Статья "Экологический аспект в преподавании курса «География» в школе."
статья по географии на тему

Трушина Ирина Владимировна

Статья. Обсуждение проблем преподавания блока "Экология" в школе на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

    Экологический аспект  в преподавании курса «География» в школе.

    Экологическая культура – проблема относительно новая. Термин экология возник в рамках изучении биологии.  Э.Геккель рассматривал экологию как часть биологии, изучающей взаимодействие организмов в зависимости от состояния окружающей среды.

   Кризис современной экологической системы сегодня очевиден всем. Многие территории по причине неразумной и нерациональной хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что в итоге негативно сказывается на здоровье и качестве жизни человека.

     Недальновидное отношение к природе, к ее ресурсам, из-за ошибочной оценки человеком своей роли и своего положения на земле, привело к реальной угрозе возникновения экологической катастрофы, деградации и, в конечном счете, вымиранию нашего вида.

   Поэтому, проблема отсутствия гуманного, бережного отношения к природе выступает в настоящий момент на передний план.

  Чем раньше человек научится отвечать за совершенные ошибки и по возможности исправлять их, корректировать цели своей деятельности, соотносить их с возможностями, которые природа может предоставить и использовать этот дар без особого для природы ущерба, тем быстрее возможно будет исправить экологическую ситуацию .

  Экологический кризис всегда сопряжен с кризисом социальным, а значит и нравственным. Экономические ценности превалируют в сознании общества над всеми другими, не менее важными.

   Необходимо быть образованным и дальновидным хозяином планеты, дабы осознать, что недобросовестное отношение к своему жизненному пространству, к экологической ситуации крайне негативно сказываются на жизни каждого индивидуума. Можно говорить о прямой взаимосвязи кризиса духовного с экономическим.

Поэтому один из возможных путей выхода из сложной экологической ситуации в наши дни является формирование личности духовно-нравственной, с гуманистическими тенденциями в мировосприятии, с масштабным видением социального и экономических процессов.

Понятие «экологическая грамотность», «экологическая культура» выходят на передний план в изучении таких предметов как физика, химия, обществознание, биология и, конечно же, география.

Экологический аспект в изучении содержания школьной географии всегда определялся уровнем развития науки и социальными вопросами общества. Содержание курса география в школе характеризуется комплексным подходом в изучении проблемы «человека и природы», что позволит говорить о предмете как об учебной дисциплине, обладающей значительным потенциалом для достижения целей экологического образования.

Важнейшим вопросом изучении школьного курса географии становится нравственный аспект. Как и в предметах истории, обществознании, литературе и др.

Изучение родной культуры (обычаи родной земли, хозяйственный уклад) формирует и экологическую культуру. Интеллектуально-нравственная личность – человек ответственный за будущее своей земли, своего народа. Итак, на уроках географии необходимо и должно изучать как прошлый опыт развития общества. Равно как и современные технологии, их воздействие и безопасное использование.

Интегрировать в школьный предмет экологию, как раздел науки о природопользовании необходимо даже не модульно, а «малыми формами», на каждом уроке, при изучении каждой темы.

Необходимо учиться проводить анализ природных, общественных явлений, негативных и позитивных сторон хозяйственной деятельности человека.

Практически любая тема предмета «Окружающий мир» в начальной ступени, а также в средней ступени предмета «География» может быть насыщена примерами и элементами, сопряженными с изучением природопользования и ее охраны.

На уроках географии формы таких умений и знаний вводятся постоянно, но особенно при обращении к краеведению, к примерам, которые знакомы детям с ранних лет. Например, заповедники родного края.

Включение экологических вопросов возможно при изучении и других блоков школьной программы.

Например:

- гидросфера – охрана пресных и морских водоемов (ярким негативным примером может стать неразумная и безответственная деятельность человека, приведшая к гибели Аральского моря, а как позитивный пример – охрана и сбережение озера Байкал)

-атмосфера -  изменение состава атмосферы под воздействием хозяйственной деятельности человека (пример больших мегаполисов, промышленных зон таких как Братск)

- организмы на земле – изучение Красной книги (история исчезновения представителей животного и растительного миров)

- климат – изучение климата и вредное влияние на экосистемы.

-почвы  - эрозия почв, осушение и засоление черноземных почв.

-взаимодействие природы и человека на химическом уровне. Тепловое, радиационное, шумовое и биологическое виды загрязнений.

Долгое время основные практические задачи изучения экологических блоков сводились к охране окружающей среды, без конкретных объяснений актуальности данного предмета. В наши дни этого явно недостаточно. Должна быть создана система экологического воспитания, реализуемая путями основного и дополнительного образования.

Будущие граждане Планеты должны осознавать – они являются органической составляющей частью этой природной системы, и деградация природы неотвратимо повлечет угрозу существованию самой жизни общества как виду. 

Человек, обладающей экологической культурой, неравнодушным отношением, будет подчинять все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится о сохранении и улучшении окружающей среды, не допустит ее разрушения и загрязнения.

                                                         Учитель географии Трушина И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа как составная часть курса географии средней школы

Практическая работа как составная часть курса географии средней школы...

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

Об опыте преподавания курса ОРКСиЭ в школе №427 города Кронштадта

В данной работе анализируется опыт учителя по курсу ОРКСиЭ, предлагаются методические приёмы по проведению уроков по модулю "Светская этика"....

Выступление на городской августовской конференции учителей по теме: «Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии» Секция географии

  Развитие современного общества затрагивает многие сферы его деятельности, включая географическое образование как один из важнейших инструментов формирования общей культуры. Приведу приме...

«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии в школе и пути их решения»

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с преподавание географии в школе....

"Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии"

Формирование ключевых компетенций на уроках географии – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач ....

"Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии"

Формирование ключевых компетенций на уроках географии – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач ....