Конспект урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Окорокова Наталья Васильевна

Тип урока: комбинированный урок.

Технология урока: активных методов обучения,  групповой работы, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Цель урока: организовать совместную работу по формированию представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.

Задачи:

-        образовательные: помочь учащимся в формировании системы географических знаний как компонента научной картины мира, рассмотреть географические особенности Мирового океана;

-          развивающие: развивать умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость нового материала; развивать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; развивать познавательный интерес к предмету;

-        воспитательные: способствовать воспитанию интереса к изучению планеты Земля; способствовать развитию чувства товарищества, толерантности, взаимопомощи; продолжить формирование умений взаимодействовать с одноклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mirovoy_okean.docx47.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. «Мировой океан и его части»

Автор: Окорокова Н.В.

Тип урока: комбинированный урок.

Технология урока: активных методов обучения,  групповой работы, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Цель урока: организовать совместную работу по формированию представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.

Задачи:

  • образовательные: помочь учащимся в формировании системы географических знаний как компонента научной картины мира, рассмотреть географические особенности Мирового океана;
  • развивающие: развивать умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость нового материала; развивать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; развивать познавательный интерес к предмету;
  • воспитательные: способствовать воспитанию интереса к изучению планеты Земля; способствовать развитию чувства товарищества, толерантности, взаимопомощи; продолжить формирование умений взаимодействовать с одноклассниками.

Планируемые образовательные  результаты:

  • личностные: осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; умение работать в команде;
  • метапредметные:
  • познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать и обобщать информацию; формулировать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения;
  • коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; корректировать свое мнение; организовывать работу в группе; разрешать конфликты;
  • регулятивные: определять тему, цель, проблему в процессе деятельности; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность; оценивать степень и способы достижения цели в предложенных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.
  • предметные: учащиеся смогут описывать океаны Земли, объяснять особенности Мирового океана и его составных частей, различать и сравнивать части Мирового океана, составлять описания частей Мирового океана, процессов образования волн и течений, давать определения океана, моря, залива, пролива.

Оборудование компьютер, проектор, документ-камера, справочные таблицы, заготовки для ответов при работе с тестами. система контроля VOTUM, настенная карта «Мировой океан», глобус, учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация.

План урока:

  1. Организационный этап (1 минута).
  2. Контроль знаний (5 минут)
  3. Этап актуализации знаний (3 минуты).
  4. Первичное усвоение новых знаний (10 минут).
  5. Первичная проверка понимания (3 минуты).
  6. Физкультминутка (1 минута).
  7. Первичное усвоение новых знаний (продолжение) (5 минут).
  8. Первичное закрепление (6 минут).
  9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты).
  10. Рефлексия (4 минуты).

Ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Приветствие учителя

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

  1. Контроль знаний.

Проверка домашней подготовки. 

Выполнение теста по § 18 (Приложение 1).

Выполняют тестовое задание индивидуально на листах контроля и сдают их на проверку.

Этап актуализации знаний

1. Определение темы и цели урока.

Предлагает учащимся посмотреть на слайд.

- Определите тему урока, ответив на вопрос

«О чем идет речь в стихотворении?»

Здесь - куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать?

- Планета Земля – это наш мир, поэтому правильно будет сказать: о Мировом океане.

- А как вы думаете, он един?

- Давайте тогда уточним тему урока.

- Сформулируйте цель урока.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- А как мы можем реализовать цель урока?

 Определяют, что в стихотворении речь идет об океане.

Отвечают на вопросы учителя.

Уточняют тему урока: «Мировой океан и его части».

Формулируют цель урока: узнать, что такое Мировой океан, и определить, из каких частей он состоит.

Предлагают варианты деятельности.

Первичное усвоение новых знаний.

1.Ставит перед учащимися проблемные вопросы.

- Какую часть Земли занимает мировой океан? Почему?

- Мировой океан - 361 млн.км2   - ¾ Земли. Тогда почему нашу планету называют Землей, а не Океаном?

2. Дает определение Мирового океана (на слайде). Обращает внимание, что первым определение сформулировал русский ученый – российский океанолог Ю.М.Шокальский.

3. - Как вы думаете, что служит границей океана?

4. Работа с атласом (стр. 24-25).

  • Найдите на карте «Мировой океан» океаны. Посмотрите на карту атласа на стр. 9-10. Какой еще океан указан? Можно ли его считать океаном?

Учащиеся отвечают на вопросы.

- Большую часть, потому что вода изображается синим цветом, а его на глобусе мы видим больше.

