урок географии 5 класс Ориентирование.
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

урок географии 5 класс Ориентирование. Папка содержит разработку и презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovanie.rar2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока.  Введение нового знания.

Цели урока:

Обучающая: научить детей пользоваться компасом при определении сторон света, закреплять умения детей определять стороны горизонта по местным признакам,  провести работу по группам и в парах, что способствует развитию взаимопонимания детей, показать важность работы каждого для решения общей задачи.  Подвести детей к постановке проблемы отклонения магнитной стрелки и, используя схему экспериментирования, наметить подходы к решению этой проблемы.

Развивающие: Развивать внимание, память, умение действовать по схеме. Анализировать, умение делать выводы. Расширение словарного запаса учащихся; продолжить работу по развитию устной монологической речи.

Воспитывающие: продолжать работу по воспитанию аккуратности, умению ценить время, воспитанию ответственности; продолжать работу по воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, программа PowerPoint  2007,интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация.

Для учащихся: цветные карандаши, карточки с заданиями.

Технология деятельностного метода.

Метод: проблемно- диагностический.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Я рада, видеть вас сегодня на уроке, т. к. наши встречи – это новые открытия, хорошее настроение, хорошая зарядка на весь день.

Девиз урока  «Дорогу осилит идущий». (Гюстав Гийом)

Что значат эти слова

   2.  Актуализация знаний

Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. (показ фрагмента- фотография леса) Ваши ассоциации...

Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения?

Работа детей в группе. Задача работы в группе выслушать каждого, быть внимательным и уважительным друг к другу. (с каждой команды выслушаем по одному ответу.)

Ответы детей: Гуще ветки растут с южной стороны дерева, мох растет с северной стороны)
Муравейник
,

Муравьи известные знатоки лесных дорог.
Как они помогут нам?

(Ответы детей:  муравейник всегда находится с южной стороны дерева)

А ночью дорогу как узнаете вы?
Всегда вам поможет
Свет  ……..   (полярной звезды)   

- Какое направление показывает полярная звезда? (Север)
Мы узнали много различных способов выхода из трудной ситуации в лесу. Все ваши примеры можно считать определенными ориентирами.

Некогда на берегу синего моря, на острове Крит, жил царь Минос со своею дочерью, прекрасной и мудрой Ариадной. В его владениях построили большой белый дворец, в котором был устроен лабиринт. В центре лабиринта жило чудовище, пожирающее всех, кто осмелился туда проникнуть, но не смог найти дорогу обратно. Такая же участь ждала и царевича Тесея.

Но полюбила его прекрасная Ариадна. Дала она ему большой клубок ниток. Привязал Тесей конец нити у входа в лабиринт и нашёл по ней обратную дорогу. С тех пор путешественники называют ориентиры путеводной нитью Ариадны.

Ориентиры это направления в любой деятельности, которые помогают нам не заблудиться, и разобраться в сложных вопросах жизни, ведь мы должны брать примеры с самых надежных жизненных ориентиров. Быть полезными семье, обществу, стране.

Я вы знаете что слово  «ориенс» с латыни означает восток, а причем тут восток?

В древности метод познания наблюдение, за солнцем, звездами, небесными телами. И особенно за восходом солнца, началом нового дня. Отсюда и слово восток.

Повторяя и зная ориентиры уже изученного материала, мы можем узнать тему нового урока.

кроссворд

Ребята какое слово в этом кроссворде вызвало затруднение?

Умение находить стороны горизонта и есть ориентирование.

    Задача научиться определять стороны горизонта на местности и на чертеже.

Ориентирование это определение своего место положения относительно сторон горизонта. А сколько сторон горизонта вы знаете?

Работа с фигурой отметить основные стороны горизонта. Ребята подумайте а достаточно этих четырех сторон чтобы обозреть всю местность.

Помимо 4 основных, есть 4 промежуточные. Отметить их на листах.(Один отмечаю я, один вмести с детьми, остальные самостоятельно. Проверка на доске)

Задание со сторонами горизонта. Основные стороны горизонта отметить синим, а промежуточные красным

Мы узнали о промежуточных сторонах на рисунке, теперь давайте закрепим их в таблице.

 Заполнить таблицу. Проверить по слайду.

Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на бумаге.

Физминутка

Время шло, развивалось мореплавание появился прибор позволяющий морекам ориентироваться, в любую погоду и в любое время суток, как вы думаете что это?
- Что вы знаете о компасе?         

Сообщение о компасе

Компас - это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.

Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».

Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в XII в. арабские мореплаватели.

В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям - румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра.

 Даю простой план нашего класса. Определите стороны горизонта с помощью компаса.

Работа с планом класса.

Возникла проблема как пользоваться компасом, эту проблему нам поможет решить учебник.

  Правила работы с компасом (Учебник стр 30)

  1. Положить компас на ладонь.
  2. Подождать пока стрелка остановится, ее синий конец или острие будет показывать на север.
  3. Медленно, не потревожив стрелку, вращаем компас, пока синий конец или острие на будет показывать на букву «С» или «N» на  шкале

И все! Теперь точно можно, сказать где север (в тетрадь)

А теперь умея работать с компасом подпишите стороны горизонта на плане.

