Удивительная часть речи - глагол!
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Гилязова Чулпан Талгатовна

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                План-конспект урока по русскому языку в 6 классе

        Тема: «Удивительная часть речи – глагол!»

        Форма: урок-обобщение

        Цель: повторение, обобщение, систематизация изученного материала по теме «Глагол», а именно:

        1.Систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи

        2.Уметь находить изученную часть речи

        3.Обосновать правильность выбора орфограммы при написании глаголов

        4.Правильно использовать глаголы в речи

        Материал к уроку:

        1.Народные изречения (на листе ватмана): «В хорошем слове благодать целого дня», «От хорошего слова душа расцветает», «Бранью уважать себя не заставишь»

        2.Карточки с заданиями

        3.Словарные слова: «эпиграмма» - короткое стихотворение сатирического характера, «пантомима» - вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, жест, мимика

        4. «Листки учёта знаний»

        5. Лотки для игры «Ярмарка»

                        Ход урока

I.Организационный момент. 

    Учитель читает отрывок из стихотворения:

                Что без меня предметы?

                Лишь названия.

                Но я приду – всё в действие придёт,

                Летит ракета, люди строят здания,

                И рожь в полях растёт.

                                                (В.Кондрашов)

        Беседа с учениками:

- О какой части речи говорится здесь?..

- Почему?..

        Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»

                                                                        (А.Югов)

        -Каков же словесный портрет глагола?

II. Ученик читает грамматическую сказку:

        Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьёт и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть?  

1.Учитель. Глаголия – это целая страна со своим гербом, гимном (учащиеся представляют выполненные работы в рисунках, в текстах

        1)  внешность Глагола,

        2) герб Глаголии,

        3) гимн или песенка Глагола)

    2.Вэто время на доске, разделённой на части, учащиеся выполняют задания по карточкам: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Ученики- консультанты, помощники учителя, проверяют работы, оценки за ответы выставляют в «Листок учёта знаний».

        Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы. Какой темой объединены предложения?

        1.Тот, кто труда (не)бои_ся, тот умеет труди_ся

        2.Дело мастера бои_ся

        3.Человек по делу узнаё_ся

        4.По труду и честь воздаё_ся

        5.Надо труди_ся, (не)надо ленит_ся

        Карточка №2

Спишите, раскройте скобки

(Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.

        Карточка №3

Спишите, вставьте пропущенные буквы

Тучи разве_лись, наде_лся на брата, оид_л сестру, постро_л дом, скле_л конверт, услыш_л шорох.

        Карточка №4

Спишите, вставьте прпущенные буквы, обозначьте суффиксы

Участв_вал в соревнованиях, уклад_вал чемодан, бесед_вал с мамой, доклад_вал командиру, команд_вал ротой, расчит_вал на успех.

        

        Карточка №5

Спишите, вставьте пропущенные буквы

Испеч_ пирог, улыбаеш_ся мне, стереч_ дом, отреж_ кусок, мягкий карандаш_, возле дач_, ветер свеж_.

        Карточка №6

Сделайте морфологический разбор глагола из предложения:

Между тучами и морем гордо реет буревестник.

                                                (М.Горький)         

3. Ученик выразительно читает текст «Приказ Петра I перед Полтавской битвой»:

        Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы промышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь… Имейте в сражении перед глазами правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.

        Задания к тексту:

        - определить стиль текста;

        - какие слова вы считаете в приказе Петра I главными?

        -какое слово древнеславянского языка нашло своё место в приказе Петра I?

4. Работа с перфокартой. Цель этой работы – проверка умения учащихся определять орфограмму в безударных личных окончаниях глаголов (-е или -и)

        Карточка №7

Вставьте пропущенные буквы, поставив глаголы в 3л., ед.ч.

        стон_т, ненавид_т, жале_т, завис_т, пен_тся, хлещ_т, пил_т, смотр_т, ре_т

        Карточка №8

Вставьте пропущенные буквы, поставив глаголы в 3 л., ед.ч.

        стел_т, крош_т, ед_т, стро_т, бор_тся, мо_т, кол_т, дыш_т, се_т

        Карточка №9

Вставьте пропущенные буквы в глаголах 3 л., ед.ч.

        ла_т, люб_т, загора_т, кле_т, вид_т, броса_т, руб_т, та_т, блиста_т

5. Задания классу.

         –Расскажите об изменении глагола

        -На примерах покажите синтаксическую роль глагола в предложении

        -Составьте алгоритм «Способ действия при написании безударных личных окончаний глагола»

        -Составьте алгоритм «Способ определения спряжения глагола по личным окончаниям»

        -Составьте алгоритм «Способ определения спряжения глагола по инфинитиву»        

6. Представление творческих работ по заранее данным темам:

1) Как много времён у Глагола!

2) Бедный Глагол! Век живи, век спрягайся!

3) Наклонение, привыкшее повелевать.

4) Это мечтательное наклонение!

5) Зачем Глаголу виды?

Несколько учащихся представляют заготовленные дома кроссворды.

7. Задание-игра «Создай пантомиму».

Учащиеся обыгрывают фразеологизмы по рядам: 1) «плясать под чужую дудку», 2) «водить за нос».

Задание-игра «Ярмарка». Учащиеся выполняют задания карточек, которые лежат на ярмарочных лотках.

        Ярмарка 1: Укажите прямое и переносное значения слова-глагола «петь»:

а) Вот солдаты идут по степи опалённой,

    Тихо песни поют про берёзки да клёны…

б) В облаке пыли летучей

    Трубы тревогу поют…

в) Люблю моё Отечество,

    Пою моё Отечество…

        Ярмарка 2: Поставьте глаголы в будущем времени:

а) Чужую беду руками легко развести

б) Близок локоть да не укусить

в) Это цветочки, а ягодкам быть впереди

        Ярмарка 3: Найдите глаголы в повелительном наклонении:

                Кран,                                 Мойтесь,

                Нос,                                   Мойся,    

                Умойся!                            Шейка!

                Мойтесь,                           Шейка,

                Сразу                                 Мойся

                Оба глаза!                        Хорошенько!

         Ярмарка 4: Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму:

        Бушу_т в поле (не)погода. По небу стел_тся ни_кие т_жёлые облака. Ярос_ные порывы ветра гон_т по дорогам снег. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам с_брала их в глух_м лесу. Во многих ср_жениях вместе с п_ртизанами участв_вал Коля Зайков.

III. Подведение итогов. Учитель читает эпиграмму:    

        Поэт, в плену возвышенных идей

        Не игнорируй прозу средней школы, Подведение итогов

        Чтобы глаголом жечь сердца людей,

        Необходимо знать Глаголы!  

                                        (С.Шевцова)

Выставляются итоговые оценки по «листкам учёта знаний». Учитель отмечает сильные и слабые стороны в усвоении темы «Глагол», отмечает активную работу учащихся, оценивает работу помощников-консультантов.

IV. Домашнее задание.

Используя данную лексику, напишите сочиение-миниатюру на одну из тем (по вариантам): 1) «Весенний дождь» (шумит, звенит, шуршит по листьям, струится, стекает, прыгает, пляшет); 2)«Летняя пора» (кипит, расцветает, бушует, согревает, улыбается); 3)«Зимнее утро» (Озаряет, блестит, сверкает, скользит, искрится); 4)«Унылая пора» (увядает, покрывается, хмурится, светится, спит, празднует).                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"

"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе...

Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Удивительная часть речи - глагол"

Разработка урока для учащихся 5 класса по русскому языку. Цель: систематизировать, обобщить и закрепить изученный материал по теме "Глагол"....

Слайдовая презентация к уроку "Удивительная часть речи - глагол".

Слайдовая презентация к уроку по русскому языку для учащихся 5 класса....

«Удивительная часть речи – глагол!»

Урок письма и развития речи в 9 классеПо теме «Глагол. Обобщение»«Удивительная часть речи – глагол!»...

"Имя существительное - удивительная часть речи"

Конспект урока русского языка по обобщению изученного по теме: “Имя существительное - часть речи удивительная” будет полезен учителям-словесникам, работающим в 5-м классе. Он направлен на формирование...

Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"

Обучающие цели урока: обобщение изученного по теме «Глагол»: 1. знания учащихся о глаголе как части речи;2. умения находить изученную часть речи;3. обоснование правильности выбора орф...