Предлагают свои варианты ответов.

Учат формулировку.

Предлагают свои варианты ответов.

Находят на карте океаны, обращают внимание на границы океанов.

На физической карте мира находят Южный океан.

Обосновывают, почему нет Южного океана.

5. Работа с таблицей. Работа в парах.

- Заполните таблицу. Работать будем в парах.

- Какие данные нам нужны?

Название

океана

Какое место по площади

С какими океанами связан

Наиболь-шая глубина, м

Тихий

Северный Ледовитый

Атлантиче-ский

Индийский

- Для заполнения первого столбца воспользуйтесь данными, приведенными на слайде:

Работа с учебником.

- Для заполнения остальных граф внимательно прочитайте материал учебника на стр. 100.

Организует проверку заполнения таблицы с помощью документ камеры.

Итоговая таблица появляется на доске:

Выясняют, какие данные необходимы для заполнения таблицы.

Заполняют таблицу, работая в парах.

Заполняют первый столбец.

Самостоятельная работа с учебником. 

Заполняют таблицу.

Участвуют в проверке заполнения таблицы.

Две группы представляют свои работы для проверки с помощью документ-камеры.

V.

Первичная проверка понимания.

Сравнительный анализ океанов.

С помощью таблицы и диаграмм в атласе назовите не менее двух отличительных черт каждого из четырех океанов Земли:

  • Тихий океан – самый …, самый…
  • Атлантический океан – …
  • Индийский океан - …
  • Северный Ледовитый океан - …

Анализируя данные таблицы, диаграммы в атласе и прочитанный  материал учебника на странице 100, характеризуют особенности океанов.

Задание на воспроизведение знаний.

С какими океанами связаны имена великих путешественников?

VI. Физкультминутка

Организует физкультминутку, повторяя движения за мальчиком (проект «Инфоурок»)

Выполняют упражнения.

VII.

Первичное усвоение новых знаний (продолжение)

1.Составление кластера «Мировой океан»

Какие части Мирового океана вы знаете?

После составления учащимися на доске представляет слайд:

- Давайте дадим определения частям Мирового океана.

2. Работа со словарем терминов и определений на стр. 155-157 учебника.

3. Работа со справочным материалом и картами атласа.

4. В начале урока вы выполняли задание на проверку домашней подготовки по параграфу 18. Покажите маршрут экспедиции Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева и назовите части Мирового океана, входящие в маршрут их путешествия.

Составляют в тетрадях кластер.

Мировой океан

Моря

Заливы

Проливы

Сначала пробуют сформулировать определения, а затем находят определения в словаре терминов и понятий в учебнике:

- море (стр. 156) – часть океана, отделенная от него островами и полуостровами и отличающаяся свойствами вод от остальной части океана;

- залив (стр.155) – часть водного пространства (озера, моря, океана), глубоко вдающаяся в сушу;

- пролив (стр.156) – водное пространство, соединяющее между собой части водоема, с двух сторон ограниченной сушей.

Добавляют в кластер информацию, используя таблицы (Приложение 2).

Находят географические объекты на карте.

Называют части Мирового океана, входящие в маршрут  экспедиции Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева.

VIII.

Первичное закрепление.

Организует выполнение теста (Приложение 3)

c помощью системы контроля VOTUM.

Если система не работает или отсутствует, то задания воспроизводятся на слайдах.

Организует взаимоконтроль, предлагая правильные ответы.

Предлагает оценить выполнение заданий в соответствии с критериями.

Выполняют тест.

Проверяют выполнение заданий теста, обменявшись тетрадями.

Выставляют оценку в соответствии с критериями.

IX.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • Параграф 19.

На выбор:

  • Задание 1 из раздела «От теории к практике (Приведите доводы в пользу выделения Южного океана и против такого выделения).
  • Составьте кроссворд по теме «Мировой океан», используя «ключевые слова».

Записывают задание в дневники.

X. Рефлексия.

1.- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

Представляет слайд с темой и целью урока.

- Достигли мы цели?

2. – Давайте составим синквейн к уроку.

3. - Подводя итог уроку, выберите одно из предложений и продолжите его.

Учитель тоже выбирает одно из предложений. Подводит итог урока.

Благодарит учащихся за работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют синквейн, используя алгоритм его составления.

Возможный вариант синквейна:

  1. Океан.
  2. Мировой, огромный.
  3. Соединяет, занимает, состоит.
  4. Океан состоит из частей.
  5. Мировой.

