методическая разработка урока-деловой игры по теме "Байкал-жемчужина России" география 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Федяй Валентина Всеволодовна

Представленный материал - полностью разработка сценария  деловой игры " Экологического форум" в 8 классе  по теме "Байкал"  и представлена презентация к уроку. На уроке рассматриваются вопросы уникальности природы и его сохранения, как объекта Всемирного наследия. Деловая игра- один из методов формирования коммуникативной компетенции учащихся . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon delovaya_igra_baykal_8_klass.zip2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Федяй Валентина Всеволодовна

                                                                              учитель географии

                                                  МБОУ СОШ № 4

                                         г.Балтийска

                                                                 Калининградской области

Сценарий   урока-деловой игры    по физической географии России

Тема урока: « БАЙКАЛ – ЖЕМЧУЖИНА  СИБИРИ »  

 

Цели урока:    Образовательные:

-Изучить природу Байкала, выявить экологические проблемы и пути  их решения.

-Показать красоту и неповторимость русской природы, ее уникальность.

-Углубление и расширение  знаний по экологическому состоянию природной среды в нашей стране.

Развивающие:  развитие познавательного интереса через проведение нетрадиционных форм урока, использование проблемных ситуаций, развивать умение учащихся работать с дополнительными источниками знаний, развитие творческой самостоятельности,  речи, внимания, экологической культуры школьников.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за ее сохранение, любовь к Родине, взаимопомощь  при работе в группе.

Тип  и форма урока: Изучение нового материала,  деловая игра – экологический форум

Оборудование: физическая карта России, листы опорных конспектов, презентации групп специалистов.

Опережающие задания: Класс разбит на 4 группы (группа ученых исследователей, экологов, представителей СМИ), подготовка сообщений для  каждой группы специалистов и участников форума.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели и задач урока, знакомство с участниками форума.  Слово учителя: У нас сегодня необычный урок. Мы сегодня проводим экологический форум. Вы сегодня не учащиеся, а ученые Иркутского ГУ, они же руководители Научно- образовательного центра  « Байкал», участники Российского ГРИНПИС,  корреспонденты газет. Наш  форум ведет председатель. Передаем ему слово.

Председатель ( ученик): Я приветствую всех, кто собрался на наш экологический форум, посвященный уникальному озеру Сибири и всей России - Байкалу. Мы должны рассмотреть вопросы:  

-В чем уникальность озера Байкал

-экологическая обстановка на озере

-какие меры мы можем предложить по сохранению озера. Во время форума мы должны заполнить листы участников и в конце их сдать (прим. лист опорного конспекта)    

Но перед тем как, я предоставлю слово коллегам, начну форум словами Андрея Вознесенского:     Я  ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

                                  «Мертвое море – священный Байкал».

                                   Я на себе почувствовал взор

                                   Будто я моря убийца и вор

                                   Слышу – не спит иркутянин во мгле

                                   Курит. Их предок проснулся в земле.

Когда ты болеешь, все мы больны

Байкал, ты – хрустальная печень страны.

 Плыл я на лодке краем Байкала

Вечер просвечивал в полнакала

Ну,  неужели наука солгала

Над запрокинутым взором Байкала.

                        И неужели мы будем в истории-

                        « Эти, Байкал загубили которые?»

                    Надо вывесить бюллетень,

                    Как себя чувствует омуль, тюлень.

                   Это не только отстойников числа-

                   Совесть народа – должна быть чистой.

Вот почему, узнав показуху,

Борются наши «прорабы духа»

Чтоб заповедником стало озеро,

Чтоб его воды не целлюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал

Мертвое море – священный Байкал!            

Я передаю слово профессору кафедры физической географии ИГУ. Выступление ограничено – 3-4 мин.

Профессор кафедры физической географии:      

       Байкал-это одно из неповторимых чудес планеты, поистине, это святыня не только Россиян, но всего человечества. В 1996  он объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.      «Чиста, уникальна, прозрачна вода.

