Проектная деятельность учащихся с разными образовательными возможностями в практике работы отделения дополнительного образования
статья по географии по теме

Леоненко Наталья Алексеевна

В объединениях отделения дополнительного образования занимаются как дети с нормальным развитием, так и обучающиеся с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Для включения в совместную творческую деятельность детей с разными образовательными возможностями был разработан коллективный проект «Новогоднее путешествие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaproektndeyateln.docx14.6 КБ

Предварительный просмотр:

Леоненко Наталья Алексеевна

Методист ОДОД ГБОУ школы-интерната №6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Проектная деятельность учащихся с разными образовательными возможностями в практике работы отделения дополнительного образования

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.

Специфической особенностью проектной деятельности является её направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности «ребёнок – ребёнок», «ребёнок – педагог». Несложность заданий обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим учащихся на выполнение других, более сложных работ.

Проектная деятельность способствует развитию творческих и коммуникативных способностей детей, привитию навыков сотрудничества с другими людьми; активизации навыков эмоционального общения с товарищами; развитию первоначальных умений сбора информации из разных источников, её осмыслению и использованию для выполнения проекта.

В объединениях отделения дополнительного образования занимаются как дети с нормальным развитием, так и обучающиеся с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Для включения в совместную творческую деятельность детей с разными образовательными возможностями был разработан коллективный проект «Новогоднее путешествие».

За два месяца до проведения итогового мероприятия содержание проекта обсуждалось на организационном совещании педагогов отделения. Была создана творческая группа (организационный комитет), распределены обязанности и фронт работ в рамках проекта. Определено число команд, педагогов-руководителей, общее количество участников, место и время проведения.

При разработке коллективного творческого проекта «Новогоднее путешествие» были предприняты усилия:

- по организации совместной работы педагогов и учащихся;

- по созданию условий оказания необходимой помощи ребёнку, как педагогом, так и товарищами;

- по созданию комфортной образовательной среды для внесения каждым учащимся (независимо от уровня развития) посильного вклада в подготовку и проведение мероприятий проекта;

- по созданию единого игрового пространства для детей с разными возможностями.

Педагоги-руководители каждой команды выбирали страну, о традициях которой хотели бы рассказать детям.

Вместе с методистом педагоги подбирали материалы (фотографии, тексты, сказки) и создавали вводную презентацию для сопровождения рассказа о традициях выбранной страны.

Для участия в проекте были сформированы команды по 10 человек. Две команды из воспитанников 12–16 лет с отклонениями в развитии и 2 команды из учащихся 9–11 лет с нормальным развитием. Учащиеся объединений по разным причинам не вошедшие в состав команд, были приглашены на игровую программу в качестве зрителей и помощников.

Тема проекта: «Культурные традиции встречи Нового года в разных странах».

Название проекта – «Новогоднее путешествие»

Цели проекта:

  • расширение границ познания детей о традициях празднования Нового года;
  • создание условий для включения обучающихся в подготовку и проведение праздника.

Задачи:

  • познакомить учащихся с культурными традициями празднования Нового года (Рождества) в разных странах;
  • познакомить детей с авторскими и народными сказками разных стран на зимнюю тематику;
  • содействовать формированию умений коллективного взаимодействия;
  • содействовать сплочению детского коллектива в процессе совместной работы педагога и учащихся.

Педагоги на занятиях проинформировали учащихся о планируемом мероприятии, показали презентации, рассказали о традициях празднования Нового года (Рождества) в выбранной стране. Познакомили учащихся с перечнем заданий, которые необходимо выполнить в ходе проекта.

Выполняя проектные задания, ребята работали с информацией из разных предметных областей: история, география, литература, художественное, вокальное и декоративно-прикладное творчество.

Педагоги вместе с ребятами придумывали название команды, создавали эмблему, элементы костюма. Выбирали форму и разрабатывали представление культурных традиций празднования Нового года в выбранной стране: электронная презентация, игровая сценка, стихотворение, песенка, танец и т.п. В детских объединениях читали и обсуждали зимние сказки выбранных стран, по мотивам которых создавали творческие работы в технике направления работы кружка, придумывали вопросы для соперников и зрителей. Учащиеся вместе с педагогами разрабатывали и выполняли украшения для новогодней ёлки, готовили статичные позы «ледяных фигур», изображающих вид зимних забав, любимых жителями выбранной страны, продумывали эскиз снеговика, распределить между участниками команды, кто какой элемент будет рисовать.

