Хочу всё знать
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему

Ермоленко Людмила Ивановна

Программа разработана для обучающихся 5- 6 классов по предмету география, в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает  не только знакомство с загадками и тайнами  нашего мира, но и решением познавательных задач, анализа проблемных, дискуссионных вопросов, в теоретической части. А самое главное – формируются навыки проектно - исследовательской деятельности через создание  презентаций, в практической части  программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hochu_vsyo_znat.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1

имени Петра Петровича Корягина»

Благовещенского района Алтайского края

СОГЛАСОВАНО

                                                         УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора  по ВР

                                                         Директор школы

____________        С.Н.Изотов

                                                          _____________О.И.Реймер

«____»_________2016  г.

                                                           Приказ№

                                                           от «___» __________2016 г.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

детского объединения

«Хочу всё знать»

                                                 

                                               Составитель:

                                                                           Ермоленко Людмила Ивановна,

                                                        учитель географии,

                                                                                          высшей квалификационной категории

                                                                                         

р.п. Благовещенка 2016 г                                         

Содержание

  1. Пояснительная записка                                                                        

  2. Содержание программы                                                                      

  3.  Методические рекомендации                                                              

4. Тематический план                                                                                                                                                              

5. Приложение №1 «Методика осуществления и формы представления исследовательских работ»                                      

6. Список литературы                                                                          

Пояснительная записка

             Сегодня в содержании образования все более важным становится именно  компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную  и ценностную составляющие образования. Одним из  таких способов  и является  проектно–исследовательская  деятельность.

Программа разработана для обучающихся 5- 6 классов по предмету география, в соответствии с задачами модернизации содержания образования. Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает  не только знакомство с загадками и тайнами  нашего мира, но и решением познавательных задач, анализа проблемных, дискуссионных вопросов, в теоретической части. А самое главное – формируются навыки проектно - исследовательской деятельности через создание  презентаций, в практической части  программы.

   Цель курса: создать условия для формирования гармоничной, всесторонне развитой, социально активной, творческой личности, способной к самореализации, через организацию проектной деятельности с учетом возрастных особенностей.

   Задачи деятельности учителя следующие:

1. Научить учиться, научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, анализировать информацию.

2. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, используя соответствующий научный аппарат, т. е. решать познавательные задачи.

3. Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.

4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.

5. Научить решать проблемы социального, профессионального направлений.

 6. Сформировать объективные знания об основных событиях, тенденциях и проблемах социально – экономического,  политического и культурного  развития общества, через постановку вопроса, проблемы, ее решения, создание презентации, проекта (в рамках данного возраста).

7. Повысить мотивацию учебной деятельности с помощью нетрадиционных  форм  реализации  основных  методов  обучения.

8. Сформировать активную гражданскую позицию, ценностные установки  на понимание и осознание необходимости  изучения географии; уважительное отношение к окружающему миру, прошлому своего и других народов.

  Умения и навыки:   развиваемые  в  ходе   работы  над   курсом:

  • поиск, анализ, систематизация необходимого материала;
  • выявление и методологической обусловленности многообразия версий   и оценок природных  процессов;
  • определение и аргументированное представление собственного отношения к дискуссионным проблемам истории.
  • навыки создания презентаций;
  • навыки написания проекта, его защита.

  Методы преподавания данного курса определяются его целью и задачами:

  • Эвристический (частично-поисковый);
  • Проблемный;
  • Исследовательский;
  • Метод проектов (создание презентаций)
  • Обсуждение проблемных и  дискуссионных    вопросов, решение познавательных задач невозможно без приобретения обучающимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения их к самостоятельной, исследовательской деятельности.

Программа   рассчитана  на 35 часов  в год.

Содержание программы

Раздел I. Теоретическая часть курса.

Тема 1.Что изучает  наука   география?

Тема 2. Особенности природы материков и океанов.

Тема 3. Природные    особенности     родного   края.

Тема 4.  Освоение  земли человеком.

Тема 5. Континенты        и      страны.

Тема 6. Земля   –   наш   дом.

Тема 7. Человечество мира в зеркале прессы.

Тема 8. Загадки, тайны  подземного мира.

Тема 9, 10. Способы изучения  географии.

Теоретическая часть курса рассчитана на 10 часов. Направлена на  

развитие исследовательских навыков  учащихся.

Раздел II. Практическая часть курса.

Тема 11. Проектная деятельность в  географии.

Тема 12. Цель и задачи курса.

Тема 13. Что такое проект?

Тема 14. Электронные ресурсы для учебного проекта. (Интернет, электронные   энциклопедии,    электронные     каталоги).

Тема 15. Практическое занятие.     Изучение    электронных     ресурсов.

