Конспект урока по географии 7 класс Тропические пустыни Африки
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Груздева Татьяна Николаевна

Урок" Тропические пустыни Африки"познакомится с природными условиями пустыни, глубже рассмотреть причины явлений, процессов, особенностей природы, используя знания других предметов;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта урока географии 7 класс

Тема: Тропические пустыни Африки. Сахара. Слайд №1

Тип урока-урок-исследование.

Цель:

-познакомится с природными условиями пустыни;

-глубже рассмотреть причины явлений, процессов, особенностей природы, используя знания других предметов;

- воспитать убеждённость в необходимости охраны природного комплекса пустынь.

Задачи:

1.Образовательные: Формировать представление о природном комплексе пустынь.

2. Развивающие: Продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, с атласами и контурными картами. Продолжить развитие познавательного интереса к учению.

3. Воспитательная: В целях экологического воспитания показать влияние деятельности человека на окружающую среду. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа презентация, карта «Физическая карта Африки»,  карточки,  атласы,  контурные карты,  весы, набор гирь,  песок.

Содержание урока

Методический инструментарий

Ориентиры развития

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и цели урока. Слайд №2

Сегодня мы продолжаем изучать природные зоны Африки.

Какие природные зоны нами уже изучены?

Чем дальше от экватора, тем суше климат. Зона влажных экваториальных лесов сменяется саванной, а саванна в свою очередь тропическими пустынями.

Сегодня на уроке мы ближе познакомимся  природными зонами - тропические пустыни.

Эпиграф к нашему уроку не зря таков: "Нет ничего позорнее для натуралиста, чем мнение, что что-то может произойти на Земле без причины" (Цицерон).

Слайд №3

Наши задачи : познакомиться с природными условиями пустыни и как можно глубже рассмотреть причины явлений, процессов, особенностей природы, используя знания физики.

Результатом нашего урока будет ваша информационная карта, которую мы по ходу занятия заполним.

Рельеф поверхности

Климат

3.Изучение нового материала.

Что такое пустыня? Что возникает перед глазами?

Пустыня - засушливый район с продолжительными периодами жары и засухи или почти полным отсутствием атмосферных осадков, из-за чего население нуждается в воде, а биологическая жизнь угнетена.

Какие пустыни мы видим на территории Африки ( работа по карте, дети называют и показывают).

 Знакомство с видами пустынь

 Слайд №4

Названия пустынь на языке африканцев отражают особенности местности. Послушаем сообщения.  ( Справка о топонимах)

Почему Намиб – щит?( так как каменистая поверхность, труднопроходимая и т.п.)

Почему Калахари- страна жажды?( нет воды)

То есть в любом случае это безводная, сухая, жаркая территория.

 Какая из пустынь самая большая? (Сахара).

Часто Сахару называют "великой" в связи с её размерами и историческим прошлым. Сахара олицетворяет собой все пустыни мира, поэтому главным образом о ней пойдет речь на уроке.

Слайд №5

Рельеф

Итак, рельеф. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент. Обратите внимание на формы поверхности Сахары.

Беседа        

Согласно общепринятым представлениям Сахара - это песчаное море, как видно в первых кадрах. Человек испытывает чувство восторга при виде этих золотых постоянно движущихся волн песка. Но, однако, пустыня - не только песок. Какие типы пустыни вы увидели ещё? (каменистые, щебнистые, галечные, солончаковые и т.д.)

Как же называются песчаные пустыни?

 Эрги - на доске вывешена табличка с новым термином, и дети записывают его в информационную карту.

Песчаные пустыни (эрги) занимают 30% площади пустыни.

Как же образуются волны песка? Давайте прослушаем, какое исследование необходимо провести, чтобы разобраться в вопросах образования эргов.

Работа-исследование.

1. Эрги

Для того, чтобы понять как образуются эрги, необходимо вспомнить  по какой траектории движется песок? Траекторией движения песка является волнообразная линия. Давайте зарисуем и разберемся, почему песок располагается волнообразно?

Вы знаете, что в Сахаре очень большая температура и дуют ветры. Это и является причиной образования эргов. Все дело в том, что воздух у поверхности земли нагревается сильнее, чем в верхних слоях атмосферы, следовательно, траектория движения ветра в верхних слоях будет прямая линия, а вдоль поверхности земли вихревое течение воздуха и в местах образования вихрей понижается воздушное давление, в результате этого песок возвышается горбом. И таким образом образуются песчаные волны пустыни.

