Подготовка к олимпиадам и конкурсам по географии
статья по географии на тему

В статье даются краткие рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_olimpiadam_i_konkursam.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к олимпиадам и конкурсам

Рекомендуемая литература

 1. Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 2000. 2. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2005. 3. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 1987. 4. Сборники задач по географии. – М.: Просвещение, 1999, 2001. 5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000. 6. Максаковский В.П. Социально-экономическая география мира. Учебник для учащихся 10 класса общеобр. учебных заведений. – М.: Просвещение, 2004. 7. Материалы ОГЭ, ЕГЭ по географии (контрольно-измерительные материалы) 8. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Части 1, 2. 10 – 11 класс. АСТ-ПРЕСС, 2004. 9. Родионова Т.А. и др. Пособие по географии для поступающих в вузы (части 1,2) – М.: Дрофа, 2004. 10. Учебные атласы по географии (6 – 10 классы). 11. Холина В.В. География человеческой деятельности. Учеб. пособие для учащихся общеобр. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2008. 12. Справочник по экономической, социальной и политической географии (для студентов и абитуриентов). Под общей редакцией Каледина Н.В. – СПб, 2008. 13. Содружество Независимых Государств: экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие. Под общей редакцией Каледина Н.В., Ятмановой В.В. – СПб, 2008 14. Задачи по географии: пособие для учителей / Под ред. Наумова А.С. – М.: МИРОС, 1993 15.О.В. Шульгина Картографияс основами топографии (словарь - справочник). АО «Московский учебник» Москва 2003г

Образцы и типы заданий для олимпиады по географии

1. Задача для 6 класса на материале школьного курса природоведения

     Заполните недостающие ячейки таблицы

Прибор

Явление, измеряемое прибором

Единица измерения, которой характеризуется измеряемая прибором величина

Анеморумбометр

Метр в секунду

Автоматически записывает атмосферное давление

Гигрометр

Осадкомер

Градус

Автоматическое измерение глубины водоема

            2. Задачи на знание географической карты

            для 7 класса

     Ваш друг живет в сельской местности и пешком ходит в школу, расположенную на расстоянии 1250 м от своего дома в деревне Дивногорье. Изобразите на плане в масштабе 1:10 000 этот маршрут, учитывая, что он сначала переходит по мосту пруд, затем идет через заболоченный березовый лес, на краю которого расположен домик лесника, после чего переходит однопутную электрифицированную железнодорожную линию. План должен вмещаться в квадрат со стороной 15 см.

            для 7-8 классов

     Расположите перечисленные ниже объекты в порядке удаления от аудитории, в которой вы находитесь в настоящее время:

а) точка с нулевыми географическими координатами;

б) высочайшая гора Северной Америки;

в) исток крупнейшей реки Южной Америки;

г) самая южная точка Азии.

     Правильны или неправильны следующие утверждения?

1. Экватор пересекает территорию Гвинеи.

2. Экватор пересекает территорию Эквадора.

3. Северная Двина пересекает Северный полярный круг.

4. Устье реки Нижняя Тунгуска лежит севернее Северного полярного круга.

5. Территория Республики Корея целиком расположена южнее Северного тропика.

6. Река Конго пересекает экватор.

7. Йоханнесбург расположен севернее Южного тропика.

3. Задачи на знание программного материала

            для 6-7 классов

     Изолиниями называются линии на карте, соединяющие точки с равными значениями определенной величины. Для отображения значений каких характеристик используются такие виды изолиний, как изогипсы и изобары?

            для 7-8 классов

     Что представляют собой следующие природные явления:

хамсин, самум, харматтан, сирокко?

            4. Задачи на распознавание образов

            для 6-7 классов

     Найдите соответствие между изображенными на флагах государств мира растениями и животными и самими государствами.

Растения и животные: кедр, птица фрегат, клен, лев

Государства: Шри-Ланка, Кирибати, Канада, Ливан

            для 8-9 классов

     Эта узкая и протяженная возвышенность с максимальной абсолютной высотой 471 мрасполагается в европейской части России. Она служит водоразделом для рек бассейна одного океана. Здесь добывают бокситы и другие полезные ископаемые осадочного происхождения. Определите, что это за возвышенность.

            для 10-11 классов

     «Вся страна – это только река,

Окаймлённая рамкой зелёной,

И другой, золотой, из песка»

О какой стране и о какой реке писал Николай Гумилёв? Где находятся истоки этой реки? Какую роль она играет в хозяйственной жизни описанной в стихотворении страны?

           5. Задачи на сопоставление (перебор, выборку) географических объектов

            для 7 и 11 классов

     Укажите, в каком из следующих городов – Буэнос-Айрес, Джакарта, Париж, Триполи – в июле и январе:

1) теплее всего; 2) холоднее всего; 3) выпадает больше всего осадков; 4) выпадает меньше всего осадков.

            для 10 и 11 классов

     В каких странах больше половины населения соблюдает пост в месяц рамадан? (нужное подчеркните):

Страны: Албания, Бангладеш, Болгария, Израиль, Индия, Индонезия, Китай, Мавритания, Сирия, Сомали, Швеция, Япония?

            6. Задачи на анализ причинно-следственных связей

            для 7, 10 и 11 классов

     На земном шаре существует всего один район, где восточное побережье материка вне тропической зоны занято пустыней. Что это за материк, как называется этот район и на территории какого государства он находится? Почему этот район отличается столь «нетипичным» климатом?

            для 10 и 11 классов

     Представьте, что вы организатор международной конференции по проблемам экологии и хозяйственного использования акватории Северного моря. Представителей каких стран и специалистов в каких областях науки и техники вы сочли бы необходимым пригласить? Какие темы для обсуждения на конференции вы бы выбрали?

            7. Краеведческие задачи

для 6-7 классов

     Назовите улицы, проспекты и площади вашего города, носящие имена географов-путешественников.

Для 8-11 классов

     Назовите формы рельефа, включая созданные человеком, которые вы можете увидеть на территории вашей области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам и конкурсам

Рекомендации учителям истории и обществознания для подготовки учащихся основной и старшей школы к олимпиадам по истории и конкурсам по истории...

Презентация по теме "Методика подготовки к олимпиадам и конкурсам"

Презентация по теме "Методика подготовки к олимпиадам и конкурсам"...

Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии

Одной из приоритетных задач современного образования является выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Национальная  образовательная  инициатива  «Наша...

Программа подготовки к олимпиадам и конкурсам по биологии

Программа содержит план работы с одаренными детьми при подготовки к олимпиадам и конкурсам по биологии...

Программа подготовки обучающихся основного среднего образования к олимпиадам и конкурсам по географии

Программа подготовки обучающихся основного среднего образования  к олимпиадам и конкурсам по географии...

Подготовка к олимпиадам и конкурсам по русскому языку 6-7 класс

Тренировочные задания для подготовки к олимпиадам и конкурсам по русскому языку в 6-7 классе...

Система работы учителя физики с одарёнными людьми по подготовке к олимпиадам и конкурсам

В докладе описана система работы с одарёнными и талантливыми ребятами по вовлечению их в творческий поиск, по подготовке к олимпиадам, конкурсам, проектным исследованиям.Работать с такими детьми интер...