Методические рекомендации по географии к элективному курсу «За страницами учебника географии: экономика, культура, политика» 10 11 класс
методическая разработка по географии (11 класс) на тему

Самойлова Виталия Викторовна

 Актуальность изучения данного курса, лежащего на стыке социально - экономической географии и социальной экономики, диктуется логикой развития общества и потребностью современного образования,  заключается в расширении общественных знаний по географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по географии к элективному курсу

«За страницами учебника географии: экономика, культура, политика»

10 11 класс

 Элективный курс  «За страницами учебника географии: экономика, культура, политика» в 10-11  рассчитан на 68 часов, по 34 часа в каждом учебном году. Данный курсом  завершается школьное географическое образование, рассматривая конкретные вопросы территориальной организации производства, причём на современном этапе общественного развития не только в России, но и в других странах мира, имеющих определённую специфику, связанную с условиями рыночной экономики.
 Курс является синтетическим. Успешное его восприятие зависит от уровня подготовки учащихся по курсам экономической географии России, а также экономической и социальной географии мира. Именно эти курсы школьной географии являются отправными точками для успешного восприятия учеником содержания настоящей программы.

              В условиях становления рыночной экономики и активизации международных контактов предъявляются новые требования к уровню экономической образованности выпускников школы, которые должны быть хорошо информированы в области экономики, права, обществознания и других предметов социально-экономического цикла, поэтому авторская программа элективного курса позволяет учащимся углубить и расширить знания не только по географии, но и учитывает вопросы, изучаемые в курсе предметной области «Обществознание», помогает более глубоко и качественно подготовиться к итоговой аттестации школьников как по географии, так и обществознанию.

             Специфика географии – её естественно-общественная сущность. География обуславливает интеграцию различных дисциплин в познании пространства: естественных, общественных и технических. Современная география изучает пространственно- временные взаимосвязи и взаимодействия  в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек – природа – хозяйство - окружающая среда».

              В эпоху расширения и углубления взаимодействия человека с окружающей средой, обострения экологического конфликта между обществом и природой, школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально – экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации.

            Изучение курса географии в рамках социально-экономического профиля позволит максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить своё образование в выбранной области.

             Актуальность изучения данного курса, лежащего на стыке социально - экономической географии и социальной экономики, диктуется логикой развития общества и потребностью современного образования,  заключается в расширении общественных знаний по географии.

             Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в изучении материала в тесной связи с жизнью, пробудить интерес к исследовательской деятельности и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Учащиеся учатся собирать информацию, работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.

     Курс должен способствовать восприятию мироздания в целом, а развитие природы и общества - как единый совместный процесс, ведущий из прошлого в будущее. Поскольку данный курс носит синтетический характер, призван обеспечить систематизацию представлений школьников о действительности и объединить в единое целое естественнонаучные и гуманитарные знания. Выполняя практические задания, содержащиеся в данном элективном курсе, учащиеся выступают в роли исследователей и экспертов. Данные практические работы помогают учащимся связать свои познания об окружающем мире с анализом самых острых проблем современности – демографических, политических, экономических и экологических.

     В предлагаемом курсе география занимается глобальными проблемами, в том числе, подчиняемым экономическим законам. Размещение экономики и общества в современном мире отражает результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход помогает каждому школьнику выстроить знания о современном мире в структурную схему, понять пространственную логику развития экономики выявить место человека в ней.

   

 Цели  и задачи  курса:

•        освоение системы знаний о размещении (географии) производства в современных условиях

•        развитие и воспитание личности, способной к самостоятельному и ответственному действию;

•        развитие способности к самоопределению и самореализации в социально – экономической сфере жизнедеятельности общества;

•        воспитание экономического мышления, организованности;

•         овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа полученных знаний, опытом разработки и выполнения проектов и исследований.

            Предлагаемые для классной и домашней работы многочисленные задания способствуют развитию навыков самостоятельного добывания знаний и информации (работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам учебника и атласа, работа с контурной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск необходимой информации, а также в СМИ и Интернете, в смежных науках, например, в школьных учебниках и атласах по  истории и экономике).        

             Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. Поэтому учитель при работе по данной программе выступает как руководитель процесса познания и консультант, нежели передатчик информации, изложенной в тексте учебника.

             При изучении курса используются нескольких типов уроков: урок-лекция, урок-семинар, урок-конференция (диспут), урок-практикум. Цель большинства уроков — самостоятельное изучение учащимися фактического материала в результате выполнения практических заданий в классе.

             Проверка уровня обученности (по решению методического совета) учащихся предполагает проведение тестовых работ, фронтального и письменного опроса по итогам отдельных тем. Аттестация учащихся проводится по итогам триместров и годовая.

      Курс предоставляет многочисленные возможности для:

- овладения, развития и закрепления у школьников важнейших социальных - экономических  

   понятий;

- решения проблем и развития логического мышления;

- овладения технологией работы в малых группах;

- анализа статистических данных, графиков, диаграмм и комплексных карт по географии,  социологии, этнографии и др.

     Представленный курс позволяет подготовить учащихся к реалиям современной жизни, выработать негативное отношение к явлениям свободного рынка; сформировать основные знания в области предпринимательства.

Формы работы:

- интерактивная лекция (получение знаний)

- семинары (анализ, систематизация данных)

- беседы

- практические работы с картами и статистическим материалом

- творческие работы (расширение кругозора, заинтересованность в информации).

Формы контроля:

- творческая работа (поисковая) для получения зачета по теме с последующей защитой на уроке).

- тестирование (для получения промежуточного или полного зачета по теме)

- самостоятельные работы (промежуточный контроль)

- творческая работа (поисковая) для получения зачета по теме с последующей защитой на уроке).

Содержание элективного курса

Раздел I. Географическая картина мира (34 ч.)

Введение (4 ч.)

      Что и как изучается в элективном курсе. Логика построения курса и его географические основы. Особенности структуры курса.

      История формирования  географических идей. География в системе наук о Земле. Естественно – общественная сущность географии. Современные тенденции в развитии географической науки. Ключевые вопросы географии. Важнейшие задачи географии.

     Традиционные и новые методы географической науки. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы географического сравнения территории. Качественные и количественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.  Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска, обработки и представления географической информации. Географические законы и модели.

Прогноз и прогнозирование. Виды прогнозов: по масштабу, по времени, по содержанию. Составление простейших географических прогнозов. Методы прогнозирования: индукции, экспертных оценок, аналогий, статистический, математический. Мониторинг и его виды: геоэкологический, геосферный. Значение мониторинга.

     Практическая работа

1.        Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска, обработки и представления географической информации

2.        Составление простейших географических прогнозов

    Тема 1.  Политическая карта мира (11 ч.)  

     Объекты политической карты мира. Принципы и подходы к классификации типологии стран мира. Показатели уровня развития стран. Методика типологии: многопризнаковые классификации. Экономически развитые страны. Страны с переходной экономикой. Развивающиеся страны. Наименее развитые страны мира. Место и роль стран различных социально-экономических типов в мировой экономике.  Политико-экономическая типология стран мира. Государственное устройство в различных странах мира. Геополитическая панорама мира. Непризнанные и самопровозглашенные государства. Международные территории и акватории. Несамоуправляющиеся территории. Территориальные споры. Территориальные споры в Европе, Азии, Африке, Америке. Вооруженные конфликты и «горячие точки». Политическая география и геополитика. Геополитические теории. Принципы современных геополитических  моделей. Отражение современных политических процессов на политической карте мира.

      Практическая работа

1.        Составление рейтинга стран, имеющих максимальные и минимальные объемы ВВП на душу населения, обозначение их на контурной карте

2.        Обозначение на контурной карте стран, входящих в Содружество; несамоуправляющихся территорий; непризнанных и самопровозглашенных государств

     Тема 2. Население мира  (4 ч.)

     Численность населения, основные показатели: абсолютные и относительные.  Динамика численности населения. Качество населения, уровень жизни, его оценка. Демографическая политика. Демографическая проблема человечества и пути ее решения. Понятие религиозных и социальных конфликтов. Миграции населения. Внешние и внутренние миграции, их причины. Городское и сельское население. Гипотезы возникновения городов. Крупные города древности и современности.  Урбанизация как глобальный процесс, общие черты. Уровни и темпы урбанизации, и их регулирование. Агломерации и мегалополисы мира. Занятость населения. Оценка и баланс трудовых ресурсов, Влияние этнических, исторических, географических особенностей на формирование трудовых навыков населения и развитие производства. Проблемы занятости и безработицы в странах мира.