        

Слайд №6

Большая часть территории Сахары занята песчано-галечными и каменистыми

пустынями.

 Посчитайте, какую площадь они занимают?  (70%)

Каждая из пустынь имеет своё название, так:

Гамады – это каменистые пустыни, а реги - песчано-галечные пустыни.

На доске - табличка с новыми терминами, и дети также фиксируют их в тетрадях.

Гамады - это самые бесплодные пустыни. Те формы, которые вы видите на фотографии созданы водой и ветром и похожи на тела огромных чудовищ, встающих из под земли.

Итак, мы уже сказали о том, что не вся часть пустыни покрыта песком, а большая её часть покрыта камнями. И про камни пустынь очень много сложено легенд. Каменистые фигуры, созданные старанием ветра, по ночам издают различные звуки, пугая тем самым суеверных людей, для которых эти звуки были не чем иным, как кознями дьявола. Этим явлением заинтересовались французские ученые, они хотели узнать, почему каменные фигуры издают звуки только по ночам. Они установили, что каменные фигуры сложены из очень пористого камня. Ребята, что такое пористый камень? Правильно, это камень, который имеет отверстия - поры.

Ребята, а камень у нас это какое тело - твердое, жидкое или газообразное?

Твердое тело, давайте посмотрим, что происходит с твердым телом при нагревании.

Ребята приготовили опыт, который поможет нам объяснить, почему стонут камни.

Опыт: шар с кольцом. Все тела состоят из молекул.  Между ними есть расстояние, то есть силы притяжения и отталкивания. Итак, шар нагрелся и застрял в кольце, почему? Так как расстояние между молекулами увеличилось, а следовательно и наш шар увеличился в объеме, тоже самое происходит и с пористыми камнями из которых сложены фигуры. Температура днем в Сахаре очень высокая и каменистые фигуры нагреваются, а значит, увеличиваются в объеме, но так как в них есть отверстия, то эти отверстия тоже увеличиваются в размере и воздух проходит в камень через них без задержки, поэтому днем каменные фигуры молчат. К вечеру же температура понижается, поверхность камня охлаждается быстрее и  поры сужаются, затем постепенно остывает весь камень, его объем уменьшается и воздух выходит через суженые поры со звуком, который и напоминает стон.

Слайд №7

Как мы уже сказали, широкое распространение имеют реги - песчано- галечные пустыни. Поверхность регов ровная, как стол, плоская и однообразная, покрыта галькой. Она похожа на мостовую. Откуда же здесь галька? Ведь она образуется с помощью воды. Почему на территории, где нет рек, образовалась галька?

 (Потому, что в Сахаре когда-то текли полноводные реки, климат был влажным).

Верно, но все меняется, там, где текли реки, остался только "огромный высохший скелет" - сухие русла рек, которые здесь называют вади.

Слайд №6

 Знакомство с рельефом было бы не полным, если бы мы не отметили более мелкие формы.

Грибовидные и столообразные скалы, чаши, кольца, шары. Почему они образуются? (Земная кора сложена разными по твердости горными породами, одни разрушаются быстро, другие медленно). Таким образом, рельеф Сахары очень разнообразен. Скажите, а что является "дирижером" всех сил, участвующих в создании такого огромного разнообразия форм?

(Климат)

Климат

Мы переходим ко второй графе нашей таблицы –климату.

Работаем с климатической картой Африки (стр.15).

Впишете в карту ответы на вопросы (вопросы предварительно написаны на доске):        

Каковы средние температуры января и июля?

Абсолютные максимальная и минимальная температуры?

Годовое количество осадков. (1-2 минуты).

Беседа:

Почему такие высокие температуры воздуха и малое количество осадков? (Дети вспоминают вопросы циркуляции атмосферы, распределения давления и так далее, отвечают).

Вот каковы ощущения человека, очутившегося в Сахаре:

"Представьте относительно прохладное утро и огромный огненный шар поднимающегося над пустыней солнца. Поднимающееся Солнце раскаляет все вокруг. Воздух такой, что кажется вырвавшимся из печи. До песка и камней едва можно дотронуться и даже небо блекнет от жары. Таков сахарский день, но и долгожданная ночь не приносит облегчения. Удивительно, но этой, казалось, всюду раскаленной земле человек страдает не только от жары, но и от холода. Нестерпимый зной сменяется здесь пронизывающей ночной прохладой. Суточное колебание температуры достигает 30 градусов С и более".

