Рабочая программа по географии для 5 класса основной школы
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание, тематическое планирование. Рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в учебном году. Содержит распределение практических работ., тестирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

П. Айхал Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)

           Обсуждено на методсовете                                                                                                                         Утверждаю:

           Протокол № 1                                                                                                                                             _________  _Касаткин А.А.

           От «___» сентября 2015 года                                                                                                                 директор МКОУ «СОШ№5»

                                                                                                                                                             От «___» сентября 2015 года

           Согласовано:

           Зам. директора

            _____________

           От «___» сентября 2015 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Руденко Лилии Демидовны

по учебному предмету

«География»

Для 5 класса основной школы

2015 – 2016 гг.

Пояснительная записка

  • Общая характеристика предмета.

«География. Начальный курс»  - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек, начинается обучение географической культуре и географическому языку. География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.

  • Цели и задачи

Главная цель изучения географии (начальный курс) в современной школе – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими

объектами и явлениями; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • актуализация знаний и умений школьников, сформированных у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • развитие познавательного интереса у учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
  • формирование умений устанавливать связи в системе географических знаний.

  • Программа данного курса составлена на основе следующих документов:

1) ФГОС ООО, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897,

2) Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения института стратегических исследований в образовании РАО. (Научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина)

3) Положения о рабочей программе учителя, работающего по ФГОС МБОУ «СОШ №5» п.Айхал.

4) Методических рекомендаций по разработке рабочих программ по учебным предметам в основной школе в условиях введения ФГОС

нового поколения под ред. Слободина Н.Ю.. /Вологда: Изд. центр АОУ ВО ДПО ВИРО, 2013.

  •   Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии (Примерные программы по учебным предметам.  География 5-9 классы. 3-е издание – М.: Просвещение, 2012. Стандарты второго поколения). Линия учебников издательства «Дрофа»под редакцией В.П. Дронова, авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин. География. Начальный курс. 2012 г.

(Федеральный перечень: ФГОС 2011 РЕКОМЕНДОВАНО (№ 939 Приложение 1)

  • Особенности программы:

  • Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
  • При изучении курса предполагается применениедиагностических методов и результативно-оценочных форм контроля усвоения учебного материала на стартовом, экспресс- и финишном уровнях, выполняющих функцию обратной связи и способствующих корректировке учебного процесса, и итоговых достижений учащихся.
  • Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей учащихся 5-х классов и ориентирована на их развитие в процессе внутренне мотивированной увлекательной деятельности. Разработанная программа предполагает обучение учащихся, имеющих различные учебные стартовые возможности.
  • Особенность изучаемого курса состоит в том, что он опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многиеважныемежпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
  • Программа ориентирована нареализацию деятельностного личностно-ориентированного подхода в формировании ключевых
  • компетенций учащихся. Через активную познавательную, поисковую, творческую деятельность формируются умения и навыки работы с источниками географической информации.
  • Отличительными чертами данной программы являются ценностные ориентации, задающие позитивный настрой учащихся, который
  • обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.
  • Особый акцент в программе сделан на использование знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
  • Здоровьяи соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

  • Определение места и роли учебного курса:

        Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план МБОУ СОШ № 5, как общественно – научный предмет. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, физика, химия, астрономия, экология.«География. Начальный курс.»

опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

  • Информация о количестве учебных часов.

  • В планировании конкретизируется содержание предметных разделов                              с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых контрольных и лабораторных работ. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения географии в 5-м классе основной школы из расчета 1учебный  час в неделю.Программа рассчитана на 34 часа, в том числе на практическую часть - 7 часов, контрольные и зачетные уроки - 6 часов.

Практическая часть рабочей программы

Перечень экскурсий, практических и контрольных работ

 

Наименование раздела или темы

Всего часов

Из них количество

практических работ

контрольных работ

экскурсий

I.Что изучает география

 5

 1

 

 

II.Как люди открывали Землю

4

 1

III.Земля во Вселенной

8

IV. Виды изображений поверхности Земли

5

2

 

V.Природа Земли

12

3

1

 

ИТОГО

34

  7

1

Практические работы

Номер урока

Тема урока, название практической работы

1

1

Мир, в котором мы живем.  «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы»

2

6

Важнейшие географические открытия. «Как люди открывали Землю. Работа с контурной картой, учебником, диском»

3

20

План местности и географическая карта.«Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты»

