Рабочие программы по географии УМК "Полярная звезда"
рабочая программа по географии по теме

Рабочие программа погеографии для 5-6 классов УМК "Полярная звезда"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«БУЖАНИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

                                                                                                                                                        

                                                                          УТВЕРЖДАЮ                                                                                           Директор МБОУ Бужаниновская СОШ

                                                                                        _______________ А.Б.Никульцев

                                                                                               

      приказ №61 от  "29"августа 2017г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по ________ГЕОГРАФИИ_____________

(учебный предмет)

____для_базового_уровня_____________ класс_5________

(уровень: базовый, профильный)

_______2017-2018 учебный год____________

(срок реализации)

  

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы  по  географии                           УМК «Полярная звезда» /  В. В. Николина,  А. И. Алексеев, Е. К. Липкина.,                    издательство Просвещение, Москва, 2016 г._______________________________________

(указать точное название программы, автора и ее выходные данные)

Разработчик программы:                                                                                                                                   

Смирнова Галина Ивановна, учитель географии и биологии 1 квалификационной категории_____________________________________________________________________

(Ф.И.О. учителя; занимаемая должность, квалификационная категория)

2017 г.

Предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметными  результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  3.  формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  5. овладение основами  картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
  8. создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Содержание учебного предмета

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует Учебному плану МБОУ «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа», реализуемому в 2017-2018 учебном году.

Перечень экскурсий, лабораторных, практических, контрольных работ

Наименование раздела или темы

Всего часов

Из них количество

практических работ

контрольных работ

экскурсий

Развитие географических знаний о Земле

4

1

Земля – планета Солнечной системы

3

2

План и карта

11

3

1

Человек на Земле

3

Литосфера – твердая оболочка Земли

13

4

1

ИТОГО

34

10

2

Краткое содержание учебной темы Живые организмы

Тема

Кол-во часов

Содержание

Развитие географических знаний о Земле

4

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире.  Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Земля – планета Солнечной системы

3

Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

План и карта

11

Глобус.  Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности.  Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений  на местности и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации.  Отличие карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение  расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Человек на Земле

3

Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас.

Численность населения Земли, ее изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения мира во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.

  Размещение людей на Земле.  .

    Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Крупные государства и города. Карта народов мира.

Литосфера – твердая оболочка Земли

13

Внутреннее строение Земли.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил  Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Итого

34

Практические работы

Номер урока

Тема урока, название практической работы

1

3

Развитие географических знаний о земле

Практическая работа №1 «Нанесение на карту маршрутов  изучаемых географических путешествий»

2

7

Солнечный свет на Земле.

Практическая работа №2 «Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу»

Практическая работа №3 «Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом»

3

8

Ориентирование и способы ориентирования на местности

Практическая работа №4  «Определение на местности направлений (азимутов) и расстояний»

4

12

Практическая работа №5    «Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности»

5

16

Решение практических задач по плану и карте

Практическая работа №6   «Чтение плана местности: определение направлений, расстояний абсолютной и относительной высоты точек»

6

24

Практическая работа №7 «Определение минералов и горных пород по образцам.

7

29

Решение практических задач по карте

Практическая работа №8 « Определение по карте географического положения гор и равнин»

8

30

Практическая работа №9 « Описание гор и равнин по географической карте»

9

31

Формы рельефа своей местности.

Практическая работа №10 «Описание особенностей рельефа своей местности  по картам»

Темы проектные работы.

  1. Куда девать мусор?
  2. Вода – источник жизни
  3.  Достопримечательности родного села
  4. Соседи Солнца. Меркурий
  5. Для чего нужна география
  6. Янтарь – слезы деревьев

                                 Календарно-тематическое планирование

п/п

  Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Учебно- лабораторное оборудование

Дата  план.

Дата факт.

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле - 4 часа

1

Географические методы изучения окружающей среды

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи географии. Выявлять методы  географической науки устанавливать основные приемы работы с учебником.

Презентация

05.09

2

Развитие географических знаний о Земле

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки

Презентация

12.09

3

Развитие географических знаний о земле

Практическая работа №1 «Нанесение на карту маршрутов  изучаемых географических путешествий»

Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Знакомство с правилами работы в контурной карте

Презентация

19.09

4

Современный этап научных географических исследований

Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии.

