Деятельностный подход в обучении географии как средство развития творческих способностей и одарённости учащихся
статья по географии на тему

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shumakova_opyt.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в обучении географии как средство развития творческих способностей и одарённости учащихся

Из опыта работы Шумаковой Л.С.,  учителя географии МБОУ Абанская СОШ №4

Красноярский Абанский район, п. Абан

Современный мир предъявляет новые требования к выпускнику школы, а это ставит школу перед необходимостью создания новых образовательных структур и моделей.

            В числе особых стоят задачи выявления мотивированных и одаренных детей, создания условий для разностороннего развития каждой личности на основе ее включения в разнообразную познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, для ее дальнейшей успешной социализации.

            Но как построить процесс обучения так, чтобы каждый ребенок смог реализоваться в познании, учебной деятельности, поведении, то есть, как создать условия, позволяющие ученику результативно осуществлять образовательную деятельность и творчески самореализоваться в ней?

            Я считаю целесообразным введение деятельностного подхода, позволяющего решить главное противоречие: между привычным репродуктивным воспроизведением изученного    материала школьниками и современными требованиями к развитию творческой личности.

           При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. А это особенно актуально ещё и с точки зрения новой образовательной парадигмы, направленной на формирование универсальных учебных действий, применяемых в различных практических ситуациях. Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

            Указанные противоречия и обусловили выбор темы опыта: «Деятельностный подход в обучении географии как средство развития творческих способностей и одарённости учащихся».

Ведущая педагогическая идея опыта - создание условий для развития творческих способностей и одарённости учащихся посредством внедрения деятельностного подхода в обучении географии.

            Работа над опытом охватывает период с 2008 по 2011 год. Исследование  проводилось в течение трех лет в процессе урочной и внеурочной деятельности по предмету география. Методы обучения складывались постепенно, на протяжении  педагогической деятельности.

            Опыт исследовательской работы с одаренными детьми является единой системой работы, в которую входят следующие составляющие:урок географии; элективный курс; работа секции «Юный исследователь» школьного научного общества; подготовка и участие в конкурсных мероприятиях (олимпиады, научно-практические конференции учащихся, турниры, конкурсы, состязания, смотры); предметные недели; экскурсии, походы,  экологические десанты.

            Теоретической базой опыта выступает методология, разработанная ведущими отечественными психологами и педагогами: системно-деятельностный подход Л.С.Выготского [3], А.Н.Леонтьева [11], П.Я.Гальперина [4], А.Г.Асмолова [1], Д.Б. Эльконина [15], В.В. Давыдова [5];  идеи теории активизации учебно-познавательной деятельности Т.И. Шамовой [14], идеи развития индивидуальных познавательных способностей И.С.Якиманской [16];идеи организации творческой деятельности учащихся Г.К. Селевко [13].

            При написании опыта использовались такие понятия как: «одарённость», «творческие способности», «деятельность», «деятельностный подход».

            Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского [3], П. Я. Гальперина [4]., А. Н. Леонтьева [11] и развитый в трудах В. В. Давыдова [5], Д. Б. Эльконина [15], А.Г.Асмолова [1] , А. А. Карманова [9]  и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.

         Основой работы с одарёнными учащимися и является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.

                Новизна опыта заключается в создании условий для освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении материала, обеспечивающих творческое развитие личности.

            Обучение географии ведётся  по  учебно-методическому комплекту, который позволяет создать условия для развития  индивидуальных способностей школьника, формирования творчески активной  личности.

Целью данного педагогического опыта является  обеспечение положительной динамики в развитии творческих способностей и одарённости учащихся посредством внедрения деятельностного подхода в обучении географии.

            Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- формирование у учащихся умения осуществлять деятельность;

- подбор оптимальных механизмов и правильных форм  работы с творческими и одарёнными детьми в условиях использования деятельностного подхода;

- выделение основных направлений, способствующих развитию творческих способностей и одарённости учащихся,  и наполнение  их содержанием.

            Организация учебно-воспитательного процесса строится таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в овладении учебным материалом, в осуществлении творческого преобразования обстоятельств в соответствии с поставленными перед собой целями.

            Признаками одарённости является доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательской творческой активности, возможность достижений нестандартных решений, возможность прогнозирования.  

            Мотивация – решающее звено учебной деятельности. Я полностью разделяю мнение А.Н. Леонтьева [11], который считает что мотивация  «… это то, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности». Я считаю, что для  осуществления этих позиций на  практике необходимо создать условия,  которые бы позволили мотивированному ребёнку свободно проявлять свои способности, развиваясь в силу своего дарования как уникальной личности.

Условия я  подразделяю на три группы:

- содержательные  условия (содержание учебного материала);

-организационные условия (организация учебной деятельности);

- социально-психологические условия (отношения учащихся с учителем).

            К содержательным условиям относится особый подход к освещению учебного материала, реализуется принцип новизны. Этот принцип осуществляется через опору на субъектный опыт учащихся, т.к. личный опыт детей необходимо включать в общую структуру содержания урока и использовать как фактор изучения нового материала.

Мной широко используются приёмы технологии развития критического мышления («чтение с пометками», «мудрые совы», «верно, неверно, спорно», «толстые, тонкие вопросы»),  цель которых — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Критическое мышление позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка, побуждает детей самих задавать вопросы и активизирует к поиску ответа.

             Осмысление учебного материала будет только в том случае, если у учащегося есть определённый набор представлений, фактов, данных и т.д. Учить и развивать одарённых детей необходимо на уроке, так как именно здесь идёт формирование интереса к предмету через творческую деятельность.

