Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В.]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasti_rechi._5_klass.doc115.5 КБ
Office presentation icon urok_-_povtorenie_.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обобщения и закрепления знания

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

«Повторение. Части речи» 

Цель урока:

Обобщить и систематизировать знания о самостоятельных частях речи, их грамматических свойствах;

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Научиться распознавать самостоятельные части речи по характерным признакам;
  • использовать алгоритм (памятку) для различения частей речи;
  • определять части речи по морфологическим признакам.

 

Регулятивные: способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так  и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, применять методы информационного поиска.

Познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; использование общих учебных  умений; развивать навыки исследовательской деятельности

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью.

Практическое освоение обучающимися основ исследовательской деятельности, практическое освоение методов познания, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы

Учебная литература

Оборудование

Учебник.  Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Словари.

Компьютер, экран.

Основные понятия

Морфология, самостоятельные части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие.

Форма проведения урока

урок закрепления знаний (слайд 1)

Деятельность учителя

Деятельность обучаю

УУД

  1. Организационный момент, мотивация учебной деятельности  (слайд 2) 

Цель этапа: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха.

Мотивирующий приём: положительный настрой на урок русского языка.

- Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. Запишите, пожалуйста, число и  предложение «Классная работа».

  1. Приветствуют учителя.
  2. Записывают дату и предложение «Классная работа».

Принцип психологической комфортности.

УУД:

  • личностные: формирование внутренней позиции школьника на положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • познавательные: осознают учебно – познавательную задачу.

 II. Актуализация знаний.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации

Мотивирующий приём: подводящий к теме диалог.

Учитель: Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, но сегодня мы взглянем на нее под новым углом, более серьезно. Прослушайте, пожалуйста стихотворение Высотской О. «Веселая грамматика», попробуйте догадаться, о чем идет речь. (слайд 3)

Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

А потом у тёплой печи

- Повторяем … (части речи). (О. Высотская)

Учитель:  

1 Какие части речи были перечислила?

2.В какую группу входят перечисленные части речи?

3.Какие части речи не входят в эту группу? Как они называются?

 4. Какой раздел языка изучает части речи?

 

Слушают, отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы учащихся:

1. Были перечислены части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

2. Это самостоятельные части речи.

3. Предлог, союз, частица. Это служебные части речи.

4. Морфология изучает части речи.

Беседа, диалог.

  • личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;
  • познавательные УУД:  

- понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку;

- анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать;

  • коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение.

III. Постановка учебной цели.  

Цель этапа: самостоятельное определение темы урока, цели урока.

Продуктивное задание: определить тему урока.

Учитель: Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока «Самостоятельные части речи».

Учитель:

- Запишите тему урока в тетради. Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока, используя опорные слова. В этом вам поможет тема урока.  

Знать: ….

Уметь: …

Предполагаемые ответы учащихся: (слайд 4)

Тема урока: «Повторение. Части речи».

Цель урока: 

Знать какие части речи относятся к самостоятельным.

Уметь определять части речи и правильно их писать.

Формулирование темы урока:

  • регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • познавательные УУД:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные УУД: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

IV. Работа по теме урока. 

Цель этапа: обеспечение восприятия и осмысление изученного  материала.

- Мы начинаем работу над темой урока. Я предлагаю вам выполнить словарную работу.

Самостоятельная индивидуальная работа (первичное закрепление)

Задание 1. Распределите данные слова в таблице. Крым, беги, полуостров, земля, добрая, знай, лес, родник,  ранняя, смейтесь, музыка, радость.

- Что помогло записать данные слова в столбики?

Выполняют задание.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Предполагаемые  ответы:

- Задавали вопросы к словам.

- Определяли значения слов.

- Определили грамматические признаки частей речи.

Личностные УУД: умение работать с самостоятельно;

Познавательные УУД: систематизируют  и точно излагают полученную информацию, устанавливают причинно-следственные связи.

использование общих учебных  умений;

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

V. Физкультминутка. (слайд 5)

Цель этапа: снять напряженность и усталость

- Ребята, а сейчас отдохнем и выполним физкультминутку.

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть. 

Выполняет физкультминутку вместе с учителем.

