Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мартынова Марина Борисовна

"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnaya_chast_rechi_glagol_6_kl..doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 В КЛАССЕ

«УДИВИТЕЛЬНАЯ

ЧАСТЬ РЕЧИ – ГЛАГОЛ!»

Подготовила и провела урок

учитель русского языка и

литературы

Мартынова М.Б.

ЦЕЛИ УРОКА: повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме «ГЛАГОЛ», а именно:

  1. знания учащихся о глаголе как части речи;
  2. умения находить изученную часть речи;
  3. обоснования правильности выбора орфограммы при написании глаголов;
  4. умения использовать глаголы в речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с заданиями, перфокарты, лотки для игры «Ярмарка», высказывание А. Югова и народные изречения (на листе ватмана), кодоскоп.

ХОД УРОКА

  1. Организационный  момент.

Учитель читает отрывок из стихотворения.

Что без меня предметы?

Лишь названия

Но я приду – всё в действие придёт,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растёт.

                         (В.Кондрашов)

Беседа.

1.О какой части речи говорится здесь?

2. Почему?

Объясняется тема урока, цель урока.

  1. Слово учителя.

« Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»   А. Югов.

3)  Проверка домашнего задания.

Вопрос. Каков же словесный портрет глагола?

Ученик (читает):

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

Жил-был Глагол. Он не очень любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьёт, и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А ты как думаешь? Успеет? Сможет? Добежит?

Учитель. Да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, на волшебную палочку, с помощью которой легко изменить всё, что угодно. А как вы думаете?

Ученики. (Называют предметы, на которые похож, по их мнению, глагол)

Учитель. Глаголия – это целая страна со своим гербом, гимном и т.д.

(Учащиеся представляют выполненные работы в рисунках, в текстах…)

  1. Внешность Глагола.
  2. Герб крепости Глаголии.
  3. Гимн Глаголу

В это время на доске, разделённой на три части, учащиеся выполняют задания по карточкам 1,2,3  (Задания прилагаются)    

Ученики-консультанты проверяют работы школьников под руководством учителя.

  1. Работа с перфокартой.  

Цель работы: проверка умения учащихся определять орфограмму в безударных личных окончаниях глаголов -  -е или –и (задание прилагается).

5) Учитель. Ребята, мы с вами изучили всё о глаголе. Знаем его общее грамматическое значение, морфологические признаки. Одним из заданий к этому уроку было создание творческой работы в виде грамматической сказки о морфологических признаках глагола.

Учащиеся представляют на обсуждение класса свои творческие работы по темам:

«Сказка об Инфинитиве».

«Сказка о себялюбивом и эгоистичном суффиксе –ся».

«Зачем глаголу столько видов?»

«Как много времён у глагола?»

«Бедный глагол! Век живи, век спрягайся!»

«Наклонение, привыкшее повелевать»

«Это мечтательное наклонение!»

 Обобщение: учащиеся обобщают сказанное.

  1. Самостоятельная работа по вариантам.

Задание: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

1 вариант

Участв…вал в соревнованиях, уклад…вал чемодан, бесед…вал с мамой, доклад…вал командиру, команд…вал ротой, рассчит…вал на успех.

2 вариант

Испеч… пирог, улыбаеш…ся мне, стереч… дом, отреж… кусок, мягкий карандаш…, возле дач…, смотриш…в окно.

Проверка.

 

6) Записать предложение, выполнить морфологический разбор глагола.

Между тучами и морем гордо реет3 буревестник. (М.Горький)

7) Задание – игра «Ярмарка»

Учащиеся (два заранее подготовленных ученика) выходят к классу с ярмарочными лотками, на которых лежат карточки с заданиями.

1. Продолжите фразеологизмы и объясните их значение.

 Быть не в своей …

Обвести вокруг …

Попасть пальцем  …

2. Укажите прямое и переносное значения слова-глагола «петь».

А) Вот солдаты идут по степи опалённой,

    Тихо песню поют про берёзки да клёны…

Б) В облаке пыли летучей

    Трубы тревогу поют…

В) Люблю моё Отечество,

    Пою моё Отечество…

3.Замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени.

Чужую беду руками легко развести.

Близок локоть, да не укусить.

Это цветочки, а ягодкам быть впереди.

4. Найдите глаголы в повелительном наклонении.

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

5. Подберите антонимы к глаголам.

Замёрзнешь, поссоришься.

8) Проверочная работа. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм. (Текст спроецирован на доску с помощью кодоскопа).

Бушу..т в поле (не)погода. По небу стел..тся ни..кие т..жёлые обл..ка. Ярос..ные порывы ветра гон..т по дорогам снег. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам с..брала их в глухом л..су.

Во многих сражениях вместе с партизанами участв..вал  Коля Зайков. Сейчас он пр..бежал из бл.жн..й д..ревн.. и доклад..вает к..мандиру, что он вид..л на д..рог.. немецкие танки. Партизаны рас..читывают уничтожить их внезапным ударом.

9) Подведение итогов работы на уроке.

Выставляются оценки, учитель отмечает сильные и слабые стороны в усвоении темы «Глагол», отмечает активную работу учащихся.

Домашнее задание: используя лексику, данную учителем, написать сочинение-миниатюру на тему «Первый снег».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы.

1.Тот, кто труда (не)бои…ся, тот умеет труди..ся. 2. Дело мастера бои..ся. 3. По труду и честь воздаё..ся. 4.Человек по делам узнаё..ся. 5. Надо труди..ся, не надо лени..ся.

Карточка № 2

Спишите, раскройте скобки.

(Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.

Карточка № 3

Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы.

Тучи разве..лись, наде..лся на брата, обид..л сестру, постро..л дом, скле..л конверт, услыш..л шорох.

Перфокарты.

1вариант

2 вариант

Стон..т

Стел..т

Завис..т

Стро..т

Пил..т

Кол..т

Крош..т

Ненавид..т

Пен..тся

Бор..тся

Смотр..т

Дыш..т

Жал..т

Ед..т

Хлещ..т

Се..т

Ре..т

Ла..т

Клее..т

Люб..т

Руб..т

Вид..т

Загора..т

Броса..т

Гон..т

Дыш..т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Удивительная часть речи - глагол"

Разработка урока для учащихся 5 класса по русскому языку. Цель: систематизировать, обобщить и закрепить изученный материал по теме "Глагол"....

Слайдовая презентация к уроку "Удивительная часть речи - глагол".

Слайдовая презентация к уроку по русскому языку для учащихся 5 класса....

«Удивительная часть речи – глагол!»

Урок письма и развития речи в 9 классеПо теме «Глагол. Обобщение»«Удивительная часть речи – глагол!»...

Удивительная часть речи - глагол!

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол"...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме  "Имя существительное - удивительная часть речи "....

Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"

Обучающие цели урока: обобщение изученного по теме «Глагол»: 1. знания учащихся о глаголе как части речи;2. умения находить изученную часть речи;3. обоснование правильности выбора орф...