            Где, как не на уроке, одарённые дети могут отличиться от других учащихся, способностью придумывать что-то новое, необычное, быстрее и оригинальнее других решать поставленные задачи. Конечно же,  они требуют к себе огромного внимания, и не обходится без индивидуальных дополнительных занятий во внеурочное время  в виде спецкурса.

            Одним из самых надежных и традиционно проверенных способов мотивации творческой деятельности являются познавательные задачи (задача-прогноз, задача-противоречие, задача-размышление).

            Немаловажную роль играет организация деятельности учащихся, ее характер, смена видов и форм с целью усвоения основного материала на учебном занятии. Я применяю различные формы и методы организации и осуществления учебной деятельности: заочные путешествия, интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, учебные дискуссии, семинары, исследовательскую деятельность, работу с учебной литературой, экскурсии, походы.

            Мыслительная, творческая деятельность во время проведения учебного исследования требует усилий, обсуждений, аналитических рассуждений, поэтому на своих уроках мной используются групповые, парные формы работы, в рамках которых можно организовать конструктивное общение и сотрудничество.

            Один из существенных недостатков практики преподавания, который пытаюсь исправить на своих уроках, - это создание эмоционального настроя, ведь очень часто интерес к предмету отсутствует, и дети равнодушны, т.е. социально-психологические условия так же важны для успешной деятельности.

 Важным моментом является рефлексия, побуждающая собственную активность и самостоятельность ученика, обеспечивающая его субъектную позицию в образовательном процессе. Это очень интересный методический прием, требующий определенной системы, анализа с целью вовлечения учащихся в управление образовательным процессом.

В своей практике я применяю такие элементы как:

- рефлексия учащимися своего учебного опыта («Карта мыследеятельности», «Незаконченные предложения»);

-рефлексия учащимися своей деятельности («Светофор», «Птичий двор»);

-рефлексия на осознание и эмоциональное восприятие   изученного
материала («синквейн»);

- рефлексия    общения    и    совместной    деятельности    («Барометр
настроения», «Роза ветров»).

        Это позволяет каждому ученику в процессе урока фиксировать свои достижения или пробелы, стимулирует к учению, к самоанализу учебной деятельности. Главное, чтобы все поняли принцип: каждый ученик способен успешно учиться и достигать хороших результатов. Горжусь успехами своего ученика Слесаренко К., который прошел обучение в краевой дистанционной школе «Юный исследователь», окончил краевую школу интеллектуального роста по естественнонаучному направлению «Современная география», стал победителем районной  научно - практической конференции «Первые шаги в науку» (2014г.), получил специальный приз краевого форума «Молодежь и наука», где представлял свою работу «Исследование гидрологических объектов. Озеро Кривое»(2015 г.)  По итогам исследовательской деятельности в области экологии и географии получил бесплатную путевку  во всероссийский детский центр «Океан» (2015 г.). Сейчас успешно обучается в краевой школе для одаренных детей «Школа космонавтики».

Результативность педагогического опыта определяется следующими критериями:

  • диагностика уровня умственного развития обучающихся;
  • участие в олимпиадах различного уровня;
  • участие в конкурсах, конференциях, чемпионатах.

            Для диагностики умственного развития обучающихся мной использовался школьный тест умственного развития (ШТУР),  авторами которого являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Результаты показали, что преобладает  относительно высокий уровень умственного развития (70-80 баллов).

            Что касается   показателя – участие обучающихся в предметных олимпиадах – количество школьников, занимающих призовые места в олимпиадах, возросло с 2 учащихся в  2007 учебном году до 10 учащихся в последующие годы. За три года подготовлено 8 победителей на муниципальном уровне, 10 дипломантов заочных олимпиад международного уровня.

По третьему показателю – участие в конкурсах, конференциях, чемпионатах – можно отметить значительные позитивные результаты. Количество занятых учащихся возросло с 1 человека в 2007 году до 10 в последующие годы. Среди них 8 победителей на муниципальном  уровне, 2 победителя на региональном уровне.

            Таким образом, использование мной  деятельностного подхода для развития творческого потенциала и одарённости учащихся дало положительные результаты по всем показателям.

            

Библиографический список:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник- М.:Изд-во МГУ, 1990-367с.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская И.А и др. /Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова – М.: Просвещение, 2008-151 с.
  3. Выготский Л.С.Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика - Пресс, 1999 – 536 с.
  4. Гальперин П.Я. / Лекции по психологии  : учебное пособие / П. Я. Гальперин –М.: КДУ, 2007– 400 с.
  5. Давыдов В.В. Проблемы  развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  6. Заир-бек С. И., Муштавинская И.В.  Развитие критического мышления на уроке/ С. И. Заир-бек, Муштавинская И.В.   – М.: Просвещение,  2004 – 204 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деятельностный подход в обучении географии как средство развития творческих способностей и одарённости учащихся»

Из опыта работы Сорокиной Марины Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ им.В.Г.Шухова»  г.Грайворона Грайворонского района Белгородской области.Современный мир предъявляет новые требования к в...

Из опыта работы. "Реализация деятельностного подхода на уроках литературы с целью развития творческих способностей учащихся"

Опыт работы по данной проблеме был представлен на республиканский конкурс "Учитель года 2014". (Республика Крым)...

Итоговая работа «Интегрированное обучение на уроках технологии, как средство развития творческих способностей учащихся 5 класса»

В данной работе представлена разработка интегрированного урока: «Знакомство с разнообразными видами вышивки. Выбор рисунка салфетки». Данная разработка урока поможет наиболее широко раскрыть творчески...

Метод проектов как средство развития творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения

Творческая проектная деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....

Итоговая аттестационная работа. Индивидуализация и дифференциация в обучении математике как средство развития творческих способностей обучающихся. март 2017 год

Цель работы — раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть  дифференцированный  подход  к  проведению уроков математики. Для  создания условий диф...