применяются?

Третье соединение шиповое.

Это соединение прочнее соединения в полдерева. Учащиеся разглядывают различные изделия, определяют виды соединений.

Задаётся вопрос: Где применяется?

Познакомимся с элементами соединения в полдерева. Рисунок на доске элементов единения в полдерева. В столярном деле применяются и другие соединения. Познакомимся с со ними  – к практической работе, постарайтесь внимательно изучить чертёж. Затем как можно точнее произведите  разметку. Карандаш при этом должен быть остро заточен. Качественно выполненная работа – это смотрим на компьютер. Ближе с ними познакомимся в 7 классе.

Мы познакомились с вами с одной из самых важных тем в столярном деле. Качественное соединение в изделии – залог его долговечности. Для выполнения соединений нужно применить все знания и умения, полученные ранее. Показываются соединения на компьютере. Учащиеся называют изделия с применением данных соединений (гвоздями, шурупами, заклёпками, болтами, с помощью клея). Называют изделия с этими  соединениями. Смотрят на изображение на компьютере. Зарисовывают в тетрадь соединение с доски. Записывают новые понятия по теме урока. Смотрят на компьютер, изучают соединения. Называют достоинства этих соединений.

     

Для серединного или углового соединения брусков под прямым или острым углами один к другому чаще всего пользуются вязкой в полдерева (рис. 7). При такой вязке в обеих стыкуемых деталях зарезаются встречные пазы, по глубине равные 1/2 толщины соединяемых брусков. Вязку в полдерева желательно всегда укреплять нагелями. Только в этом случае такое соединение будет достаточно прочным.

 

3. Вводный инструктаж. 

Учитель демонстрирует отдельные приемы работы, акцентирует внимание на правильное положение рук при работе с инструментом (слайд, таблицы).

При пилении соблюдайте меры безопасности, особенно в начале запиливания. Не допускайте перекоса ножовки,  сильно не давите на неё. Надёжно закрепляйте заготовку в зажиме. Соблюдая эти правила, труд становится безопасным и приятным.  При долблении проушин проверьте исправность долбёжного инструмента: состояние ручки, наличие на ней колец. Под заготовку подложите подложку, во избежание порчи верстака. Берегите своё рабочее место, бережно обращайтесь с инструментом.

Критерии оценки изделия:

  • внешний вид.
  • прямоугольность.
  • прочность.

4. Практическая часть. 

Учащиеся производят разметку заготовок  углового (серединное) соединения в полдерева.

Запиливают и скалывают излишки древесины под черту.

Зачищают заготовку напильником, производят сборку изделия.

Зачищают соединение.

Оценивают качество изделия. Сдают изделия для проверки.

Обсуждают качество изделий, оценивают работу.


III. Заключительная часть
Подведение итогов урока.

И так, мы рассмотрели важную тему соединения древесных материалов. Вы познакомились с видами соединений, научились производить разметку и изготовление этих соединений. Пригодится ли это вам?  Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Тема нами изучена. В жизни она будет иметь большую значимость, особенно для любителей мастерить, для создания творческих проектов, для самоутверждения в жизни.

Благодарю вас за участие в работе урока. Ученики наводят порядок на рабочих местах, прибирают инструмент, приводят себя в порядок.

Контроль освоения знаний базового уровня. Рефлексия.

Вернёмся к теме урока. Какую проблему мы ставили перед собой? Изучить технологию изготовления соединений древесных  материалов. Перечислите изученные виды соединений. Назовите достоинства этих соединений. Учащиеся перечисляют виды соединений, называют их достоинства.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: технология

Класс: 6

Тема урока:  соединение брусков

Тип урока: комбинированный

Учитель: Наталевич В.В.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируем УУД

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1. Организационный момент

Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников.

Приветствуют учителя

Слушают учителя

2. Актуализа-ция знаний

Учитель подводит учащихся к определению темы урока:

1. напоминает ученикам с помощью чего и как  можно соединить бруски.

2. Показывает несколько изделий сложной формы и спрашивает учеников – как соединены бруски?

3. Предлагает ответить на вопрос – каким инструментом можно изготовить елочную крестовину? совместно с учениками определяет цель и задачи урока:

4. спрашивает учеников: где они могут встретить изделия ,соединенные вполдерева

5. какие знания необходимо получить для того чтобы овладеть инструментом.

