Урок "Материки и части света" по ФГОС 7 класс.
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Кузнецова Екатерина Ивановна

Урок "Материки и части света" в 7 классе разработан в соответсвии с ФСГОС:

Вместо конспекта урока  представлен сценарий план( технологическая карта), который предоставляет большую свободу  и определяет последовательную деятельность учащихся.

Для осуществления целеполагания урока используется УМК линии "Сферы" ( учебник, атлас, контурные карты. тетрадь-тренажер), ИКТ ( электронное приложение к учебнику, слайды).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель географии Кузнецова Е.И

                                                                               школа 282 Санкт-Петербург

Тема урока: « Материки и части света»   7 класс (по ФГОС)

Тип урока: изучение нового

Цель урока: создать условия для формирования УУД:

Личностных (самоопределение),  познавательных (общеучебные, логические), коммуникативные  (планирование, постановка вопросов, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, оценка).

Задачи: 

  • способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации  через работу с заданиями-определителями, картами атласа;
  • организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке текстовой информации;
  • актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе и работе с  контурными  картами, заданиями в тетради-тренажере;
  • организовать рефлексию учащимися собственной деятельности путем работы с кроссвордом и текстом с выбором правильного ответа;
  • организовать самооценку учащимися своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;
  • учащиеся осознают ценность географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
  • учащиеся осознают какое значение имеет для них тема урока.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • учащиеся умеют осуществлять постановку учебной задачи;
  • учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;
  • учащиеся умеют корректировать свои действия.

Познавательные:

  • учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск её выполнения;
  • учащиеся владеют навыками смыслового чтения;
  • учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы.

Коммуникативные:

  • учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество;
  • учащиеся умеют достаточно четко выражать свои мысли.

Предметные:

  • учащиеся умеют анализировать картосхему «Материки и части света» и сопоставлять границы материков и частей света
  • учащиеся умеют наносить на контурную карту границу между Европой и Азией
  • учащиеся умеют прослеживать по географическим картам границы частей света, определять страны, территория которых расположена в нескольких частях света.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно-мотивационный этап

Актуализация знаний по теме.

Организация вводной беседы.

Создание учебной мотивации.

- Электронное приложение к учебнику:  

слайд 1 (беседа)

- Задания в тетради – тренажере (с.4 зад.1-4; с.5 зад8)

- Электронное приложение к учебнику:

слайд 2 – Представление проблемы в виде картосхемы, организует работу по проблеме

- Ввод темы урока. Организация учащихся в целеполагании. слайд 3.

Рассказ учителя : слайд 4,5

Вспоминают   ранее известные знания по изучаемой теме.

Просмотр слайдов. Участие в беседе и опросе.

- Смотрят и отвечают на вопросы (беседа)

- Отвечают на задания в тетради-тренажере

 ( фронтальный опрос)

- Определение  проблемы и ее актуальности.

- Смотрят и отвечают на вопросы, выдвигают свои версии.

-  Слушают рассказ учителя. Участвуют в целеполагании

Технологический  этап

Организация работы по освоению новых знаний.

Организация работы в парах по выполнению практической работы

Организация работы с текстом и картами атласа

Сопоставление полученный информации и выстраивание логической цепочки.

Практическая работа. Проследить по географическим картам границу частей света (между Европой и Азией):

1. получают маршрутные листы и раздаточный материал приложение 1

2.Задание 1.По предложенному тексту определить географический объект, по которому проходит граница между Европой и Азией

3. организация представления полученных результатов по 1-ому заданию работы в группах.

 Задание 2.

 4. Работа по составлению кроссворда.

организация представления полученных результатов по 2-ому заданию работы в группах.

5. Обобщение. Организация систематизации полученных знаний  и их взаимопроверке

                                   

 Задание 3.

6.  По фрагментам карты определить, какие государства расположены в разных частях света.

Выполнение заданий в парах

Чтение текста, его осмысление, систематизация информации, заполнение таблицы, схемы, составление кроссворда

Организация промежуточной диагностики и  работы с картами

Просмотр слайда 8, обсуждение в парах,

исправление допущенных ошибок

1. знакомятся с их содержанием, задают вопросы по оформлению

2. определяют географический объект, выделяют ключевые слова, которые послужили подсказкой для ответа на задание, заполняют таблицу,

3.называют и показывают определенные части границы между Европой и Азией на карте.

4.составляют кроссворд. Записывают ответы в маршрутный лист.

слайд 6.  Представляют свою работу через проектор на компьютере, показывают их на карте

5. Систематизируют  полученные знания

по схеме«Фишбон».

Самооценивание. Проверяют себя, сопоставляя свои ответы с картой слайд  8.

6. Слайд 9. Анализируют карту и дают ответ с обоснованием, показывают эти государства на карте

Рефлексивный этап

приложение 2.

