«Географическое положение Австралии. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые»
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
« Географическое положение Австралии. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograficheskoe_polozhenie_avstralii.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии в 7 классе
Тема урока : « Географическое положение Австралии. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые»
Великоцкая Г.В., учитель географии
МБОУ СОШ № 81,
п. Юловский
Цель и задачи урока:
Создать условия для развития познавательной компетенции в которых ученики научатся
- предметные результаты
1. Определять географическое положение материка
2. Выделять особенности географического положения Австралии.
3. Показывать на карте особенности рельефа материка.
-Метапредметные результаты
1. Искать материал и создавать презентации
2.Составлять таблицу при определении географического положения Австралии
3.Сравнивать тектоническую и физическую карты Австралии
4. Делать вывод о взаимосвязи рельефа, полезных ископаемых и тектонического строения
Личностные результаты
1.Выразить свою точку зрения о высказывании Паганеля.
2.Выссказать своё мнение о влиянии географического положения на природу Австралии
Материалы и оборудование:
- Физическая карта мира
- Физическая карта материка Австралия
- Контурная карта материка Австралия
- Учебник
- Атлас по географии 7 класс
- Оборудование: интерактивная доска (или экран) и мультимедийный проектор, ПК, мобильный компьютерный класс, программа «Живая география», компьютерный диск по география «Наш дом – Земля» 7 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: частично-поисковой, репродуктивный.
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
I .Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Изучение нового материала я начну со стиха-загадки «Страна наоборот» Г. Усова (Ленинградская поэтесса)
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье…
– О каком материке шла речь в стихотворении?
– Следовательно, тема нашего урока – АВСТРАЛИЯ.
– Обратите внимание на с. 148 учебника и попробуйте сформулировать цели урока:
- Выявить особенности физико-географического положения Австралии
- Познакомится с историей исследования и освоения материка
- Выявить взаимосвязь между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми Австралии.
Дорогие ребята! Сегодня Мы с Вами совершим путешествие по Австралии. Когда-то Австралию называли “Терра инкогнито”, что в переводе Неизведанная Южная Земля и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием. А познакомит вас с Австралией Павленко Вика. Она покажет нам свою презентацию «Самое- самое»
Карта физическая Австралии.
Австралия (от латинского означает – южный) – самый маленький материк на Земле. За небольшие размеры ее иногда называют материком – островом. Есть особенности и в освоении материка, так как Австралия дольше всех прочих крупных земель планеты оставалась белым пятном. Долгое время континент был, как бы оторван от исторических процессов, происходивших в других частях света. За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе, Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по – прежнему царил каменный век. О том, как и когда Австралия была открыта и освоена европейцами, нам расскажет Кравченко Надя. Презентация «История открытия и освоения Австралии».
II. Изучение нового материала.
Постановка задачи.
-А сейчас мы все отправляемся в экспедицию. Задание – «проплыть» вокруг Австралии и собрать сведения о ГП Австралии. Сведения занести в таблицу.
Маршрутный лист
Положение материка относительно экватора, нулевого меридиана , тропиков, | |
Крайние точки | КСТ КЮТ КВТ КЗТ |
Протяжённость в километрах | С севера на юг С запада на восток |
Климатические пояса | |
Полуострова | |
Воды, омывающие Австралию | Моря Заливы Проливы океаны |
Положение относительно других материков |
Условия выполнения – быстрота, добросовестность, количество фактов. На выполнение задания даю 7 минут.
Для определения координат крайних точек и расстояний с севера на юг и с запада на восток, мы воспользуемся картами «Живая география». Координаты крайних северной и южной точек, определит Половянов Антон; западной и восточной Кубышко Кристина; расстояние измерит Мацегора Настя.
Проверка выполненного задания:
1. У карты рассказать о положении материка относительно экватора, нулевого меридиана и тропика
2.Назвать и показать климатические пояса
3.Охарактеризовать береговую линию, показать полуострова, заливы, проливы у берегов Австралии.
4. Охарактеризовать положение Австралии относительно других материков, морей и океанов.
Слайд 2 Отработка номенклатуры
На контурную карту нанести
Моря: Арафурское (С), Коралловое (В)., Тасмановое (ЮВ), Тиморское (СЗ).
Заливы: Карпентария(С), Большой Австралийский (Ю).
Проливы: Торресов (С), Басов (Ю).
Полуострова: Арнемленд (С), Кеп – Йорк (СВ), Эйр (Ю).
Острова: Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания, Большой Барьерный риф.
Решение логической задачи:
- Как вы считаете, ребята, почему открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго – восточного побережья, а не с восточного? Ведь именно с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути.
( На пути моряков встречался Большой Барьерный риф)
Подробнее о Большом Барьерном рифе расскажет и покажет свою презентацию Мацегора Настя
Постановка проблемы.
Сейчас я вам прочту отрывок из книги Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Это монолог учёного по имени Паганель, который рассказывает о природе Австралии. Вы должны определить в чём правда и где вымысел в его словах.
Чтение
«…..Этот край самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн ни своей центральной частью, краями, как какое – то гигантское кольцо – материк; в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море, где реки с каждым днем все больше и больше высыхают, где нет влаги, ни в воздухе, ни в почве, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени…
Самая причудливая, самая нелогическая страна из всех когда – либо существовавших».
