Рабочие материалы учителя к уроку окружающего мира в 4 классе на тему "Многообразие водоемов"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Попова Алла Витальевна

Урок, разработанный учителем географии для осуществления преемственности в обучении будущих пятиклассников географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многообразие водоемов

Цель урока: сформировать представления о  многообразии водоемов,  их сходствах и различиях.

Задачи:

образовательные – называть и показывать на карте водоемы, приводить классификацию водоемов;

развивающие – учить выявлению сходств и различий между объектами; учить классифицировать природные объекты по существенным признакам;

воспитательные – формировать бережное отношение к водному богатству.

Тип урока – урок объяснения нового материала.

Оборудование – компьютер, проектор, экран, физическая карта мира, рабочие листки для обучающихся.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивационный настрой – подготовка к рубежному контролю, предмет- загадка в руках учителя – чашка с водой.

3. Работа с презентацией: по картинкам учимся называть предметы, объекты и явления общим словом, определять черты сходства и различия. Выход на тему урока, формулирование цели урока.

4. Работа с текстом и рабочими листками в парах – определение  особенностей разных водоемов.

5. Представление результатов работы – многообразие водоемов, их география.

6. Работа с картой – география крупнейших рек, морей, мира.

7. Закрепление материала.

8. Подведение итогов урока.

Рабочий лист урока по теме «Многообразие водоемов. География водоемов» http://www2.mes-coloriages-preferes.biz/colorino/Images/Large/Chiffres-et-formes-Chiffre-un-2893.png

1. Внимательно прочитайте предложенный текст. Озаглавьте его.

_______________________________________________________________________

Существует несколько определений понятия «море». Большинство ученых считают, что море  — это обособленная (отделенная от океана островами) часть Мирового океана. Здесь главный признак моря – связь с Мировым океаном. По этому признаку все моря делят на окраинные (расположенные по краям материков) и внутренние (расположенные  среди суши).

В  своем толковом словаре Владимир Иванович Даль определяет море как скопление горько-солёных вод в обширных впадинах или разломах земной поверхности. В.И. Даль останавливает наше внимание на происхождении морских котловин – впадин, а еще на главном свойстве морских вод – солености. По степени солёности различают сильносолёные и слабосолёные моря.

Каждое из этих определений подчеркивает важные характерные черты моря, но мы  прежде всего представляем море в виде огромного бескрайнего водного пространства.

Объекты, именуемые морями, существуют не только на Земле: например, «Южное море» есть на Марсе и на Луне (лунным морем называется видимое тёмное пятно на поверхности лунного диска).

Всего в мире насчитывают 63 моря. Больше всего морей расположено в Тихом океане. Самым большим морем считается Саргассово море. Оно находится в центральной части Атлантического океана. А самым маленьким морем названо Белое море, расположенное у северных берегов России.

Моря бывают большими и маленькими, глубокими и не очень глубокими, холодными и теплыми, чистыми и загрязненными. Но каким бы не было море, оно всегда таит в себе природную загадку и притягательность для человека.

2. Поработайте с текстом:

 -  выделите в нем определение моря.

-  признаки, по которым различаются моря (от 3 до 5).

3. Приведите примеры морей на карте мира. Для этого рассмотрите карту на обороте рабочего листка.

Рабочий лист урока по теме «Многообразие водоемов. География водоемов»

http://xn--80accn4ap1a.xn--p1ai/images/2.png

1. Внимательно прочитайте предложенный текст. Озаглавьте его.

_______________________________________________________________________

Река – это постоянный водный поток, созданный природой. Она начинает своё движение у истока, а завершает – в устье, преодолевая большое расстояние течением по своему руслу. По миру протекает более миллиарда больших и маленьких рек, которые несут  свои воды в моря.

Реки очень разнообразны. Они отличаются друг от друга длиной (протяженностью). Самая длина река современных дней -  Амазонка. Она расположена на севере материка Южная Америка.  Амазонка признана одним из природных чудес мира. Также Амазонка удивительна тем, что через нее перекинут только один мост.

Реки различаются по полноводности – количеству воды в ней.  Самая полноводная река мира – наша знакомая Амазонка. В ней содержится воды больше, чем в любой другой реке планеты. А вот реки Австралии полноводностью не отличаются, т.к. пересыхают в период отсутствия дождей. В Саудовской Аравии вообще нет рек.

По характеру течения реки делятся на равнинные и горные. Равнинные реки широки, спокойны, величавы. Примером равнинной реки является наша русская  Волга-матушка. А вот горные реки отличаются бурным нравом, огромной силой течения. Люди предпочитают селиться вдоль равнинных рек.

Различаются реки по типу питания. Большинство рек питаются дождевыми водами. Вода в реке пополняется также за счет талых или подземных вод.

Велико разнообразие рек на нашей планете! Давайте беречь и сохранять наши реки. Ведь они – наше богатство. Реки дают нам воду для питья и хозяйства, соединяют собой города и страны, обеспечивают нас рыбой и электроэнергией, дарят нам красоту и вдохновение, отдых и здоровье!

2. Поработайте с текстом:

 -  выделите в нем определение реки.

-  признаки, по которым различаются реки (от 2 до 4).