4

21

План местности и географическая карта «Самостоятельное построение простейшего плана»

5

25

Землетрясения и вулканы.  «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли»

6

27

Путешествие по материкам.  «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов»

7

29

Воздушная одежда Земли. «Составление карты стихийных природных явлений»

 

Экскурсии

Номер урока

Тема урока, название экскурсии

1

2

  • Формы организации учебного процесса:

На уроках ознакомления с новым материалом программа предусматривает проведение традиционных уроков, практикумов, презентаций, обобщающих уроков, лекций, бесед; на уроках проверки знаний - зачётов, контрольных работ, викторин, игр. При изучении курса для обучающихся предусмотрены большие возможности самостоятельно анализировать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях, обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы.

Планируемые результаты обучения

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учебе;
  • опытом участия в социально значимом труде;
  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-
  • полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • основами экологической культуры.

Метапредметные результаты:

учащийся должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • искать и отбирать информацию в различных информационных источниках;
  • составлять описания объектов;
  • составлять простой план;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
  • оценивать работу одноклассников.

Предметные результаты:

учащийся должен уметь:

•анализировать, обобщать, географическую информацию;

•по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;

•составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

•сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

•создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

•описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

•называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

•называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

•показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

•описывать представления древних людей о Вселенной;

•называть и показывать планеты Солнечной системы;

•приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

•описывать уникальные особенности Земли как планеты;

•находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

•работать с компасом;

•ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

•называть и показывать по карте основные географические объекты;

•наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

•приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

•объяснять особенности строения рельефа суши;

•описывать погоду своей местности;

•объяснять значение ключевых понятий

Содержание программы.

I.Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Практикум 1.  Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • приводить примеры географических объектов;
  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
  • называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками  
  • (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
  • объяснять, для чего изучают географию.

II. Как люди открывали Землю (4 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практикум 2. Как люди открывали Землю. Работа с контурной картой, учебником, диском.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
  • приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

III. Земля во Вселенной (8 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд.Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • описывать представления древних людей о Вселенной;
  • называть и показывать планеты Солнечной системы;
  • приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
  • описывать уникальные особенности Земли как планеты.

IV. Виды изображений поверхности Земли (5 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Основные и промежуточные стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практикумы 3. Самостоятельное построение простейшего плана.

 4 . Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • работать с компасом;
  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

V. Природа Земли (12 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Облака. Движение воздуха. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Практикумы. 5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли.

   6. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов.

  7. Составление карты стихийных природных явлений.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «океан», «море», «гидросфера», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
  • называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
  • приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
  • объяснять особенности строения рельефа суши;

объяснять особенности строения гидросферы; приводить примеры влияния человека на природу

Тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Содержание урока. Формируемые понятия

Образовательные результаты/деятельность учащихся

Формы диагностики и контроля

Домашнее задание

План.

Факт.

 Предметные умения

Метапредметные умения

Что изучает география (5 ч)

1

1-5.09

Мир, в котором

мы живем

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о живой и неживой природе, их процессах, объектах и явлениях. Мир живой и неживой природы.

Явления природы. Человек на Земле

Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки приводить примеры географических объектов; описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Практическая работа № 1.

«Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы».

§1, стр.10 «Подумайте». Раб.тетр.стр.1 -8

2

7 -12.09

Науки о природе

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук,

в том числе географии,  объяснять, для чего изучают географию.

Знать основные правила работы в кабинете географии

Умение работать с текстом, выделять в нем главное, преобразовывать текстовую информацию в схематичную Оценивать работу одноклассников.

.

Интерактивный тест.

§2. стр17 «Подумайте» Раб.тетр.- стр. 6

3

14 – 19.09

География— наука о Земле

Комбинированный урок

Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела

географии

Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением, называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками  

Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией

Составление схемы географических наук

§3,стр 21 «Подумайте» Раб.тетр.,стр.7

4

21 – 26.09

Методы географических исследований.

Комбинированный урок

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. Метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, статистический, источники географических знаний.

Давать определение понятию картография.

Называть  методы географических исследований Земли.

Распознавать отличия методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Научиться находить на

иллюстрацияхи описывать способы современных

географических исследований и,

применяемые для этого приборы

Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации, составлять описания объектов.

1.Составление описания учебного кабинета географии.

23.Интерактивный тест.