                          Безмолвна, но полная жизни тайга.

                          Шумит и волнуется бешеный вал –

                          Таким мне заполнился древний Байкал.

                          Красавица дочь - Ангара удалая

                          Свой путь начинает из этого края,

                          А с нею три сотни речушек и рек

                          Все устремили к Байкалу свой бег»

«Байгал –далай» - называют его буряты, что означает  «большое море». Нет на Земле другого столь глубокого озера. Дно Байкала на 1167 м ниже уровня океана, а поверхность воды на 456 м выше. Нет на Земле столь древнего озера – 25 – 3 5 млн лет. Здесь собрано  23,5 тыс куб. км пресной воды, это 5 часть пресной воды Земли. Как в Балтийском море, только при меньшей площади. Полная смена воды в Байкале происходит через 332 года. В озеро впадает 336 рек, а вытекает одна Ангара. О реке Ангара существует очень красивая бурятская легенда. Передаю слово своему коллеге - антропологу.  

Антрополог:  При выходе из Байкала Ангара имеет ширину 2 км и много камней. Самый большой называется Шаманским камнем. И так легенда: Жил на свете старик по имени Байкал, было у него 336 сыновей и одна дочь Ангара. Сыновья день и ночь тработали и все добро несли к отцу. А красавица дочь все добро безрассудно тратила на наряды. Долго терпел Байкал, но потом запер Ангару в доме. Однажды от странствующих певцов узнала Ангара о подвигах северного богатыря Енисея и захотела убежать к нему, стать ему женой. В одну из темных ночей, когда Байкал заснул, Ангара размыла утесы,  вырвалась на свободу и помчалась быстро к северу. От шума проснулся Отец, разгневался и бросил вслед своей дочери целый утес. Ангару он не удержал, а утес этот лежит и поныне. Это и есть Шаманский камнем

Председатель: Слово доктору геолого-минералогических наук

Геолог:   Озеро, лежащее на юге Восточной Сибири окружают величественные горные хребты: на северо – западе Приморский, на севере – Байкальский, на юге Хатар-Дабан и на юго-востоке Баргузинский . Район находится в сейсмоактивной зоне: в новогоднюю ночь 1862 г. в результате землетрясения  200кв.км прибрежной полосы дельты реки Селенга с поселениями ушла по воду. Образовался залив  Провал». Разрушительные землетрясения повторяются каждые 20-30 лет. Последнее 9-бальное зарегистрировано в 2008 и 6-бальное в 2010.    Байкал располагается вдоль стыка нескольких литосферных плит, которые отодвигаются друг от друга в среднем на 2-3 мм в год. За 300 млн. лет -  на 600 км. В 1977 на подводных аппаратах  «Пайсис» мы исследовали дно. Оно расчленено подводными каньонами и ложбинами, имеет ступенчатое строение. 3 котловины разделяются 2 хребтами. Самый высокий Академический в длину 100 км, а высоту 1848 м. Вдоль трещин и разломов, тянущихся вдоль озера, наблюдались выходы газов и теплых источников. Кроме этого мы обнаружили 6 км толщу рыхлых донных отложений.

Сотрудник лимнологического факультета ИГУ:  Вода в Байкале уникальна. Из всех озер она самая прозрачная и экстрапресная. Белый диск, используемый для определения прозрачности воды, виден на глубине 40 м. При этом в 1 литре воды содержится 96 миллиграмм  солей, что в десятки раз меньше, чем в речной  воде. Горные хребты и бассейн сложены кристаллическими горными породами гранитного состава. Гранит растворяется плохо, дает минимум примесей и то в виде песка. Байкальская вода имеет уникальный химический состав. Она очень агрессивна, то есть в ней быстрее идет растворение отмерших остатков и прибрежных сооружений. Здесь береговые укрепления можно строить только из стойких марок бетона.