1.Систематизируют   и  закрепляют полученные знания, выполняя задание «Вычеркни лишнее»

2. Организация обсуждения итогов работы

Домашнее задание.  Выполнить задание №1 на конт. карте, стр 2-3

Для тех, кто хочет узнать больше, будут высланы вопросы «Интеллектуального марафона».Ответы прислать по эл/ почте .

1.Читают текст и выполняют задание

2. заполнение анкеты

3. сдают маршрутные листы и анкету.

Ход урока

Приветствие,  подготовка рабочего места

1.Вводно-мотивационный этап

 Электронное приложение к учебнику  Слайд  1. 

Сопоставьте картосхемы «Материки и части света»:

1. Назовите и покажите на карте материки. Сколько выделяют материков?

2. Назовите и покажите на карте части света. Сколько выделяют частей света? 

Задания в тетради – тренажере (с.4 зад. 1-4; с.5 зад.8)

Слайд  2.

1. Совпадают ли границы материков и частей света?

 2. Посмотрите внимательно на картосхему и подумайте, какую задачу нам предстоит решить  на сегодняшнем уроке?


3.  Как вы считаете, необходимо ли нам знать какие географические объекты находятся, например, в Европе, какие в Азии? Выскажите свое мнение. У кого есть затруднения в ответе на этот вопрос, обратитесь к тексту учебника на стр 11.

 Слайд3.

Например,в Европе существует известная организация «Евросоюз», которая объединяет 28  государств. Они объединились для совместной хозяйственной деятельности. Есть свое правительство – Европейский парламент. Членами Евросоюза могут стать только европейские страны.

Электронное приложение к учебнику   Слайд 4.

Древнегреческие ученые выделили только 2 части света (Европа и Азия). Европа – страны к западу от мест поселения греков, Азия - к востоку. После того как древние римляне завоевали южное побережье Средиземного моря, появилось название третей части света - Африка. Европа Азия и Африка - Старый свет.

 В конце 15в. Колумб открыл новые заатлантические земли, они получили название Америка. Хотя Северная и Южная Америка отличаются по природным условиям. Эти земли назвали Новым светом.

В 17-м веке голландские мореплаватели открыли пятую часть света — «Терра Аустралис Инкогнита» («Неизвестную Южную Землю») — Австралию.

         Берегов Антарктиды (то есть «Земли, лежащей напротив Арктики») в начале 19-го века впервые достигли корабли под командованием русских моряков Ф. Ф. Беллинсгаузена и

М. П. Лазарева. Так была открыта шестая часть света.

Вы правильно определили цель урока. Нам предстоит проследить как проходит граница между Европой и Азией и определить страны, территория которых расположена в нескольких частях света.

В Уральских горах, там, где проходит условная граница между Европой и Азией, установлено несколько обелисков. И бывает так, что туристы, фотографируясь около этих обелисков, стоят одной ногой в Европе, а другой — в Азии. Есть на Урале и две ж/д станции с названиями «Европейская» и «Азиатская». Но это не значит, что граница проходит именно между ними. Вопрос этот вовсе не такой уж простой, как кажется вначале, и пограничные европейско-азиатские столбы поставлены не совсем удачно. Задача  непростая, так как граница эта условная, в течение многих лет она менялась. Слайд 5.

Многие взрослые затрудняются ответить на вопросы:

- Кавказ – это Европа или Азия? или что считать высочайшей европейской вершиной — Монблан или Эльбрус? Какова точная площадь Европы и Азии?

          Оказывается, европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью  даже до километра, потому, что в природе между Европой и Азией нет резкого перехода. Климат в Европе у границы с Азией такой же, как и в Азии, у границы с Европой, почвы такие же, в растительности также нет большой разницы.

Географы решили, что такое положение должно быть исправлено и договорились, как будет проходить между Европой и Азией.  Мы сегодня узнаем их решение.

2.  Технологический этап

Практическая работа. «Проследить по географическим картам границу между Европой и Азией»

Работаем в парах.

Перед вами маршрутные листы.    В них  задания, с помощью которых вы определите по каким географическим объектам проходит эта граница. Узнайте объект и запишите его в таблицу. С помощью условных знаков ответьте на вопросы.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ                            «Условная граница между Европой и Азией»

Класс 7____                                        ф.и.   1._________________________________

                                                          2._________________________________

Приложение 1. 

1.Прочитайте внимательно текст. Выделите  для себя ключевое слово или фразу, которое поможет вам определить по каким географическим объектам проходит граница. узнайте объект и запишите его в таблицу. С помощью условных знаков ответьте на вопросы.

Название

природного объекта

Ключевое

слово и фраза

Поставьте

 « V » (да),

если уже знали

поставьте «+» , если узнал новое

поставьте « – » , если думал иначе

1.