§4. « Подумайте». Электронное приложение № 5.Повторение(эл. Приложение) Раб.тетр.1 -8

5

28.09 -3.10

Обобщение знаний по разделу

«Что изучает география»

Обобщение и систематизация полученных знаний, контроль усвоения

Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами.  Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Чтоизучает география»

Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Выявлять причинно-следственные связи.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

Решение тестовых заданий. 11 -12

Сообщения об исследователях.  .Цветные карандаши.

Как люди открывали Землю (4 ч)

6

5 – 10.10

Географические

открытия древности и Средневековья

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми.  Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать ход путешествия

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Практическая работа «Обозначение географических объектов на карте» стр.14 Интерактивный тест.

Анализ карт.

§5Раб.тетр.стр.13 (1,2,3).Цветные карандаши

7

12 – 17.10

Важнейшие

географические

открытия

Урок формирования умений и навыков

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.

Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения Формирование и развитие

Компетентности в области использования

ИКТ. Оценивать работу одноклассников.

Презентации по

«Десять великих путешественников». Анализ презентаций. Практическая работа «Обозначение географических объектов на карте» стр.17

Интерактивный тест.

§6 Раб.тетр.стр. 16 (2,3,по желанию - 6)

8

19.10 – 24.10

Открытия русских путешественников

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о важнейших открытиях русских путешественников.  Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий русских путешественников Определять и показывать на карте маршруты русских путешествий; приводить примеры собственных путешествий.

Ставить учебную задачу под руководством

учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Анализ презентаций. Интерактивный тест.

§7 Раб.тетр.1 -8; презентация

«Десять великих путешественников».

9

2 -7.11

Обобщение знаний по разделу

«Как люди открывали Землю»

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с контурными картами

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий, наносить маршруты на контурную карту

Ставить учебную задачу под руководством

учителя.

Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Тестирование стр.21 - 22

Стр.23 - 4

Земля во Вселенной (8 ч)

10

9 – 14.11

Как древние люди представляли

себе Вселенную

Урок изучения нового материала

Что такое Вселенная? Представления

древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о

Вселенной. Система мира по Птолемею.  Планета, шар, Пифагор, Аристотель

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли;  описывать представления древних людей о Вселенной

        

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Опорный конспект рассказа и презентации

учителя.

§8Презентации по теме «Ученые,перевернувшие мир» Раб.тетр.1 -8

Стр.45 «Подумайте»

Электронное приложение – 16, раб тетрадь. Стр. 24 (1.2)

11

16 – 21.11

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Комбинированный урок

Формирование представлений о первых попытках изучения Вселенной. Система мира по Николаю Копернику.

Представления о Вселенной Джордано

Бруно. Изучение Вселенной Галилео

Галилеем. Современные представления о Вселенной

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал, оценивать работу одноклассников. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Сообщения и презентации по теме «Ученые,

перевернувшие мир»

Фронтальный опрос. Интерактивный тест.

§9,раб.тетр.1 -8

Электронное приложение - 19

12

23 – 28.11

Соседи Солнца

Комбинированный урок

Формирование представлений о других планетах Солнечной системы Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы. Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам, находить отличия Земли от других планет. Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Анализ текста, иллюстраций учебника. Интерактивная мозаика.

§10. Раб.тетр.стр.26(1,2);стр.27(5)

13

30.11 – 5.12

Планеты-гиганты

и маленький

Плутон

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о гигантских и маленьких планетах Солнечной системы Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун.

Плутон.

Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики; определять специфически черты планет называть и показывать планеты Солнечной системы

        

Умение сравнивать различные объекты, выделять главные особенности

Составление сравнительной характеристики планет-гигантов. Анализ иллюстраций учебника и диска. Интерактивная мозаика.

§11 Раб.тетр. « Планеты-гиганты»2,6. Электронное приложение -  21

14

7 – 12.12

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о различных небесных телах, уметь видеть отличия от других тел.  Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

Объяснять различия небесных тел

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям, видеоматериалам.

Интерактивный тест.

§12.  Раб.тетр.с 32(3,6)

15

14 – 19.12

Мир звезд

Комбинированный урок

Формирование представлений о звёздах, называть их признаки Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Называть крупнейшие звёзды и созвездия

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Наблюдения за звездным небом: какие

созвездия я знаю и видел. Интерактивный тест.

