«Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии».
проект по географии

«Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии».

Введение

.

Период длительного совершенствования содержания школьной дисциплины «География» сменился периодом выдвижения новых концепций построения содержания предмета, новых подходов к диагностированию результатов обучения, воспитании и развития личности школьника. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Сейчас, как никогда, слово «проект» стало известным. Проекты везде: в школах, в институтах, на радио и телевидении и т.п., при этом каждый под проектом понимает что-то свое, существует серьезная терминологическая путаница.

Существует несколько основных подходов к пониманию термина «проект». Проектом можно считать всякую идею или замысел, который предполагается реализовать. Это понимание термина в широком смысле. В таком случае под проектную работу попадает очень многое: исследовательские разработки и театральные постановки, подготовка научной статьи и выпуск стенгазеты, планирование нового образовательного курса и планирование удачного замужества и др. Но я думаю, что для современной проектной деятельности в школе явно подходят не все идеи из выше перечисленных.

Педагогическая общественность должна понимать, что проектная деятельность обучающихся - это не только неотъемлемая часть образования, но отдельная система в образовании, одно из направлений модернизации современного образования.

Проектированием, естественно, могут и должны заниматься не только школьники, проектные работы ведутся учителями или педагогическими коллективами, т.е. проект как результат деятельности ученика или группы учеников, достигнутый при большем или меньшем содействии учителя и направленный на формирование и закрепление у учащихся новых компетенций, ключевых в современном быстро развивающемся мире.  Ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение. Если он не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению

Размышляя над этими вопросами,  была выбрана тема работы«Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии».

Основными условиями возникновения и становления проблемы опыта являются:

- необходимость развития познавательных и исследовательских процессов, творческих способностей учащихся на уроках географии и во внеурочное время;

-   желание учащихся узнать новое;

- коллектив единомышленников - учитель и ученик, работающие творчески, помогающие друг другу на пути создания и защиты проекта.

Актуальность опыта

Сегодня все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета и географии в частности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.

Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, социальную, стремления личностного самосовершенствования.

Учитель сегодня не может быть пассивным слушателем, принимающим на веру любой предлагаемый ему материал: образовательные программы, учебные планы, формы занятий и т. п.

Тему «Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по географии» автор считает актуальной в наше время, потому что сегодня необходима переориентация обучения. Метод проектов  -  это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной (для учащихся) или объективной новизной, имеющих практическую или теоретическую значимость. Данный метод опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.

Наше время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности

Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться.

При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации.

I. Цель и  задачи проекта

1.1 Цель проекта

Развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, навыков сотрудничества с людьми, умения собирать информацию из разных источников, осмысление её и использование для выполнения проекта.

1.2      Задачи проекта:

• выявление талантливых детей;

• активизация учебного процесса;

• формирование у учащихся интереса к научной работе;

• формирование навыков публичного выступления;

• профессиональной ориентации учащихся старших классов;

• повышение уровня научной и методической работы.

      Основные этапы реализации проекта: 

  1. Организационный (формулировка темы, целей, задач, планирование деятельности)
  2. Технологический (сбор и анализ информации, выработка и обсуждение идей, оформление работы)
  3. Заключительный (представление работы, ее анализ и оценка)

 

Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе 

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Разработка проектного задания

1.1 Выбор темы проекта

 

 

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся 

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

 

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися 

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2 Выделение подтем в темах проекта

 

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора 

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новуюподтему

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

 

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3 Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности 

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской

работе

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

 

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение

форм выражения

итогов проектной

деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка

проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность 

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление

результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.) 

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

 

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Желательна групповая рефлексия

 

Критериями оценки проекта являются

  1. Значимость и актуальность
  2. Корректность методов
  3. Активность участников
  4. Глубина проникновения в проблему
  5. Доказательность выводов
  6. Оформление результатов

Требования к проекту:

  • проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план;
  • содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком;
  • все материалы проекта должны быть созданы с соблюдением авторских прав;
  • приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников;
  • если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта;
  • при создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений, на достаточно высоком уровне;
  • отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации;
  • использование в проекте соответствующей научной терминологии;
  • в проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению.
    Содержание проекта:
  • название темы проекта;
  • актуальность проекта, проблема;
  • основополагающий и проблемные вопросы;
  • цели и задачи проекта;
  • гипотеза решения проблемы;
  • форма представления результатов проекта и в соответствии с ней оформленные материалы;
  • использованная литература и информационные ресурсы;
  • сведения об авторе/авторах проекта;
  • проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились;
  • краткая аннотация проекта (для старшеклассников);

лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников). Для учащихся 6-8 классов проводится детальный разбор проектов при защите.

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими, и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.

Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Можно сказать, что проект является продуктом метапредметной интеграции. Предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к работе на следующем этапе.

География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен. 

Библиографический список

1.География: уроки с использованием информационных технологий / авт. – сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2009.

2.Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2010.

3.Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5.

4.Портфолио учителя / сост. Л.П. Макарова. – Волгоград: Учитель, 2011.

5.Практикум по методике преподавания географии для студентов педагогических вузов / под ред. Е. А. Таможней. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

6.Современные образовательные технологии в обучении: опыт работы, разработки уроков / авт. – сост. О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова. Н.В. Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по физике

Данная презентация предназначена для учителей физики, которые должны способствовать вовлечению учащихся в процесс получения знаний, самостоятельно ставить перед собой цели, выдвигать гипотезы, выбират...

Организация творческой исследовательской деятельности учащихся как средство повышения качества образования.

Организация творческой исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования....

«ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Использование проектно - исследовательской деятельности на уроках химии способствует повышению мотивации учащихся,лучшему усвоению знаний.В ходе проектной деятельности формируются универсальные учебны...

Формирование исследовательской и проектной культуры школьников как средство повышения качества знаний обучающихся.

Формирование исследовательской и проектной культуры школьников как средство повышения качества знаний обучающихся....

Проектно - исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний учащихся

Одним из эффективных средств, используемых для повышения качества обучения в последние годы, являются исследовательские и проектные методы, применяемые на уроках биологии и во внеклассной деятельности...

Педагогическое представление опыта«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний и уровня познавательной активности учащихся на уроках истории».

Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество  общеучебных умений и навыков, таких как: поисковые, коммуникати...

Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)

Проектная деятельность учащихся как средство повышения качества образования в освоении курса ОБЖ (КБЖ)...