«Теория и методика обучения географии. Современные педагогические технологии и ИКТ
материал по географии (5 класс) на тему

Запривода Анна Юрьевна

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации. 

         Цель работы состоит в том, чтобы сформировать представление о методах обучения географии, их классификации и выявлении связи уровня усвоения знаний учащихся с методами обучения используемыми на уроках географии в 5-6 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат по дисциплине:

«Теория и методика обучения географии. Современные педагогические технологии и ИКТ»

 По теме:

«Методы обучения географии в 5-6 классах»

 Исполнитель:

Запривода Анна Юрьевна

Содержание

               Введение

  1. Понятие о методе обучения. Классификация методов обучения географии.
  2. Выбор и эффективность методов изучения географии
  3. Взаимосвязь уровней усвоения знаний и методов обучения.

               Заключение

               Список литературы

                                                         Введение

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации.        

        Цель работы состоит в том, чтобы сформировать представление о методах обучения географии, их классификации и выявлении связи уровня усвоения знаний учащихся с методами обучения используемыми на уроках географии в 5-6 классах.

  1. Понятие о методе обучения. Классификация методов обучения географии.

Метод обучения географии - это определенный способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение поставленных образовательных, воспитательных и развивающих задач. В основе методов обучения лежат объективные законы действительности и соответствующие им способы познавательной деятельности разумного человека.

В методических руководствах методы обучения географии традиционно подразделяются по источникам знаний на следующие три группы:

1) словесные методы (живое слово учителя, рассказ, беседа, дискуссия, диспут и т.д.);

2) практические методы (работа с учебником и книгой, работа с глобусом и географической картой, работа с цифровым материалом и др.);

3) наглядные методы (работа с учебными картинами, диафильмы, учебное кино и т.д.)

Классификация методов по источникам знаний, наряду с определенными достоинствами (наличие ясного классификационного признака, удобство в использовании и т.д.), имеет и ряд существенных недостатков, важнейшим среди которых является отсутствие интереса к идеям развивающего обучения, а также к вопросам учения школьников. Действительно, работу с каждым источником знаний можно строить по-разному. Географическая карта, может быть использована учителем в ходе изложения материала для показа размещения изучаемых объектов и явлений. Деятельность учащихся в этом случае сводится к восприятию карты и запоминанию пространственного размещения географических объектов. По сути дела такой же является познавательная деятельность учеников и в том случае, если учитель предлагает им самим найти на карте те или иные объекты, нанести их на контурную карту и запомнить их размещение. Но работу можно организовать иначе, направляя учащихся на применение знаний и умений в известной им учебной ситуации, например, предложив им определить по карте координаты тех или иных точек, составить характеристику отдельного компонента природы или отрасли хозяйства по типовому плану и т.п. Наконец, на основе карты можно организовать творческую работу школьников.

В одном из пособий ЮНЕСКО (95) методы обучения географии подразделяются на 1) объяснительные и 2) поисковые (исследовательские).

Объяснительные методы - это в основном дедуктивные методы, с помощью которых мировоззренческие идеи, общие и единичные научные понятия, причинно-следственные связи, закономерности и факты, раскрываемые учителем или же содержащиеся в учебнике, предлагаются учащимся как бы в «готовом виде» для последующего осмысления, запоминания, усвоения и применения.

Исследовательские методы - это преимущественно индуктивные методы: усвоение материала при их использовании идет в основном в направлении от знания конкретного примера к обобщению, от гипотезы к закону, от проблемы к ее решению. Исследовательские методы часто связываются с проблемным обучением.

Педагогическая технология такого индуктивно-проблемного обучения может быть описана следующей примерной схемой: вначале перед учащимися ставится некоторая проблема или проблемная учебная задача (или же сообщается ряд эмпирических фактов) с той целью, чтобы в дальнейшем, сопоставляя эти факты с другими фактами, они попытались бы построить гипотезу для устранения противоречия между ними). На пути к решению имеющейся проблемы учащимся непременно придется приобрести определенные знания, умения и навыки, необходимые для решения стоящей перед ними проблемы. В итоге самостоятельной исследовательской деятельности учащиеся могут прийти к открытию для себя той или иной истины, причинно-следственной связи, закономерности или закона.