§13. Раб.тетр.с 34 - №4. Электронное приложение – 35,36,37

16

21 – 26.12

Уникальная

планета— Земля

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о форме Земли, ее движении. Земля— планета жизни:

благоприятная температура, наличие

воды и воздуха, почвы

Описывать уникальные особенности Земли как планеты; давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений. Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли»

Умение работать с различными  источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации. Высказывать суждения, подтверждая их фактами

Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму. Фронтальный опрос.

§14. Сообщения о первой

женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в

открытый космос (А. А. Леонов) Раб.тетр.«Уникальная

планета Земля» -  1,5

17

18 – 23.01

Обобщение

знаний по разделу

«Земля во

Вселенной»

Обобщение и систематизация полученных знаний, контроль усвоения

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу

«Земля во Вселенной Уроки 10 -17.

Описывать, сравнивать, анализировать, аргументировать, различия небесных тел и уникальность планеты Земля

Умение работать с различными источниками информации,

 извлекать нужную информацию,

совершать логические мыслительные операции; абстрагировать,

анализировать,

сравнивать, обобщать

Решение тестовых заданий,стр.40

Ориентирование на местности.

 Виды изображений поверхности Земли (5 ч)

18

25.01 – 30.01

Стороны

горизонта

Урок формирования умений и навыков

Формирование навыка определения сторон горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование

Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентировании

Умение участвовать в совместной деятельности

Отработка  основных и

промежуточных знаний по теме.

§16. Раб.тетр. Стороны

горизонта 1 -4

19

1 – 6.02

Ориентирование на местности

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами. Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним

Умение работать с измерительными приборами

Определение с помощью компаса сторон горизонта.

§17. Раб.тетр.. Стороны

горизонта 1,2

20

8 – 13.02

План местности

и географическая

карта

Урок – путешествие. Картландия.

Формирование представлений об изображениях земной поверхности

в древности. План местности.

Географическая карта.

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности. Находить и называть сходства и различия в в различных изображениях поверхности Земли.

Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

Умение использовать различные источники информации, определять преимущества тех или иных источников.

Практическая работа №3«Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты».Интерактивный тест

§18,стр.83 – 84. Раб.тет.«План местности» -1,2

21

15 – 20.02

План местности

и географическая

карта

Урок - практикум

Практическая отработка

знаний и умений.

Знать алгоритм составления простейшего плана местности. Владеть графическими навыками. Работать с компасом.

Умение работать с измерительными приборами

Практическая работа № 4

«Самостоятельное построение простейшего плана»

§18 до конца,стр.87. Раб.тетр.«План местности»  -3,4,5,6

22

22 – 27.02

Обобщение

знаний по разделу

«Виды

изображений

поверхности

Земли»

Урок - игра

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу.

Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта» Знать правила чтения плана, карты. Находить и называть сходства и различия в  различных изображениях поверхности Земли.

Умение участвовать в совместной деятельности Умение работать с измерительными приборами. Умение использовать различные источники информации, определять преимущества тех или иных источников.

Ориентирование по плану и карте.

Чтение легенды карты.

Решение тестовых заданий. 46 - 47

«Как возникла Земля»

Природа Земли (12 ч)

23

29.02 – 5.03

Как возникла

Земля

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта,

П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет

Называть различные гипотезы происхождения Земли

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Высказывать суждения, подтверждая их фактами

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя

§19. Раб.тетр. «Как возникла

Земля» - 3,4,5,6

24

7 – 12.03

Внутреннее строение Земли

Урок изучения нового материала

Формирование представления о внутреннем строении Земли. Что у Земли внутри? Горные породы

и минералы. Движение земной коры

Называть основные слои Земли, их функции. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения

 и презентации.

Анализ текста и иллюстраций учебника,

определение ключевых понятий

урока

.Интерактивный тест.

§ 20.Раб. тетр.«Внутреннее строение Земли» - 1,2,3.   Сообщения и презентации «Величайшие вулканы мира»,

«Сильнейшие землетрясения в истории человечества» Раб.тетр.1 -8

25

14 – 19.03

Землетрясения

и вулканы

Комбинированный урок

Формирование представления о процессах, происходящих в недрах Земли и их проявлениях на поверхности. Землетрясения. Вулканы. В царстве

беспокойной земли и огнедышащих гор

Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную. Высказывать суждения, подтверждая их фактами;

Сообщения и презентации «Величайшие вулканы мира»,

«Сильнейшие землетрясения в истории человечества» Практическая работа №5: «Работа с атласом и контурной картой».  Интерактивный тест.

