Открытый урок по теме: "Путешественники древности"
план-конспект урока по географии на тему

Cхаляхо (Хеж) Сусанна Азиковна
Предмет: география
Уровень образования: основное общее образование
Тема:  «Путешественники древности».
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения урока:
Участники: ученики 5кл
Цель: знакомство с именами путешественников древнего мира.
Задачи :
1.Познакомить с именами, маршрутами путешественников древности.
2.Формировать способы деятельности учащихся: работа с учебником таблицей, картами полушарий, контурной картой.
3. Развивать пространственный ориентир.
3. Раскрыть идею формирования географии, как науки на протяжении столетий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_geografii_5_kl.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ДРЕВНОСТИ

Предмет: география
Уровень образования: основное общее образование
Тема:  «Путешественники древности».

Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения урока:  
Участники: ученики 5кл
Цель: знакомство с именами путешественников древнего мира.
Задачи :

1.Познакомить с именами, маршрутами  путешественников древности.

2.Формировать способы деятельности учащихся: работа с учебником таблицей, картами полушарий, контурной картой.  

3. Развивать пространственный ориентир.

3. Раскрыть идею формирования   географии, как науки на протяжении столетий.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД

Предметные результаты: 

объяснять:

•  результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

•  влияние путешествий на развитие географических знаний

определять:

•  причины и следствия географических путешествий и открытий;

•  маршруты путешествий.

Личностные: уважение к истории,  образу жизни других народов, толерантность.

Логические

•  выявлять причинно-следственные связи;

•  определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Регулятивные

•  Ставить учебную задачу под руководством учителя;

•  планировать свою деятельность под руководством учителя;

Коммуникативные

•  выслушивать и объективно оценивать другого;

•  уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Оборудование: атлас, источники интернета

ХОД УРОКА

Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют: методист УО Паранук М.И, и учителя школ города.

Итак, начнем урок.   1.Проверяет знания учащихся по теме  «По следам путешественников каменного века»

1. Беседа по вопросам стр. 39 вопросы в конце параграфа:

1.Назовите имя путешественника, доказавшего возможность заселения островов Тихого океана из Южной Америки».

2. Как называлось плавательное средство экспедиции?

3. Почему исследователи не смогли завершить свое путешествие?

4. Почему некоторые острова в океане остаются незаселенными до сегодняшнего дня?

5. Как можно доказать, что древние люди совершали длительные путешествия?

6. Объясните фразу «Тур Хейердал доказал не заселение островов из Южной Америки, а только такую возможность»

   2. Организует работу у настенной карты.

Показать на настенной карте Южную Америку,  Тихий океан.

Постановка цели и задачи урока

1.Работает с рубриками перед параграфом – учитель задает вопросы.

- Давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего урока. Как мы можем назвать тех, кто путешествовал давным-давно? (подводящий к формулировке темы диалог) ответ ученика: древний человек

- Так значит о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Да, мы будем говорить сегодня о путешественниках древности.

На доске пишется  тема урока:

«Путешественники древности».

- Откройте учебник на странице 40 и прочитайте, что мы сегодня узнаем.

- В конце урока нам нужно получить ответ на основной вопрос:

Могли ли люди в древности совершать кругосветные путешествия?

- Мы будем проводить исследования, и если мы всё сделаем правильно, мы сможем получить ответ на данный вопрос!

- Я предлагаю сегодня работать в парах.

- А я буду вашим помощником – научным консультантом (если у вас возникнут вопросы – вы поднимаете руку и я помогаю вам).

- Обратите внимание, что я буду оценивать работу вашей группы (на всем протяжении урока) по следующим критериям:

- правильность ответа (1 балл);

- слаженность работы пары и быстрота выполнения задания (1 балл).

- Давайте составим план действий вашей группы при проведении исследования (план появляется на доске):

1. Прочитать инструкцию.

2. Распределить обязанности.

3. Выполнить задание.

4. Рассказать об исследовании.

-У каждой группы будет свое задание (конверты). При выполнении заданий вы можете пользоваться учебником с. 40-44 и дополнительным материалом, который также вместе с заданием находится в конверте.

- учитель раздает конверты: или уже лежат на партах обучающихся.

Задание для 1 группы: Кто такие финикийцы?

Задание для 2 группы: Какое путешествие и зачем совершили финикийцы?.

Задание для 3 группы: Кого называют «отцом географии» ?.

Задание для 4 группы: Что такое «солнечный камень»?.

Задание для 5 группы: Чего испугался Пифей?

Задание для 6 группы: Территорию какого государства описал Геродот?

- А теперь приступаем к исследованиям! Успехов! Когда вы выполните задание, вы поднимаете руку, и я фиксирую вашу готовность, и именно в таком порядке группы будут представлять результат своего исследования.

- Давайте обсудим, как вы выполняли исследование. Итак вы учёные-историки, и вы приехали на конгресс по проблем древних путешественников. Вам важно выступить интересно, соблюдая регламент (время выступления – 2 мин.). Материал, который вы получили для исследований, перед выступлением прикрепляется на доску.

- При выступлении вы должны проанализировать свою работу по плану

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли…

В ходе исследования, мы установили….

- Итак, давайте подведем итоги.

ФИЗМИНУТКА:

Закрываем глаза и представляем, как мы находимся на вершине высокой горы, и вдыхаем свежий воздух…

ДАВАЙТЕ ЗАПОМНИМ и запишем в тетрадь

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Африка

Средиземное море

Ливия

Красное море

Атлантический океан

Египет

Нил

Северное море

Гибралтарский пролив

Британские острова

Также работая в группах. А для того чтобы запомнить географические объекты мы

расставим объекты в порядке следования финикийцев от Каира морским путем: открываем атласы: карта полушарий стр. ____.

Атлантический океан

Остров Мадагаскар

Средиземное море

Индийский океан

Гибралтарский пролив

Красное море

Давайте вернемся  к тому  вопросу, который мы поставили в начале урока.

Могли ли люди в древности совершать кругосветные путешествия?

- Получилось ли у нас на него ответить?

- что было интересно на уроке?

- что  было трудно?

- где ваши знания пригодятся?

- Какие вопросы у вас остались без ответа? Или что вам еще захотелось узнать?

Давайте  составим синквейн:

Используя слова:  Пифей Геродот  финикийцы

Примеры:

1. Слово существительное (тема)

2. Два прилагательных

3. Три глагола

4. Вывод, личное отношение

Примерное что могут написать обучающиеся:

  1. ГЕРОДОТ
  2. Умный
  3. Путешествовал, наблюдал, описывал
  4. Его называют отцом географии
  5. Ученый

Пример:

  1. ПИФЕЙ
  2. Отважный
  3. Путешествовал, наблюдал, изучал
  4. Нашел путь из Средиземного моря в Северное
  5. Мореплаватель

 Пример:

  1. ФИНИКИЙЦЫ
  2. Древние люди
  3. Перевозили  товары, строили суда, изучали
  4. Строили прочные суда для выхода в открытое море
  5. Морской народ

- Давайте подведем итоги нашей групповой работы

Учитель отмечает достоинства каждой группы

- Ну а наибольшее количество баллов на нашем уроке набрала группа №….

Они становятся экспертами по путешественникам древности.

Д/З  §8, вопросы на с. 45 (выполнить в тетради задания От теории к практике»)


ГРУППА 1

Инструкция

Вам необходимо получить ответ на вопросы используя текст на стр. 40-44:

  1. Кто такие финикийцы?

  1. Как в древности называли Африку?

ОТВЕТЫ:

  1. Мы считаем, что финикийцы – это

___________________________________________________________________________________________________________________________________________

В ходе исследования, мы установили, что Африку называли в древности____________________________________________________________

ГРУППА 2

Инструкция

Вам необходимо получить ответ на вопросы используя текст на стр. 40-44:

  1. В каком направлении двигались финикийцы в начале своего пути?

  1. Почему в Африке урожай созревал быстро?

ОТВЕТЫ:

  1. Мы считаем, что финикийцы двигались в начале своего пути в _______________________________________________________________

  1. В результате исследования установили, что урожай в Африке быстро растет потому, что

__________________________________________________________________________________________________________________________________

ГРУППА 3

Инструкция

Вам необходимо получить ответ на вопросы используя текст на стр. 40-44:

  1. В каком направлении двигались финикийцы в конце своего пути?

  1. Сколько лет потребовалось финикийцам чтоб обойти вокруг Африки?

ОТВЕТЫ:

  1. Мы считаем, что финикийцы двигались в конце своего пути в _______________________________________________________________

  1. В результате исследования установили, что финикийцам для того чтобы обойти вокруг Африки им потребовалось _______________________ лет.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

ГРУППА 4

Инструкция

Вам необходимо получить ответ на вопросы используя текст на стр. 40-44:

  1. Почему Геродота называют отцом географии?

  1. Территорию, какого государства подробно описал Геродот?

ОТВЕТЫ:

  1. Мы считаем, что Геродота называют отцом географии, потому что________ _______________________________________________________________

  1. В результате исследования установили, Геродот подробно описал территорию______________________________________________________

___________________________________________________________________

ГРУППА 5

Инструкция

Вам необходимо получить ответ на вопросы используя текст на стр. 40-44:

  1. С какой целью Пифей совершил плавание из Средиземного моря в Северное?

  1. Что такое янтарь?

ОТВЕТЫ:

  1. Мы считаем, что Пифей совершил путешествие из Средиземного моря в Северное потому, что

 _________________________________________________________________

  1. В результате исследования установили, что янтарь – это_______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

ГРУППА 6

Инструкция

Вам необходимо получить ответ на вопросы используя текст на стр. 40-44:

  1. Почему янтарь называют Солнечным камнем?

  1. Что Пифей принял за твердых медуз?

ОТВЕТЫ:

  1. Мы считаем, что янтарь называют солнечным камнем, потому что _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. В результате исследования установили, что Пифей принял за твердых медуз___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок Олимпийские игры в древности

Олимпийские игры в древности...

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в древности" 5 класс (ФГОС)

Конспект открытого урока "Олимпийские игры в  древности" и презентация к уроку,  5  класс (ФГОС)...

Открытый урок "Олимпийские игры в древности"

Как возникли олимпийские игры и как они проходили в древности....

Презентация к открытому урок "Олимпийские игры в древности"

Виды соревнований, символика соревнований, викторина....

Разработка «Открытого» урока географии в 6 классе (по программе, не реализующей ФГОС) Тема: «Закрепление изученного материала по теме «Путешественники 13-16 в.в.., продолжение изучения путешествий в период 17-18 в.в. »

Аннотация: урок – путешествие.  Заранее класс делится на 5 групп, выбирается капитан. В игровой форме учащиеся закрепляют знания по теме в ходе работы с документальным текстом, изображениям...

Открытый урок Олимпийские игры в древности

Открытый урок по теме «Олимпийские игры в древности»Цели урока: Познакомить с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней ГрецииПродолжить формировать умени...

КОНСПЕКТ открытого урока по истории на тему «По следам древности» (урок - повторение)

начнём наш урок с разминки. Я буду называть факты, термины, имена, географические названия, а вы должны соотнести их со страной Древнего мира:...