Вышеприведённые и многие другие «простые» классификации не говорят о психологических механизмах и особенностях познавательной деятельности школьников, грешат схематизмом и условностью, не раскрывают психологии и методики формирования у школьников основ географического мышления. В этой связи более предпочтительной является классификация методов, построенная на характере познавательной деятельности учащиеся в процессе усвоения новых идей, знаний, умений и навыков. Подобная классификация методов в отечественной литературе была предложена дидактами И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным и конкретизирована применительно к школьной географии Л.М.Панчешниковой. Дальнейшее развитие идей вышеупомянутых авторов позволяет выделить следующие методы обучения школьной географии:

  1. объяснительно-иллюстративный метод;
  2. репродуктивный метод;
  3. метод проблемного изложения;
  4. частично-поисковый метод;
  5. исследовательский метод.

Рассмотрим содержание и особенности каждого из этих методов в процессе обучения географии

Объяснительно-иллюстративный метод призван обеспечить усвоение школьниками различной информации, передаваемой в «готовом» виде. Этот метод нацелен на то, чтобы дать школьникам четкие определения научных географических понятий, раскрыть ведущие мировоззренческие идеи, представить новые факты и т.д. Этот метод является наиболее подходящим для определения системы научных понятий, объяснения какой-либо классификации, формирования знаний, носящих принципиально теоретический и структурированный характер.

В процессе обучения учитель организует познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, умений и навыков. Напомним, что основой познавательной деятельности учащихся является учение, психологический механизм которого - усвоение. В этой связи чрезвычайно важно рассматривать этот метод как со стороны учителя, осуществляющего деятельность преподавания, так и со стороны учащихся, выполняющих деятельность учения.

Со стороны учителя объяснительно-иллюстративный метод схематично может быть представлен следующим образом: учитель излагает и объясняет новый учебный материал, раскрывает причинно-следственные связи и закономерности, формулирует определения важнейших понятий и т.д., иллюстрируя свое объяснение различными средствами наглядности (учебные картины, модели, схемы, природные экспонаты, образцы и т.д.). Учащиеся при этом воспринимают, осознают, понимают, усваивают знания, а также в специально созданных педагогических ситуациях применяют эти знания для решения тех или иных учебных задач.

Объяснительно-иллюстративный метод предъявляет высокие требования к изложению учителя, к его научности, системности, доказательности, доступности, образности и др., требует от него глубокого знания географической науки и смежных с ней дисциплин.

Осуществляя обучение по объяснительно-иллюстративному типу, учитель должен избегать перегрузки учащихся второстепенной информацией и дословного пересказа текста учебника, уметь сконцентрировать внимание на тех немногих вопросах (принципах, всеобщих отношениях, существенных элементах научной теории и т.д.), которые имеют принципиально важное значение для раскрытия и понимания учащимися мировоззренческих идей или научных географических понятий. При этом чрезвычайно важно педагогически грамотно, последовательно и целенаправленно раскрывать противоречия, которые имеют место в развитии изучаемых объектов и явлений, анализировать (а не просто констатировать!) причины и следствия этих противоречий, побуждать школьников к высказыванию прогнозных и оценочных суждений.

К объяснительно-иллюстративному методу относится также использование таких учебных заданий, при выполнении которых учащиеся ограничиваются преимущественно воспроизведением, извлечением, осмысливанием и запоминанием сведений, непосредственно выраженных в том или ином источнике знаний.