Почему такая большая амплитуда?

Давайте разберемся, с чем это связано. Скажите, много осадков выпадает в Сахаре? Очень мало, а вообще вода есть в Сахаре? Практически нет. А что преобладает в Сахаре? Пески и камни. В этом все и дело. Скажите, песок может сохранять тепло? Нет, например: в жаркий день на пляже мы не можем идти босиком по песку, так как он очень горячий, но если мы вечером придем на тот же пляж, то увидим, что песок очень холодный. Следовательно, песок не удерживает тепло, а сразу это тепло отдает в атмосферу. А какое же вещество сохраняет тепло? Правильно, вода, но так как в Сахаре очень мало влаги, то сохранять тепло нечему, поэтому и наблюдается большая амплитуда колебаний температуры.

А сейчас, ребята, я вам также предлагаю сравнить опытным путем плотности воды и песка.

Слайд №7

Лабораторная работа:

Цель работы: Сравнить опытным путем плотности воды и песка.

Приборы и материалы: весы, набор гирь, песок.

Примем за основу, что плотность воды составляет 1000 кг на кубический метр.

В мерный стаканчик засыпаем песок, отмечаем его объём, он составляет 11 кубических сантиметров, высыпаем его на весы и проводим измерение. Масса песка составляет 123,26 грамм. Для того чтобы определить плотность песка мы делим массу песка на его объём, т.е 123,26/11=1120килограмм на кубический метр.

Из проведённого исследования мы можем сделать вывод: плотность песка больше плотности воды, соответственно песок меньше удерживает тепло, чем вода.

Слайд №8

Характеристика климата не будет полной, если не упомянуть о ветре - этом великом и властном хозяине пустыни. Ветер может принести пыльные бури, а может подхватить "страшную песню песков". Горе каравану, застигнутому таким ветром в пустыне. Караванщики говорят, что вместе с ним в пустыню прилетает смерть.

Песчаные бури (самумы) - с давних пор овеяны мрачной известностью. Так русский путешественник прошлого века А.Е.Елисеев описывает бурю в Африке:

"Задыхались люди и животные. Не хватало самого воздуха, который словно поднялся вверх и улетел. Сердце страшно стучало, голова болела немилосердно, рот и глотка высохли, и мне казалось, что еще час - и смерть от удушья песком неизбежна". Как вы поняли, ребята, песчаная буря это мелкая песчаная пыль, которая проникает всюду.

 Что же порождает эти ужасные песчаные бури?

Одна из причин этого в том, что в жаркое время года атмосферное давление начинает понижаться, то есть:

раскаленные пески сильно нагревают воздух у поверхности земли, и этот воздух поднимается вверх, а на его место устремляются потоки холодного воздуха с сильными порывами ветра, так и образуются песчаные бури.

   t C            Pa

т.в

холодный воздух

         

Слайд №9

И ещё одно удивительное свойство пустыни – миражи. 

Вот какими словами описывал настроение человека пленившегося миражом Бальмонт. Закройте глаза и представьте себе картину перед глазами , которую нарисовал поэт.

О.как ты далёк! Не найти мне тебя, не найти!

Устали глаза от простора пустыни безлюдной.

Лишь кости верблюдов белеют на тусклом пути

Да чахлые травы змеятся над почвою скудной.

Я жду, я тоскую. Вдали вырастают сады.

О, радость! Я вижу, как пальмы растут, зеленея.

Сверкают кувшины, звеня от блестящей воды

Всё ближе, всё ярче!- И сердце забилось, робея.

Боится и шепчет: « Оазис!» - Как сладко цвести

В садах, где как праздник пленительна жизнь молодая!

Но что это? Кости верблюдов лежат на пути!

Всё скрылось. Лишь носится ветер,  пески наметая.

Что же вы представили себе? Какие картины нарисовали?

Когда мы говорим о чём-то неуловимом, нереальном, пригрезившемся, мы используем слово « мираж». Подобно сказке, он восхищает нас, влечёт к себе и бесследно исчезает, когда мы пробуем к нему приблизиться. Для уставшего путника в пустыне он может представиться долгожданным оазисом. Но бесполезно надеяться отдохнуть и освежиться в таком оазисе- это всего лишь – мираж.