Практическая работа

1.        Составление простейших прогнозов роста населения мира, отдельных регионов, стран и прогнозов расселения населения

Тема 3. Международная экономика и международные отношения (15 ч.)

     Понятие о мировом хозяйстве; история его формирования. Глобализация. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства. Традиционные отрасли: аграрные, индустриальные: возникшие в эпоху НТР; новейшие (постиндустриальные) отрасли промышленности. Применение достижений НТР в экономике. Географическая «модель» мирового хозяйства, основные центры развития. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция; главные региональные и отраслевые группировки. Крупнейшие транснациональные компании мира. Мировые центры коммуникаций, рекламы и финансов. Региональные особенности туризма. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

   Раздел II. География отраслей мирового хозяйства (6 ч.)

      Значение и важность вопроса о размещении производства. Понятие о фактическом и эффективном размещении. Планирование территориальное и отраслевое.

Предприятие как объект хозяйства. Проблема размещения отдельного предприятия. Размещение производителей и потребителей. Расстояние между производителем и потребителем, его влияние на деятельность предприятия. Основы теории размещения промышленности. Неравномерное размещение – концентрация производства. Причины неравномерности.

     Равномерное размещение – деконцентрация производства. Причины деконцентрации. Точки производства и зоны сбыта – расположение относительно друг друга. Сравнение равномерного и неравномерного размещения производства. Учёт фактора территории при оценке степени равномерности размещения предприятий. Концентрация промышленных предприятий. Города как места концентрации промышленных предприятий. Причины возникновения городов. Отдельные крупные предприятия, скопление различных предприятий. Взаимосвязь между предприятиями. Группы отраслей, характерные для города определённой численности. Преимущества, обусловленные многочисленностью предприятий. Ограничение роста городов. Случайная концентрация предприятий. Промышленный профиль городов. Рыночные зоны. Формы рыночных зон. Конфигурация транспортных сетей. Транспортные пункты и узлы,  их влияние на форму и размер рыночной зоны. Современная информационная экономика.

Практическая работа.

1.        Нанесение на контурную   карту производств с разной степенью их равномерности размещения на конкретной территории.

2.        Выбор места для строительства города. Размещение бизнес-объектов

3.        Обозначение на контурной карте основных крупнейших транспортных путей и узлов мира

     Раздел  III. География культуры, религий, цивилизаций (15 ч.)

     География культуры и цивилизаций. Цивилизации Запада и Востока. Всемирное природное и культурное наследие человечества. Объекты ЮНЕСКО. Туристические макрорегионы мира: Европейский, Азиатско-Тихоокеанский, Средневосточный, Южноазиатский, Американский, Африканский. Мировая и национальная культура.

     Раздел  IV. Многоликая планета (8 ч.)

     Экономические достижения Японии, Китая и стран Азии. Причины экономического роста. Микрогосударства Европы: политическая стабильность и экономическое процветание.

Практическая работа

1.        Работа  со статистическими материалами, показывающими темпы «экономического чуда» Японии

2.        Работа  со статистическими материалами, показывающими темпы «экономического чуда»  Китая

     Раздел V. Насущные проблемы человечества (5 ч.)

      Предмет изучения глобальной географии. Первоначальное представление многих процессов и явлений глобального характера на более низких географических уровнях – континентальном, региональном, зональном, национальном, локальном.

     Географические аспекты глобальных проблем и их проявление в различных регионах мира. Глобальные проблемы многоликого человечества и каждого из нас. Проблемы, которые следует считать глобальными. Природные явления глобального характера. Глобальные проблемы, создающие непосредственную угрозу человечеству. Важнейшие экологические проблемы, связанные с мировым хозяйством. Сырьевая и энергетическая проблемы. Продовольственная проблема человечества.  

Учебно-тематический план

Тема

кол-во  часов

Пр.работы

10 класс

Раздел I. Географическая картина мира

34

1

Введение

4

2

2

Политическая карта мира

11

2

3

Население мира

4

1

Международная экономика и международные отношения

15

11 класс

1

Раздел I I. География отраслей мирового хозяйства

6

3

2

Раздел I I I. География культуры, религий, цивилизаций

15

3

Раздел IV. Многоликая планета

8

2

4

Раздел V. Насущные проблемы человечества

5

Итого часов

68

10

Учебное занятие 11 класс

                               Тема: «Население и хозяйство США»

Сравнительная характеристика двух регионов мира -  штат Иллинойс (США) и Ростовская область (Россия)

    Данное  занятие  проводится в 11 классе, при изучении темы «Американский туристический макрорегион». На изучение целесообразно сравнить особенности экономико-географического положения США и России, а в частности, отдельных регионов на примере штата Иллинойс (США) и Ростовской области (Россия), так как они имеют похожее географическое положение.

