Урок-обобщение по теме «Географическая карта»
план-конспект урока по географии на тему

Коршун Татьяна Ивановна

Цель: обобщение знаний по теме «Географическая карта»

Задачи:

-        Проверить знания, умения учащихся по данной теме.

-        Закрепить умение работать с картами, определять координаты географических объектов, определять объекты на карте по их географическим координатам

-        Развивать навыки в нахождении географических объектов по их координатам, навыки самостоятельной работы учащихся,  умение учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока, умение объективно оценивать свою работу и работу группы. 

-        Воспитывать сознательное отношение к учебному труду, ответственность за результаты своей деятельности, чувство взаимопомощи учащихся друг к другу, умение добывать знания, работая в группе, чувства уважения к товарищам; доброжелательность, чуткость, готовность помочь близкому


Тип урока: урок обобщения. 

Форма урока: урок-игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geo.karta_.docx65.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по теме «Географическая карта»

Цель: обобщение знаний по теме «Географическая карта»

Задачи:

  • Проверить знания, умения учащихся по данной теме.
  • Закрепить умение работать с картами, определять координаты географических объектов, определять объекты на карте по их географическим координатам
  • Развивать навыки в нахождении географических объектов по их координатам, навыки самостоятельной работы учащихся,  умение учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока, умение объективно оценивать свою работу и работу группы. 
  • Воспитывать сознательное отношение к учебному труду, ответственность за результаты своей деятельности, чувство взаимопомощи учащихся друг к другу, умение добывать знания, работая в группе, чувства уважения к товарищам; доброжелательность, чуткость, готовность помочь близкому


Тип урока: урок обобщения. 

Форма урока: урок-игра.

Оборудование:

  • глобус, проектор, слайдовая презентация,  физическая карта полушарий
  • учебник  
  • контурные карты 
  • атласы . 

На сегодняшнем уроке мы будем работать группами (две группы). В ходе выполнения заданий вы сами будете оценивать свою работу. За каждое задание вы должны поставить себе оценку. Если возникают затруднения в этом вопросе, то посоветуйтесь в группах. 
Урок я предлагаю начать с загадки. 
Есть моря – плавать нельзя. 
Дороги есть – ехать нельзя. 
Земля есть – пахать нельзя. 
Луга есть – косить нельзя. 
(географическая карта) 
Итак, о чем пойдет речь на уроке? 

I Конкурс «Кроссвордный» 

По горизонтали: 

  1. Плоское, сильно уменьшенное изображение больших участков земной поверхности. (карта)
  2. Линия, условно проведенная по поверхности Земли и соединяющая Северный и Южный полюсы (меридиан)
  3. Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана к востоку или западу до заданной точки (долгота)
  4.  Модель земного шара (глобус)
  5. Самая большая параллель (экватор)

По вертикали: 

  1. Линия, условно проведенная по поверхности Земли параллельно экватору (параллель)
  2. Величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки (широта)
  3. Величина, показывающая, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам (масштаб)
  4. Сколько полюсов на Земле (два)
  5. Название нулевого меридиана (гринвич)

6

7

П

Ш

1

К

А

Р

Т

А

И

Р

8

2

М

Е

Р

И

Д

И

А

Н

М

9

10

О

Л

А

3

Д

О

Л

Г

О

Т

А

4

Г

Л

О

Б

У

С

В

Р

А

Е

Ш

А

И

Л

Т

Н

Ь

А

5

Э

К

В

А

Т

О

Р

Б

И

Ч

II. Конкурс «Шифровка»
Перед вами загадочное письмо, состоящее из чисел.

30, 270, 60, 300, 240, 210, 0, 210, 120, 330, 150, 30, 180, 240, 360, 120, 90. 

Ключом к расшифровке послужит шкала компаса. 

Image271

(Азимут сто градусов)

III. Конкурс «SOS»
Групповая работа. 

Радист услышал в эфире сигналы бедствия. Найдите по координатам место бедствия на карте.
по первым буквам найти зашифрованное слово.

270с. ш.; 86в.д.

Катманду

500с.ш.; 720в.д.

Астана

320с.ш.; 80з.д.

Рабат

350с.ш.; 520в.д.

Тегеран

90с.ш.; 390в.д.

Аддис-Абеба

IV. Конкурс «Соответствие»

Установите соответствие:

Численный

Именованный

1:1000

в 1 см – 750 км

1:10 000

в 1 см – 80 км

1:75 000 000

в 1 см – 10 м

1:25 000

в 1 см – 250 м

1:8 000 000

в 1 см – 100 м

V. Конкурс «Географический  лабиринт».

Чтобы  выйти  из  лабиринта  вы  должны  будете  нарисовать свой  путь  в  тетради. Оставив  сверху  12  см.,  в  середине  листа  поставьте  точку.  Не  отрывая  карандаш  от  тетради,  выполните  следующие   действия.  