VI. Закрепление изученного материала. Цель этапа: проговаривание и закрепление новых знаний, выявление первичного осмысления изученного материала.

Работа по карточкам. (слайд 6)

Задание 2.

Соотнесите лексическое значение со словами:

1) Морфология - …

2) Имя существительное  - …

3) Имя прилагательное  - …

4) Имя числительное  - …

5) Местоимение  - …

6) Глагол -

7) Наречие -

 (слайд 7)

A) часть речи, которая обозначает предмет, лицо, явление;

Б)  часть речи, которая обозначает признак признака или признак действия;

В) часть речи, которая обозначает действие;

Г) часть речи, которая обозначает признак предмета;

Д) часть речи,  которая указывает на  предмет, признак, количество, но не называет их.

Е) раздел языкознания, изучающий слово как части речи;

Ж) часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов присчете.

Комбинированный тест

1 Задания открытой формы и закрытой формы

2. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов (задания с 2-мя, 3-мя и более ответами).

3.  Задания на установление соответствия, найти лишнее…

 (слайд 8, 9)

Задание 3. Работа с взаимопроверкой.

Тест.

1. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый;

б) бегать, играть;

в) солнце, свет.

2. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый;

б) бегать, играть;

в) солнце, свет.

3. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый;

б) бегать, играть;

в) солнце, свет.

4. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый;

б) бегать, но, из;

в) я, для, вчера.

5. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво;

б) и, не, да;

в) дверь, звезда, думать.

 (слайд  10)

Задание 4.  Словарная работа.

Задание: поставьте проблемные вопросы (учащиеся, записав слова, самостоятельно пытаются поставить проблемные вопросы, придумать задания):

1  вариант. Плащ, беречь, вскачь, дремуч, тушь, туш.

2  вариант. Мышь, смотришь, настежь, колюч, тушь, туш.

4.  Задание. Работа в группах. (слайд  11)

Из отдельных слов составить предложение, изменяя, если нужно окончания.

1 группа:

  1. Конец, чудесной, пришел, встреча.
  2. Мы, части, речь, запомним, все.

2 группа:

  1. Нам, все, знать, правило, помогут.
  2. Всём, обо, смогут, поведать.

3 группа:

  1. Вокруг, что, существует, нас,
  2. и, как, рассказ, закончился.

1. Работа в парах: учащиеся работают в парах, далее отвечают несколько учащихся по вызову (или по желанию), остальные проверяют и самостоятельно выставляют себе  оценку  за каждый правильный ответ по одному баллу.

Работа по карточкам 

Задание 1. Выполните первое задание.  

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Ответ:

Балл за ответ

 

Задание 2.

Работа с взаимопроверкой: учащиеся выполняют тестовые задания самостоятельно, после выполнения задания меняются оценочными листами для взаимопроверки.

Ответы: 1- б; 2 – a; 3 – б; 4 – a; 5 – б.

1.

2.

3.

4.

5.

Ответ:

Балл за ответ

3. Словарная работа.

Примерные ответы учащихся:

- Чем похожи?

- Чем отличаются?

- Найти «лишнее». (Как называются слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разное значение?)

- Почему в этих словах пишется мягкий знак  и не пишется?)

- Что нам поможет узнать значение данных слов?

Примерные ответы учащихся: 

Пришел конец прекрасной встречи.

Запомним мы все части речи.

Все знать нам правила помогут.

Обо всём поведать смогут.

Что существует вокруг нас,

И как закончился рассказ.

(слайд  12)

Личностные УУД: развитие логического мышления; оценивание усеваемого содержания;

Познавательные УУД:  анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений;

Регулятивные УУД:  контроль, коррекция, оценка.

Личностные УУД: развитие логического мышления; оценивание усеваемого содержания;

Познавательные УУД:  анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений;

Регулятивные УУД:  контроль, коррекция, оценка.

Личностные УУД: развитие логического мышления; оценивание усеваемого содержания;

Познавательные УУД:  анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений;

Регулятивные УУД:  контроль, коррекция, оценка.

Личностные УУД: развитие логического мышления; оценивание усеваемого содержания;

Познавательные УУД:  анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений;

Регулятивные УУД:  контроль, коррекция, оценка.