3. Приведите примеры рек на карте мира. Для этого рассмотрите карту на обороте рабочего листка.

Рабочий лист урока по теме «Многообразие водоемов. География водоемов»

https://vodnik.1000size.ru/middle/znak-nomera-3-chernyy_340.jpg

1. Внимательно прочитайте предложенный текст. Озаглавьте его.

_______________________________________________________________________

Болото — сильно увлажненный участок суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа не менее 30 сантиметров. В народе болота не так популярны, как луга, горы, озера и реки; многие видят в них только сырые места с хлюпающей под ногами водой, зыбкий грунт, надоедных комаров и змей, скрывающихся в растительности. Это неподходящее для отдыха и прогулок место.

И тем не менее, болота – важная часть нашей природы. А еще болота имеют свой цвет, свой запах и свое звучание. Почему «звучание» спросите вы? Да потому что болота – места обитания огромного количества птиц, а вот лягушки и жабы в болотах не живут.

По источникам питания болота делятся на низинные и верховые. Низинные болота образуются в условиях засушливого климата. Вода в них поступает из-под земли. Низинные болота  зарастают густым покровом осок, хвощей и камыша, мхом.

Верховые болота питаются атмосферными осадками. Такие болота зарастают жесткими видами растений: пушицей, багульником, карликовыми видами берез, сфагновым мхом. Верховые болота выполняют очень важную роль — сохраняют влагу, питают реки, озера, подземные воды. Волга и Днепр, как и многие другие реки Земли, берут начало из болот. Именно поэтому верховые болота нуждаются в особой охране.

Самый заболоченный материк – это Южная Америка. Очень богата болотами наша Россия. У нас в Сибири расположилось самое большое по площади торфяное болото мира -  Васюганское болото! Возраст этого болота – 10 тысяч лет! На территории Васюганских болот может спокойно разместиться такое государство как Франция! В летнее время Васюганские болота практически непроходимы даже для специализированной техники!

2. Поработайте с текстом:

 -  выделите в нем определение болота;

-  признаки, по которым различаются болота.

3. Приведите примеры болот на карте мира. Для этого рассмотрите карту на обороте рабочего листка.

Рабочий лист урока по теме «Многообразие водоемов. География водоемов»

https://kipen-motors.ru/userfiles/shop/large/2651_etiketka-tsifra-chernaya-4.jpg

1. Внимательно прочитайте предложенный текст. Озаглавьте его.

_______________________________________________________________________

С точки зрения географии озеро представляет собой замкнутое углубление суши, в которое стекает и накапливается вода.

На Земле примерно 117 миллионов озер. Все они различаются по составу воды, по происхождению озерных чаш, по размеру и форме.

Озера, образовавшиеся в трещинах земной коры, называют тектоническими. Примером тектонического озера является Байкал – самое глубокое озеро в мире.

Кратерные озера образовались в кратерах потухших вулканов. Есть озера, которые  появились после прохождения огромных ледников в ледниковый период. Чашей озера может стать старое русло реки. Таким образом, все озера различаются по происхождению озерной чаши.

Озера бывают пресные и соленые. Самое большое соленое озеро – Каспийское море-озеро, расположенное в Азии. Каспийское озеро является также самым большим по площади озером в мире.

На территории Павлово-Посадского района расположено много природных озер. Самое крупное и известное из них – озеро Данилище в селе Заозерье. А вот любимое место купания жителей Павловского Посада – «Байкал» в поселке Большие дворы – озером не является. Это искусственный водоем – пруд.

2. Поработайте с текстом:

 -  выделите в нем определение озера;

-  признаки, по которым различаются озера.

3. Приведите примеры озер на карте мира. Для этого рассмотрите карту на обороте рабочего листка.

Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – водой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.


География морей

http://www.sawyoo.com/postpic/2010/01/world-map-outline-continents_583632.png

1 – Саргассово море                                                      3 – Средиземное море          

2 – Белое море                                                                4 – Красное море

География крупнейших рек

http://www.sawyoo.com/postpic/2010/01/world-map-outline-continents_583632.png

География крупнейших озер

http://www.sawyoo.com/postpic/2010/01/world-map-outline-continents_583632.png

География крупнейших болот

http://www.sawyoo.com/postpic/2010/01/world-map-outline-continents_583632.png

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"

Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное"....

урок окружающего мира 4 класс тема: "Мировое хозяйство"

Перед вами разработка урока окружающего мира по теме "Мировое хозяйство" для 4 класса....

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Мир глазами эколога".

В презентации освещены основные экологические проблемы и предложены вопросы для беседы с учащимися. Данная презентация может быть использована и во внеурочной деятельности....

Игры с природным материалом , как способ познания окружающего мира .

Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребе...

Урок окружающего мира, 2 класс

План - конспект по теме "Живая и неживая природа. Взаимосвязь живой и неживой природы". Тип урока: урок открытия новых знаний.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в группах,...

Урок окружающего мира 3 класс УМК "Школа России" на тему "Дорожные знаки"

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России" на тему "Дорожные знаки"....

Урок окружающего мира 2 класс "Перспектива"

Тема "Народные праздники в пору осеннего равноденствия" ...