Объясняет (с элементами беседы) и демонстрирует учебный материал:

- показывает ученикам инструмент  и просит определить:, назначение стамески ,долото,киянки - создает проблемную ситуацию:  как закрепить заготовку на крышке верстака? Выслушивает гипотезы  и совместно с учащимися определяет возможные приемы закрепления с наглядными примерами. - актуализирует знания, полученные при изучении темы – разметка (определение понятия –рейсмус).

 Предлагает ответить на вопрос –как можно разметить бруски?

Организует работу учащихся с учебником:

- предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы .Демонстрирует приемы работы с инструментом и приспособлениями.

Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы – в результате самостоятельно приходят к определению темы урока, целей и задач.

При показе изделий (елочная крестовина)и ответе на вопросы учителя – отвечают: изготовить с помощью чего можно изготовить изделие. Ученики вспоминают, где они могли встретить подобные изделия.

При ответе на вопрос о знаниях предполагают, что необходимо  изучить технологию и правила безопасной работы (тем самым определяя план урока).

Зарисовывают инструмент в рабочие тетради.

При решении проблемной ситуации выдвигают гипотезы о способах закрепления заготовок на крышке верстака.Совместно выбирают наиболее рациональные методы.

Вспоминают информацию по теме «разметка», дают определение –рейсмус-. И выдвигают дополнительные гипотезы о способах разметки заготовки

Работают с учебником, находят информацию о приемах работы ручным инструментом, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями.

Осмысливают тему урока. Проявлять интерес к новому содержанию

. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с одноклассниками,

в группе, умение выражать мысли, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

выбор наиболее оптимальных средств и способов решения проблемы, выделение цели, поиск информации.

3 Совместное открытие знаний.

Практический этап

1. – объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся.

-заслушивание сообщений учащихся.

2

 – использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.

-обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.

-умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями.

Практическая работа.

 Вводный инструктаж учителя:

-сообщение учащимся названия практической работы;

-разъяснение учащимся задач практической работы;

-ознакомление учащихся с объектом труда - образцом;

-ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

-ознакомление учащихся с учебно-технической документацией

-предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);

-инструктаж по технике безопасности.

 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

Формирование новых умений:

-проверка организованности начала работы учащихся;

-проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

-соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

Усвоение новых знаний:

-проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

-инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

Целевые обходы:

-инструктирование учащихся по выполнению от- дельных операций и задания в целом;

-концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

-оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

-контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

-рациональное использование учебного времени учащимися.

Заключительный инструктаж учителя:

-анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

-разбор типичных ошибок учащихся;

-вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

-повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

Работают в группах и готовят ответы.

 Самостоятельная работа учащихся 

-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

- выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся

- восприятие, осмысление, запоминание учебного материа;

-формирование умения выcказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

-формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

самоконтроль выполнения задания

-взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность

.

Сформировать  умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД:

 развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации;

-умения структурировать знания

-выбор наиболее эффективных способов решения задач

-построение логической цепи рассуждений

4.Закрепле-

ние изученного материала и рефлексия.

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Какая информация оказалась полезной?

Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия.

Самооценка, взаимооценка результатов деятельности.

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5. Домашнее задание.

Параграф 6 с29-36 вопросы в конце параграфа с.36..

Осмысливают объем задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока и конспект урока в 4 классе.Millipedes. Что мы знаем о многоножках.Учебник Millie

Данная разработка содержит технологическую карту урока с описанием планируемых учебных действий. Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.  Так же представлен ...

План-конспект урока: "Подвижная карта звездного неба", 9 класс

Тема: ПОДВИЖНАЯ КАРТА ЗВЕЗДНОГО НЕБА Предмет: Физика и астрономияКласс: 9Цели: Образовательная: Ознакомится со структурой подвижной карты звездного неба и с кругом задач, решаемых с помощью подвижной ...

Конспект и технологическая карта открытого урока английского языка в 6 классе по теме Family в соответствии с требованиями ФГОС (УМК Комаровой Ю. А.)

Данный урок 5-й в разделе «Meet my family». Урок  разработан с учетом того, что обучающимся уже знакомы лексические единицы по теме. Данный урок построен таким образом, чтобы обучающиеся продемон...

Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...

Конспект и технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Тематические группы"

Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...

Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"

Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться  учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....

конспект урока (технологическая карта) " План местности и географическая карта"

На уроках географии в 5 классе каждый урок-это открытие новых знаний  о географии, потому что является фундаментом географических знаний  и практической деятельности....