Учащиеся выбирают одно из предложений и продолжают его, давая личностную оценку своей работы на уроке.

Приложение 1

Вокруг  света  под  русским  флагом

     

1.Начало первого российского кругосветного плавания проходило по маршруту

     а) Христофора Колумба

     б) Фернана Магеллана

     в) Витуса Беринга

2. Первое русское кругосветное плавание проходило

     а) с 1803 по 1806 год

     б) с 1806 по 1809 год

     в) с 1809 по 1820 год

3. Целью большинства русских кругосветных плаваний было

      а) исследование Тихого океана

     б) завоевание новых территорий

     в) организация колониальных владений

4. Первым путешественником, предпринявшим попытку открытия самого южного материка, был

     а) Фернан Магеллан

     б) Джеймс Кук

     в) Васко да Гама

5. Открытие Антарктиды русскими моряками произошло

     а) в 1820 году

     б) в 1821 году

     в) в 1819 году

6. В 19 веке русские поселения находились

     а) на полуострове Камчатка

     б) на острове Огненная Земля

     в) на полуострове Аляска

     г) на Гавайских островах

7. Какие географические объекты связаны с открытием Антарктиды?

     а) остров Петра 1

     б) Берингов пролив

     в)  море Беллинсгаузена

8. Установите соответствие между именем путешественника и историческим событием

     1) И. Крузенштерн, Ю. Лисянский                            а) открытие Антарктиды

     2) М. Лазарев, Ф. Беллинсгаузен                              б) открытие Австралии

                                                                                                в) первая русская кругосветная экспедиция

9.Установите соответствие между названиями кораблей и историческими событиями

        1)  «Надежда», «Нева»                                              а) открытие Антарктиды

        2)  «Восток»,  «Мирный»                                           б) открытие Америки

                                                                                                  В) первая русская кругосветная  экспедиция

Приложение 2

Крупнейшие моря

N

Море

Площадь
поверхности
(тыс. км²)

N

Море

Площадь
поверхности
(тыс. км²)

1

Саргассово море

Около 6000

6

Море Уэдделла

2800

2

Филиппинское море

5726

7

Карибское море

2754

3

Коралловое море

4791

8

Средиземное море

2500

4

Аравийское море

3862

9

Тасманово море

2330

5

Южно-Китайское море

3500

10

Берингово море

2260


Крупнейшие заливы

Название

Океан

Площадь, тыс. км 2

Наибольшая глубина, м

Бенгальский

Индийский

2172

3835

Мексиканский

Атлантический

1602

3822

Большой Австралийский

Индийский

1335

5670

Гудзонов

Атлантический

819

301

Гвинейский

Атлантический

753

5207

Аляска

Тихий

384

4929

Карпентария

Индийский

328

71

Аденский

Индийский

259

4525

Святого Лаврентия

Атлантический

249

538

Персидский

Индийский

241

115

Бискайский

Атлантический

194

5098

Крупнейшие проливы

Название

Длина, км

Минимальная ширина,
км

Океан

Мозамбикский

1760

422

Индийский

Дейвиса

1170

360

Атлантический

Малаккский

937

15

Тихий

Гудзонов

806

115

Северный Ледовитый

Макасарский

710

120

Тихий

Татарский

663

40

Тихий

Флоридский

651

80

Атлантический

Ла-Манш

578

32

Атлантический

Магелланов

575

2,2

Тихий

Датский

530

287

Атлантический

Приложение 3

1. Мировой океан составляет от площади поверхности Земли

     а)  1/4

     б) 1/2

     в) 3/4

2. «Реками без берегов» в Мировом океане называют

     а) волны

     б) айсберги

     в) течения

3. Самым маленьким  по площади океаном является

     а) Северный Ледовитый

     б) Атлантический

     в) Тихий

     г) Индийский

4. Частями Мирового океана являются

     а) река  

б) море  

в) залив  

г) озеро  

д) пруд  

е) пролив

5. Узкое водное пространство, соединяющее части Мирового океана, называется

     а) залив  

б) пролив  

в) море

г)океан

6. Установите соответствие между названием океана и его основной чертой

      а) Тихий                                                      а) самый  мелкий

      б) Индийский                                             б) самый вытянутый

      в) Атлантический                                       в) почти целиком расположен в Южном полушарии

      г) Северный  Ледовитый                           г) самый большой по площади


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока в 6 классе "Волны в океане"

конспект урока в 6 классе "Волны в океане"...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 6 классе на тему: "Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды"

Урок с применением электронно-образовательных ресурсов....

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...