Презентация

26.09

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы -  3 часа

5

«Развитие географических знаний о Земле» Земля – планета Солнечной системы

Приводить доказательства тому, что Земля  - одна из планет Солнечной системы. Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси.

Презентация

03.10

6

Виды движения земли. Экватор, тропики, полярные круги.

Составлять схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

Презентация

10.10

7

Солнечный свет на Земле.

Практическая работа №2 «Определение сторон горизонта по компасу и Солнцу»

Практическая работа №3 «Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом»

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояния и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

Презентация

17.10

Тема 3. План и карта - 11часов

8

Ориентирование и способы ориентирования на местности

Практическая работа №4                              «Определение на местности направлений (азимутов) и расстояний»

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут.

План местности

24.10

9

Изображение земной поверхности на плоскости. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба.

Определять с помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Выявлять особенности плана местности

Топографическая карта

07.11

10

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

Определять абсолютную и относительную высоту. По горизонталям определять форму рельефа.

Топографическая карта

14.11

11

Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности.

Измерять расстояния и определять направления на местности и плане.

Топографическая карта

21.11

12

Практическая работа №5                             «Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности»

Составлять и читать простейшие планы местности

Топографическая карта

28.11

13

Географическая карта – особый источник информации

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты.

Физическая карта полушарий

05.12

14

Градусная сетка

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и  измерять расстояния по карте

Физическая карта полушарий

12.12

15

Географические координаты

Определять географические координаты объектов на карте

Презентация

Физическая карта полушарий

19.12

16

Решение практических задач по плану и карте

Практическая работа №6                          «Чтение плана местности: определение направлений, расстояний абсолютной и относительной высоты точек»

Определять направления и  измерять расстояния по карте. Определять географические координаты объектов на карте.

Определять высоты и глубины по карте.

Физическая карта полушарий

Топографическая карта

26.12

17

Обобщающий урок по теме « План и карта»

Закрепить знание основных понятий и умений работы с картой.

09.01

18

Контрольная работа по теме: «План и карта»

Отработка основных теоретические знаний и практических умений работы с картой

16.01

Тема 4. Человек на Земле - 3 часа

19

Заселение Земли человеком

Определять по карте гипотетические места происхождения человека, пути его расселения. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни

Презентация

23.01

20

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города

Выявлять внешние признаки людей различных рас. Приводить доказательства  равномерности рас и отстаивать свою точку зрения. Определять наименее и наименее  заселенные территории суши

Презентация

30.01

21

Многообразие стран мира по политической карте

Находить и показывать на карте свою страну. Находясь на политической карте страны-соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию

Политическая карта мира

06.02

Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли - 13 часов

22

 Человек на Земле.

Земная кора и литосфера

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновений и расхождения литосферных плит

Презентация

13.02

23

Горные породы и минералы, полезные ископаемые

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

Презентация

Коллекция горных

20.02

24

Практическая работа №7 «Определение минералов и горных пород по образцам.

Различать горные породы и минералы по внешним признакам. Анализировать карту области

Презентация

27.02

25

Движение земной коры

Выявлять закономерности распространения вулканов и землетрясений

Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли.

Презентация

Тектоническая карта

06.03

26

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо

Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма

Презентация

Тектоническая карта

13.03

27

Рельеф Земли.  Равнины

Определять по географическим картам количественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины.

Физическая карта мира

20.03

28

Рельеф Земли. Горы

Определять по картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать рельеф своей местности

Физическая карта мира

03.04

29

Решение практических задач по карте

Практическая работа №8 « Определение по карте географического положения гор и равнин»

Находить географические объекты в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров. Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на нее.

Физическая карта мира

10.04

30

Практическая работа №9 « Описание гор и равнин по географической карте»

Умение определять географическое положение объектов  по плану, самостоятельное описание с помощью карт атласа

Физическая карта мира

17.04

31

Формы рельефа своей местности.

Практическая работа №10 «Описание особенностей рельефа своей местности  по картам»

Умение составлять описание местности с использованием нескольких источников

Физическая карта мира

24.04

32

Решение практических задач по атласу Московской области

Находить географические объекты в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров. Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на нее.

