Использование модульной технологии на уроках географии как средство оптимизации учебного процесса
учебно-методический материал по географии (8 класс) на тему

Использование модульной технологии на уроках географии как средство оптимизации учебного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель географии лицея №1

имени академика Б.Н.Петрова

г. Смоленска

 Побрус Нина Михайловна

Использование модульной технологии на уроках географии как средство оптимизации учебного процесса

В настоящий момент для системы образования все более характерны такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Идет модернизация школы ,изменяется социальный заказ со стороны общества, который формируется и формулируется не только государством, но и семьей.

Обновление социального заказа  происходит в соответствии с законом Российской Федерации « Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка. В них образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие талантов, умственных и физических способностей ребенка.

Отечественная и зарубежная практика показывает  перспективность технологии модульного обучения, которое характеризуется изучением теоретического материала укрупненными блоками- модулями. Наиболее полно модульное обучение раскрыто в работах В.П.Юцявичине, Т.И.Шамовой, П.И.Третьякова, Н.Б.Сенковского

Модуль (от латинского modules) – функциональный узел. Так в англоязычных странах в конце 60-х годов  ХХ века стали обозначать элементы учебных программ, включающих совокупность предписаний, приемов умственной деятельности, которые обучаемый мог выполнить самостоятельно. Это целевой функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им.

Суть технологии модульного обучения: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением. т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению авторов данной технологии , она интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется рефлексивный подход. Рефлексия- осознание себя в собственной деятельности (посмотреть на себя со стороны).

Основные компоненты модуля: точно сформулированная комплексная дидактическая цель КДЦ), методическое руководство по достижению цели, банк информации, практические занятия по формированию необходимых умений, контроль.

Учебный курс состоит из отдельных модулей. Для каждого модуля ставится КДЦ. Внутри каждого модуля материал представлен в виде системы учебных элементов (УЭ).Для каждого УЭ разрабатываются свои дидактические цели, без овладения которыми общая цель не будет достигнута. УЭ должно быть не более 7, носреди них необходимы УЭ 0. Цель его: для успешного усвоения нового материала необходимо повторить и вспомнить знания по этой теме, приобретенные ранее.УЭ 1,2,3, итд идет отработка материала. Завершающий УЭ- подведение итогов- резюме.

Части модуля: урок нового материала, урок комплексного применения  знаний, урок систематизации и обобщения материала. Такой модульный блок сочетается с традиционными уроками.

Системы моделирования уроков: очень распространена «смешанная» система. Она подразумевает сочетание модульных уроков с уроками общего направления

Рекомендуется использовать несколько правил:

1.Перед каждым модулем проводится входной контроль знаний и умений обучающихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю. При необходимости проводится соответствующая коррекция знаний

2. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль и контроль каждого УЭ ( чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом).После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль имеет своей целью выявление пробелов в усвоении и устранении пробелов, а выходной контроль должен показать уровень усвоения модуля и тоже с доработкой

Таким образом каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление учением. Для успешной работы ученика с модулем важным требованием является представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик его эффективно усваивал. Желательно, чтобы ученик как  бы беседовал с учеником, активизировал его на поиск, рассуждения, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.

Для оценки эффективности модульного обучения использовались показатели

Сравнение уровня усвоения учебного материала обучающимися в 8-х классах

Уровни

До эксперимента

После эксперимента

Ученическо -алгоритмичный

48%

3%

Алгоретмично- эвристический

49%

52%

Эвристическо- творческий

3%

45%

Сравнение психологического состояния обучающихся

До эксперимента

 После эксперимента

С хорошим чувством иду на урок

50%

95%

Присутствует творческая атмосфера

20%

80%

Легко учиться

30%

70%

Вывод: результаты экспериментальной работы  показывают:

1.Модульное обучение технологично т.е. воспроизводимо при  изучении географии

2.Модульное обучение положительно влияет на глубину и прочность знаний обучающихся, на развитие познавательного интереса, на формирование общеучебных умений и навыков, на мотивацию учебной деятельности и обеспечивает каждому уровень их обязательной подготовки

3. Модульное обучение не ведет к перегрузке обучающихся и увеличивает их комфортность на уроке.

4.Подготовка к ЕГЭ часть С

Недостаток данной технологии заключается в больших трудозатратах на создание модулей для обучающихся

Решение этой проблемы видится в создании творческих групп учителей с целью кооперации усилий. Мною разработаны уроки по данной технологии, один из них я привожу в качестве примера

Тема: «Внутренние воды. Водные ресурсы

Модуль 1. Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

Комплексная дидактическая цель: в результате овладения материалом блока учащиеся должны знать: какие типы озерных котловин есть в России, что способствует образованию болот, их роль в природе , в каких районах сосредоточены ледники , значение подземных вод для жизни человека.

Уметь:

1 уровень. Называть и показывать крупнейшие озера России, границы многолетней мерзлоты, крупнейшие ледники России.

2. уровень. Выявить закономерности размещения разного типа озерных котловин на территории России. Выяснить, что способствует образованию болот , многолетней мерзлоты , ледников.

Развивать: умение работать с текстом учебника, выделять главные мысли, работать с географической картой, четко и лаконично излагать свои мысли. Воспитывать: культуру речи, умение общаться , самостоятельность, трудолюбие, внимание.

Методические

рекомендации

Учебный текст

УЭ–0. Учебный элемент. Повторение по теме

Цель: для успешного усвоения нового материала, необходимо повторить и вспомнить знания по этой теме, приобретенные ранее.

1. Что такое озеро?

2. Назовите самые крупные озера России.

3. У каких озер нашей страны котлованы такого же происхождения, как у крупнейших озер Африки, Северной Америки?

4. Вспомните основные причины образования болот.

5. Как образуются подземные воды .

УЭ–1. Происхождение озерных котловин нашей страны. Работа с текстом учебника на стр. 80-81 и  таблицей «Происхождение озерных котловин стр. учебника 80.

Ответить на следующие вопросы.

Записать в тетрадь геогр. номенклатуру, нанести ее на карту.

Цель: уяснить, какие типы озерных котловин имеются у нас в стране:

1. Назовите и покажите самое большое и глубокое озеро нашей страны.

2. От чего зависит размещение озер на территории страны.

3. Как делятся озера по происхождению озерных котловин?

4. Каково влияние озер на климат?

5. Каковы закономерности размещения разного типа озерных котловин.

УЭ–2. Болота, подземные воды.

Цель: Выяснить причины образования болот, роль болот в природе.

Уяснить механизм образования подземных вод, их значение для жизни человека.

УЭ–3. Отработка материала.

Прочитав и осмыслив УЭ-2 ответить на вопросы.

Уровень А – каждый вопрос 1 балл.

Уровень В – 2 балла. Поставьте друг другу оценки за знание материала УЭ-2.

Уровень С – 3 балла.

Цель: Отработка материала и его закрепление. Уровень А.

1. Назовите и покажите наиболее заболоченные районы России.

2. Перечислите причины образования болот.

3. Какое значение имеют подземные воды?

4. Какое происхождение имеют подземные воды.

Уровень В.

Используя вопросы как план, расскажи соседу как образуются болота и подземные воды.

Уровень С.

Составь логическую схему образования подземных вод.

УЭ–4. Ледники и многолетняя мерзлота.

Прочитав текст, умей объяснить, в чем отличие ледников от многолетней мерзлоты.

Запиши в тетрадь определения «снеговая граница», «многолетняя мерзлота».

Различают: лед суши 11%, многолетняя мерзлота 14 % суши Земли.

Лед

Подземный   Покровный лед (многолетняя  (материковый, мерзлота)            горный)

Найдите на физической карте России границу многолетней мерзлоты

Цель: уяснить причины образования ледников и многолетней мерзлоты.

На территории России нет крупных покровных ледников, но более мелкие покровы льда «островные» шапки встречаются на арктических островах. В горах есть горные ледники. Их площадь 3 тыс. км2. Это Северный Кавказ (самые мощные  ледники), Северный Урал, Алтай, Восточная    Сибирь, Саяны, Забайкалье, Камчатка.

Для образования ледников нужны следующие условия: достаточное количество осадков и температура ниже 0о С в течение года, т.е. выпавший снег не успевает растаять. Ледник – естественное    скопление льда, обладающее самостоятельным    движением. Многолетняя мерзлота – толщи горных пород, содержащие лед, не оттаивающий длительное время ( десятки и сотни лет).

Причина ее образования: лютые морозы, малоснежные и продолжительные до 2/3 года зимы. Самая ее большая мощность в устье реки Вилюй, в Оймяконе 800 – 1500 м. 60 % территории России в той или иной степени заняты многолетней мерзлотой.

УЭ–5. Отработка материала

Цель: отработать материал по УЭ–4.

1. Какие условия необходимы для образования ледников?

2. Какая из горных систем России имеет
наиболее мощное оледенение ?

3. Назовите причины образования многолетней мерзлоты.

УЭ–6. Схемы состояния многолетней мерзлоты в течение года, рис. 79 стр. 83.

Цель: Уяснить, какие изменения происходят с многолетней мерзлотой в течение года. В теплый период происходит оттаивание почвы на глубину до 2 м.

УЭ-7. Не глядя в конспект,

ответить на вопросы. Выставить себе по баллам оценку .

Вопросы уровня:

А - оцениваются в 1 балл

В - 2 балла

С -- 3 балла

Цель: Оценка знаний по Ml Уровень А

1. Приведите примеры крупных озер на
территории России.

2. Какое происхождение имеют их котлованы?

3. Что такое верховодка?

4. Какое значение для  жизни человека имеют подземные воды?

     5. Какое заметное влияние на природу оказывают ледники?

      6. Что такое многолетняя мерзлота? Как она распространяется на территории России?

      Уровень В

  1. Где на территории Смоленщины больше всего озер и каковы они по происхождению?
  2. Подумайте, что способствует образованию болот,  

где  особенно много крупных болот в нашей стране.

  1. В каких районах России сосредоточены ледники? Почему?

Уровень С

  1. Объясните, почему на арктическом побережье России снеговая линия опускается до уровня моря, а в горах Северного Кавказа находится на высоте 2700- 3200 м?
  2. Зная ,от чего зависит образование  многолетней мерзлоты, составьте характеристику климата. Где могла бы образоваться многолетняя мерзлота? Почему ее нет на территории Смоленщины?
  3. Почему Северо- Запад  Смоленщины так богат озерами?

Внутренние воды : озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота имеют огромное значение для природы в целом и жизни людей. Озера влияют на климат: летом умеряют жару, а зимой смягчают холода. Новым типом озер стали водохранилища. Озера- прекрасное место отдыха.

Подземные воды- важнейший источник чистой и пресной воды. Ледники являются запасником влаги, источником чистой и пресной воды, питают реки, заметно меняют рельеф.

Многолетняя мерзлота имеет в большей степени отрицательное влияние на природу и жизнь людей. Но у нас в стране накопился  большой опыт строительства и хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты.

  1. .

Резюме – подведение итогов

Внутренние воды : озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота имеют огромное значение для природы в целом и жизни людей. Озера влияют на климат: летом умеряют жару, а зимой смягчают холода. Новым типом озер стали водохранилища. Озера- прекрасное место отдыха.

Подземные воды- важнейший источник чистой и пресной воды. Ледники являются запасником влаги, источником чистой и пресной воды, питают реки, заметно меняют рельеф.

Многолетняя мерзлота имеет в большей степени отрицательное влияние на природу и жизнь людей. Но у нас в стране накопился  большой опыт строительства и хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты.

.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2010.
  • Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: Школьные технологии, 2009.
  • Модульное обучение: опыт, перспективы. Под ред. Т.И. Шамовой. М.: изд-во МПГУ им. В.И. Ленина, 2005.
  • Поташник М.М. Требования к современному уроку. М.: центр педагогического образования, 2007.
  • Модульная система организации учебно-воспитательного процесса: методические рекомендации / сост. Клемешова И.В. и др.- Тамбов: ТОИПКРО2010
  •  Баринова И.И. «Современный урок географии». Ч.2.Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения. М., Школа-Пресс, 2001 г.
  • Дронов В.П., Ром В.Я. Рекомендации к планированию уроков. География России. 9 класс. – М. : Дрофа, 2009
  • Юцявичене П.А. «Теория и практика модульного обучения ». Каунас,  1989г.
  • Кутейников С.Е. Модульные блок-циклы в преподавании географии.// «География в школе » № 5 -2000г. стр. 68
  • Ларина Г.Г. Использование приемов технологии модульного обучения на уроках географии. //«География и экология в школе 21 века » № 2 – 2008г. стр. 53
  • http://pedagogika.by.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповых технологий на уроках географии, как средство повышения познавательной активности обучающихся.

Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач и , прежде всего, повышать интенсивность урока, развивать самостоятельность учащихся, способствовать углубленному усвоению программного ма...

Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения

Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...

Использование модульных технологий на уроках географии

- Что же такое модульная технология?- Что такое модуль?- Какова роль учителя на таком уроке?- Каковы действия учащихся...

Использование компьютерных технологий на уроках географии как средство повышения учебной мотивации

В географии заложены огромные возможности для применения ИКТ в процессе обучения. В настоящее время имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии, которые помимо гипертекста име...

Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса

Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса....

Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса

Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса...