Урок географии для 6 класса по теме «Озёра»
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Жданова Галина

Технологическая карта урока в технологии развивающего обученияУрок географии для 6 класса по теме: «Озёра» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.

Урок географии для 6 класса по теме: «Озёра»

Жданова Г.П., учитель географии

ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» ЗЦ ДЮТ 

«Зеркальный» СОШ ? 660

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания по описанию озера.

Задачи:

  • обучающие: формирование представления о типах озёрных котловин; определение места и роли озёр в гидросфере Земли;
  • развивающие: дальнейшее формирование метапредметных умений (См. Планируемые результаты)
  • воспитывающие: способствовать формированию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты освоения темы:

  • личностные: осознанно относиться к обучению по теме, проявлять интерес к теме, развивать творческие способности. Осознавать успешность своей деятельности.
  • метапредметные умения:
  • * познавательные: уметь найти и выделить необходимую информацию, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, аргументировать.
  • * регулятивные: принимать и сохранять учебное задание, устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
  • * коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре, участвовать в диалоге.
  • предметные: уметь использовать понятия «озеро»,  «сточное озеро»  и «бессточное озеро» в описании географического положения озёр и их описания по типовому плану.; уметь находить и правильно показывать озеро на карте.

Подход к обучению: развивающий.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: вербальные — речь учителя, визуальные — иллюстрации учебника, настенные таблицы, карты атласа; ТСО — компьютер, мультимедийный проектор: учебник.

Образовательные ресурсы: учебник — Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. Организаций. М.: Просвещение, 2016. - 159 с.: ил., карт.

Географический атлас для 5-6 класса.

Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная работа индивидуальная и парная, ТСО.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Основные вопросы содержания:

  1. Понятие «озеро», «сточное озеро», «бессточное озеро».
  2. Озёрные котловины.
  3. Значение озёр. Экологические проблемы.

Основные понятия и термины: озеро, озёрная котловина, сточное озеро, бессточное озеро, водохранилище.

Технологическая карта урока.

Этап технологии развивающего обученияЭтап урокаДеятельность учителяДеятельность учениковУменияОрганиза-ционный моментПриветствует обучающихся. Визуально проверяет готовность класса к уроку.Приветствуют учителя. Готовность к уроку. Включение в работу.1.Естествен-ное

действие.1.Актуа-лизация знаний.Проверка домашнего задания: предлагает детям ответить на вопросы:

- почему реки называют совместным продуктом рельефа и климата; каковы основные причины и последствия наводнений на реках?

«Сегодня мы будем изучать следующий вид вод суши, и я предлагаю вам загадку: «Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная.

Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои примеряя косынки. Глядятся в него молодые берёзки, свои перед ним проверяя причёски. И месяц и звёзды — в нём всё отражается...Как это зеркало называется?»Обдумывают и предлагают свои варианты ответа.

Формулируют тему урока, отгадывая загадку.Пр: знать термины по теме «Реки».

Р: оценивать собственные возможности для выполнения задания;

принимать и сохранять учебное задание.2.. Самоопределение к деятельности.Учитель демонстрирует слайды, изображающие разные озёра и предлагает обучающимся проблемную ситуацию: «К вам приехали гости. Вы пошли показывать им достопримечательности.  Гости заинтересовались озером. Как вы можете описать озеро Зеркальное?» Обсуждают в парах проблему, предлагают свои варианты решений, осознают недостаточность знаний для решения проблемы.Л: определять потребности в освоении учебной темы; проявлять интерес к учебной теме.

П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием.

К: работать в паре, участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение.

Р: определять лично значимую цель в рамках учебной темы.2.Освоение информации по проблеме.1. Учебно-познавательная деятельность (обучение)1. Понятие «озеро», «сточное озеро», «бессточное озеро».

Рассказ учителя с использованием презентации. Формулирует задание: «Дать определение понятия «озеро»,  вычленить признаки, отличающие озеро от реки». Обобщает высказывания детей, подводит их к определению понятия. Предлагает ученикам по ходу рассказа заполнить схему  «Сточные и бессточные озёра». (См. Приложение 1. Схема ?1). Визуальный контроль за выполнением задания. Устный контроль результатов выполнения.

2. Озёрные котловины.

Организует самостоятельную работу учеников с текстом учебника (Параграф 35, с. 92, 2 абзац). Предлагает сформулировать определение к термину «Озёрная котловина», записать ответ в тетрадь. Составить таблицу «Многообразие озёр по происхождению их  котловин».  (Приложение 2) Устный контроль за работой учеников. Корректирует ответы.

3. Значение озёр. Экологические проблемы.

Рассказ с использованием презентации.  Предлагает ответить на вопрос: «Какое значение имеют озера ?» Заслушивает ответы учеников и корректирует их.Работают с картами атласа «Физическая карта полушарий» и «Физическая карта России», с текстом учебника (с.93 2 и 3 абзац).

Заполняют схему и таблицу. Предоставляют свои ответы учителю и классу.

Работают с текстом учебника (с.92), делают запись в тетради и предоставляют ответы учителю и классу.

Воспринимают рассказ учителя. Предлагают свои ответы.Пр: знать и уметь объяснить термин «озеро», определения«сточное озеро», «бессточное озеро».

Уметь извлекать информацию из текста учебника и карт атласа.

Л: Проявлять интерес к учебной теме и готовность к сотрудничеству.

П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием. Предъявлять информацию в различных формах.

К: работать в паре. Внимательно слушать партнёра.

Р: принимать и сохранять учебное задание.2. Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы)Диагностика освоения содержания темы.

Предлагает обучающимся индивидуально выполнить задание: «Заполнить таблицу «Сточные и бессточные озёра». (См. Приложение 3 : таблица 2)

Визуальный контроль за ходом выполнения задания.

Выполняют диагностическое задание. Представляют учителю результаты своей работы.П:  Предъявлять информацию в различных формах.

Р: принимать и сохранять учебное задание.3. Улучшенное действие1.Интеллектуально-преобразовательная деятельность.  Предлагает обучающимся выполнить практикоориентированное задание: «Составить описание озера (по выбору)» (по типовому плану).

(См. Приложение 4)

Визуальный контроль за выполнением задания. Оказывает помощь ученикам, у которых возникли трудности. Устный контроль результатов выполнения задания. Корректирует результаты. Систематизирует и обобщает материал по теме урока.Выполняют прктикоориентированное задание в парах. Предъявляют свои варианты решения,обосновывают.ПР: понимать значение места озёр в гидросфере, места в природе Земли и жизнедеятельности человека. Использовать полученные знания в ситуациях, требующих сравнения разных озёр.

П: анализировать, сравнивать, обобщать информацию, классифицировать . Создавать описание озера по типовому плану.

К: работать в паре, слушать и слышать собеседника, отстаивать своё мнение.

Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.Рефлексивная деятельность1.

РефлексияПодведение итогов.

Организация рефлексии: предлагает обучающимся ответить на вопрос: «После изучения темы урока смогу ли я рассказать об озере Зеркальном своим гостям»?Самоанализ, самооценка (оценивают свою работу, высказывают своё отношение к уроку).Л: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности.

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: принимать учебную задачу. Оценивать результат своей деятельности и планировать дальнейшее развитие.Домашнее заданиеФормулирует домашнее задание: изучить параграф 35. на контурной карте найти и подписать крупнейшие озёра мира.Воспринимают и уточняют домашнее задание.Р: принимать учебную задачу для самостоятельного  выполнения. Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее развитие.

Литература:

  • Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы: учеб. Для общеобразоват. Организаций.-М.: Просвещение, 2016. - 159 с, ил.
  • Матвеева Т.Е. Педагогические технологии для реализации ФГОС — СПБ.: Лема, 2016. - 55 с.
  • Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2004.-288 с.
  • Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М,: Просвещение, 1991. - 192 с.

Приложение 1.

Схема 1. Сточные и бессточные озёра.

                

                        ? (сточные)        ------        Озёра         -------        ? (бессточные)

Приложение 2. Таблица 1.

Происхождение котловины (название)Примеры озёрТектонические (в прогибах)Тектонические в разломахВулканическиеЛедниковые Запрудные Провальные (карстовые) Ледниковые Старицы 

Приложение 2. Таблица 2.

Название озераЧасть светаСолёностьПотому что оно...1. Байкал?Пресное, солёноеСточное, бессточное2. Каспийское???3. Ладожское???4. ВикторияАфрика??5. Зеркальное???

Приложение 4. План описания озера.                

  1. Географическое положение озера. (На каком материке и в какой его части расположено озеро)
  2. Как образовалась котловина этого озера.
  3. Пресная или солёная вода в озере. Почему?
  4. Значение озера в природе и для населения.
  5. Охрана озера.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 7 класс по теме "ФГП Африки . История исследования материка. Практическая работа"

Урок разработан для изучения темы "ФГП Африки. История исследования материка " на основе УМКДомогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на котороймы живем. Аф...

урок географии 6 класс по теме" Ветер" .

урок по технологии творческого развития. презентация к уроку содержит краткое содержание основных моментов урока. урок разработан по учебнику  Герасимовой , Неклюковой....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Открытый урок в 6 классе по теме "ОЗЁРА"

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме "Озера"....

Открытый урок в 6 классе по теме "Озёра"

В данном уроке используется метод проектов....

конструкт урока ФГОС 6 класс по теме: "Озёра"

Предлагаю Вашему вниманию конструкт урока 6 класса по теме: "Озёра"....

урок географии 6 класс на тему "Озёра"

Урок- изучение нового материала. На уроке дети знакомятся с озёрами по их формам образования и составу....