Знаете можно ли из подручных материалов сделать компас?

Работа в группах определение сторон горизонта с помощью компасов.

На приготовленных планах обозначить стороны горизонта (компас ученический, туристический, и самодельный) сравнение полученных результатов.

Инструкция

1

Возьмите небольшой отрезок поролона или пенопласта размером со спичечный коробок. Он будет выступать как подложка для стрелки компаса, которую следует изготовить из любой иголки. Вместо поролона можно использовать и пенопласт. Главное, чтобы материал, из которого будет сделана подложка, не тонул в воде и был легким.

2

Теперь нужно намагнитить импровизированную стрелку компаса с одной стороны и размагнитить ее с другой. Если вы не видите у себя дома магнитов, осмотритесь по сторонам. Вы обнаружите, что на дверцах шкафов магнит можно найти в фиксаторах, удерживающих дверцы в закрытом состоянии. Кроме того, в любом аудио динамике можно найти магнит, который является одним из главных компонентов динамика. Не обязательно вытаскивать магнит. Просто подержите конец иглы у магнита около минуты – этого будет достаточно, чтобы его намагнитить.

3

Следующим этапом нужно размагнитить другой конец иглы. Сделать это можно с помощью огня. Используйте зажигалку, спички или конфорку кухонной плиты, чтобы слегка нагреть кончик иглы (противоположенный тому, который намагничен).

4

Налейте в чашку, глубокую тарелку или любую другую неметаллическую посуду воду почти до краев и опустите на поверхность подложку с иглой. Под влиянием законов физики иголка повернется таким образом, что один ее конец будет смотреть на Север, а другой на Юг. Как вы уже догадались, намагниченный конец будет указывать на Север

Тест закрепление (самопроверка)

Тест.

  1. Солнце встает на

а) Севере

б) Востоке

в) Западе

  1. Прибор для ориентирования называется

а) термометр

б) компас

в) барометр

3. Определение своего положения относительно сторон горизонта называется

а) ориентирование

б) нивелирование

в) хронометраж

4. Какому цвету соответствует конец стрелки компаса, указывающий на юг.

а) белому

б) красному

в) синему

5. Первый компас появился в

а) Индии

б) России

в) Китае

Рефлексия

Я хочу вам прочесть басню.

Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано:

«Переверни и ты узнаешь что- то новое». Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимание на то, что уже знаешь? И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?»

Как вы понимаете слова этой басни. (полученные знания необходимо применять в жизни. )

        С камнем

Домашнее задание.

Параграф 6

Написать синквейн на слово компас.

С помощью дополнительных источников информации найдите  еще какие либо способы ориентирования.

Оценочный лист

                                                                            Ученика (цы) 5___ класса          

________________________________

Тема:

Основные стороны горизонта отметить синим, а промежуточные красным, подпишите их.

Заполните таблицу,  дайте полное название промежуточных сторон горизонта.

Сокращенные названия

Полные названия

СВ

СЗ

ЮВ

ЮЗ

Нарисуйте по заданным данным.

2 клетки на северо – восток, 2 клетки на восток, 3 клетки на юг, 3 клетки на запад, 2 клетки на юго- восток,

1 клетка на юг, 2 клетки на запад, 1 клетка на северо- запад, 1 клетка на юго – запад, 2 клетки на запад, 1 клетка на север 2 клетки на северо- восток, 3 клетки на запад, 3 клетки на северо- восток 2 клетки на юго- восток

http://www.ljplus.ru/img3/p/l/pleno_de_vida/list2.JPG

Тест.

  1. Солнце встает на

а) Севере

б) Востоке

в) Западе

  1. Прибор для ориентирования называется

а) термометр

б) компас

в) барометр

3. Определение своего положения относительно сторон горизонта называется

а) ориентирование

б) нивелирование

в) хронометраж

4. Какому цвету соответствует конец стрелки компаса, указывающий на юг.

а) белому

б) красному

в) синему

5. Первый компас появился в

а) Индии

б) России

в) Китае

Вопросы к кроссворду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированное задание к уроку географии "Мы во Вселенной" 6 класс

" Все мы, независимо от возраста и занятий, в большей или меньшей степени являемся пешеходами. Какое же расстояние проходит в среднем человек за всю свою жизнь, ежедневно шагая по Земле?....."Ко...

План-конспект урока географии "Ориентирование на местности" 6 класс ФГОС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА по теме "Ориентирование на местности" 6 класс по ФГОС (линия учебников Е.М. Домогацких)...

План-конспект урока географии "Ориентирование на местности" 6 класс ФГОС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА по теме "Ориентирование на местности" 6 класс по ФГОС (линия учебников Е.М. Домогацких)...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Урок географии (ФГОС) в 5 классе по теме "Ориентирование"

Технологическая карта урока с приложением....

Методическая разработка урока географии "Ориентирование" 6 класс.

Материал рпедставляет подробную методическую разработку урока географии по теме "Ориентирование" с учетом требований ФГОС. Предназначен для учителей, родителей и всех интересующихся этой темой....