§21,стр.104.Раб.тетр. «Землетрясения

и вулканы»  Сообщения об особенностях материков

26 -27

21 – 26.03;

4 – 9.04

Путешествие

по материкам

Урок - путешествие

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства материков.

Евразия. Африка. Северная Америка.

Южная Америка. Австралия.

Антарктида. Острова

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Оценивать работу одноклассников.Работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

Сообщения об особенностях материков. Практическая работа № 6: «Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков

и океанов Земли».

Работа с учебником, атласом

§22.стр.105 – 106. Раб.тетр.«Путешествие

по материкам» - 5

§22стр.107 - 112

28

11 – 16.04

Вода на Земле

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о гидросфере и её составных частях Состав гидросферы. Мировой океан.

Воды суши. Вода в атмосфере.

Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы. Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Анализ видеоматериалов.

Интерактивный тест.

§ 23. Раб.тетр. «Вода на Земле» - 1,2,3,5,9

29

18 – 23.04

Воздушная одежда Земли

Комбинированный урок

Формирование первичных представлений об атмосфере Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами.  Состав атмосферы. Движение воздуха.

Облака. Явления в атмосфере. Погода.

Климат. Беспокойная атмосфера

Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику. Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии. Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения, работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

Анализ текста учебника с целью

определения ключевых понятий урока. Практическая работа №7:«Составление карты стихийных природных явлений»

 Интерактивный тест.

§24.Раб.тетр. «Воздушная одежда Земли»  2,6,7

30

25 – 30.04

Живая оболочка

Земли

Комбинированный урок

Формирование первичных представлений о биосфере Земли Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику.

Определять отличия биосферы от других оболочек

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения, работать с текстом и нетекстовыми компонентами

Анализ текста учебника,  электронного

приложения

§25. Раб.тетр. «Живая оболочка

Земли»

31

2 – 7.05

Почва— особое

природное тело

Комбинированный урок

Формирование представлений о почве.  Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы Воздействие человека на природу.

Как сберечь природу?

Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал, работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

Анализ текста учебника, работа

с электронным приложением

§26. Раб.тетр. «Почва— особое

природное тело»

32

10 – 14.05

Человек и природа

Комбинированный урок

Формирование представлений о воздействии человека на природу и их последствиях.

Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Выполнение тестовых заданий. стр. 71-72

Географический

диктант

§27. Раб.тетр. «Человек и природа»

33

13 – 18.05

Урок обобщения и контроля по курсу

Урок повторения, обобщения и контроля знаний

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

См. разделы курса

 Ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

выделять главное, существенные признаки понятий;

участвовать в совместной деятельности;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

составлять описания объектов;

составлять простой план;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

оценивать работу одноклассников.

Контрольная работа

Повторение стр.138,139

34

20 – 25.05

Урок коррекции знаний по курсу

Урок коррекции знаний

Коррекция навыков и умений наблюдения, сравнения, анализа, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки приводить примеры географических объектов; описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты.

Выявлять причинно-следственные связи.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Летние задания.

План местности

Материально – техническая база и учебно – методическое обеспечение.

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы, И. И. Баринова, А. А. Плешаков, В. И. Сонин).2013г.

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова, Т.А. Карташева).

3. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

5.Атлас. География. 5 класс. ФГОС.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска для

– поиска дополнительной информации в Интернете;

– создания текста сообщения;

– фотографирования географических объектов и явлений;

– обработки данных проведённых наблюдений и географических исследований;

– создания мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.

Демонстрационное оборудование: таблицы, глобусы, коллекции горных пород

Карты; физическая карта полушарий, политическая, топографическая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии за курс основной школы (8-9 класс) по О.С. Габриеляну

Рабочая программа по учебному курсу «Химия» в 8-9 классах составлена на основе «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа...

Рабочая программа по географии. 6 класс коррекционной школы 8 вида.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова)...

Рабочая программа по географии. 7 класс коррекционной школы 8 вида.

Рабочая программа составлена на основе  Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лиф...

Рабочая программа по географии. 8 класс коррекционной школы 8 вида.

Рабочая программа составлена на основе  Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лиф...

Рабочая программа по географии. 9 класс коррекционной школы 8 вида.

Рабочая программа составлена на основе  Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лиф...

Рабочая программа по химии за курс основной школы (базовый уровень) 8 - 9 класс

   Рабочая программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне,  на о...