Цели и задачи:

 Создать педагогические условия для:

  • выявления  особенностей экономико-географического положение США и России, крупнейших стран, расположенных в разных регионах мира.
  • формирования умений сравнивать различные регионы по основным экономико-географическим показателям, выделять черты сходства и различия. Для  формирования умений работать в сети Интернет, со статистическими материалами  и различными источниками отображения информации.
  • развития умений работать по типовому плану.
  • воспитания толерантного отношения к культуре других народов.

Оборудование: настенные карты (США и России), учебники, атласы,   статистические материалы, доступ к  сети Интернет.

Тип заняти: практикум.

Ход занятия.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1.Организационный

момент.

2.Актуализация

знаний.

3. Проверка домашнего задания.

Приветствие.

Вопросы:

1. Каковы особенности природно-географического положения США?

2.Каковы особенности природно-географического положения России?

3. Какова площадь США? Какое место в мире страна занимает по площади?

4.Какова площадь России?

 Какое место в мире страна занимает по  площади?

5. Какой государственный строй в США?

6.Какой государственный строй в России?

7. Сколько штатов входит в состав США?

8. Сколько субъектов входит в состав Российской Федерации?

Задание:

Сделать вывод об особенностях природно-географического положения США и России. Выявить черты сходства и различия.

Вопросы:

1. Как сформировалась современная американская нация?

2. В какие исторические периоды был наибольший наплыв населения?

Вопрос: В какие этнические группы объединяют население США?

Вывод:

Таким образом, современная американская нация  сформировалась из различных этнических общностей которые имеют свои традиции и культуру.

 Вопрос:

Как формировалась современная территория и население Южного Федерального округа- одного из самых многонациональных округов России?

Вывод:

Сходное географическое положение, общий климатический пояс, пестрый национальный состав дает нам возможность сравнить один из  штатов США и субъект РФ, которые имеют похожее географическое положение.

Приветствие. Отчет дежурных.

Предполагаемые ответы:

1.  США расположены в северном полушарии, занимает большую часть материка Северная Америка. Большая часть страны находится в умеренном климатическом поясе.

2. Россия расположена в северном полушарии, на матерке Евразия, практически во всех климатических поясах, но большая часть расположена в умеренном климатическом поясе.

3. Площадь США-9,4 млн. км², по площади страна занимает четвертое место в мире.

4. Площадь России – 17.1 млн. км², по площади – первое место в мире.

5. По государственному строю США - федеративная республика.

6. По государственному строю Россия - федеративная республика.

7. В состав США входит 50 штатов.

8. В состав России входит – 83 субъекта федерации.

Вывод: США и Россия имеют сходное природно-географическое положение. Эти государства находятся в северном полушарии, занимают большую часть материка и преимущественно расположены в одном климатическом поясе.

Предполагаемые ответы:

1.Современная американская нация – это, прежде всего результат этнического смешения и слияния переселенцев из разных частей света, и в особенности из Европы и Африки.

2. Исторические периоды наибольшего наплыва иммигрантов:

1) в начале XIX  в. в страну прибыло-60 мил. чел. Вплоть до 70-х г.г. XX века среди них преобладали англичане, шотландцы и ирландцы, и поэтому английский язык для США стал государственным.

2) во второй половине XX в.  иммиграция из Европы уменьшилась, но зато увеличилось количество иммигрантов из Азии и особенно из Латинской Америки (большей частью из Мексики).

3. в течение XVII-XIX в.в. в южные штаты было завезено из Африки много негров- рабов.

Предполагаемый ответ: 

В США живут представители более ста этносов, их объединяют в три главные этнические группы:

1.Американцы США  (потомки переселенцев разных национальностей – 75 %);

Сообщение. Ученик 1.

2. Коренные народы

( индейцы, эскимосы и др.)- менее 1%;

Сообщение. Ученик 2.

3. Афроамериканцы – 12%

Сообщение. Ученик 3.

Сообщение. Ученик 4.

3 мин.

10 мин.

20 мин.

4. Практическая работа. «Сравнительная характеристика двух регионов мира -  штат Иллинойс (США) и Ростовская область (Россия)»

Задания:

Составить сравнительную двух регионов мира – штата Иллинойс (США) и Ростовской области (Россия), так как эти объекты имеют сходное географическое положение, природу и ресурсы.

Дать сравнительную характеристику по плану:

1. Экономико-географическое положение.

2.Природные ресурсы.

3. Население

4.Специализация сельского хозяйства.

5. Специализация промышленности.

6. Внешние связи.

Выйти в сеть Интернет, посетить сайты fcior.edu.ru, Wikipedia, Google maps.

Сделать вывод - какими сходствами и различиями обладают  регионы расположенные в разных частях света, и как особенности их экономико-географического положения влияют на развития хозяйства. После заполнения таблицы сдаются на проверку. На следующий урок выставляются оценки в соответствии с критериями оценивания практических работ.

(См. Приложения)

Работа с учебником «Интересные факты» Дополнительный текст (стр.318- 322).Работа в сети Интернет. Анализ статистическими материалами и социально-экономических карт США и России.

Заполнение таблицы. (см. Приложения)

30 мин.

Подведение итогов

занятия.  Распределения заданий по группам.

Подготовить презентации, используя PowerPoint по темам:

1) Культура и традиции коренных народов Америки.

2) Культура афроамериканцев.

3) Культура и традиции донских казаков.

 

Сравнительная характеристика двух регионов мира -  штат              Иллинойс (США) и Ростовская область (Россия)

Показатели

для сравнения

Сравниваемые регионы

Черты

Штат

Иллинойс

Ростовская

область

Сходство

Различия

1. Экономико - географическое

1.1 Площадь.

      Столица.

150 тыс.

км²

Спрингфилд

100.8 тыс.

км²

Ростов на Дону

Штат Иллинойс и Ростовская область занимают

большую площадь.

Площадь Ростовской меньше площади штата Иллинойс.

1.2 Положение района на территории государства.

Штат на Среднем Западе США, ведущий в группе Северо-Восточного Центра, на северо-востоке озеро Мичиган.

Расположена в

Юго-западной части России.

Занимает пограничное положение. Имеет выход к Азовскому морю.

Штат Иллинойс и Ростовская область расположены в пределах одного климатического пояса.

Штат Иллинойс расположен на востоке страны, а Ростовская область на юго-западе.

1.3 Экономическое

окружение.

Висконсин, Индиана,  Кентукки

Айова  

Миссури

Волгоградская

Воронежская обл.

Краснодарский

Ставропольский

края

республика Калмыкия

Украина.

И штат Иллинойс и Ростовская область имеют  большое число соседей.

Ростовская область занимает приграничное положение на территории государства.

1.4 Приморское

или

внутриконтинентальное положение.

Континентальное положение  на востоке страны, но имеет выход к океану.

Континентальное положение, но имеет выход к Азовскому морю.

Штат Иллинойс и Ростовская область имеют  не только

внутриконтинентальное положение,  но  и выход к морям.

Ростовская область омывается водами Азовского моря.

2.Природные ресурсы.

2.1 Минеральные.

Штат богат полезными ископаемыми, среди которых — уголь, нефть, природный газ, цинк, песчаник.

Каменный уголь- антрацит, железная руда, флюсовые известняки, строительные материалы, поваренная соль, природный газ.

Штат Иллинойс и Ростовская область  богаты полезными ископаемыми осадочного происхождения.

На территории Ростовской области не добывается нефть. Штат Иллинойс имеет богатые месторождения железной руды.

2.2 Агроклиматические.

Умеренно континентальный климат, благоприятен для ведения сельского хозяйства.

Благоприятный климат дает возможность выращивать различные виды сельскохозяйственных культур, но недостаточное увлажнение.

Благоприятный климат для ведения сельского хозяйства.

Недостаточное увлажнение в Ростовской области.

2.3 Почвенные.

Черноземы, каштановые – плодородные.

Черноземы, каштановые – плодородные.

Плодородные почвы, пригодные для ведения сельского хозяйства.

2.4 Водные.

В штате более 500 рек (крупнейшая - Иллинойс), соединенная судоходным каналом с озером Мичиган и 950 озёр.

Река Дон – главная водная система, малая гидрографическая сеть. Насчитывается более 450 озер.

Преимущественно равнинные реки.

Слабо развитая речная система в Ростовской области.  В штате Иллинойс почти в два раза больше озер.

3. Население.

3.1 Численность.

12,419 млн. чел

4,3 млн. чел

Численность населения Ростовской области  почти в три раза меньше численности населения штата Иллинойс.

3.2 Плотность.

86,27/км²

42,0 чел./км²

Штат Иллинойс и Ростовская область имеют высокую плотность населения.

3.3 Национальный и религиозный состав.

Многонациональный штат, из религий преобладает христианство

Многонациональный,

преобладает христианство.

Много-национальный состав населения,

Преимущественно

христиане.

3.4 Доля городского населения. Города.

 Доля городского населения – 65%.

Крупные города- Чикаго, Рокфорд,

Пеория,

Орора.

Доля городского населения – 67%.

Крупные города- Ростов на Дону, Таганрог, Новочеркасск, Шахты.

Высокая доля городского населения. Есть города миллионеры.

4. Специализация

сельского хозяйства.

4.1 Растениеводство.

Развиты крупные фермерские хозяйства (кукуруза, соя, пшеница), с конца XIX в. штат является зачинателем многих нововведений в сельском хозяйстве.

  Зерновое хозяйство, главная зерновая культура — озимая пшеница. Широко распространены посевы кукурузы, риса, проса, гречихи и других крупяных культур, сои,

подсолнечника. Садоводство и виноградарство,

овощеводство.

Выращиваются одинаковые сельскохозяйственные культуры, преимущественно злаки.

В Ростовской области развито садоводство и овощеводство.

4.2 Животноводство.

Исторически важнейшую роль выполняла обрабатывающая промышленность — переработка мяса, пищевая. Развито

скотоводство, свиноводство. Во внутренних водоёмах развито рыболовство (карп, зубатка и др.).

В животноводстве хозяйства области специализируются по следующим направлениям — молочному и мясному скотоводству, овцеводству, коневодству и птицеводству.

Широко развито скотоводство и свиноводство.

В Ростовской области развито овцеводство, коневодство и птицеводство, а в штате Иллинойс – рыболовство.

5. Специализация промышленности.

Угольная, переработка нефти, машиностроение, пищевая промышленность, производство электрооборудования, химическая промышленность.

Машиностроение, угольная промышленность, автомобилестроение.

Основными отраслями специализации являются машиностроение и угольная промышленность.

В штате Иллинойс развита химическая промышленность и производство электрооборудования.

6. Внешние связи.

Торговые партнеры.

 Канада, Мексика, а также Япония, Индия,  Ю.Корея, Тайвань,  Италия, Бельгия, Индонезия, Россия, Бразилия, Франция, ФРГ, Китай, Великобритания.

Украина, Турция

Республика Корея

Италия, Германия,

Казахстан, Венесуэла,

Египет, Китай,

Греция, Индия,

США.

Большое количество торговых партнеров.

Вывод: Ростовская область и штат Иллинойс расположены в одном климатическом поясе, обладают сходными агроклиматическими условиями, что дает возможность выращивать одинаковые сельскохозяйственные культуры, наличие полезных ископаемых определяет специализацию промышленности

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "За страницами учебника математики"

Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что предусматривает безусловную практическую значимость, возможностьразвития и формирования мышле...

Элективный курс "За страницами учебника биологии"

Элективный курс по биологии для учащихся 8-го класса. 1 час в неделю. Цель курса: формирование здорового образа жизни....

Элективный курс “За страницами учебника математики”

Программа элективного курса “За страницами учебника математики” рассчитана на весь учебный год, предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов общеобразовательной школы, является пре...

Рабочая программа по элективному курсу "За страницами учебника «Математика" 5 класс

Содержание элективного курсаРабочая программа составлена на основе авторской  Шейниной О.С. в соответствии с пособием «Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл.»,Шейнина О.С., Соловьева Г.М.,...

Программа элективного курса: "За страницами учебника обществознания"

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сло...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «За станицами учебника географии: экономика, культура, политика» 10 - 11 КЛАСС

   Элективный курс  «За станицами учебника географии: экономика, культура, политика» в 10-11 классах рассчитана на 68 часов, по 34 часа в каждом учебном году. Данный ...

рабочая программа элективного курса " За страницами учебника математики" 11класс

При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на форми...