2.

3.

4.

5.

Промежуточный контроль.  

2.  Один из учащихся озвучивает ответ, другой показывает их на карте.

Условная граница между Европой и Азией проходит по разным географическим объектам. Для дальнейшего определения границы предлагаю вам составить небольшой кроссворд.

Что бы это значило?

1. Самое мелкое море в мире. Расположено на востоке Европы

2. "Цветное" море. На его берегу расположен город - столица зимней Олимпиады 2014

3. Пролив между Азовским и Черным морем.  На его берегу расположен город-герой Керчь

4. В этом море ловят рыбу жители трёх частей света

5. Один из самых узких проливов в мире. Вместе с проливом Дарданеллы соединяет Чёрное море

    со Средиземным морем

Промежуточный контроль. Слайд 6. Один из учащихся заполняет кроссворд на компьютере, другой показывает этот объект на карте.

3. Систематизация и обобщение знаний. Мы определили основные географические объекты по которым проходит условная граница между Европой и Азией. Давайте систематизируем наши знания. Заполним схему.

Слайд 7. Систематизация знаний. Схема Фишбон. Заполняют самостоятельно.

 Взаимопроверка. Слайд 8.   Проверьте, правильно ли определили границу.

Вывод.  Чтобы Урал и Кавказ не разрывались на части, а целиком относились к той части материка, с которой они больше связаны геологической историей,  решено

Урал целиком относить к Европе, а Кавказ — тоже целиком — к Азии. Азовское море следует считать европейским.

4.  Оказывается, есть еще один интересный вопрос, связанный с условной границей между Европой и Азией. Наша страна  к этому имеет непосредственное отношение. Кто догадался о чем речь? Правильно есть страны, территории которых лежат в двух частях света.

Слайд 9. Давайте посмотрим на карту и определим, что же это за страны?

 Один из учащихся озвучивает ответ, другой показывает их на карте.

Не забывайте заполнять таблицу.

- Как вы думаете, мы справились с задачей урока? У кого есть вопросы?

3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

Собрать маршрутные листы и раздаточный материал.

Выдать текст задания. (выполняется на оценку).

 Приложение 2. Слайд 10.

 Вычеркните лишнее и продолжите текст:

Граница между Европой и Азией -  условная линия. Она проходит от (Карского, Баренцева) моря, по (западному, восточному) склону Уральских гор, на - юге вдоль реки (Урал, Эмба), до Каспийского моря, по северному и северо-западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы., а затем по Кумо – Манычской впадине (севернее, южнее) Кавказских гор до реки Дон, далее по (восточному, западному) берегу Азовского моря к Черному морю через пролив Босфор_______________________________________

_____________________________________________________________________________

Понравился ли вам урок?  Заполнение анкеты

 ЛИСТ САМОАНАЛИЗА

Я узнал(а)…

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Домашнее задание. Ознакомится с п.2, ответить на вопросы. Выполнить задание 1 на контурной карте стр.1-2. Для тех, кто хочет узнать больше, я вышлю на вашу электронную почту вопросы «Интеллектуального марафона». Ответы должны быть присланы к следующему уроку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сопоставьте картосхемы «Материки и части света»: 1. Назовите и покажите на карте материки. Сколько выделяют материков ? 2. Назовите и покажите на карте части света. Сколько выделяют частей света?

Слайд 2

1. совпадают ли границы материков и частей света? 2. Какую задачу нам предстоит решить на сегодняшнем уроке? 3. Необходимо ли нам знать какие географические объекты находятся, например, в Европе, какие в Азии?

Слайд 4

Граница между Европой и Азией в разные исторические периоды

Слайд 6

граница между Европой и Азией горы река озеро впадина река море пролив море пролив море граница услов ная

Слайд 7

Проверь себя

Слайд 8

Вычеркните лишнее и продолжите текст: Граница между Европой и Азией - условная линия. Она проходит от (Карского, Баренцева) моря, по (западному, восточному) склону Уральских гор, на юге - вдоль реки (Урал, Эмба), по северному и северо-западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы., а затем по Кумо – Манычской впадине (севернее, южнее) Кавказских гор до реки Дон, далее по (восточному, западному) берегу Азовского моря к Черному морю через пролив Босфор_______________ _______________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части". Математика. 5 класс.

Презентация к уроку по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части". Математика. 5 класс....

Конспект урока по теме "Наречие как часть речи" ФГОС

Конспект урока, который является первым в теме...

Урок математики по теме: "Задачи на части" для 5 класса (ФГОС)

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:Вид планируемых учебных действийУчебные действияПланируемый уровень достижения результатов обученияПредметные...

Имя прилагательное как часть речи (5 класс ФГОС)

Имя прилагательное как часть речи...

Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...