  1. 12  клеток  на  восток
  2. 5  клеток  на  юго-запад
  3. 14  клеток  на  запад
  4. 5  клеток  на  северо-запад
  5. 12  клеток  на  восток
  6. 14 клеток  на  север
  7. 7  клеток  на  юго-запад
  8. 7  клеток  на  юго-восток
  9. 5  клеток  на  северо-восток
  10. 5  клеток  на  северо-запад

VI. Конкурс « Географические загадки»

«  

  1. Моря есть – плавать нельзя,
    Дороги есть – ехать нельзя,
    Земля есть – пахать нельзя.
    (географическая карта)
  2. Они все длинные—предлинные,
    И словно режут шар земной на дольки апельсиновые.
    (меридианы)
  3. Мы знаем эту линию
    То черную, то синюю.
    На карте эта линия очень нам нужна,
    Чтоб нам не спутать вдруг, где там север, где там юг.
    (экватор)
  4. Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг?
    (северный полюс)
  5. Сколько существует полюсов, через которые условно проходит земная ось? (два)
  6. По стране в поход идем,
    Друга мы с собой берем.
    Он не даст нам заблудиться,
    От маршрута отклониться.
    Нам покажет верный друг
    Путь на север, путь на юг.
    (компас)
  7. Иди, иди,
    А конца не найдешь.
    (земной шар)
  8. Виден край, да не дойдешь (горизонт)
  9. Есть на земном шаре точка, координаты которой 0? (пересечение экватора с нулевым меридианом)
  10. К этому месту можно подойти только с севера. Где и как называется? (Южный полюс)
  11. Назвать материк, который пересекают все меридианы Земли. (Антарктида)
  12. В трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» есть такая сцена. Царь Борис входит к своим детям и застает сына Федора за черчением. На вопрос отца: «а ты, мой сын, чем занят? Это что?»- Федор отвечает: 
    Чертеж земли Московской; наше царство
    Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
    Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
    Вот пермские дремучие леса,
    А вот Сибирь.
    Чем занимался Федор? Как называется этот чертеж? (географическая карта)
  13. Я – звезда мореходов,
    Древний маяк небес.
    Я вела аргонавтов
    Волнам наперерез.
    Я помогала Колумбу
    И его кораблям.
    Тезка мой – Марко Поло
    Верил моим огням.
    Свет мой искали в небе
    Нельсон и Магеллан,
    И желторотый юнга,
    И седой капитан.
    О какой звезде говорится в стихотворении? Какие еще «небесные маяки» вы знаете? (Полярная звезда, солнце)

VII. Конкурс Определи географический объект по географическим координатам”

Каждая команда получает одно тестовое задание, где из четырёх ответов выбирает один правильный (1 минута).

Задание 1. “28 января 1820 года вблизи 70° ю.ш. и 2° з.д. с обоих судов была замечена земля” - так писал об этом событии М. П. Лазарев. Какая земля была открыта в этот день?
^ Варианты ответов:
А. Новая Гвинея.
Б. Новая Зеландия.
В. Куба.
Г. Антарктида. 
Задание 2. 10 января 1821 года русская экспедиция на судах “Восток” и “Мирный” открыла остров с координатами 69° ю.ш. и 91° з.д. Это был остров:
^ Варианты ответов:
А. Врангеля.
Б. Петра I.
В. Тасмания.
Г. Мадагаскар. 
Задание 3. Потерпевший кораблекрушение герой романа Ж. Верна капитан Гранд сумел добраться до острова, координаты которого: 37° ю.ш. и 153° з.д. Это был остров:
^ Варианты ответов:
А. Петра I.
Б. Табор.
В. Шри-Ланка.
Г. Сахалин. 
Задание 4. Лёгкое парусное судно в Индийском океане терпит бедствие. Его координаты 10° ю.ш. и 60° в.д. На берегу, какого материка радисты первыми услышат сигнал SOS?
^ Варианты ответов:
А. Африки.
Б. Евразии.
В. Австралии.
Г. Южной Америки. 
Задание 5. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают другим названием. Как называется этот остров на карте, если его координаты: 27° ю.ш. и 109° з.д.
Варианты ответов:
А. Пасхи.
Б. Гренландия.
В. Петра I.
Г. Мадагаскар. 

Ответы.
Задание 1. Г. Антарктида.
Задание 2. Б. Остров Петра I.
Задание 3. Б. Остров Табор. 
Задание 4. А. Африка.
Задание 5. А. Остров Пасхи.

VIII Конкурс «Путешествие по карте»

Вам предстоит показать на контурной карте маршрут вашего путешествия, определяя по географическим координатам места ваших остановок.

50º с.ш. 71º в.д. Астана

55º с.ш. 38º в.д. Москва

39º с.ш. 77º з.д Вашингтон

15º ю.ш. 46º з.д. Бразилиа

35º ю.ш. 149º в.д Канберра

IX конкурс «Определи координаты своего населённого пункта»

Каждая команда в течение одной минуты определяет географические координаты своего населённого пункта  

Петропавловск  56 ºс.ш. 69º в.д.

Сергеевка  54º с.ш. 68º в.д.

Х конкурс. “Найди меня”
1) На каком транспорте сухопутном или морском вы будете приближаться ко мне, если я нахожусь в точке с координатами 30° южной широты и 70° восточной долготы. (Индийский океан - на морском транспорте). 
2) Я сейчас нахожусь на замечательном объекте, который открыл английский путешественник Давид Ливингстон в 1856 году. Найдите его на карте по координатам 18° южной широты 26° восточной долготы. На каком материке он находится? (Водопад Виктория – в Африке).
3) До какого океана я быстрее доберусь, если мои координаты 3° южной широты 37° восточной долготы. (Вулкан Килиманджаро в Африке – до Индийского океана).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

Домашнее задание

  • Повторить все определения пройденного раздела
  • Придумать свой маршрут путешествия, отметив его на контурной карте, при этом отметить не менее 5 городов, через которые он проходит, их названия и координаты.

Рефлексия.

И в заключение, посмотрите на слайд и закончите предложения:

«На уроке я узнал…

« Я научился….

« Мне понравилось …

« Моё настроение …

Предлагаю вам спеть эту песню 

Как вы думаете, почему сегодня на уроке я для вас выбрала именно эту песню?
Правильно. Здесь встречаются слова нашей темы урока. Глобус, параллели, меридианы, широта, пунктир. Песня называется «Глобус», а студенты географических факультетов, учителя географии считают ее своим гимном.

(звучит фонограмма песни)
Я не знаю, где встретится
Нам придется с тобой.
Глобус крутится-вертится,
Словно шар голубой …
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Но таких еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету.
Знаю: есть неизвестная
Широта из широт,
Здесь нас дружба чудесная
Непременно сведет …
И узнаем мы тогда, что смело
Каждый брался за большое дело,
А места, где мы с тобой бывали,
Люди в картах мира отмечали.

"Географический бой"

карточки-задания: задаю вопросы каждому по порядку, кто не отвечает -"убит" - выбывает из игры. Ответил не полностью - ранен. Побеждает та команда, у кого остаются игроки или игрок.

  1. Что такое азимут?
  2. Что такое географическая широта?
  3. Какое направление соответствует азимуту 900
  4. С какими картами мы с вами знакомились?
  5. Какой бывает масштаб?
  6. Какую форму имеют меридианы на глобусе?
  7. Что образует градусную сетку?
  8. Какую форму имеют параллели на карте?
  9. Назовите самую длинную параллель?
  10. Назовите промежуточные стороны горизонта.
  11. Чему равна длина меридиана в градусах
  12. Что такое географическая долгота?
  13. Назовите стороны горизонта.
  14. Какую форму имеют параллели на глобусе?
  15. Какие направления указывают параллели?
  16. Назовите самый длинный меридиан?
  17. Что такое масштаб?
  18. Что здесь не так: 1300с.ш.; 250з.д.?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения знаний по теме "План и карта"

Урок поводится в форме игры.    На подготовительном этапе класс делится на группы по 7 – 10 человек. Придумывают название команды, эмблему. Вопросы к конкурсу «Ты – мне, я – тебе» ...

конспект к теме "Географическая карта. Многообразие карт"

примерный конспект для закрепления знаний по теме "Географическая карта. Мноообразие карт" к учебнику О.А.Климановой "География   Землеведение"...

Открытый урок «Обобщение по разделу «Развитие географических знаний о Земле»

Данная технологическая карта представляет собой разработку интеллектуальной игры для кадетов 5-х классов на тему «Развитие географических знаний о Земле». Игра проводится на заключительном уроке разде...

технологическая карта урока по теме "Географическая карта и ее масштаб" 6 класс

Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Географическая карта и ее масштаб"...

Технологическая карта урока "Обобщение изученного по теме "Словообразование""

Технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС....

Проверочная работа по теме "Географическая карта и географические координаты".

Представлена проверочная работа для учащихся 6 класса по теме "Географическая карта и географические координаты". Составлена по учебнику А.А. Летягина. Работа направлена на проверку теоретич...