Профессор кафедры микробиологии: Своей исключительной чистоте Байкал обязан большой семье живых организмов. Начало всему дают микроскопические растения ,которые за год выделяют 10млн т кислорода и создают 4млн т органических веществ; 300 видов инфузорий. А главные смотрители за чистотой – рачки и бокоплавы. В Байкале их 255 видов, т.е. треть всех известных в мире рачков. 90% приходится на 2 вида: эпишура и веслоногий макрогектопус. Они встречаются только в Байкале. На 2/3 фауна озера эндемична и нигде больше не встречается. Передаю слово доктору биологических наук.

Доктор биологических наук: На Байкале водится 2630 видов животных и 1000 видов растений, 58 видов рыб: омуль, сиг, хариус, таймень, ленок, байкальский Осетр, голомнянка. 27 видов встречаются только в Байкале. На берегах гнездятся 200видов птиц. Интересная рыбка –голомнянка. Она  прозрачна и  состоит на 35% из жира, может подниматься  с 1500 м глубины на поверхность. В Байкале водится единственное пресноводное морское млекопитающее – байкальская нерпа. Ученые до сих пор не могут  точно  сказать, как она здесь появилась.

Гидрометеоролог: По продолжительности солнечных дней район Байкала превосходит Кавказские курорты и Средиземноморье. Эта область находится под влиянием Азиатского  антициклона. Поэтому и зимой при температуре -25 и летом при температуре 20 – 25 стоят солнечные ясные дни.  Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде. Но суров и неприступен при шторме. Особенно суров и свиреп  ветер «сарма», он налетает с севера-запада со скоростью 60м/с и сметает все на своем пути. Сарма назван по названию реки, в ущелье которого поступает холодный арктический воздух. К местным ветрам относят и баргузин, верховик, култук, шелонник.  

Геоэколог: Байкал окружен тайгой с ценными породами деревьев: лиственница, сосна,  кедр, пихта, ель сибирская. Здесь обитают много животных:  соболь, медведь, рысь, колонок, горностай, марал, пищуха, лось, орлан-белохвост, скопа, кабарга и др.   В районе  образованы 5 заповедников, 3  национальных парка,25 заказников, более 200 памятников природы и уникальных объектов.  Вроде бы много, но это не вся территория Байкала.

Председатель: представляю группу специалистов из  организаций « Байкальская экологическая волна», экологического фонда « ЧИСТЫЙ Байкал», Гринпис России.

Эколог: Изучаемая территория – район активного хозяйственного освоения, чему способствуют благоприятный климат, черноземные почвы, богатство полезных ископаемых. Добыча полезных ископаемых, развитие промышленности в городах, тепловые электростанции – это угроза экологии Байкала. Загрязняющие предприятия: нефтепереработка, машиностроение, деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные расположены в городах Улан-Уде, Байкальск, Иркутск, Северобайкальск. В Ангарске работает химический завод по производству минеральных удобрений. Тонны химических веществ и  бытовых отходов, нефтепродуктов  сбрасываются в реки, воздух, почву. Со сточными водами в Байкал ежегодно поступает 700 т нитратов, 13000 т хлоритов, тяжелые металлы, фенол. Большие площади заняты по вырубку деревьев, что ведет к  ежегодно повторяющимся селям. Более 100  000 людей отдыхают на берегах Байкала. Полчища вандалов усеивают берега и оставляют тонны мусора. А какой разгул браконьеров, пробуренные нефтяные скважины в дельте Селенги – все это несет смерть всему живому.  

Биохимик: Самая большая наша боль – Байкальский ЦБК, построенный в 1966 г на берегу Байкала. Все отходы поступали в озеро. Постоянные обращения, требования по перепрофилированию, строительству очистных сооружений привели к строительству системы замкнутого водоснабжения в 2008 г. Но система смогла проработать 1 месяц и вышла из строя. Завод законсервировали. Но в 2010 г. вышло постановление правительства РФ позволяющее возобновить производство и сброс ядовитых стоков в Байкал. С 8 июля комбинат работает. Пробы воды, взятые при погружении «миров» выявили высокое содержание диоксинов, а  в районе стоков БЦБК в 40-50 раз превосходил. Естественный диоксиновый фон Байкала нулевой. Берега озера покрываются нитевидными водорослями, которые отмирая, дают пищу микроорганизмам, а они в свою очередь поглощают огромное количество кислорода. Рыбаки в Баргузинском заливе отмечают исчезновение прибрежного  сига, нерестившегося возле берега.  

