урок по географии.8 класс. "Природа и человек.Проблемы взаимодействия и пути решения"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Данный урок  поомогает сформировать у учащихся  систему знаний об основных видах природных ресурсов, их классификации; познакомить учащихся с понятиями  «рациональное природопользование и устойчивое развитие».

Способствует формированию общеучебных навыков работы с картами, схемами; выявлять причинно-следственные связи; развивать пространственное воображение изучаемой страны и творческие способности учащихся посредством использования наглядных средств обучения, а также воспитывать чувство патриотизма, помогает сформировать личностное отношение к освоенным знаниям, убедить в личной ответственности каждого человека за состояние окружающей среды.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok8kl.prirodnye_resursy.docx56.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока по географии.8 класс

Урок по теме: « Природа и человек. Проблемы взаимодействия и пути решения»

Цель урока: усвоить понятие «природные ресурсы», выявить особенности классификации природных ресурсов, определить значение природопользования.

Задачи:

       Образовательная –

Сформировать у учащихся  систему знаний об основных видах природных ресурсов, их классификации; познакомить учащихся с понятиями  «рациональное природопользование и устойчивое развитие».

       Развивающая-

способствовать формированию общеучебных навыков работы с картами, схемами; выявлять причинно-следственные связи. Развивать пространственное воображение изучаемой страны и творческие способности учащихся посредством использования наглядных средств обучения.

    Воспитательная –  воспитывать чувство патриотизма, помогает сформировать личностное отношение к освоенным знаниям, убедить в личной ответственности каждого человека за состояние окружающей среды.

Оборудование урока: физическая  карта России, экологическая карта России, настенная контурная карта России, картины, атласы и контурные карты у каждого учащегося, жетоны с 2 сторон разных цветов.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: урок-лекция с групповыми формами работы.

Структура урока: Организационный момент. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Мотивация учебной и познавательной деятельности  учащихся. Изучение нового материала. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.

      Ход урока.

     I.Организационный момент.

              Класс делится на 5 групп( по 5 человек в среднем).Это будет случайный выбор группы(при входе в помещение каждый ученик получает жетон определенного цвета и садится за стол с карточкой того же цвета)

II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

    Включается видеофрагмент с красивыми видами природы России, учитель читает стихотворение:

              « Природа милая, тебе одной я внемлю

                 Ты подарила мне небеса и землю

                  И их помощником я буду век за веком

                Лишь оттого, что я родился человеком..»

                                                                       Чоприани М.

  Действительно, многие века существует земля, по которой мы ходим; воздух, которым мы дышим; вода, которую мы пьём. Многие растения и животные жили на Земле, задолго до появления  первого человека…Но с появлением человека природа стала стремительно изменятся, и отнюдь не в лучшую сторону..Люди научились добывать металлы  топливо, перегородили плотинами реки, а на месте лесов проложили дороги и построили города. Приспосабливаясь к природной среде, человек постоянно изменяет её целенаправленно или  непреднамеренно. Сегодня развитие человечества невозможно без обоснованного прогноза его хозяйственной деятельности и экологических последствий. Вот  почему тема нашего урока звучит именно так: «Природа и человек. Проблемы взаимодействия и пути их решения».

 III.Мотивация учебной и познавательной деятельности.

     Сегодня на уроке мы с Вами попытаемся выяснить: возможно ли сделать наиболее благоприятными взаимоотношения природы и человека. Для начала давайте вспомним: что такое природная среда и природные условия?

  Природная среда- совокупность природных условий(окружающая среда)

  Природные условия - это тела и силы природы, которые на данном уровне изученности и развития производительных сил необходимы для существования человека.

  А те компоненты природы, которые в данное время используются или могут быть использованы в будущем в хозяйственной деятельности человека – это природные ресурсы.

Любое воздействие на природу  связано с использованием природных ресурсов - при этом степень изменения природы зависит от того  на какой компонент природы  воздействуют, с какой силой и как долго.

IV. Изучение нового материала.

          По мере развития человеческого общества люди научились использовать всё новые и новые ресурсы, поэтому состав и количество природных ресурсов постоянно менялись. Давайте попытаемся вспомнить многовековую историю взаимоотношений природы и человека, а данные занесем в таблицу. Каждая группа должна назвать вид хозяйственной деятельности человека и изменения ландшафтов в определенную историческую эпоху(см.приложение1).