Обсуждение.
Вопрос. Согласны ли вы с представлением Паганеля об образовании материка Австралии?
Дополнение учителя (Австралия – часть древнего материка. В основе территории страны лежит древняя Австралийская платформа, представляющая часть материка Гондвана в южном полушарии Земли.)
Об остальных утверждениях Паганеля мы порассуждаем после изучения полного материала об Австралии.
- Работа по вопросам: Карта на доске.
- На какие части можно разделить рельеф Австралии?
- Как тектоническое строение отражается на рельефе Австралии (заполнение таблицы 2 )
- Почему в Африке много вулканов, а в Австралии нет?
- Почему горы Австралии более разрушены и низки по сравнению с горами Африки?
Рельеф Австралии презентация
3-14 слайд.
Рельеф (Дополнение учителя)
Рельеф Австралии сравнительно прост. В процессе развития материк испытывал поднятия, опускания и разломы. На профиле Австралия похожа на “блюдце”: западная и восточная части приподняты. На востоке расположены горы Большой Водораздельный хребет и самая высокая точка г. Косцюшко. На западе горы переходят в Центральную низменность. Вот как выглядит Австралия на 3д профиле.(Карта «Живая география»)
Большую часть территории страны занимают обширные пустыни и низменные территории. Среди пустынь известны: Большая Песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория. На востоке от пустыни Виктория простирается полупустыня Большой Артезианский Бассейн. На востоке материка находятся сильно разрушенные, невысокие горы герцинской складчатости — Большой Водораздельный хребет с максимальной высотой на юге (гора Косцюшко, 2228 м;). Разломы и речные долины расчленяют горы на отдельные массивы. Вершины гор имеют куполообразную форму. Восточные склоны гор круто обрываются к морю, западные — более пологие.
Самой низкой точкой Австралии является озеро Эйр (-20 м), площадь которого составляет около 15000 км².
Гора Косцюшко — высшая точка Австралийского континента. Высшая точка страны (вулкан Моусон) находится на субантарктическом острове Херд.
Особое место в рельефе Австралии занимает лаколит Айрес-Рок, или как её называют аборигены Улуру. Уникальный горный исполин состоит из красного песчаника с высоким содержанием полевого шпата. Анализ показывает наличие разнообразных окислов железа. Благодаря такому набору веществ гора меняет цвет в зависимости от освещения в течение суток. На рассвете чёрный силуэт горы светлеет, приобретая темно-лиловый оттенок. Солнце поднимается все выше, и Улуру вспыхивает пурпурно-красным цветом, затем озаряется розовым, а к полудню становится золотым. Весь день продолжается фантастическая игра цвета. К вечеру «гора-хамелеон» превращается в тёмный силуэт на фоне пустыни
15 слайд.
1.Рассмотрите внимательно карту полезных ископаемых Австралии. Сделайте вывод о количестве полезных ископаемых.
2.Закончите заполнение таблицы №2 .Вы должны установить соответствие: полезные ископаемые-форма рельефа-тектоническая структура.
3.Объясните расположение полезных ископаемых.
16 слайд Полезные ископаемые (дополнение учителя)
Основное природное богатство страны — минеральные ресурсы. Обеспеченность Австралии природно-ресурсным потенциалом в 20 раз выше среднемирового показателя. Страна занимает 1-е место в мире по запасам бокситов (1/3 мировых запасов и 40 % добычи), циркония, 2-е место в мире (после Канады) по запасам урана (1/3 мировых). Страна занимает 6-е место в мире по запасам угля. Имеет значительные запасы марганца, золота, алмазов. У юго-восточных и северо-западных берегов в шельфовой зоне имеются незначительные месторождения нефти и природного газа.
Анализируем тектоническую карту, выявляем закономерность расположения рудных полезных ископаемых, угля и нефти. Закончите заполнение таблицы №2
17 слайд. Проверьте, правильно ли вы заполнили таблицу №2
III. Заключительная часть урока.
Закрепление материала.
Задание: выполните практические задания с 1по 4 на своих компьютерах. Первые три человека успешно выполнившие задания получат «5» .
.
Рефлексия:
1. Чему научились на уроке?
2. Было ли трудно?
3. Какое задание было на ваш взгляд наиболее интересно?
Подведение итогов.
Учитель: Ребята, сегодня мы познакомились ещё с одним материком – Австралией. Древность большей части материка – один из ведущих факторов, который определяет своеобразие его природы, но это тема другого урока.
- Отметить самых активных.
Домашнее задание: п. 28 , опережающее задание по желанию подготовит презентацию «Реки Австралии», «Озеро Эйр».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"
Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", 8 класс с презентацией...
Практическая работа в 8 классе "Взаимосвязь тектонического строения, рельефа и полезных ископаемых".
Практическая работа дана в виде частично незаполненной таблицы. Цель - закрепить умение наложения карт (физической и тектонической)...
Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».
ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами, атласами, таблицам.ВОСПИТ...
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России. Урок в 8 классе.
Урок « Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России» по курсу географии 8 класса. Учебник: география России. Природа, население, хозяйство. Авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я...
Тест "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России".
Разноуровневый тест по географии в 8 классе по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"....
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»
Урок - обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии(презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презен...