К частным приемам этого метода относятся:

-«преподнесение» информации в «готовом виде»;

-приведение примеров и фактов, иллюстрирующих раскрываемую идею или закономерность;

-чтение и пересказ текста учебника или учебных пособий;

-нахождение главной мысли раздела или параграфа;

-извлечение (приведение) сведений, содержащихся на картах, графиках, схемах, моделях и т.д.;

-нахождение и извлечение нужных количественных показателей в тех или иных указанных учителем источниках информации (книгах, справочниках, словарях, хрестоматиях и др.);

-лекция и др.

Объяснительно-иллюстративный метод применим в обучении географии учащихся всех возрастных категорий. Однако этот метод не всегда оказывается эффективным в образовании школьников, не выработавших у себя развитых умений длительно воспринимать новый учебный материал, самостоятельно обобщать теоретические знания, делать конспективные записи.

Репродуктивный метод направлен преимущественно на то, чтобы научить школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации или же по предложенному учителем образцу. Обучение географии по репродуктивному типу выражается прежде всего в том, что учитель организует самостоятельную или частично самостоятельную работу школьников, предлагая им типовые, повторяющиеся из темы в тему задания, способ выполнения которых учащимся достаточно хорошо знаком. Наиболее распространенной и широко применяемой формой использования данного метода является постановка заданий, выполняемых по стандартным планам. В географическом образовании широкое применение получили типовые характеристики отдельных компонентов природы и природных комплексов; типовые задания, требующие на основе ранее изученных закономерностей объяснения причин разнообразных природных и социальных явлений и процессов по предложенному учителем основанию (критерию); применение ранее усвоенных знаний для решения тех или иных учебных задач и др. В целом же деятельность школьников при этом состоит в применении знаний и умений по образцу или же по «готовой» схеме и определяется типовым планом или же алгоритмом о порядке и последовательности выполняемых действий. Так, характеристика климата отдельных территорий материка или континента в целом строится по следующему типовому плану, который заранее сообщается учащимся: 1) географическое положение территории; 2) средние температуры января и июля; 3) количество осадков и их распределение по сезонам; 4) продолжительность зимы и лета; 5) причины, влияющие на климат; 6) климатический пояс. План направляет умственные и практические действия учащихся с картами и климатограммами в ходе выполнения задания: «Пользуясь типовым планом, составьте характеристику климата территории материка».

К репродуктивному методу относятся и такие задания, при выполнении которых школьники руководствуются инструкцией о порядке действий, например при определении географических координат, направлений и расстояний по карте.

В обучении географии широко распространены типовые задания, требующие объяснения явлений или сравнения объектов в повторяющейся учебной ситуации, например: «Объясните, почему самые низкие температуры на территории Евразии наблюдаются в бассейнах Яны, Индигирки, Колымы»; «Объясните влияние климатических условий на специализацию сельского хозяйства Беларуси»; «Сравните климат Беларуси и Великобритании» и т.п.

Деятельность учеников при использовании репродуктивного метода состоит в понимании и применении знаний и умений по образцу. Однако при выполнении каждого задания присутствует и элемент творчества, что обусловлено своеобразием изучаемых географических объектов и явлений. В целом же деятельность учеников является репродуктивной, поскольку логика их рассуждения определена типовым планом, инструкцией о порядке учебных действий или ранее выполненным образцом.

Репродуктивный метод лежит в основе типологического подхода к обучению школьной географии.

Метод проблемного изложения - метод, применяемый для того, чтобы показать школьникам образец доказательного решения той или иной глобальной, региональной или локальной проблемы, раскрыть сложный путь движения познающей мысли к истине. В обучении географии по типу проблемного изложения учитель формулирует проблему и в принципе сам ее решает, но при этом он показывает, демонстрирует школьникам логику решения проблемы, обращая при этом особое внимание на противоречия, имеющие место в ее развитии, становлении, преобразовании. Другими словами, учитель демонстрирует школьникам образец доказательного научного познания, раскрывает сложный, противоречивый путь искания оптимального решения. Деятельность учащихся при этом заключается в том, что они контролируют и осознают ход мысли учителя, следят за логикой и всем ходом научно обоснованного доказательства, усваивают основные этапы, ход и логику решения целостных проблем.

Проблемное изложение может быть использовано при рассмотрении сложного процесса образования какого-либо компонента природы или природно-территориального комплекса. Так, приступая к характеристике рельефа Северной Америки, учитель формулирует проблему: «Формирование рельефа материка есть результат взаимодействия внутренних и внешних факторов»; строит свое изложение таким образом, чтобы доказать взаимосвязь эндогенных и экзогенных процессов в образовании современной природы Северной Америки. Содержание школьной географии открывает широкие возможности для проблемного изложения в связи с рассмотрением проблем и перспектив развития отдельных отраслей хозяйства, экономических районов и стран.

Важная сфера применения проблемного изложения – вопросы охраны и преобразования окружающей природной среды, которые рассматриваются на стыке гуманитарных и естественнонаучных знаний. В ряде случаев проблемное изложение целесообразно посвятить ознакомлению школьников с разными мнениями, существующими в географической науке: о глобальном изменении климата на Земле; о происхождении вечной мерзлоты; об отсутствии развитой древесной растительности в зоне тундр и т.д.

Частично-поисковый метод направлен на поэтапное приобщение школьников к творческой деятельности и в реальной педагогической практике реализуются с помощью проблемных или творческих заданий, способ выполнения которых ученикам неизвестен. Именно это обстоятельство отличает творческие задания от типовых, решаемых преимущественно по репродуктивному типу. В обучении географии по частично-поисковому типу учитель разрабатывает задание и сообщает его школьникам. После этого он квантует, то есть расчленяет задание на несколько подзаданий, составляющих определенные этапы на пути его выполнения. Затем учитель организует деятельность школьников по решению проблемы, направляя каждый шаг школьников на пути ее исследования. Деятельность школьников при этом носит поисковый, творческий характер. Однако эта деятельность имеет не полностью самостоятельный, а лишь частично самостоятельный, частично-поисковый характер. В целом же познавательная деятельность школьников состоит в том, что они воспринимают и осмысливают задание в целом, уясняют его главную проблему, последовательно и поэтапно решают ее частные задачи и вопросы. Школьники, таким образом, конечно, осуществляют поисковую деятельность, хотя и не вполне самостоятельно. Отсюда и название метода - частично-поисковый.

Одной из ярких форм реализации частично-поискового метода является эвристическая беседа (сократовская беседа), представляющая собой такой способ ведения дискуссии, который позволяет школьнику как бы самостоятельно, отталкиваясь от устоявшихся истин и мнений, приходя в противоречие с некоторыми частными аксиоматическими утверждениями, приходить к принципиально новым для него выводам и заключениям.

Так, в VI классе при изучении природного комплекса Северной Америки учитель может предложить школьникам следующее задание: «Объясните, как повлияло древнее оледенение на почвы материка». Так как ученики чаще всего не ответят сразу же на этот вопрос, то учитель разделяет этот вопрос на ряд подвопросов, соответствующих логике рассуждения по данной проблеме.

При анализе методов обучения важно не спутать эвристическую беседу с катехизической, вопросы которой не связаны с логикой решения творческой задачи и требуют только воспроизведения знаний или их извлечения из карт и других источников географических сведений. В некоторых случаях при использовании частично-поискового метода можно не проводить беседы, но заранее сообщить школьникам порядок или план действий при выполнении задания.

Исследовательский метод нацелен на приобщение школьников к творческой деятельности и требует от учащихся полностью самостоятельного решения той или иной учебной проблемы. Если при частично-поисковом методе ученики делают только отдельные шаги на пути выполнения творческого задания, то в данном случае им предлагается самостоятельно решить проблему в целом. В практике обучения географии долговременные творческие задания применяют в краеведческой работе. На уроках же преобладают кратковременные задания, требующие переосмысления ранее усвоенных знаний и работы с разными источниками географической информации.

