технологическая карта урока географии "Пространство Северного Кавказа" 9 класс
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Кравченко Валентина Петровна

карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_prostranstvo_s_kavkaza.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока 9 класс

Тема урока: Пространство Северного  Кавказа

Тип урока: урок – практикум: « Оформление региональной контурной карты Северного Кавказа»

Цель урока:  

- формирование знаний о  географическом положении, природных условиях и ресурсах района.

                           

Задачи  урока:

- сформировать образ района;

- определить состав и особенности географического положения Северного Кавказа;

- выявить особенности природных условий и ресурсов Северного Кавказа;

- совершенствовать навыки работы с контурной картой.

Планируемые результаты урока

                             Предметные

- Знают  особенности географического положения Северного Кавказа;

-Показывают  на карте субъекты Федерации, входящие в состав Северного Кавказа, пограничные районы и государства, моря, омывающие Северный Кавказ, месторождения полезных ископаемых;

- Делают вывод о влиянии природных условий и ресурсов на развитие района.

                        Метапредметные

- Овладеют  навыками самостоятельного приобретения новых знаний.

- Умеют  извлекать информацию из различных источников.

- Развивают аналитические умения и навыки.

                               Личностные

- Формируют  познавательную и информационную культуру.

- Умеют  высказывать,  своё отношение к исследуемой проблеме.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Состав и географическое положение Северного  Кавказа. Природные условия и ресурсы. Рекреационные ресурсы. Кавказские Минеральные воды. Черноморское побережье Кавказа.

Решаемая учебная проблема:

Чем объяснить уникальность территории Северного Кавказа.

Ресурсы урока:

Учебник 9 класс  УМК « Полярная звезда» под редакцией  А. И. Алексеева. -М. , «Просвещение» 2013г., карты атласа « Дрофа» 2012г.

ИКТ на уроке: Презентация « Северный Кавказ».

Ход урока

Содержание деятельности  учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Мотивация познавательной деятельности ( целеполагание)  (5 минут)

  1. Вступительное слово.

Зачитываю стихотворение:

Великолепные картины!

Престолы вечные снегов,

Очам казались их вершины

Недвижной цепью облаков,

И в их кругу колосс двуглавый

В венце блистая ледяном

Эльбрус огромный, величавый

Белел на небе голубом!

                                     А.С. Пушкин

       

Вопросы:

- О каком районе идет речь?

- Что вы  хотите узнать по данной   теме?

-Какова   главная цель   урока?

Главный вопрос  темы:

- В чём заключается уникальность данной территории?

Нахимовцы вступают в диалог с преподавателем.

Называют   тему и  цели  урока: « Пространство Северного Кавказа»

Записывают цель и  задачи  урока в тетрадь:

- определить состав и ЭГП района;

- определить природные  условия и  ресурсы района;

- рассмотреть рекреационные ресурсы Северного Кавказа.

2. Организация   познавательной   деятельности  учащихся  (20 минуты)

  1. Вхождение или погружение  в  тему ( 3 – 5 минут)

Вспомним,  по какому  плану  мы  даем  характеристику  - Э ГП района.

  1. Проработка  содержания  темы:

А). Охарактеризовать ЭГП района по плану.

           

Б). Природные условия и ресурсы  Северного Кавказа.

Вспомним, из курса 8 класса природные условия данной  территории.

Обратимся к картам атласа:  « Физическая карта Северного Кавказа»,

« Экономическая карта Северного Кавказа».

Задание: прокомментируйте  слова о том, что  « Северный  Кавказ – особый район. Горы и море в сочетании  с теплым  климатом, наличие месторождений минеральных вод сделали  этот  район  одним  из самых комфортных для отдыха и  лечения  россиян».

Так, чем объяснить уникальность  территории Северного Кавказа?

Называют  пункты плана:

  1. Состав района.
  2. Площадь района.
  3. Положение территории  государства.
  4. Соседние районы.
  5. Пограничные государства.
  6. Приморское  или  внутриконтинентальное.
  7. Положение по отношению к транспортным магистралям.
  8. Положение по отношению топливным и сырьевым базам страны.

Работа в группах

1 группа

Работа с Приложением учебника стр. 222 и картами атласа.

Интернет – ресурсы.

Площадь – 335 тыс. км.кв., или 2% территории России

Называют состав района, используя карту атласа: « Политико – административное деление России»

Состав:

-Ростовская область,

-Краснодарский край,

-Ставропольский край,

- Республика Адыгея,

-Республика Дагестан,

-Карачаево – Черкесская республика,

-Республика Северная Осетия,

- Чеченская республика.