Результаты работы команды представили на игровой программе «Новогоднее путешествие».

Программа мероприятия

1.Приветствие участникам.

Жеребьёвка очерёдности выступлений.

2. Представление команды: название и эмблема. Выступление команд по очереди (жребию).

Представление культурных традиций празднования Нового года в выбранной стране (домашнее задание).

3. «Наряжаем ёлку». Каждая команда наряжает искусственную ёлку заранее изготовленными игрушками в соответствии с традициями выбранной страны. Наряженную ёлку команда представляет с коротким комментарием остальным участникам (почему были выбраны именно такие украшения).

4. «Новогодняя мозаика». Каждой команде выдаётся набор элементов мозаики, из которых нужно сложить картинку, изображающую символ наступающего года по восточному календарю.

5. «Рисуем снеговика». Каждая команда на скорость (кто быстрее) рисует фломастерами снеговика на листе ватмана. В конкурсе все команды участвуют одновременно.

6. «Зашифрованная сказка». Каждой команде выдаётся набор букв и символов, из которых нужно сложить название литературного произведения на новогоднюю (зимнюю) тематику.

7. «Раз, два, три! Ледяная фигура, замри!». Каждая команда по очереди представляет статичные позы «ледяные фигуры», изображающие вид зимних забав, любимых жителями выбранной страны (домашнее задание). Задача соперников – угадать, какой вид зимней забавы был представлен.

Во время подготовки каждой команды на сцене за занавесом к демонстрации «ледяных фигур» будут проводиться игры с остальными участниками:

-«Что скрыто от нас?». На новогодней фотографии закрывается часть изображения. Задача зрителей – угадать (предложить свои варианты ответа): что же скрыто.

-Загадки и пословицы на новогоднюю тематику.

8. «Самая длинная гирлянда». Каждой команде выдаётся набор полосок цветной бумаги и клеевые карандаши. За 5 минут нужно склеить гирлянду «Цепочка». В склеивании гирлянды должны принимать участие все члены команды. По окончании отведённого времени сравнивается длина получившихся цепочек. Побеждает команда, склеившая самую длинную гирлянду.

9. «Зимняя сказка». Каждая команда по очереди предъявляет остальным участникам свою коллективную творческую работу (домашнее задание), изображающую сцену из зимней сказки. Задача соперников – угадать, какой сказке посвящена творческая работа. При необходимости команда даёт не более 3-х подсказок.

Подведение итогов мероприятия.

Короткая викторина (показ слайдов), рефлексия. Вручение подарков.

Все участники и гости игровой программы сошлись во мнении, что праздник получился интересным, содержательным и динамичным. И они с удовольствием примут участие в подготовке и проведении следующего мероприятия. Педагоги – руководители команд отметили, что над проектом ребята работали с творческим подъёмом и самоотдачей, не могли дождаться следующего занятия. Дети были готовы рассказать каждому встречному, какие сюрпризы они готовят. Вся школа "гудела" в предвкушении праздника. В процессе совместной работы над проектом педагогам удалось сплотить детский коллектив и активизировать творческую и мыслительную деятельность учащихся. Порадовала и взаимопомощь педагогов разных направлений при постановке творческих номеров.

В результате работы над проектом были достигнуты следующие результаты:

- сплочение коллектива в процессе совместной работы педагогов;

- вклад в методическую копилку отделения;

- повышение профессионального уровня педагогов в области применения современных педагогических технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования современных образовательных технологий в работе отделения дополнительного образования

Данная статья содержит описание видов образовательных технологий , используемых в работе отделения дополнительного образования...

Методическая разработка "Электронные образовательные ресурсы в практике работы педагога дополнительного образования"

Методическая разработка предназначена для проведения занятия с педагогами дополнительного образования по применению электронных образовательных ресурсов в учебном процессе....

Педагогические технологии в практике работы объединения дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности по музыке

В современном мире традиционная школа, реализующая классическую модель образования не решает всех запросов образования. Главной целью для педагога сейчас является превратить традиционное обучение, нап...