                 Мы с Вами увидели, что на каждом этапе своего развития человек оказывал влияние на тот или иной компонент природы. И что  с развитием научно-технического прогресса этих компонентов становилось всё больше, а сила воздействия человека на природу становилась всё сильнее. Запишем  в тетрадь следующую схему:

          Потребности              Влияние на               Изменение                 Последствия

             человека                       природу                   природы                    изменений

    Необходимо знать состав природных ресурсов, особенности их использования, чтобы правильно оценить последствия изменения природной среды(экологические  проблемы).

А какие бывают природные ресурсы? Запишите следующую схему в тетрадь (см.приложение2)И теперь каждая группа ,используя карты атласа, должна определить территории России наиболее  богатые тем или иным видом природных ресурсов: минеральными, земельными и почвенными, водными, биологическими(прежде всего лесными  и рыбными ресурсами)- у каждой группы свой вид природных ресурсов.

     После выполнения этого задания:  учитель предлагает учащимся перегруппироваться в новые группы ( по цвету с другой стороны  жетона, который они получили при входе в кабинет). Таким  образом, новый состав групп объединил учащихся, которые знают о распространении того или иного вида ресурса. Учитель: «Ребята! А теперь Вашей новой группе предстоит обобщить полученный материал об обеспеченности территории России теми  или иными  видами ресурсов. У каждой группы будет своя территория. Через 5-7 минут Вы должны будете рассказать и отметить на настенной контурной карте  обеспеченность природными ресурсами следующих территорий: Восточно-Европейская равнина, Западно- Сибирская равнина, Восточная Сибирь, Европейский Юг, Дальний Восток (см.приложение 3).Затем один представитель от группы выходит к настенной контурной карте отмечает условными знаками обеспеченность природными ресурсами, все остальные учащиеся  то же самое отмечают в своих контурных картах.

  Итак, мы с Вами увидели  что наша страна очень богата природными ресурсами, причем самыми разными видами. Но активно добывая полезные ископаемые, используя другие виды природных  ресурсов, человек активно воздействует на природную среду. Длительная хозяйственная деятельность привела к значительным изменениям природной среды, многие из которых имеют крайне отрицательный характер как для природы, так и непосредственно для человека (посмотрите на экологическую карту в ваших атласах) Вопросы учащимся: Назовите территории с наиболее острой экологической обстановкой. Как Вы думаете почему выделяются региональные проблемы природопользования? Учащиеся называют территории (европейский центр России, Уральский регион, Поволжье, Норильск, Новокузнецк, Стерлитамак, Братск ит.д.) и объясняется это  так: сосредоточением в отдельных  регионах  определённых  природных ресурсов и проблема выбора использования того или иного вида ресурса. Поэтому природопользование должно быть разумным, рациональным, то есть должно быть направлено на сохранение и приумножение природных богатств.

V. Итог  урока.

Итак, сегодня мы с Вами познакомились с понятиями «природная среда, природные условия, природные ресурсы», узнали о классификации природных ресурсов, об обеспеченности ими отдельных территорий  России и связанных с этим региональных проблемах природопользования. Можно сделать вывод: мы все в ответе за состояние окружающей среды. Правильное отношение к природе и её богатствам нужно воспитывать в каждом человеке и этому нужно учить с раннего детства!

VI. Домашнее задание.

Прочитать параграфы 40,41;ответить на вопросы после параграфа. По картам атласа выявить какими природными ресурсами богата Ленинградская область, к каким видам ресурсов они относятся? Какие экологические проблемы возникают при их использовании? Составить рассказ и отметить все природные ресурсы на контурной карте.

VII.Рефлексия.

Поставьте по  5-балльной шкале оценку работы каждого члена  группы. И в целом оцените урок.

Литература.

1.Горбатова О.Н. «География 6-11классы: технология решения творческих задач»,Волгоград, изд-во «Учитель»,2010г

2.Маерова Н.Ю. «Урок и географии 8-9 классы», Москва, изд-во «Дрофа»,2006г

3. «Поурочные планы по учебнику А.И.Алексеева.8 класс»,Волгоград, изд-во «Учитель», 2004г.

