проектирование урока биологии и географии
презентация к уроку по географии на тему

Запривода Анна Юрьевна

В основе Стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_uroka_geografii_i_biologii.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектирование современного урока биологии, географии в соответствии с требованиями ФГОС Ухта 2016

Слайд 2

Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость

Слайд 3

В основе Стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Слайд 4

Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться»

Слайд 5

Задачи системно-деятельностного подхода: научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Слайд 6

Система дидактических принципов: Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Слайд 7

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский

Слайд 8

Великая цель образования - не знания, а действия. Г. Спенсер

Слайд 9

Требования к современному уроку хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся;

Слайд 10

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока - дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым. Требования к современному уроку

Слайд 11

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Слайд 12

Этапы проектирования урока: Определение темы учебного материала Тип дидактической цели темы Тип дидактической цели урока Определение типа урока Продумывание структуры урока Обеспеченность урока Отбор содержания учебного материала

Слайд 13

8. Выбор методов обучения 9. Выбор форм организации педагогической деятельности 10. Продумывание универсальных учебных действий 11. Самоанализ учащихся 12. Рефлексия урока 13. Дифференцированное домашнее задание Этапы проектирования урока:

Слайд 14

Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода Уроки «открытия» нового знания Уроки отработки умений и рефлексии Уроки общеметодологической направленности Уроки развивающего контроля

Слайд 15

Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель : формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Слайд 16

Структура урока «открытия» нового знания Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности. Этап актуализации и пробного учебного действия . Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания). Этап построения проекта выхода из затруднения . Этап реализации построенного проекта . Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Этап включения в систему знаний и повторения . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Слайд 17

Урок отработки умений и рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Слайд 18

Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

Слайд 19

Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Слайд 20

Технологическая карта урока Тема «В сказочном царстве, в почвенном государстве…» Цель Создание условий для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных через смысловое чтение и восприятие информации по результатам проведения простейших исследований. УУД Личностные УУД: интерес к изучению новой среды обитания; проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к научному познанию. Регулятивные УУД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; работать в паре и в группе. Познавательные УУД: развитие умения извлекать информацию из незнакомого текста; выявлять сущность, особенности изучаемых объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам. Планируемые результаты Предметные : учащиеся знакомятся с составом почвы и её особенностями как среды обитания; Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с тестом; описывать биологические объекты; делать выводы. Личностные: интерес к изучению новой темы. Целевой блок

Слайд 21

Инструментальный блок Задачи Образовательная: определить составные части почвы, обеспечивающие жизнь этих существ; выявить особенности почвы как среды жизни и основные адаптации организмов к ней; выяснить признаки живых организмов - обитателей почвы. Развивающая: способствовать развитию мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач; способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывающая: воспитание культуры общения через работу в группах; воспитание взаимной ответственности; воспитание бережного отношения к природе. Тип урока Урок «открытия» новых знаний Технология построения урока Проблемный метод, работа в группах Учебно-методический комплекс, ресурсы УМК Пономаревой И.Н. (биология) и Бариновой И.И. (география); медиаприложение, документ – камера, электронный микроскоп

Слайд 22

Организационно-деятельностный блок Основные понятия Среда обитания, почва, органические и неорганические вещества, жители, приспособления Межпредметные связи Биология, география, экология, химия Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы, технологии Планируемые результаты Предметные УУД

Слайд 23

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Слайд 24

В сказочном царстве, почвенном государстве…

Слайд 25

Этапы урока: Организационный момент: отмечена готовность учащихся к уроку. Дан положительный настрой на плодотворное сотрудничество . Мотивация к учебной деятельности, подготовка к осознанному восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемного вопроса урока. Поиск решения проблемы. Организация работы в группах по заданиям в рабочих листах. Самоанализ – рефлексия. Дифференцированное домашнее задание.

Слайд 26

Символ хорошего настроения Символ доброжелательного отношения друг к другу

Слайд 27

Государства – это среды обитания сказочного царства Почвенная Наземно-воздушная Водная

Слайд 28

Проблемный вопрос Может ли быть почва средой обитания?

Слайд 29

Почва Состав почвы Условия жизни в почве Обитатели Приспособления к жизни в почве

Слайд 30

Работа с текстом и заполнение таблицы Название животного Условия необходимые для жизни Приспособления к этим условиям Задания группам 1 группа – работа с текстом «Крот – подземный житель» 2 группа - работа с текстом «Слепыш – грызун без глаз» 3 группа – работа с текстом «Медведка обыкновенная или сверчок-крот»

Слайд 31

Решение проблемного вопроса Может ли быть почва средой обитания? Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий. 2. В почве имеются условия для жизни: воздух, вода, пища. 3. Живые организмы приспособились к жизни в почве.

Слайд 32

Система оценивания на уроке «В сказочном царстве, почвенном государстве…» Фамилия, имя Оценка учащихся в фокус - группе Самооценка Оценка учителя

Слайд 33

Выбери и создай свою мини-сказку: «Почва - кормилица» «Подземные жители» «Почва – особое природное тело»

Слайд 35

Как проверить достижение новых образовательных результатов? Как обучать? С помощью чего учить? Наиболее актуальные вопросы для любого учителя и школы:

Слайд 36

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идёшь за кем- то в след, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.

Интегрированный урок биологии и географии в 6 классе коррекционной школы 8 вида.Тема урока: Полезные ископаемые. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых России.Цели коррекционно-образовательные:1...

Из опыта применения методики Шаталова на уроках биологии и географии

В виде мультимедийной презентации представлен  многолетний опыт применения методики Шаталова на уроках биологии и географии, главными компонентами которой являются опорные сигналы и опорные консп...

Статья Проектирование уроков биологии с использованием ЦОР

В  статье  описано  основные   методы  работы  с  использованием  Цоров  и ЭОров....

"Современные подходы к проектированию урока биологии как средство получения результата в соответствии с требованиями ФГОС"

Критерии современного урока. Инновационные технологии в практике педагога. Структура технологической карты урока....

Метапредметный подход к проектированию уроков биологии.

Ильина А.С., преподавательСПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»Метапредметный подход к проектированию уроков биологии.Федеральный государственный образовательный стандарт определил приоритетные...

Проектирование урока биологии в контексте ФГОС как основная компетенция современного учителя

Проектирование урока биологии в контексте ФГОС как основная компетенция современного учителяМеняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остает...