Межпредметные связи в работе с картой в курсах географии и истории
статья по географии на тему

Данная статья поможет учителям географии и истории устанавливать межпредметные связи, которые способствуют усилению  мотивации обучаюшихся .  Раскрываются  формы работы с картами в данных курсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_karty_.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметные  связи в работе с картой  в  курсах  географии и истории

Обучение школьников работе с учебной картой и ее изучение возложено в школе на курс географии. Между тем карта широко применяется и на уроках истории ,в 5 классе учащиеся систематически работают с учебными картами лишь на уроках истории .Обучение элементарным приемам работы с картой происходит именно на этих уроках. Поэтому  учитель географии, приступая с  шестиклассниками к изучению физической географии, должен выяснить  уровень уже имеющихся у школьников  картографических  знаний .Например, на уроках истории  в 5  классе ознакомление учащихся с новой картой начинается с выяснения условных знаков (легенды), сопоставления с уже известными им картами. К концу  учебного  года учащиеся должны  уметь правильно показывать на картах  местоположения изучаемых объектов, границы исторических территорий и т.д. Учитель истории в сотрудничестве с географом  добивается преодоления характерных ошибок при работе с картой - показа на карте не знака объекта, а его надписи, ориентирования по карте как по плану и т.д. Кроме того, учитель истории должен приучать учащихся пользоваться индивидуальной малой указкой при работе с картами учебника и атласа. ( Это указка 10-12 см длиной.  Ее легко изготовить в школьных мастерских) Применение на уроках истории в 5 и 6 классах мелкомасштабных исторических карт помогает учителю географии  при рассмотрении вопроса о мелкомасштабных физических картах в 6 классе. При этом необходимо обратить внимание учащихся не общность исторических карт с физическими, указывая на наличие масштаба и картографической сетки на обоих видах карт. Эта  особенность  позволяет работать с картографической  сеткой и масштабом ,  как на уроках географии, так и на уроках истории. Например, в курсе истории 5 класса интерес представляет определение  протяженности  объектов, имеющих криволинейную  форму. Учитель истории может предложить учащимся вычислить протяженность р. Нил, важнейших  торговых путей , походов восставших рабов и т.д. Пятиклассники подсчитывают по карте число сантиметров вдоль направлений и с помощью переводят их километры. Тот же прием, наряду с измерениями по прямой , полезно использовать в курсе географии, и не только при изучении раздела « Глобус и географическая карта» , но и на других уроках . Например, при изучении темы « Литосферы » целесообразно предложить учащимся определить по карте  протяженность Кавказских и Уральских гор, Гималаев , а при изучении темы «Гидросфера » - измерить по карте длину крупнейших рек мира . Подобные задания могут быть выполнены  в процессе самостоятельной индивидуальной работы .   При закреплении навыков определения географических координат по карте можно использовать курс истории. Опыт показал, что учителя истории охотно используют сетки « своих» карт для уточнения положения отдельных объектов, изучаемых на уроках истории.  