Презентация

15.05

33

Человек и литосфера

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности

Презентация

22.05

34

Контрольная работа по теме: «Литосфера – твердая оболочка Земли»

Анализировать связь внутреннего строения Земли и внешних процессов. Находить на карте, описывать географическое положение  форм рельефа. Классифицировать горные породы и минералы

29.05

Согласовано:

Протокол заседания ШМО

Учителей естественно-научного цикла

«28» августа   2017 г. №1

Проверено:

Заместитель директора  по УВР

__________  Смирнова Г. И

«28» августа 2017 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«БУЖАНИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

                                                                                                                                                        

                                                                          УТВЕРЖДАЮ                                                                                           Директор МБОУ Бужаниновская СОШ

                                                                                        _______________ А.Б.Никульцев

                                                                                               

      приказ №61 от  "29"августа 2017г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по ________ГЕОГРАФИИ_____________

(учебный предмет)

____для_базового_уровня_____________ класс_6________

(уровень: базовый, профильный)

_______2017-2018 учебный год____________

(срок реализации)

  

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы  по  географии                           УМК «Полярная звезда» /  В. В. Николина,  А. И. Алексеев, Е. К. Липкина.,                    издательство Просвещение, Москва, 2016 г._______________________________________

(указать точное название программы, автора и ее выходные данные)

Разработчик программы:                                                                                                                                   

Смирнова Галина Ивановна, учитель географии и биологии 1 квалификационной категории_____________________________________________________________________

(Ф.И.О. учителя; занимаемая должность, квалификационная категория)

2017 г.

Предметные результаты освоения учебного предмета.

Предметными  результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  3.  формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  5. овладение основами  картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
  8. создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Содержание учебного предмета

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует Учебному плану МБОУ «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа», реализуемому в 2017-2018 учебном году.

Перечень экскурсий, лабораторных, практических, контрольных работ

Наименование раздела или темы

Всего часов

Из них количество

практических работ

контрольных работ

экскурсий

Гидросфера — водная оболочка Земли

13

3

1

Атмосфера — воздушная оболочка Земли

13

3

1

Биосфера – живая оболочка Земли

3

1

Географическая оболочка

5

2

1

ИТОГО

34

9

3

Краткое содержание учебной темы Живые организмы

Тема

Кол-во часов

Содержание

Гидросфера — водная оболочка Земли

13

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли

13

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.

Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Биосфера – живая оболочка Земли

3

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Географическая оболочка

5

Географическая оболочка (4 часа)

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.

Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.

Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Итого

34

Практические работы

Номер урока

Тема урока, название практической работы

1

2

Мировой океан. Части Океана.

Практическая работа №1    Обозначение на контурной карте гидрологических объектов.

2

4

Практическая работа №2. Составление сравнительной характеристики географического положения двух океанов

3

9

Практическая работа №3. Составление комплексной характеристики одной из рек мира.

4

14

Состав и строение атмосферы.

Практическая работа №4. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе.

5

15

Тепло в атмосфере. Температура воздуха

Практическая работа №5. Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности.

6

18

Практическая работа №6. Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой.

7

29

Биосфера – сфера жизни.

Практическая работа №7. Составление схемы биологического круговорота в природе.

8

31

Природные зоны.

Практическая работа №8. Составление сравнительной характеристики двух природных зон Земли.  

9

32

Культурные ландшафты

Практическая работа №9. Описание природного комплекса своей местности.

Темы проектные работы.

  1. Неизвестная Вселенная
  2. Путешествие на край Вселенной
  3. Занимательная география растений
  4. Самые большие реки планеты
  5. Загадка снега и льда
  6. Сказочная карта Европы
  7. Что у Земли внутри?
  8. Стихийные природные бедствия
  9. Самые большие реки планеты.

                                 Календарно-тематическое планирование

п/п

  Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Учебно- лабораторное оборудование

Дата  план.

Дата факт.

Тема 1. Гидросфера — водная оболочка Земли - 13 часа

1

Состав и строение гидросферы

Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы

Выявление   взаимосвязи   между   составными   частями   гидросферы   по схеме «Круговорот воды в природе».

Презентация

05.09

2

Мировой океан. Части Океана. Практическая работа №1

Обозначение на контурной карте гидрологических объектов.

Работа с учебником, с атласом. Определение по карте географического положения океанов, морей, заливов, проливов. Определение черт сходства и различия океанов Земли.

Выявление частей рельефа дна океана.

Описание океана и моря по плану

Модель Мирового океана

Физическая карта мира, карта Океанов и их частей.

12.09

3

Мировой океан. Острова и полуострова.

Работа с учебником, с атласом.

Определение по карте географического положения островов, полуостровов, архипелагов. Выделение частей рельефа дна Океана

Физическая карта мира, карта Океанов и их частей.

19.09

4

Практическая работа №2 Составление сравнительной характеристики географического положения двух океанов

Обучение составлению сравнительной характеристики двух океанов по выбору

Физическая карта мира, карта Океанов и их частей.

26.09

5

Движение воды в океане.

Работа с учебником, с атласом. Называть и описывать причины и виды движения воды в океане.

Установление причинно-следственных связей между процессами в литосфере и образованием цунами

Физическая карта мира, карта Океанов и их частей.

03.10

6

Воды Мирового океана

Работа с текстом учебника, картами атласа. Выявление с помощью карт географических закономерностей изменения солености, температуры вод Океана.

Физическая карта мира, карта Океанов и их частей.

10.10

7

Реки – артерии Земли.

Работа с текстом учебника, картами атласа. Анализ иллюстративно-справочных материалов. Характеристика особенностей речной системы. Обучение приемам показа реки по карте.

Смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления. Составление схемы «Части реки»

Физическая карта мира.

презентация

17.10

8

Режим и работа рек

Работа с текстом учебника, картами атласа. Анализ графиков изменения уровня воды в реках. Сравнительная характеристика равнинной и горной рек

Физическая карта мира.

презентация

24.10

9

Практическая работа №3 Составление комплексной характеристики одной из рек мира.

Самостоятельное описание реки по плану на основе анализа карт, текста учебника и дополнительных источников информации

Физическая карта мира.

презентация

08.11

10

Озера и болота

Работа с текстом учебника, картами атласа. Определение по географической карте положение крупнейших озер мира и России. Описание озер по плану. Анализ карт и объяснение причины образования болот.

Составление схемы «Классификация озер»

Физическая карта мира.

презентация

15.11

11

Подземные воды и ледники

Работа с текстом учебника, картами атласа, электронным приложением. Составление плана по тексту  «Что мы знаем о ледниках». Оценка значения подземных вод и ледников как источников питьевой воды

Физическая карта мира.

22.11

12

Гидросфера и человек

Работа с текстом учебника, картами атласа, электронным приложением. Установление связи гидросферы с другими оболочками Земли.

Выявление значения Океана для хозяйственной деятельности человека.

Составление схемы  «Связь гидросферы с другими оболочками на Земле на примере местной реки»

презентация

29.11

13

Контрольная работа №1. «Гидросфера – водная оболочка Земли»

Обобщение и практическая отработка знаний и умений: выполнение тестовых заданий

Интерактивная доска

05.12

Атмосфера — воздушная оболочка Земли  - 13 часов

14

Состав и строение атмосферы. Практическая работа №4

Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе

Работа с текстом учебника, электронным приложением. Составление и анализ схемы  «Состав воздуха».

Изучение модели строения  атмосферы.

Составление плана к тексту учебника о значении атмосферы для жизни на Земле.

Презентация

12.12

15

Тепло в атмосфере. Температура воздуха

Практическая работа №5 Составление графика изменения температуры воздуха, диаграммы осадков, розы ветров и описание погоды своей местности.

Работа с текстом учебника, электронным приложением. Определение температуры с помощью термометра.

Вычисление средней суточной температуры, амплитуды, среднемесячной температуры по календарю погоды. Вычерчивание и анализ графиков изменения температуры воздуха в течение суток

Синоптическая карта

19.12

16

Атмосферное давление.

Работа с текстом учебника, электронным приложением. Определение атмосферного давления с помощью барометра.

Решение задач на изменение атмосферного давления на разной высоте в тропосфере

Синоптическая карта

26.12

17

Ветер.

Работа с текстом учебника, электронным приложением. Выявление причинно- следственных  связи при  образовании ветра.

Знакомство с приборами для определения направления и силы ветра.

Синоптическая карта

09.01

18

Практическая работа №6. Решение задач на определение амплитуды, средней месячной температуры воздуха, изменение температуры воздуха и атмосферного давления с высотой.

Самостоятельная работа с различными источниками информации.

Синоптическая карта

16.01

19

Влага в атмосфере. Облака. Осадки.

Работа с текстом учебника и электронными ресурсами. Определение влажности воздуха с помощью гигрометра.

Расчет относительной влажности воздуха на основе имеющихся данных

Презентация

23.01

20

Погода

Работа с текстом учебника и электронными ресурсами. Установление причинно -  следственных связей между  свойствами воздушных масс и характером погоды.

Презентация

Синоптическая карта

30.01

21

Погода своей местности

Описание погоды своей местности.

Синоптическая карта

06.02

22

Климат. Климатообразующие факторы.

Работа с текстом учебника, картой и электронными ресурсами.

Синоптическая карта

13.02

23

Воздушные массы

Анализ карты «Изменение  климатических  показателей с запада на восток».

Синоптическая карта

20.02

24

Климат Московской области.

Описание климата своей местности

Синоптическая карта

27.02

25

Атмосфера и человек

Работа с текстом учебника, картой и электронными ресурсами. Описание влияния погодных условий на быт и здоровье людей.

Составление и обсуждение правил поведения во время опасных атмосферных явлений

Синоптическая карта

06.03

26

Контрольная работа №2 «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Обобщение и практическая отработка знаний и умений: выполнение тестовых заданий

Интерактивная доска

13.03

Биосфера – живая оболочка Земли - 3 часа

27

Биосфера – земная оболочка

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с электронным приложением. Сопоставление  границы биосферы с границей других оболочек Земли. Выявление роли живых организмов в переносе веществ на основе анализа круговорота

Презентация

20.03

28

Почвы

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с электронным приложением. Анализ образцов почв из школьной коллекции.

Сравнение профилей  подзолистой почвы и чернозема

Выявление  причины разной степени плодородия  используемых  человеком

почв.

Определение вклада В. В. Докучаева в науку о почвах.

Презентация, почвенная карта

03.04

29

Биосфера – сфера жизни.

Практическая работа №7. Составление схемы биологического круговорота в природе. Объяснение роли разных групп организмов в переносе веществ.

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с электронным приложением. Раскрытие взаимосвязей в биосфере.

Выявление зависимости разнообразия растительного и животного мира от климата

Презентация

10.04

Географическая оболочка  - 4 часа

30

Географическая оболочка Земли

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с электронным приложением, картами. Описание природного комплекса своей местности.

Выявление  доказательства  существования  главных закономерностей  географической  оболочки на основе анализа  тематических карт

17.04

31

Природные зоны.

Практическая работа №8. Составление сравнительной характеристики двух природных зон Земли.  

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с электронным приложением, картами. Анализ карты «Природные зоны мира».

Объяснение причинно- следственных связей между природными зонами и климатом. Нанесение на контурную карту  природных зон Земли. Сравнение различных природных зон

Карта природных зон

24.04

32

Культурные ландшафты

Практическая работа №9. Описание природного комплекса своей местности.

Работа с текстом учебника и электронными ресурсами. Выявление способов воздействия человека на географическую оболочку и характера  ее изменения в результате хозяйственной деятельности.

Презентация

15.05

33

Обобщение знаний по изученному курсу.

Индивидуальные виды деятельности.

22.05

34

Итоговая контрольная работа

Выполнять тестовые задания различного уровня.

29.05

Согласовано:

Протокол заседания ШМО

Учителей естественно-научного цикла

«28» августа   2017 г. №1

Проверено:

Заместитель директора  по УВР

__________  Смирнова Г. И

«28» августа 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аннотация к рабочим программам по географии. Полярная Звезда. 6-11 класс.

аннотация к рабочим программам по географии. Полярная Звезда. 6-11 класс....

Рабочая программа по географии «Полярная звезда» 5-9 класс

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА            Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содерж...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...