Что такое мираж?

 Правильно, мираж - это оптический обман или обман зрения.

 Как же возникает мираж?

Вы знаете, что нижние слои атмосферы, прилегающие к раскаленному песку, имеют меньшую плотность, чем воздух в верхних слоях, то есть: pнв< pхв, за счет этого нагретый слой воздуха приобретает зеркальные свойства и отражает солнечные лучи. Рассмотрим этот процесс

Работа со схемой.

        

В оптике существуют законы отражения и преломления. Угол падения равен углу отражения. Луч, идущий от солнца попадает на пальму под каким-то углом и отражается от неё под тем же самым углом. Затем доходит до границы холодного и нагретого воздуха и здесь опять закон оптики, луч из более холодной среды в более нагретую преломляется под большим углом (угол 1 и 2) и наоборот, луч, идущий из более нагретой среды в более холодную преломляется под меньшим углом (угол 3 и 4), тем самым попадает в глаз наблюдателя, и опять отражается от глаза под тем же самым углом, и наблюдатель видит перед собой в пустыне прекрасный оазис!

Слайд №10

Экологические вопросы

Итак, мы рассмотрели с вами ПК пустыни. Каждый ПК уникален, его нужно сохранить. Мне хотелось бы обратить ваше внимание еще на такой факт: Плато Тассили (демонстрируется фотография), находящееся в центральной Сахаре, - один из древних центров обитания человека в Сахаре. Здесь сохранилась наскальная живопись: сцены охоты, танцев, сражений, выпаса быков. "Картинная галерея" Сахары позволила проследить, как изменились условия жизни человека в этом районе, заставила задуматься над возможным происхождением пустыни. Пустыня растет со скоростью 10 км в год, она продвигается на юг.

В чем причина? Только ли в изменении климата? Каковы меры борьбы с опустыниванием? Почему, несмотря на энергичные меры ряда стран, пустыня продолжает расти? Только общими усилиями, усилиями всех государств мы сможем сохранить и сберечь нашу замечательную планету.

4 Подведение итогов.

Вот и подходит к концу наш урок. Что нового для себя вы узнали.  Теперь, когда вы узнаёте для себя что то новое и необычное, говорите себе- ничего в природе не происходит без причины.

5. Самостоятельная работа учащихся.

Итогом нашего урока будет ваше умение ответить на вопросы по уроку и найти ошибки в тексте.

Как называются сухие русла рек в Сахаре?________________

Горячие ветры Сахары?__________________

Как называются каменистые пустыни?______________________

Самая высокая температура воздуха?_________________________

Это арабское слово обозначает однообразную коричневую пустынную равнину.

Закончите предложение: "В Сахаре ветер встает и ложится вместе с ................чем?

Жители пустыни говорят: "Солнце в нашей стране заставляет кричать даже ........ что?"

Каково движение воздуха при образовании барханов?__________________

Какая пустыня в переводе с африканского языка означает "щит"?__________________

Какие последствия имеют вырубка лесов и выпас скота в саванне? Как называется это явление?__________________

Почему в Сахаре большие амплитуды температуры?        _______________________

Найди ошибку:

Сахара - самая большая пустыня на материке Африка, расположенная в южной его части. Её площадь более 7 млн. кв.км. И на всей этой громадной площади нет ни одной реки. Количество атмосферных осадков в год здесь не превышает 1000 мм. Там живут преимущественно кочевники, перегоняющие по сочным лугам лошадей.

Под Сахарой обнаружены крупные запасы подземных вод, питающие несколько артезианских скважин, вокруг которых раскинулись оазисы, места в пустыне, где есть жизнь. Живые изгороди из лиственницы, березы защищают от личных бурь, укрывают от зноя. Здесь растут также огромные липы и много растений-паразитов.

Ночью здесь обычно прохладно. В это время выходят поохотиться дикие животные шимпанзе, страусы и гиены.

6. Домашнее задание: написать сочинение « Три дня в Сахаре» с описанием физических явлений.

Фронтальная беседа, в ходе которой учитель определяет задачи урока.

Объяснение работы с информационной картой

Работа с картой

Сообщения учащихся

Беседа по прослушанному

Просмотр видеофильма

Беседа

Объяснение ученика

Демонстрация фотографий пустынь

Исследовательская работа

Исследовательская работа

Знакомство с новым понятием

(вади-сухие русла рек)

Самостоятельная работа учащихся по карте

Беседа

Исследовательская работа

Беседа

Знакомство с новым понятием

(самум- песчаная буря)

Беседа

Знакомство с новым понятием

(мираж- оптический обман)

Исследовательская работа

Работа со схемой

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка знаний и умений, полученных на уроке

Развитие учебно-познавательной мотивации

Развитие внимания, учебных компетентностей учащихся

Способствовать развитию зрительной, механической памяти и географической речи.

Развитие учебно-познавательной мотивации

Развитие внимания, мышления, интереса к изучаемому.

Способствовать развитию зрительной, механической памяти и географической речи.

Развитие

внимания, мышления и памяти

Развитие

внимания, мышления и памяти

Способствовать развитию зрительной, механической памяти и географической речи.

Способствовать развитию зрительной, механической памяти и географической речи.

Способствовать развитию зрительной, механической памяти и географической речи.

 

Развитие внимания, памяти, мышления.

познавательный интерес


 



Предварительный просмотр:

Класс___________

Фамилия Имя______________________________________

Информационная карта урока

Тема урока________________________________________

1.Виды пустынь:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Отметить на карте перечисленные пустыни

 африка.jpg

3.Рельеф

Виды рельефа

Объяснение

4. Климат.

Климат

Объяснение

А.Ответьте на вопросы:

Каковы средние температуры января и июля?___________________________

Каковы абсолютные максимальные и минимальные температуры?______________________________________________________

Годовое количество осадков?_________________________________________

В. Лабораторная работа №1

Заполнить таблицу.

Плотность воды (Ра)=1000кг/м3

Объём песка(Vп)=

Плотность песка, кг/куб.метр

Плотность песка, гр

Объём песка, куб.см.

Вывод:_____________________________________________________________

5. Самостоятельная работа.

Ответьте на вопросы.

Как называются сухие русла рек в Сахаре?_______________________________________

Горячие ветры Сахары?_______________________________________________________

Как называются каменистые пустыни?__________________________________________

Это арабское слово обозначает однообразную коричневую пустынную равнину.____________________________________________________________________

Закончите предложение: "В Сахаре ветер встает и ложится вместе с ...........................чем?"

Жители пустыни говорят: "Солнце в нашей стране заставляет кричать даже ..................... что?"

Каково движение воздуха при образовании барханов?_______________________________

Какая пустыня в переводе с африканского языка означает "щит"?______________________

Какие последствия имеют вырубка лесов и выпас скота в саванне? Как называется это явление?______________________________________________________________________

Почему в Сахаре большие амплитуды температуры?________________________________

Найди ошибку в тексте.

Сахара - самая большая пустыня на материке Африка, расположенная в южной его части. Её площадь более 7 млн. км2. И на всей этой громадной площади нет ни одной реки. Количество атмосферных осадков в год здесь не превышает 1000 мм. Там живут преимущественно кочевники, перегоняющие по сочным лугам лошадей.

Под Сахарой обнаружены крупные запасы подземных вод, питающие несколько артезианских скважин, вокруг которых раскинулись оазисы, места в пустыне, где есть жизнь. Живые изгороди из лиственницы, березы защищают от личных бурь, укрывают от зноя. Здесь растут также огромные липы и много растений-паразитов.

Ночью здесь обычно прохладно. В это время выходят поохотиться дикие животные шимпанзе, страусы и гиены.

        

6.

Как вы оцениваете  свою работу на уроке

Что интересное и необычное узнали

 Что вам больше всего понравилось

Что было вам не понятно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Тропические пустыни Африки"

Природа и пустыня Африки...

Конспект урока по географии. Тема: Животный мир пустынь России. 7 класс

Цель комбинированного урока: сформировать представления о животных зоны пустынь....

Конспект урока по географии «Характеристика арктических пустынь, тундры и лесотундры.»

                   Цели  : -  систематизировать и углубить знания о природной зоне как природного комплекса,...

Пресс-конференция " Тропические пустыни Африки"

Данная разработка поможет  при изучении тем по материку Африка....

Конспект урока по географии на тему "Северная Африка"

План-конспекут урока на тему "Северная Африка"...