Работа в группе с картами атласа,  определяют ЭГП района,  после выполнения проверка. Слайд № 2.

Ответ:  - Северный  Кавка з  занимая  Кавказский  перешеек, находится между Черным, Азовским и Каспийским  морями.  На пересечении важных транспортных путей  из центральных районов  в Турцию  и  Иран.

Границы:

- Донецкий  район  Украины;

-  Поволжский и Центрально – Чернозёмный район;

- с Казахстаном;

- с Грузией;

- с Азербайджаном.

Вывод: Северный Кавказ  имеет   выгодное  ЭГП.

Обоснование.

2 группа. Определить природные  условия района.

Работа с картами атласа: « Физическая  и  климатическаякарты Северного Кавказа». Интернет – ресурсы.

По природным условиям район делится на три  зоны:

- Равнинную – от реки Дон до долин рек Кубань и Терек;

-Предгорную;

- Горную.

Горные реки обладают большим гидроэнергетическим потенциалом.

Климат.

На большей  части  территории  района – УКП, а вдоль Черноморского побережья – Субтропический  климатический пояс.

Природные зоны:

- Степи,

- Субтропики.

Вывод:

Северный Кавказ обладает благоприятными природными условиями для выращивания сельскохозяйственных  культур и отдыха трудящихся.

3 группа. Определяют природные ресурсы района.

Природные ресурсы Северного  Кавказа.

Работа с картой  атласа: « Экономическая карта Северного Кавказа» и Интернет – ресурсы. Определить природные ресурсы  данной территории.

Заполнение таблицы:  « Ресурсы  Северного  Кавказа»

Группы природных ресурсов

Природные ресурсы

Где расположены

Полезные ископаемые

Уголь

На западе Донецкий бассейн

Нефть и газ

Майкоп,

Грозный,

Ставрополь.

Свинцово – цинковые руды

Вблизи Владикавказа

Вольфрамово – молибденовые руды

Тырныауз в Кабардино – Балкарии

Минеральные воды

Кавказские минеральные воды на юге Ставропольского края.

Рекреационные ресурсы

Теплый климат, море, горы, минеральные источники.

Кавказские минеральные воды, Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе.

Агроклиматические ресурсы

Умеренно –континентальный  и субтропический климат, плодородные почвы.

Черноморское побережье Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края.

Вывод:

Северный Кавказ располагает разнообразными природными ресурсами.

Перечисление  какими природными ресурсами располагает район.

Ответы нахимовцев.

Ответ на главный  вопрос  темы.

Вывод:

Контрастный рельеф: горы и равнины, благоприятный климат, наличие источников минеральных вод, многочисленные курорты – такое исключительное разнообразие природных условий и рекреационных ресурсов предопределило уникальность Северного Кавказа.

Северный  Кавказ – уникальный   экономический   район, который  можно использовать для восстановления здоровья населения  России, для развития  экономических  связей  с  Ближним  Востоком и т.д.

.

                                                                                  3.Применеиие новых знаний (13 мин.)

Выполняют практическую работу на контурной карте.

Составление картосхемы  Северного Кавказа:

- ЭГП района;

- Природные ресурсы региона.

                                                                                 4.Рефлексия (5 мин.)

1.Какие вопросы Вас затронули?

2.Я понял, что….

3.Я думаю, что….

4. Я считаю, что….

5. С каким настроением вы уходите с урока?

                                                                                          5. Задание на самоподготовку (2 мин.)

Параграф № 28, вопросы 2, 4 и 7 стр. 122 учебника.

Ресурсы: А. И. Алексеев Учебник географии 9 класс УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение» 2010г.

В.В. Николина. Поурочные разработки  9 класс  УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение» 2010г.

В.В, Николина.  Мой  тренажёр  9 класс  УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение» 2012г.

                                                                                                    Практическая работа

Оформление контурной карты « Состав, географические объекты и природные ресурсы Северного Кавказа»

Цель:

Составление региональной контурной карты Северного Кавказа

Задачи:

  1. Закрепить знания о составе,  физико - географических объектах и природных ресурсах Северного Кавказа.
  2. Отработка навыков работы с различными источниками географической информации.
  3. Систематизировать полученные знания на контурной карте.

Оборудование:

Учебник под ред. А.И. Алексеева УМК « Полярная звезда», атлас « Дрофа» 9 класс, контурные карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока по географии 7 класс, по теме страны Северной Европы

Урок географии по теме Фенноскандия (Северная Европа)....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"

«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...