VI.  Домашнее задание. 

Цель этапа: настроить обучающихся на самостоятельную работу по изученной теме.

(слайд  13)

1. Выучить теоретический материал (параграф 36)

(стр. 4, 5);

2. Упр №  267 (стр. 6).

Записывают домашнее задание:

1. Выучить теоретический материал (параграф 36)

(стр. 4, 5);

2. Упр №  267 (стр. 6).

Личностные УУД: сохраняют познавательный интерес к  пройденному  учебному материалу, способу его обобщения.

Регулятивные УУД:  учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

VII.Итог урока. Рефлексия. (слайд 14)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Беседа с учащимися:

- Какие части речи повторили?

- Удалось ли достичь цели сегодняшнего урока,

- Что нам помогало в этом?

- Для чего нам нужны знания о частях речи?

Примерные ответы учащихся:

- Самостоятельные части речи.

Личностные УУД: самооценка;

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

(слайд 15)

+ / -

+ / -

1.На уроке я работал

хорошо

плохо

2.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3.Урок для меня показался

коротким  

длинным

4.За урок я

не устал

устал

5.Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен

не понятен

7.Домашнее задание мне кажется

легким

трудным

Использованные источники:

1. Русский язык. 5 класс. – Харьков: «Веста»: издательство «Ранок», 2002.  – стр. 304

2. Учебник.  Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Оценочный  лист учащегося.

Фамилия, имя ____________________________________________________________

Дата _______________________

Тема _____________________________________________________________________

Задание 1. Распределите данные слова в таблице.

Крым, беги, полуостров, земля, добрая, знай, лес, родник,  ранняя, смейтесь, музыка, радость.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Задание 2. Соотнесите лексическое значение со словами:

1) Морфология - …                                            A) часть речи, которая обозначает предмет, лицо, явление;

2) Имя существительное  - …                           Б ) часть речи, которая обозначает признак признака или признак действия;

3) Имя прилагательное  - …                              В) часть речи, которая обозначает действие;

4) Имя числительное  - …                                 Г) часть речи, которая обозначает признак предмета;

5) Местоимение  - …                                         Д) часть речи,  которая указывает на  предмет, признак, количество, но не называет их.

6) Глагол -                                                          Е) раздел языкознания, изучающий слово как части речи;

7) Наречие -                                                       Ж) часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов присчете

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Ответ:

Балл за ответ

 

Задание 3. Работа с взаимопроверкой.

Тест.

1. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый;

б) бегать, играть;

в) солнце, свет.

2. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый;

б) бегать, играть;

в) солнце, свет.

3. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый;

б) бегать, играть;

в) солнце, свет.

4. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый;

б) бегать, но, из;

в) я, для, вчера.

5. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво;

б) и, не, да;

в) дверь, звезда, думать.

1.

2.

3.

4.

5.

Ответ:

Балл за ответ

       Задание 4.  Словарная работа.

       поставьте проблемные вопросы (учащиеся, записав слова, самостоятельно пытаются поставить проблемные вопросы, придумать задания):

       1  вариант. Плащ, беречь, вскачь, дремуч, тушь, туш.

       2  вариант. Мышь, смотришь, настежь, колюч, тушь, туш.

1.На уроке я работал

хорошо

плохо

2.Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

3.Урок для меня показался

коротким  

длинным

4.За урок я

не устал

устал

5.Мое настроение

стало лучше

стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен

не понятен

7.Домашнее задание мне кажется

легким

трудным

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"

"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе...

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Конспект открытого урока по русскому языку" "Союз как часть речи"

Конспект открытого урока по русскому языку  "Союз как часть речи"...

Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.

Технологическая карта урока по теме «Треугольники»  Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика.  5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе, 204 ч. ("Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.". Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын.)

Календарно-тематическое планирование в 6 класс (170 ч. ) Учебник "Русский язык, 6 класс" (Л.М.Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын) (204 ч.)...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе, 170 ч. ("Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)

Календарно-тематический план по русскому языку, 5 класс, 170 часов (Учебник "Русский язык", 5 класс. Авторы: . Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)...