План конспект по географии "Географическое положение Африки"
план-конспект урока по географии

План конспект по географии "Географическое положение Африки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_-_geogrficheskoe_polozhenie_afriki.docx358.92 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект на тему: «Географическое положение Африки. История исследования материка».

Цели урока:

Воспитательные: Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Развивающие: Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Формирование  умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Образовательные: Выявление особенностей географического положения Африки.

Методы обучения:

Частично - поисковый с элементами объяснительно - иллюстративного (объяснение, наглядный метод).

Средства обучения:
физическая карта мира, контурные карты Африки, атлас 7 класса, учебник (параграф  25 «Географическое положение Африки. История исследования материка», стр. 118).

Ход урока:

  1. Организационный момент (8.00-8.02)

Учитель: Здравствуйте, ребята.  
На прошлом уроке мы хорошо поработали над темой – Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. Сегодня мы начинаем изучать индивидуальные особенности каждого материка в отдельности.

  1. Мотивационно – целевой элемент (8.02-8.06)

Учитель: Сейчас я вам прочитаю загадку, а вы должны будете сказать, о каком материке пойдет речь:

Посреди экватора,
В равном удалении.
Расположен материк,
Всем на удивленье.
Много рек, озер, пустынь,
Климат очень жаркий.
Так какой же материк будем изучать мы?

Ученики: Сегодня мы будем изучать Африку.

Учитель: Верно. Тема нашего сегодняшнего урока - Географическое положение Африки. История исследования материка. Запишите тему в тетрадь.
Цель нашего урока - выявить особенности географического положения материка Африки.

  1. Учебно-деятельностный этап (8.06-8.30)

Учитель: Для начала давайте вспомним, что называется материком?

Ученики: Материки — значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

Учитель: Какие вы знаете материки? Покажите их на карте.

Ученики: Материки - Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия.

Учитель: В предыдущей теме мы рассмотрели общие черты природы южных материков, которые подчинены закономерностям развития географической оболочки. Какие материки относятся к южным материкам?

Ученики: К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду.

Учитель: Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?

Ученики:
 Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка лежат и в южном и в северном полушариях.

Учитель: Тогда почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

Ученики: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий — они были частью единого материка Гондваны.

Учитель: Представьте теперь, что вы путешественники. Каждая экспедиция отправляется на один из южных материков и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать об особенностях природы материка.
Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомится, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка. Обсудите ответы.

Ученики: Необходимо познакомиться с растительным и животным миром материка; узнать о климате, рельефе и полезных ископаемых материка; познакомиться с народами, населяющими материк и странами; определить, где находится материк.

Учитель: Совершенно верно, вы определили круг вопросов, с которыми нам необходимо познакомиться при изучении материка.

Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем изучать каждый материк. Он будет следующим:

План характеристики материка.

  1. Географическое положение материка.
  2. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.
  3. Климат.
  4. Внутренние воды.
  5. Почвы.
  6. Природные зоны. Растительный и животный мир.
  7. Население. Хозяйственная деятельность.
  8. Государства и столицы.

Запишите его в тетрадь и каждый урок мы будем следовать по нему.

А теперь перейдем к изучению первого вопроса плана - географическое положение.

Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?

Ученики: Географическое положение — это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

Учитель: Да. И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре.

Итак, мы с вами узнали, о каком материке идет речь, а откуда же произошло данное название? А что бы узнать это, давайте поработаем с вами с учебником на стр. 118,найдем ответ на этот вопрос.

Ученики: От названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.

Учитель: Молодцы.  Теперь мне хотелось бы немного рассказать вам об исследовании Африки.

Несмотря на близость Африки к Европе, европейские народы еще в конце XVI в. не имели достаточных представлений о материке. Неприступность берегов, отсутствие уютных бухт, опасные порожистые реки, огромные пустыни и непроходимые заболоченные леса препятствовали проникновению вглубь континента. Первые представления об очертаниях Африки европейцы получили в 1498 году благодаря плаванию португальца Васко да Гамы, который обогнул материк с юга и, переплыв Индийский океан, достиг берегов Индии.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b5a367bb0228ce739832780852f9d1e7-l&n=13

Первые попытки проникнуть вглубь материка заканчивались неудачей. Путешественники гибли из-за болезней, вследствие истощения и в стычках с местными племенами. Успешно преодолеть все препятствия и проникнуть во внутренние районы Африки удалось английскому исследователю Давиду Ливингстону.

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/11/14/regnum_picture_14791118971003853_normal.jpg

Более тридцати лет (1841-1873) с небольшими перерывами он исследовал Южную и Центральную Африку, пересек материк от Индийского до Атлантического океана. Ливингстон впервые исследовал раньше неизвестные реки и озера внутренних районов материка. Все свои маршруты он довольно точно нанес на карту. Давайте рассмотрим данную карту и зарисуем этот маршрут на свои контурные карты.

http://mir-znaniy.com/wp-content/uploads/2017/11/Marshrutyi-e%60kspeditsiy-D.-Livingstona.png

Теперь мы знаем откуда произошло название материка и кто его исследовал, а сейчас мы более подробно познакомимся с географическим положением  Африки. Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа.