Представитель Гринпис России: В нашей организации действует 5 направлений, одно из них сохранение озера Байкал. Не всем нравится наши выступления, демонстрации, действия, которые заставляют власти принимать реальные решения. Наши реальные результаты: - придание статусу Байкала  объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.       --Ведем учет байкальской нерпы, популяция которой сократилась на 30% ( по нашему требованию в 2007 г. квоты на отстрел нерпы не выдавались).

- Ведем борьбу с браконьерами, которые  из-за ценного меха убивают  тюленей.

- Проведенные массовые протесты против строительства нефтепровода вблизи Байкала в2006 г, заставили правительство РФ пересмотреть проект ( нефтепровод пройдет в 200 км от Байкала).

-В 2008 г приостановили разработку Холоднинского месторождения нефти в устье реки Селенга.

 В настоящий момент требуем закрытия БЦБК,  провести инвентаризацию всех источников загрязнения, проводить постоянный мониторинг  состояния озера( с2007 г не проводится, нет исследовательского судна),Провести общественные слушания и обсуждение целевой программы правительства РФ «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие природной территории на 2012-2020 г» Внести коррективы.

Объявить весь Прибайкальский район – особо охраняемой территорией. Свою работу мы будем продолжать.

Председатель: Для  подготовки общего постановления  нашего форума,  даю время поработать над последним пунктом нашего конспекта.

Учитель: Составим резолюцию нашего форума. Предлагаю внести свои предложения

Составление рекомендаций по сохранению озераДомашнее задание: стр  216 - 220 учебника, дополнительно для не выступавших-  написать статью на тему: « Каким я вижу Байкал через 10 лет».  

                                   ЛИСТ  ОПОРНОГО  КОНСПЕКТА

                                          Фамилия, Имя__________________________________________

               

                                              БАЙКАЛ

Глубина________

Возраст Байкала__________________

Площадь озера_____________________

Находится в____________________________

Впадает ____________ рек, вытекает___________

Хребты, окружающие озеро:_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________  

Что происходит с литосферными плитами в районе Байкала? _______________________

____________________________________________________________________________

Что представляет собой дно озера? ____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В чем уникальность воды Байкала? _____________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В озере обитают ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Назовите местные ветры: ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Основные источники загрязнения Байкала:_______________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Назовите две причины, почему нельзя прокладывать нефтепровод вблизи Байкала

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите ваши предложения для спасения  озера Байкал

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока-деловой игры по теме "Четырехугольники". 8 класс

Существует различные пути формирования учебно- познавательной компетенции, одним из которых являются нестандартные уроки. Приведем пример деловой игры.На таких уроках моделируется реальная ситуа...

Методическая разработка урока "Интеллектуальная игра по теме "Вселенная" 5 класс

       Интеллектуальная игра по теме «Вселенная» проводится при изучении курса "Природоведение" в пятом классе на заключительном уроке. Мероприятие позволяет расширить...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Игра "Вокруг света" для 8 классов

Игра проводилась во время школьного месячника естественных наук среди 8 классов. Игра способствует развитию познавательного интереса учащихся в игровой обстановке через применение на практике зн...

разработка урока Деловая игра "Инвестиция"

Урок в 9 классе по теме: "Экономико-географическая характеристика Центрально-Чернозёмного района " в форме деловой игры....

Разработка урока Деловая игра по естествознанию 10 класс «Как вы думаете?»

Развитие самостоятельной деятельности, активизация мышления, выработка системного логического мышления...