Исследовательский метод основан на собственных научных наблюдениях учащихся, эксперименте, моделировании, проведении исследований в окружающей природной среде или на местности. Исследовательский метод реализует следующие два вида научного объяснения:

во-первых, объяснение по аналогии, то есть по индуктивному пути;

во-вторых, объяснение на основе выдвижения гипотез, то есть по дедуктивному пути.

В целом же исследовательский метод представляет собой строгий научный подход к анализу различных глобальных, региональных и локальных проблем.

В обучении географии этот метод чаще всего реализуется посредством постановки и решения творческих, проблемных заданий (причем как в аудитории, так и на местности, в непосредственном природном окружении). При этом применяются различные проблемные, творческие задания, требующие не только обобщения, переосмысления и переконструирования ранее усвоенных знаний и приемов работы с разными источниками знаний, но и приобретения новых знаний и умений, а главное - самих способов решения проблем. Другими словами, решая то или иной творческое задание, ученик должен самостоятельно выработать сам метод решения задачи, адекватный специфике и содержанию задачи. Функции же учителя при этом состоят прежде всего в конструировании и постановке проблемных заданий (или же в отборе этих заданий из научно-популярной или методической литературы), а деятельность учащихся заключается в восприятии, осмыслении, понимании и решении имеющейся проблемы в целом. Таким образом, главные функции учителя при обучении исследовательским методом заключаются в ориентировании учащихся в предстоящей учебной деятельности, а также в осуществлении систематического (пооперационного, текущего и итогового) контроля за ходом самого процесса этой деятельности.

Исследовательский метод может быть успешно применен для анализа факторов местной среды, для изучения динамики различных типов загрязнений, для более полного понимания основных географических закономерностей.

В обучении географии могут быть также использованы такие методы, как полевые и лабораторные практикумы и исследования, методы школьной математической статистики (описательной и индуктивной), графические методы, методы моделирования и др. Арсенал методов, применяемых в процессе обучения географии, является практически неисчерпаем.

Говоря о достоинствах или недостатках того или иного метода, необходимо еще раз подчеркнуть, что любая классификация есть всегда некоторая условность и имеет лишь относительную ценность. Жизнь, реальная педагогическая практика всегда несравненно богаче даже самой полной классификации. Именно поэтому абсолютной классификации нет и быть не может. Нет и быть не может и универсального метода обучения географии.

2. Выбор и эффективность метода обучения географии.

Выбор и эффективность метода обучения географии являются системно детерминированными и зависят от широкого круга факторов и условий. В обучении географии на выбор того или иного метода в первую очередь влияют 1) цели и задачи географического образования, его специфика; 2) содержание усваиваемого школьниками материала; 3) уровень интеллектуального развития школьников; 4) степень профессиональной подготовленности учителя; 5) конкретные условия осуществления педагогического процесса (наличие необходимого оборудования, различных средств наглядности, учебной и специальной литературы и т.д.); 6) состояние и специфика природной среды в данной местности; 7) характер местных экологических проблем; 8) наличие в классе доброжелательной атмосферы и обстановки эмоционального комфорта и др.

При этом очень часто метод, используемый педагогом, представляет собой некий компромисс между тем, что рекомендует психолого-педагогическая наука и тем, что подсказывает его личный опыт, его ежедневные контакты с реальными детьми и окружающей социо-природной средой. Конечно, не все учителя стремятся к тому, чтобы использовать новые методы, рекомендованные учеными. И это является существенным препятствием для внедрения в реальную школьную практику некоторых инновационных подходов, предлагаемых теорией и методикой обучения географии.

Методы обучения географии, как уже отмечалось, всегда «производны» от целей и содержания географического образования. Во всяком эффективном процессе обучения географии методы не только органично взаимодействуют между собой, но и являются взаимно дополняемыми, взаимозаменяемыми элементами. В обучении географии можно достичь хороших результатов посредством любого метода.

Иногда методы обучения географии обусловливают некоторые необходимые перемены в школьном расписании, которое должно предоставлять специально отведенное время для общения учащихся и педагогов с природой, для проведения полевых практик, для организации экскурсий и походов-экспедиций по исследованию и охране природы родного края.

3. Взаимосвязь уровней усвоения знаний и методов обучения.

Правильному отбору методов обучения географии, оценке характера познавательной деятельности учащихся и эффективности обучения в целом помогает обращение к уровням усвоения знаний. В таблице 2 показаны уровни усвоения знаний, которые приняты в методике обучения географии, а также методы обучения, ведущие к их достижению. Эта таблица может также служить средством самоконтроля и ориентировки для учителя при подготовке и оценке уроков географии.

Таблица 2

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

н/н

Уровни усвоения знаний

Методы обучения географии

1.

I уровень – ученики усваивают и воспроизводят готовую информацию

Объяснительно-иллюстративный

2.

II уровень – ученики применяют знания и умения по образцу, в знакомой учебной ситуации

Репродуктивный

3.

III уровень – ученики творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации

Частично-поисковый и исследовательский

Эти уровни и соответствующие им методы обучения целесообразно различать на всех этапах обучения – при изучении нового материала, проверке, повторении, обобщении и закреплении знаний. Так, если проверка требует простого воспроизведения текста учебника или изложении учителя без существенного переконструирования знаний, то она может осуществляться с помощью объяснительно-иллюстративного метода и позволяет судить о достижении учениками первого уровня усвоения знаний. Если вопросы и задания направляют на применение знаний в знакомой ситуации, то проверка ведется посредством репродуктивного метода и дает сведения о достижении учащимися второго уровня. Постановка творческих заданий означает применение для проверки частично-поискового и исследовательского методов и позволяет сделать заключение о том, достигнут ли учениками третий уровень усвоения знаний.

Изучение реальной школьной практики показывает, что роль самостоятельной работы учащихся на уроках географии существенно возрастает, особенно в ходе изучения нового материала. Но все же пока еще творческие методы обучения не заняли должного места в учебном процессе. В ходе изучения практики выявляется связь между методами обучения и состоянием знаний и умений учащихся. В письменных проверочных работах школьники лучше всего, как правило, справляются с заданиями на воспроизведение текста учебника (I уровень); на втором месте оказываются задания, которые направлены на применение знаний по образцу (II уровень). Хуже всего обычно бывают выполнены проблемные задания ( III уровень).

Заключение

   Изучение реальной школьной практики показывает, что роль самостоятельной работы учащихся на уроках географии существенно возрастает, особенно в ходе изучения нового материала. Но все же пока еще творческие методы обучения не заняли должного места в учебном процессе. В ходе изучения практики выявляется связь между методами обучения и состоянием знаний и умений учащихся. Отсюда следует вывод: учителю географии, особенно начинающему, надо обратить особое внимание на использование частично-поискового и исследовательского методов обучения, систематически оценивать и корректировать свою работу с учетом уровней усвоения знаний. Применение творческих методов и проблемное обучение следует рассматривать как элемент передового опыта в работе школьного учителя географии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. – № 4. – 2005.
  2. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подход в образовании: проблемы интеграции. М., 2009.
  4. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссий (анализ зарубежного опыта). - Рига: Эксперимент, 1998.
  5. Лернер И.Н. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.
  6. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию// Интернет-журнал «Эйдос». – 2007.
  7. http://www.eidos.ru
  8. http://geo.metodist.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Теория и методика обучения географии в контексте ФГОС

  Теория и методика обучения географии раскрывает теоретические основы методики обучения географии в общеобразовательных учреждениях, излагает цели среднего географического образования, ег...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...

Презентация "Смешанное обучение как современная педагогическая технология"

В презентации предлагаю познакомиться с on-line ресурсов, которые помогут в организации и проведении дистанционных уроков...

"Современные педагогические технологии и методики обучения математике"

Использование в процессе обучения современных технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихс...