О выборах хочу всё знать. Путеводитель по избирательному праву
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. К сожалению, последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, низкая правовая культура. Целями урока стали знакомство учащихся с сущностью избирательной системы, показать этапы избирательной кампании, механизмы её проведения, формирование отношения к процессу избирательной кампании, овладение основными компонентами электоральных действий. Кроме разработки урока представлена презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Razrabotka_po_izbiratelnomu_pravu.zip1021.67 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из значимых признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Достаточный уровень правовой культуры позволяет человеку увидеть за формальными процедурами выдвижения кандидатов, прохождения их по цепочке выборов реальные масштабы народного представительства.

В этом случае избиратель отдаёт предпочтение тем силам, которые, по его мнению, в наибольшей мере способны обеспечить достойную жизнь народа, законность и правопорядок.

К сожалению, последние выборные кампании показали, что молодёжь не очень активно ходит на выборы. Это подтверждает и опрос, проведённый накануне урока.  Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, низкая правовая культура молодёжи. Особое значение подготовки учащихся к деятельности в качестве избирателей обусловили целесообразность проведения урока «О выборах хочу всё знать»

Цели урока:  познакомить учащихся с сущностью избирательной системы, показать этапы избирательной кампании, механизмы её проведения; развивать умения обобщать и систематизировать знания, участвовать в беседе, работать с документами, решать проблемные задачи, делать выводы; формировать отношение к процессу избирательной кампании, овладение основными компонентами электоральных действий

Вид урока: урок-практикум

Оборудование: мультимедиапроектор, текст Конституции РФ,  федеральные законы  по избирательному процессу, карточки с правовыми заданиями

Основные виды деятельности: работа с источниками права (Конституция РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О референдуме РФ», ФЗ  «О выборах Президента РФ», ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»); решение правовых задач

План

1. Актуализация темы, постановка целей

2. Избирательная система

3. Избирательная кампания

4. О выборах хочу всё знать

(Путеводитель по избирательному праву)    Презентация

5. Решение правовых ситуаций, задач, тестов

1. Занятие начинается с разъяснения значения выборов в органы власти для общества, государства, каждого гражданина.

Помимо главных действующих лиц, определяющих политическое действо на сцене борьбы за власть, есть и другие персонажи. Их много. Это все мы вместе и каждый из нас в отдельности. Да, мы не зрители, сидящие в зрительном зале и внимательно или отстранённо, иногда с замиранием сердца, а иногда  равнодушно следящие за перепитиями развёртывающейся перед нашими глазами драмы. Мы вовлечены в политическую жизнь, мы оказываемся либо «за», либо «против». Даже если мы не состоим ни в одной партии, не занимаем государственных постов, если мы самые обыкновенные, рядовые граждане – обыватели, со своими каждодневными житейскими проблемами, то мы всё равно включены в политическую жизнь. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа

М. Вебера, «политиками по случаю».

Как же это происходит? Какие проблемы и трудности нас подстерегают на этом пути? Об этом и пойдёт речь на уроке.

2. Перед вами на рабочих столах схема. (Приложение 1) Внимательно изучите её и ответьте на вопросы.

Вопросы. 1. Что такое избирательная система?

                   2. Из каких структурных компонентов она состоит?

                   3. Что подразумевает избирательное право в узком смысле?

                   4. Что подразумевает избирательное право в широком смысле?

                   5. Какие этапы включает в себя избирательный процесс?

                   6. В чём достоинства и недостатки, на ваш взгляд, избирательных систем?

Возможность участия в политической жизни, в управлении государственными делами является важнейшей стороной политического статуса личности. В какой степени, и какими способами рядовой гражданин может участвовать в управлении делами государства? Ответ на этот важнейший  вопрос даёт основной  закон страны. Опираясь на текст  ст. 32 Конституции РФ, выполнить задание:

1. Назовите формы участия граждан России в управлении делами государства

(непосредственное (прямое) и представительное)

2. Приведите примеры названных вами форм

(право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме)

3. Определите субъектов активного избирательного права, указав исключения

(граждане РФ, достигшие 18 лет; исключение – граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда)

3. Практикум. Ролевая игра «Выборы»

Избирательные права составляют важную часть жизни многих граждан. Знать и уметь пользоваться этими правами необходимо каждому. Попытаемся воссоздать некоторые элементы избирательной кампании.

 Класс делится на три группы (4-5 человек).

Основные правила: играющие должны выполнить задания каждого тура и набрать как можно больше «голосов избирателей»

Первый тур: финансирование избирательной кампании (сформулируйте список из пяти источников финансирования вашей избирательной кампании, поясните, почему, названные вами люди и организации, захотят вас поддержать)

Второй тур: тема избирательной кампании (решение какой проблемы вы положите в основу своей кампании, придумайте рекламную заставку и основной лозунг вашей избирательной кампании)

Третий тур: «встречи с избирателями» (изложите вашу позицию перед «избирателями»)

По завершению ролевой игры, слово предоставляется председателю участковой избирательной комиссии.

4. Путеводитель по избирательному праву. Презентация

5. На уроке происходит разбор проблемных ситуаций, и решаются познавательные задачи. Учащиеся получают карточки с заданиями, которые выполняются в парах или группах. ( Приложение 2)

В завершение урока провести тестирование знаний учащихся (приложение 3)

Подводя итоги, подчеркнуть, что выборы являются важнейшим демократическим институтом, обеспечивая возможность гражданам участвовать в управлении государством через систему голосования.

Приложение 1

Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Она включает два структурных компонента

Избирательное право – комплекс                                Избирательный процесс – комплекс действий  правовых норм о порядке выборов                    в процессе выборов

В узком смысле – политическое право                   Включает ряд последовательно

гражданина избирать (активное) и                        осуществляемых этапов:

быть избранным (пассивное) в органы                - организационный

власти                                                                      - выдвижение и регистрация кандидатов

В широком смысле – нормы субъектив-               - предвыборная агитация

ного избирательного права в сочетании               - голосование и определение результатов

с другими нормативными правилами                   - обнародование итогов выборов и

выборов                                                                     предоставление финансового отчёта о

                                                                                      расходовании средств на выборы

Избирательная система

Мажоритарная система                                      Пропорциональная система

Способ определения результатов                        Способ определения результатов

 голосования, при котором для                             голосования, в основу которого положен

получения мандата требуется                               принцип распределения мест пропорцио-

собрать установленное законом                           нально полученному каждой партией коли-

большинство голосов                                                честву голосов

              Разновидности

Принцип абсолютного большинства              Принцип относительного большинства

Избранным считается кандидат,                       Побеждает кандидат, набравший голосов

набравший абсолютное большин-                    больше, чем каждый из его соперников

ство голосов, т.е 50% + 1 голос

Приложение 2

1.  Наиболее дискуссионным в процессе обсуждения и принятия решения об изменениях в избирательной системе РФ стал вопрос об отмене порога явки избирателей ( при обсуждении в Государственной Думе этот пункт вызвал наиболее горячие споры).

Приведите возможные аргументы «за» и «против» отмены порога явки избирателей. Сформулируйте свою позицию по данному вопросу.  ( Порог явки избирателей, это, то количество избирателей в процентном соотношении, при котором выборы считаются действительными)

2. В некоторых странах мира участие в голосовании не право, а обязанность. Не явившемуся без уважительной причины на избирательный участок гражданину грозит крупный штраф. Считаете ли вы целесообразным такую форму экономического принуждения к участию в выборах? Свою точку зрения аргументируйте.

3. Найдите в источниках определение понятия «референдум», составьте перечень вопросов, по которому в РФ могут проводиться референдумы. В ответе укажите источник (закон, статью).

(Статья 1 ФКЗ «О референдуме РФ», статья 6)

4. Определите, по какой избирательной системе формируется Государственная Дума РФ.

В ответе укажите источник.   ( ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ», статья 3, статья 7)

Приложение 3

Тестовые задания

1. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста

Б. Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участие в выборах

1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

2. Какие основания лишения избирательных  прав граждан соответствуют Конституции РФ?

А) отсутствие политической культуры  Б) вхождение в оппозиционное объединение

В) признание судом недееспособным  Г) содержание в местах лишения свободы по приговору суда

1) Верны Б и Г   2) Верны В и Г  3) Верны А и В  4)  Верны все суждения

3. Какие цензы предусматривает действующее в России избирательное право?

А) образовательный  Б) имущественный  Г) возрастной  Г) оседлости

1) верны Б и Г  2)   верны В и Г  3) верны А и В  4) верны все суждения

4. Установите соответствие между различными понятиями и их значениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

           Значение                                                                                               Понятия

А) Формирование органов власти из                                        1) Референдум

Представителей общественных объединений

В зависимости от числа набранных голосов

Б) Избрание представительных органов власти                    2) Пропорциональная избира-

По одномандатным  избирательным округам                       тельная система

Большинством голосов

В) Конституционное право граждан РФ                                    3) Предвыборная агитация

Избирать и быть избранным в органы государ-

ственной власти и выборные органы местного

Самоуправления

Г) Деятельность граждан РФ, общественных                           4) Мажоритарная избирательная

Объединений по подготовке и распространению                 система

Информации, имеющей целью побудить

избирателей принять участие в голосовании

Д)  Всенародное голосование по наиболее                              5) Избирательные права граждан

Важным вопросам государственной и общест-

венной жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока "О выборах хочу все знать"

сценарий урока можно использовать при прохождении темы "Избирательное право" в 10 классе...

Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы.

Разработка   урока  обществознания  в  10  классе (2 часа). Материал принимал участие в межрегиональном конкурсе методических пособий и разработок по формированию электор...

Хочу все знать о выборах.

Разработка сделана для школьников младшего возраста. Политический материал дан в облегченной форме, чтобы детям было легче понять значение такого важного мероприятия, как выборы....

Создание информационно-правового сайта для молодёжи «Путеводитель по избирательному праву» (http://isb-putevoditel.ucoz.ru/)»

Статья содержит краткое описание работы над педагогическим проектом "Создание информационно-правового сайта для молодёжи «Путеводитель по избирательному праву» (http://isb-putevoditel.ucoz.ru/)»...

Внеклассное мероприятие по избирательному праву «Хочу спросить».

Внеклассное мероприятие по избирательному праву «Хочу спросить»....

Путеводитель по избирательному праву

Материал оформлен презентацией, которую можно использовать как на уроках, так и на занятиях по подготовке к сдаче ГИА....

Внеклассное мероприятие по теме:«Избирательное право и избирательный процесс» для учащихся 9 -11 классов «ВСЕ НА ВЫБОРЫ!»

Внеклассное мерприятие по теме "Избирательного права и избирательного процесса" для учащихся 9-11 класса "ВСЕ НА ВЫБОРЫ!" На этом мероприятии некоторым ученикам было дано задание п...