4.Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии.8 класс»,Волгоград, изд-во

 «Учитель-Аст»,2004г.

                                                         

                                                                     

Приложение 1

Таблица «Виды хозяйственной деятельности человека в разные исторические эпохи»

Эпоха

Виды деятельности людей

Изменения ландшафтов

Каменный век

(4тыс до н.э.)

Охота, собирательство,

строительство жилищ, заготовка дров

Минимальное изменение растительного и животного мира

Бронзовый век

(2-1 тыс до н.э.)

Выпас домашнего скота

Обезлесение пойм рек

Железный век

(1тыс до н.э.)

Распашка земель(земледелие)

Разрушение почв, вырубка лесов

Средние века

Активная добыча полезных ископаемых, строительство городов

Карьеры, урбанизация ландшафтов

Новое время

Активная добыча полезных ископаемых, развитие атомной энергетики, появление химической промышленности

Карьеры, загрязнение рек, воздушного бассейна; вырубка лесов

Современный период

Активное и где-то даже бездумное, хищническое  потребление всех видов природных ресурсов.

Радиоактивное загрязнение,опустынивание,

исчезновение многих видов растительного и животного мира, деградация природных ландшафтов

                                                              Приложение 2.

Схема «Классификация природных ресурсов»

1.По происхождению

2.Экономическая классификация - по характеру использования

                                                                     

3.По исчерпаемости

 Приложение 3

Обеспеченность территорий России природными ресурсами:

1.Восточно –Европейская равнина.

А )минеральные ресурсы ( каменный и бурый уголь,нефть,газ,апатиты,фосфориты,бокситы,титановые,поваренная соль,железные  руды-но многие месторождения уже истощены)

Б) почвенные(черноземы в южной части)

В) благоприятные агроклиматические ресурсы в средней полосе и южной части региона

Г) достаточное количество водных и лесных  ресурсов в северной части

Д) рыбные ресурсы – Балтийское ,Баренцево моря ;озера  и реки равнины

2.Европейский Юг России

А) минеральные( уголь,нефть,газ,вольфрамовые руды, строительный камень,гипс,минеральные воды)

Б)самые благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы

В) рекреационные

Г) рыбные(Каспийское,Черное,Азовское моря)

3.Западно-Сибирская равнина

А)минеральные( нефть,газ,уголь,золото,железные руды,поваренная соль и др)

Б) лесные и водные ресурсы

В)почвенные и агроклиматические только в южной части района

4.Восточная Сибирь

А) минеральные( уголь,нефть,газ,никелевые,медные руды,золото,урановые руды и др- многие месторождения не разрабатываются)

Б)лесные и водные ресурсы –большие запасы

В)биологические ресурсы (пушной промысел, рыбные ресурсы Байкала и рек Сибири)

5.Дальний Восток

А) минеральные (уголь,нефть,газ,оловянные руды,золото,алмазы,железные руды)

Б)рыбные ресурсы морей Тихого и Северного Ледовитого океанов ,рек Дальнего Востока

В)лесные ресурсы(преимущественно южной части региона)

Г)водные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 7 классе "Природа и мы"

На этом уроке ещё раз хотелось доказать ребятам, как необходимо беречь всё, что нас окружает. Отработать в диалогах и монологах лексику по данной теме....

Урок в 5 классе «Природа и люди в Древней Индии»

Данный урок-репортаж даст обучающимся представление о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; расширит кругозор,  приобщит ребят  к достижениям древнеиндийской ц...

Урок в 5 классе "Природа и занятия жителей Древней Индии"

Урок в 5 классе по теме "Природа и занятия жителей Древней Индии" с использованием электронной презентации....

Урок в 7 классе "Природа Антарктиды"

Цель урока: познакомиться с различными компонентами природы материка Антарктида...

Разработка урока в 5 классе «Природа и люди Древней Индии». ФГОС.

Данная подробная разработка урока ставит цель познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии, ...

Урок в 8 классе "Природа России"

Урок актуализации и обобщения знаний....

Конспект урока по географии для 10 класса на тему Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды

Конспект урока по географии для 10 класса на тему Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды...