План-конспект урока Тема: «Географическая оболочка»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Запривода Анна Юрьевна

Класс: 6 класс

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Цель: Формирование компетенции учебно-познавательной деятельности, путем решения познавательных задач, проверка знаний

Задачи:

Образовательные: обобщить и проверить ЗУН через систему упражнений и заданий с нарастающей степенью сложности.

Развивающие: развитие информационной, интеллектуальной и коммуникативной компетенции, развитие навыков  взаимоконтроля и самоконтроля, развивать стремление и умение преодолевать познавательные затруднения.

Воспитательные: воспитание положительных мотивов учения, способностей работать в группе, организованности, содействовать экологическому воспитанию, познавательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока  

Тема: «Географическая оболочка»

Класс: 6 класс

Тип урока: контрольно-обобщающий.

Цель: Формирование компетенции учебно-познавательной деятельности, путем решения познавательных задач, проверка знаний

Задачи:

Образовательные: обобщить и проверить ЗУН через систему упражнений и заданий с нарастающей степенью сложности.

Развивающие: развитие информационной, интеллектуальной и коммуникативной компетенции, развитие навыков  взаимоконтроля и самоконтроля, развивать стремление и умение преодолевать познавательные затруднения.

Воспитательные: воспитание положительных мотивов учения, способностей работать в группе, организованности, содействовать экологическому воспитанию, познавательной активности.

Технические средства обучения: проектор, компьютерная презентация.

Ресурсы:  тетрадь для индивидуальной работы с 19-20 атлас, карточки (слова-сигналы), задания группам, иллюстрации из книги «Земля», слайды «Ландшафты», рабочая тетрадь «Планета Земля» стр.32.

Формы организации УД: индивидуальная, групповая

Методы: частично-поисковый, проблемно-диалогический, исследовательский

с/о

и/о

г/о

                                         Ход урока:

Оргмомент

с/о        - самооценка «Идеальный опрос»                  16-14 б-«5»

и/о        - индивидуальная отметка                               13-11 б-«4»

г/о        - групповая отметка                                         10-8  б-«3»

Эст

пут

тест

10б

Индивидуальная отметка складывается из оценок за 1 эстафету,2 путаница (4 лишний), 3 тест.

Оценка за работу в группе.

Эстафета-7 б

Образ5б

ПОПС4б

Итого16б

отметка

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

  1. Проверка знаний основных понятий, умения выделять главное

 прием «Эстафета» каждой группе (а их 4) передаю чистый лист. По  моей команде уч-ся молча передают лист для записывания на нем ключевых, опорных слов по теме «Географическая оболочка» по очереди, не повторяясь.

(слайд–перечень опорных понятий)

географическая оболочка

целостность

ритмичность

зональность

широтная зональность

высотная поясность

природный комплекс

антропогенный комплекс

 природная зона

Вывод:( демонстрируется слайд №1)

  1. учащиеся которые правильно определили ключевое слово ставят себе 1б.
  2. группа считает количество совпадений
  3. поставьте вопросы к данным терминам.

Начинает учитель- читает пословицы:определите закономерности

  1. Ассирийская. Солнце не на век скрывается за облаками ( ритмичность)
  2. Китайская.  На небе нет туч- не пойдет дождь ( целостность)
  3. Географические пояса изменяются по направлению от экватора к полюсам (зональность)
  4. дальше продолжают ученики-составляют вопросы к терминам и получают индивидуальные баллы.
  1. Проверка умения объяснять, обобщать, классифицировать.

 Прием  «4 лишний». Ученики должны записать 5 слов(подчёркнутые слова).

1 вода                   2.саванна             3.карьер           4.ритмичн                   5.луг

 пустыни                 почва                    лес                     целостность                болото

   раст                         тундра                  канал              зональность               овраг

горн.п                         степи                    водохран.         тайга                        лесополосы

Если убрать  лишнее, что остается?  (записывают ещё 5 слов)

1.    природные.компоненты

2.    природные.зоны

  1. антропогенные комплексы
  2. закономерности
  3. природные комплексы

                           взаимопроверка , максимальное количество баллов-10.      

3.Применение знаний. Творческое задание (опережающее д/з)

Н.Н.Михайлов.