А в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:“Каковы особенности географического положения материка Африка? ”. Запишите его в тетрадь.

Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы более точно определить местонахождение материка на земном шаре?

Ученики: Определить площадь материка, какие океаны его омывают, какие материки близко расположены, а какие удалены.

Учитель: Да, действительно, чтобы определить географическое положение материка, мы должны ответить на эти вопросы. А теперь познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка.

План характеристики географического положения материка.

  1. Положение материка по отношению к экватору.
  2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.
  3. Крайние точки, их координаты.
  4. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
  5. Площадь материка.
  6. Положение материка по отношению к морям и океанам.
  7. Положение материка по отношению к другим материкам.

Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда название “Африка” взято?
Найдите ответ в своих книгах, ребята.

Для того, что бы ответить на эти вопросы воспользуйтесь учебником на стр. 118.  

Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Затем обсуждаем, делаете запись в тетрадь.  На эту работу я даю вам 10 минут.

1. Положение материка по отношению к экватору.

Ученики: Экватор пересекает материк и делит на две части. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу.

2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

Ученики: Нулевой меридиан пересекает материк и делит на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая — к западу.

3. Крайние точки, их координаты.

Ученики: Северная - м. Бен-Секка – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.). Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.). Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.). Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр.с. ш, 52 гр. в. д.).

4. Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

Ученики: Протяженность Африки север — юг: 37 гр.+ 35 гр.= 72 гр. Так как длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит: 111 км. 72 = 7992 км.

Протяженность материка запад – восток: 52 гр. + 18 гр. = 70 гр. Так как по экватору длина дуги в 1 градус равна 110 км., то длина материка будет равна: 110 км. 70 = 7700 км.

5. Площадь материка (рис.3, стр.9. учебника)

Ученики: Площадь материка - 30.3 млн. кв. км. – это второй по величине материк.

6. Положение материка по отношению к морям и океанам.

Ученики: На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.

7. Положение материка по отношению к другим материкам.

Ученики: Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.

  1. Закрепление материала (8.30-8.40)

Учитель: Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в течении урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?”

Ученики: Африка расположена по обе стороны от экватора. Африка расположена по обе стороны от нулевого меридиана. Это второй материк по площади. Омывается Атлантическим и Индийским океанами. Африка близко расположена к материку Евразия. Имеет выгодное физико-географическое положение.

Учитель: Следующее задание, которое вам предстоит выполнить – это установить правильное соответствие между путешественником и его открытием.

1. Васко да Гама

а) возглавил экспедицию для изучения культурных растений (1926-1927 гг.)

2. Ливингстон Давид

б) путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце XIX в.

3. Юнкер В. В.

в) в середине XIX в. пересек Африку с запада  на восток, открыл водопад на реке Замбези и т.д.

4. Вавилов Н. И.

г) в 1498 г. обогнул Южную Африку, прошел 
вдоль восточных берегов материка

  Ученики: 1)-г 2)в 3)б 4)а

Учитель: Молодцы. Африка - континент контрастов. Но у каждого представление о ней разное. Давайте составим синквейн (т. е. краткое стихотворение).

1 строка – тема (одно существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных );
3 строка – описание действия темы (три глагола);
4 строка – фраза из четырех значимых слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).

Ученики: 

  1. Африка
  2. Древнейшая, жаркая
  3. Находится, омывается, добывают
  4. Африка – это загадка!
  5. Материк

5.Оценочный этап  (8.40 – 8.44)

Учитель: Ребята, что же вы сегодня узнали нового?

Ученики: Сегодня на уроке мы узнали о географическом положении Африки.

Учитель: Молодцы. Подводя итог, можно сказать, что мы определили географическое положение Африки, обозначили ее границы, успешно выявили главных исследователей материка. А теперь давайте запишем домашнее задание.

  1. Домашнее задание (8.44-8.45)

Учитель: Выучить параграф 25 «Географическое положение Африки. История исследования материка», стр. 118. Нанести на контурную карту океаны, моря, заливы, проливы.

Выберете маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и подготовить сообщение об этом путешествии и путешественнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Географическое положение Африки"

Групповая работа учащихся по инструкционным и информационным картам...

Конспект урока по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"

Конспект урока для 7 класса по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"...

конспект урока Географическое положение Африки 7 класс

Конспект урока 7 класс  Географическое положение Африки Учитель МОУ СОШ №1 Коротицкая Л.Ю....

План сравнительной характеристики географического положения Южной Америки, Африки, Австралии

План сравнительной характеристики географического положения Южной Америки, Африки, Австралии. Урок проводится в виде промежуточного контроля после изучения природы двух материков и начала изучения Южн...

конспект урока "Географическое положение Африки" 7 класс

Урок практикум по теме "ГП Африки" Первый урок по теме "Африка"...

План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка»

План-конспект по теме «Географическое положение Африки. История исследования материка» образовательные: способствовать формированию знаний о географическом положении; обеспечить усвоение з...

Конспект урока :"Географическое положение Африки"

Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли. Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считае...