Тема 16. Практическое     занятие.   Изучение    электронных   ресурсов.

Тема 17. Выбор   темы   проекта.     Постановка   вопросов.

Тема 18. Что такое мультимедийная презентация? Создание презентации.

Тема 19. Работа с  географическими и картографическими источниками.

Тема 20. Корректировка описания проекта.

Тема 21.Электронные таблицы в проектной работе (дидактические материалы   и   результаты   исследований   учащихся).

Тема 22 23. Обсуждение  деятельности   учащихся. Оформление   работы.

Тема 24. ЦОР  –  как  результат   проектной   деятельности.

Практическая часть курса рассчитана на 24 часа. Направлена на формирование и развитие навыков проектной деятельности.

  Резерв -1 час            

Методические рекомендации

Раздел I. Теоретическая часть курса (10 часов)

Задачи раздела:

  1. Проанализировать  и обсудить важные, интересные, дискуссионные вопросы в  географии  «Земля – планета людей»;
  2. Смоделировать возможные варианты  изучения  особенности природы материков;
  3. Определить способы изучения   сохранения экологического равновесия в природе;
  4. Познакомить и   обсудить  многообразие  загадок, тайн географических     исследований        материков     и     океанов;
  5. Развивать      навыки        исследовательской        деятельности;

6. Сформировать ценностные установки на необходимость изучения географии и развитие навыков исследовательской деятельности;

Рекомендуемая форма проведения:

  • Эвристическая   беседа;
  • Работа с документами, с источниками;
  • Дискуссия;
  • Беседа с использованием презентаций

Раздел II. Практическая часть курса (25 часов)

Задачи раздела:

  1. Создать  представления  о   проектной   деятельности
  2. Организовать работу с ТСО, с ЦОРами, в Интернете
  3. Развивать навыки работы  с Microsoft Office, Microsoft PowerPoint
  4. Применить знания и умения, приобретенные при изучении теоретической части  программы при составлении презентаций

Рекомендуемая форма проведения:

  • Работа   в  группах;
  • Работа с   ЦОРами;
  • Работа в Интернете.

Варианты заданий для учащихся

  • Дискуссионные вопросы
  • Тесты
  • Исследовательские работы
  • Презентации.

Тематический план

Тема занятия

Кол.

час.

Виды деятельности учащихся

Полученные навыки и умения

Раздел I. Теоретическая часть курса -  10 часов

Тема 1

Что  изучает наука география?

1

решение познавательных задач

анализ

Тема 2. Особенности природы материков и океанов.

1

познавательная лекция с использованием презентаций

анализ, сравнение

Тема 3.

Природные особенности родного края.

1

беседа с использованием презентаций

анализ,  синтез

Тема 4.

Освоение земли человеком.

1

дискуссия

навыки решения проблемных. задач, навыки групповой работы

Тема 5.

Континенты и страны.

1

дискуссия

навыки решения проблемных задач, навыки групповой работы

Тема 6.

Земля – наш дом.

1

эвристическая беседа

работа с

Интернет-ресурсами

Тема 7. Человечество мира в зеркале прессы.

1

работа с источниками

анализ, исследовательские навыки

Тема 8. Загадки, тайны  подземного мира

1

работа с источниками

анализ, исследовательские навыки

Тема 9., 10 Способы изучения географии

2

обсуждение

Раздел II. Практическая часть курса -  24 часа

Тема 11.

Проектная деятельность по географии

1

познавательная лекция

анализ

Тема 12.

Цель и задачи курса

1

семинар

навыки постановки задач

Тема 13.

Что такое проект?

2

семинар

анализ

Тема 14. Планирование проекта

2

работа в группах

навыки групповой и самостоятельной  работы

Тема 15. Электронные ресурсы для учебного проекта       (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги)

2

работа с  ЦОРами,  в Интернете

навыки группой и самостоятельной  работы с электронными ресурсами

Тема 16. Практическое занятие. Изучение электронных ресурсов.

2

работа с ЦОРами,  в Интернете

навыки групповой и самостоятельной работы с электронными ресурсами

Тема 17. Выбор темы проекта. Постановка вопросов.

1

работа в группах

навыки групповой работы

Тема 18. Что такое мультимедийная презентация? Создание презентации

3

Microsoft PowerPoint (создание презентации)

 навыки работы с использованием Microsoft Office

Тема 19. Работа с историческими источниками

2

Самостоятельная работа, исследовательская деятельность

анализ, исследовательские навыки

Тема 20. Корректировка описания проекта

2

Индивидуальная работа

Тема 21. Электронные таблицы в проектной работе (дидактические материалы и результаты исследований учащихся)

2

работа с ЦОРами,  в Интернете, обсуждение результатов исследовательская  деятельность

навыки работы с компьютером

Тема 22. Обсуждение деятельности учащихся. Оформление работы

2

обсуждение

представление работ

Тема 23. ЦОР – как результат проектной деятельности.

2

представление результатов проектной деятельности.

навыки  выступления перед аудиторией

Резерв

1

Итого: 35ч

       

Приложение №1

Методика осуществления и формы представления
исследовательских работ

Тема: «План и карта»

Съемка  на  местности.   Составление   плана   школьной    территории.

   Подготовительный этап:

1.разбивка на бригады.

2.Подготовка необходимых инструментов: планшет,      измерительная   лента, чертежные инструменты.

3.Привязка        к       местности.

4.Каждая  бригада   получает   разные   участки,    различные   способы съемки.

Тема: «Атмосфера»

Экскурсия на метеорологическую станцию:

Цели:

1.познакомиться с приборами для определения основных показателей климата,

2.узнать,     как     проводится     сбор      данных     и     их     обработка,

3.проведение профориентации.

Тема: «Компас – прибор для ориентирования»

1.создание первого примитивного прибора для ориентирования,

2.возможность        работы       с      ним,

3.узнать, как совершенствовался компас,

4.первые компасы на территории России.

Тема: «Климат»

  Изучение особенностей климата территории края, на  примере последних 10 лет:

  • графики  хода   t, изменение    (повышение, либо  понижение t),
  • количество осадков за 10 лет (диаграммы, увеличение  либо понижение t),
  • сделать вывод,  связать с глобальной проблемой потепления климата.

                     

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны:

  • создать  представления  о   проектной   деятельности;
  • организовать работу с ТСО, с ЦОРами, в Интернете;
  • развивать навыки работы  с Microsoft Office, Microsoft PowerPoint;
  • составлять и выполнять тесты;
  • выполнять исследовательские работы;
  • составлять презентации;
  • применить знания и умения, приобретенные при изучении теоретической части  программы при составлении презентаций.

Учащиеся должны:

  • проанализировать  и обсудить важные, интересные, дискуссионные вопросы в  географии  «Земля – планета людей»;
  • смоделировать возможные варианты  изучения  особенности природы материков;
  • определить способы изучения   сохранения экологического равновесия в природе;
  • обсудить  многообразие  загадок, тайн географических     исследований        материков     и     океанов;
  • развивать      навыки        исследовательской        деятельности;
  • сформировать ценностные установки на необходимость изучения географии и развитие навыков исследовательской деятельности.

Список литературы

1.География: уроки с использованием информационных технологий / авт. – сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2009.

2.Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2010.

3.Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2014.

4.Портфолио учителя / сост. Л.П. Макарова. – Волгоград: Учитель, 2014.

5.Практикум по методике преподавания географии для студентов педагогических вузов / под ред. Е. А. Таможней. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

6.Современные образовательные технологии в обучении: опыт работы, разработки уроков / авт. – сост. О.А. Бибекова, Л.А. Ласикова. Н.В. Приходько. – Волгоград: Учитель, 2011.

Электронные ресурсы:

1. Амонашвили   Ш.  А.   Философия   Гуманной   Педагогики http://www.pavel-svetlyi.com/component/kunena/Новая-система-Образования - Страны /265 - Философия - Гуманной - Педагогики-(Амонашвили-Ш.А.) 

2.Балашова А.И. http://ciot-anapa.ru/teachers/4-articles/65-razv-issl-umen-literat.html

3. Вахтеров   В.  П.     http://ru.wikipedia.org/wiki/          

4. Герцен    А.    И.     http://ru.wikipedia.org/wiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О выборах хочу всё знать. Путеводитель по избирательному праву

Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. К ...

сценарий урока "О выборах хочу все знать"

сценарий урока можно использовать при прохождении темы "Избирательное право" в 10 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать и уметь" спортивно-оздоровительное направление

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе....

Игра "Хочу все знать"

Интеллектуально-познавательная игра...

Урок математики в 5 классе "Восхождение на пик "Хочу всё знать!"

Действия с натуральными числами и десятичными дробями. На уроке используются межпредметные связи. Материал содержит конспект урока и презентацию....

Викторина по экологии для учащихся 8 класса. "Хочу все знать»!

Викторину можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и классных часов по биологии, экологии....

Занимательные вопросы для конкурса знатоков по искусству "Хочу все знать!"

Предлагаемый материал использовала для заочного конкурса знатоков по искусству среди учащихся и учителей. Вопросы взяты из книги И.Д.Агеевой "Занимательные материалы по изобразительному искусству"...