«Географ должен воспринимать ландшафт всеми 5 чувствами. В пустыне он видит гряды барханов, слышит звон цикад, осязает ступней сыпучий песок, чувствует запах полыни и ощущает во рту её горечь».

Руководствуясь 5 чувствами географа, создайте образ природной зоны

Демонстрация слайдов №2,3,4,5

  1. группа – тайга ( хвойный лес)
  2. группа – пустыни
  3. группа –степи
  4. группа – влажный экваториальный . лес

Алгоритм выступления

  1. вижу
  2. слышу
  3. пробую на вкус
  4. ощущаю запах
  5. трогаю руками или  чувствую под ногами
  6. иллюстрация и показ по карте.

Оценка в группе-5 баллов

Прием «биоадекватной технологии облако – какой сувени рвы бы привезли из своей природной зоны.?!» Физпауза.

  1. Проверка глубины осмысления и степени обобщения- Тест из рабочей тетради «Планета Земля» с. 32-33

   1-А                3 -4                5-Б                                5 баллов

  1. -2                             4-2                                                       Взаимоконтроль

  1. Показ использования приобретенных знаний.

«Человек царь природы и её хозяин, или человек дитя природы»

Обсуждение данного вопроса в группах по формуле ПОПС. Слайд №6

Формула ПОПС

Позиция..я считаю, что....

Обоснование.. потому, что....

Пример... например....

Следствие..поэтому....

Выступления учащихся.

6. Подведение итогов урока

Индивидуальная оценка

За урок совпала  ли  с самооценкой. У кого самооценка 5 и кто её получил «5», у кого «4»,  3

Групповая оценка.

Выставите оценки в дневник.

7.Самый лучший знаток темы.

8  Домашнее задание. Кто получил «4» или «5» готовит карточку для проверки знаниий , кто»3» учит терминологию по теме.

9.Рефлексия. Технология. «Зарядка»

  1. спокойное отношение – обычная поза  руки  по швам.
  2. позитивное отношение – руки к локтям.
  3. восторженное отношение – руки вверх ,хлопая в ладошки.

Методическая литература:

  1. География. Материки и океаны: учебник для 7 класса, А.С. Бейсенова, С.А. Абилажинова, К.Д. Каймулдинова. 2-е издание, переработанное. Алматы, 2007 год.
  2. Физическая география: Планета Земля: Рабочая тетрадь для 6 класса общеобразовательной школ, А.А. Лобжанидзе, Е.Ю. Мишняева, О.Г. Котляр. Алматы, 2009 год.
  3. Уроки географии: 7 класс: Из опыта работы, Крылова О.В., 1990 год.
  4. Материки и океаны: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, Крылова О.В., 2002 год.
  5. Энциклопедия «Ридерз Дайджест» Планета Земля, Майкл Оллаби, 2007 год.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА»

Тип урока – контрольно-обобщающий.

Место урока в теме- На изучение данной темы отводится 7 часов.

1-3 урок – лекции, составление ОК

4 урок – игра путешествие по природным зонам, заполнение таблицы, анализ карты «Географические пояса и природные зоны»

5 урок – урок формирования умений и навыков

6 урок – урок закрепления и обобщения, работа в группах

7 урок – контрольно-обобщающий/

 Краткая характеристика класса:

В классе 19 учащихся, мальчиков 6, девочек 13. класс среднего уровня обученности, качество знаний по итогам 3 четверти – 72%. Высокий познавательный интерес и интеллектуальные способности имеют 5 учащихся, еще 7 учащихся имеют твердую установку на учение, активны на протяжении всего урока и только 7 ученика имеют удовлетворительный уровень обученности в виду частых пропусков в основном по состоянию здоровья. Класс способен логически мыслить, анализировать и выполнять творческие задания.

Цели деятельности учителя:

1.Образовательные: обобщить и проверить ЗУН через систему упражнений и заданий с нарастающей степенью сложности.

2. Развивающие: развитие информационной, интеллектуальной и коммуникативной компетенции, развитие навыков  взаимоконтроля и самоконтроля, развивать стремление и умение преодолевать познавательные затруднения.

3. Воспитательные: воспитание положительных мотивов учения, способностей работать в группе, организованности, содействовать экологическому воспитанию, познавательной активности.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемно-диалогический

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная и групповая

Образовательные ресурсы и оборудование:

  1. Тетрадь для индивидуальной работы с 19-20 таблица
  2. Рабочая тетрадь «Планета Земля» стр 32
  3. Карточки-сигналы
  4. Презентация «Ландшафты Земли»
  5. Проектор

Использованы технологии:

  1. проблемно-диалогическая
  2. элементы ТРКМ
  3. игровая технология, эффект сравнения и соревнования
  4. здоровьесберегающая
  5. технология компетентностного подхода, работа по формуле ПОПС
  6. ИКТ.

Организационный момент прошел быстро, эмоционально. Психологически и мотивационно подготовила учащихся к успешной работе на уроке. Класс традиционно готовится к уроку, дисциплинирован, быстро настраивается на урок. Использовала прием «Идеальный опрос».

Этапы урока соответствовали типу урока.

  1. Проверка знаний основных понятия, и умения выделять главное.

Использовала прием «Эстафета» для отбора ключевых слов, решались коммуникативные задачи – учащиеся ставили вопросы к терминам.

(выставлялась индивидуальная и групповая оценка)

  1. Проверка умения объяснять, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Использовала прием «4 лишний». Анализ и синтез знаний лежал в основе ситуации успеха, решались интеллектуальные задачи.

(выставлялась индивидуальная оценка)

  1. Применение знаний и умения.

В основе данного этапа – опережающее творческое задание – создание образа природной зоны, руководствуясь 5 чувствами, шла демонстрация знаний, фантазии, монологической речи.

(выставлялась групповая оценка)

  1. Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения.

Прошла тестовая взаимопроверка знаний. Задания сложные, на установление причинно-следственных связей, т.е. призваны размышлять, используя логическое рассуждение.

(выставлена индивидуальная оценка)

  1. Показ использования приобретенных знаний.

Создана ситуация обсуждения проблемы в группе и выступление по формуле ПОПС. Школьников надо учить ведению дебатов дабы избежать  хаотичного, эмоционально окрашенного и малополезного спора. Данная формула развивает у учащихся умение анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить подтверждение своим предположениям, аргументировать свою точку зрения.

(выставлена групповая оценка)

  1. Итог урока

Каждый ученик получил оценку за индивидуальную работу, которая состояла из 3 оценок.

эстафета

4 лишний

тест

А также каждый ученик получил групповую оценку, тоже за 3 вида работы

эстафета

образ

ПОПС

Д/з кто получил «3» повторить, кто получил 5 и 4 составить карточку для проверки знаний + дифференциация + творческая направленность.

Выводы:

  1. Между этапами урока существовала логическая взаимосвязь, нарастающая степень сложности заданий, рефлексия присутствовала на всех этапах урока.
  2. Здоровьесберегающий аспект урока состоял в динамичности урока, в посильности заданий, в наличие физминутки и чередовании разнообразных видов деятельности.
  3. Эффект сравнения, соревнования, создание ситуации успеха поддерживали высокую активность класса.
  4. Используемые технологии методы, приемы, формы организации учебной деятельности, способствовали достижению целей урока.
  5. Оцениваю урок как информационно-насыщенный, технологичный и дающий возможность детям развивать компетентности учебно-познавательной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Географическая оболочка Ключевые слова Природные компоненты Природные комплексы Антропогенные комплексы Природные зоны Зональность Целостность Ритмичность Широтная зональность Высотная поясность.

Слайд 6

Человек царь природы и её хозяин, или человек дитя природы. Формула ПОПС ПОЗИЦИЯ - я считаю, что ________ ОБОСНОВАНИЕ - потому, что ____ ПРИМЕР - например ____________ СЛЕДСТВИЕ – потому ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель Полякова Валентина Яковлевна (Серафимовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа) Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"

Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...

Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"

Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...

План-конспект урока в 6 классе "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"

Сегодня Международный проект Глобальная школьная лаборатория" - это обучающая среда поддержки преподавания географии. Методической основой проекта является так называемые МИМы. МИМы - это мультимедийн...

Конспект урока по географии для 6класса "Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Компоненты географической оболочки"

Конспект урока по географии для 6 класса на тему: "Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Компоненты географической оболочки", дополнттельный материал....

План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка»

План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка» образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение з...

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение

Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географичес...

План конспект по географии "Географическое положение Африки"

План конспект по географии "Географическое положение Африки"...