Так, по картам определяется географическое местоположение Рима и ученики устанавливают, что он расположен приблизительно на той же широте, что и город Тбилиси и Владивосток (координаты этих городов были определены ранее на уроках географии). Использование географических координат на уроках истории позволяет ребятам делать вывод  о климате изучаемых территорий. Например, при изучении темы «Древняя Индия» учащиеся определяют по карте, что полуостров Индостан имеет более «низкое» широтное положение по сравнению с ранее изученными странами Древнего Востока. При этом полуостров, в отличие от них, почти весь «захватывается» северным тропиком.  Используя эти и другие факты, ученики  заключают, что в Индии значительно теплее, чем в других, ранее изученных странах. Такие сведения учитель географии привлекает при рассмотрении климата и климатообразующих факторов в теме «Атмосфера».  При рассмотрении вопроса о способах изображения рельефа на глобусе и картах учителю географии необходимо указать и на способы, применяемые на картах, с которыми учащиеся встречаются на уроках истории. Это способы теневой отмывки и штриховки. Первый – применен на карте океанов в атласе по географии для шестого класса и на большинстве карт в атласе по истории. Второй способ применён на картах в атласе по истории.  При сопоставлении различных способов нетрудно заключить, что данные способы хотя и не передают количественную характеристику рельефа, но зато наглядно показывает размещение основных хребтов и возвышенностей. Знание этих способов передачи рельефа на мелкомасштабных картах окажется полезным для учащихся при чтении рельефа на  картах как в  шестом , так и в последующих классах. Тесный контакт учителя истории и географии должен существовать при соблюдении единых требований в оформлении контурных карт учащимися. Прежде  всего  это относится к нанесению надписей названий на контурной карте. На уроках географии в седьмом классе при характеристике различий карт по содержанию важно отметить, что исторические карты – это основная категория тематических карт и что они имеют с последними  общность географической основы и применяемых на них приемов изображения. Это будет способствовать более полному представлению о многообразии тематических карт и вместе с тем преодолению ложного представления об обособленности исторических карт от географических. Обращение к историческим картам при изучении географии этим, однако, не исчерпывается. При ознакомлении с историей открытия отдельных материков в курсе географии материков целесообразно привлечь карту «Географические открытия и колониальные захваты 15-17 века», применяемую в курсе истории. Эта карта поможет уточнить отдельные маршруты мореплавателей, упоминаемые в учебниках по географии. На основании знаний, полученных в пятом классе, шестиклассники смогут определять по различным картам протяженность объектов, изучаемых в обоих курсах. Однако учитель географии должен предупредить историка о неизбежных искажениях на исторических мировых картах. Есть возможность сотрудничества учителей географии и истории в преподавании курсов седьмого класса. Это прежде всего относится к рассмотрению способов картографирования на тематических картах. Здесь необходимо учитывать, что отдельные способы находят более разнообразное и выразительное применение  именно на исторических картах. Это в первую очередь относится к таким способам, как линии движения и ареалов. При рассмотрении карт обоих видов учащиеся убеждаются в многообразии применения способов картографирования явлений на тематических картах. При этом,  в частности, необходимо отметить, что на исторических картах возможно более «сложное» применение способов линий движения – для одновременной передачи нескольких явлений;  совмещённое изображение ареалов разнородных явлений в пределах одной  и той же территории и др. В итоге привлечение исторических карт будет способствовать более полному  уяснению семиклассниками сущности и применения способов изображения явлений на тематических картах.

В курсах 9 и 10 классов при ознакомлении учащихся с экономическими картами важно учитывать, что в параллельном курсе истории они также пользуются картами с изображением экономических явлений. Необходимость согласованного подхода к картам в старших классах связана ещё и с тем, что некоторые исторические карты могут оказаться полезными в курсах географии, и прежде всего в 9 классе (для получения сведений об истории развития экономики изучаемых районов РФ). С аналогичной целью в 9 классе полезно привлечение отдельных историко-политических карт, используемых в параллельном курсе истории.

На уроках географии в 9 классе при характеристике таких картосхем учебника, как «Развитие железнодорожного транспорта в России»  учитель географии опирается на опыт учащихся, приобретённый на уроках истории, по использованию подобных карт.

Тот же приём окажется полезным при сопоставлении устаревших школьных карт, изданных 5-10 лет назад, и карт той же тематики нового издания. На основе их сопоставления возможны интересные выводы об изменениях, происшедших на данной территории со времени издания устаревших карт. В качестве таких могут оказаться стенные обзорные и экономические карты восточных районов, политические карты мира и др. Их анализ на основе сопоставления с новыми изданиями может стать одним из интереснейших внеурочных мероприятий для школьников 8-10 классов.

Согласованное применение учебных карт в курсах истории и географии содействует развитию мировоззрения учащихся, более внимательному отношению к содержанию карт, их оценке с точки зрения современности и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Работа стекстом на уроках истории и обществознания"

В данном материале освещены мои способы организации работы с текстом на уроках истории и обществознания. Все они прошли апробацию на умоих уроках истории. Здесь представлены только проверенные методы ...

Из опыта работы методического объединения учителей истории и обществознания Шелеховского района Иркутской области

Данный материал будет полезен руководителям школьных и районных методических объединений...

Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"

Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности....

Поисково-исследовательская работа отнесена к разделу История нашей родной станицы Тема : « История храмов - нашей малой родины»

Родина моя - Старонижестеблиевская.           Тихо течет Ангелинский ерик. Как бы краеведы ни объясняли его название, все равно ассоциация с тихим ан...