Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Рассыльщикова Оксана Александровна

 Рабочая программа к линии УМК по географии Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевского и др. для 5-9 классов. Издательство «Русское слово». ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_9_klass.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по географии для 9-х классов разработана на основе:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования на базовом уровне (приказ МО РФ ОТ 5 марта 2004 года № 1089)
  • Примерная программа основного общего образования, допущенная Департаментом общеобразовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ 2004г.
  • авторской программы Домогацких Евгений Михайлович. География России.

Издательство «Русское слово»

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

– сформировать целостный географический образ своей Родины;

– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

– сформировать необходимые географические умения и навыки;

– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру. 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоение предмета.

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;  осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  3. формирование личностных представлений о целостности природы, населения и  хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  4. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;                                                 10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
  10. развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического          сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,     творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные  результаты обучения географии:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно  планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7.  умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).

Предметные результаты:

  1.  формирование  представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком,    о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для   решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном,    многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;    
  3. формирование  представлений  и основополагающих знаний о  целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
  5.  овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  6.  овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  7. формирование  умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  8. формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

   

     Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. , Клюев Н.Н. «География: население и хозяйство России: учебник для 9 класса.-2 –е изд. - М. : ООО «ТИД «Русское слово -РС» , 2015.-280с.:ил.

 Алексеев А.И., О.В. Гаврилов «Атлас экономическая и социальная география 9 класс»

 Мишняева Е.Ю. Конртурные карты с заданиями Экономическая и социальнвая география 9 класс , 2005 г. Обновлен по современным научным материалам и спр-стат данным в 2008 г.ООО «АСТ –ПРЕССС Школа» 2008г.

Согласно Федеральному  базисному и региональному учебному плану  на изучение курса «География: население и хозяйство России » отводится по 70 часов (2 учебных часа в неделю).

 СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Экономическая и социальная география  

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.

  

Тема 1. Россия на карте мира.

Природные условия и ресурсы России

 

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

 

Тема 2. Население России  

 

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Обобщение и контроль знаний по теме «Население России»

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

 

Тема 3. Хозяйство России  

 

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

 

 

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ  

 

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Обобщение и контроль знаний по теме : «Экономические районы  России»

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

 

 

 

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ  

 

Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.

Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия – основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.

Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.

Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.

Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

 

 

Заключение. Место России

в хозяйственной системе современного мира  

 

Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

– географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

– причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

– связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

– факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

– основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

– крупнейшие городские агломерации нашей страны;

– причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

–географию народов, населяющих нашу страну.

 

2. Уметь:

– давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

– приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

– объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Примечание

план

факт

1 четверть

Введение. Экономическая и социальная географии-1 час

1

Предмет экономическая и социальная география

1

Россия на карте мира. Природные ресурсы и условия России-4 часа

2

Формирование территории России

1

3

Экономико-географическое положение России. Практическая работа №1

«Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран»

1

4

Административно-территориальное устройство

1

5

Экономическое районирование территории России.

Практическая работа №2

«Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями»

1

Население России-8 часов

6

Численность населения России и ее динамика. 

1

7

Практическая работа №3

«Нанесение на контурную карту национально-территориальных  образований и краев»

1

8

Размещение населения. Две зоны расселения. Практическая работа№4 «Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации»

1

9

Миграции населения и их причины.

1

10

Городское и сельское население.  Урбанизация.

1

11

Этнический и религиозный состав населения России. Практическая работа №5 «Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально- территориальных образований»

1

12

Трудовые ресурсы и рынок труда.

1

13

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Население России»

1

Хозяйство России-17 часов

14

Факторы размещения производства.

1

15

Практическая работа №6

«Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства»

1

16

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность

1

17

ТЭК: угольная промышленность.

1

18

Практическая работа №7

«Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны»

1

2 четверть

19

 ТЭК: электроэнергетика

1

20

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Практическая работа №8

«Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных»

1

21

Металлургический комплекс. Цветная металлургия. Практическая работа №9

«Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности»

1

22

Машиностроение. Практическая работа №10

«Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения»

1

23

Машиностроение

1

24

Химическая  промышленность

1

25

Лесная промышленность

1

26

 Сельское хозяйство: растениеводство и  животноводство

1

27

Зональная специализация сельского хозяйства. Практическая работа №11

«Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства»

1

28

Пищевая и легкая промышленность

1

29

Транспорт  России

Нематериальная сфера хозяйства

1

30

Обобщение и контроль знаний по теме «Хозяйство России»

1

Экономические районы России -15 часов

 31

Северный экономический район

1

32

Северо-Западный экономический район. Практическая работа №12

«Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по  типовому плану»

1

3 четверть

33

Калининградская область. Практическая работа №13 «Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района»

1

34

Центральный экономический район.

1

35

Практическая работа №14

«Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов»

1

Региональная часть курса. География Брянской области-16 часов

36

Территория, границы, экономико-географическое положение, административно-территориальное деление Брянской области. Практическая работа I «Экономико-географическое положение Белгородской области. Административно-территориальное деление»  

1

37

Природные ресурсы как фактор формирования хозяйства

1

38

История освоения Брянской области

1

39

Изменение численности, естественное и механическое движение населения. Практическая работаII

 «Изменение численности населения Брянской области»

1

40

Размещение населения. Практическая работа III

«Размещение населения Брянской области. Миграции»

1

41

География отраслей хозяйственного комплекса. Практическая работа IV

«Отраслевой структура экономики Брянской области»

1

42

География отраслей хозяйственного комплекса. Практическая работаV 

«Отрасли специализации области»

1

43

География отраслей хозяйственного комплекса. Практическая  работаVI 

«Описание одного из промышленных предприятий своего города (района)»

1

44

Сельское хозяйство: растениеводство. Практическая работа VII

«Основные районы растениеводства»

1

45

Сельское хозяйство: животноводство. Практическая работаVIII

«Основные районы животноводства!»

1

46

 Инфраструктурный комплекс. Практическая работаIX  «Транспорт Брянской области»

1

47

 

Историко-культурный потенциал. Практическая работа X «Достопримечательности Брянской области»

1

48

Выдающиеся люди Брянской области

1

49

Территориальная организация хозяйства. Практическая работаXI «Внутриобластные социально-экономические районы»

1

50

Внешние экономические связи.

Практическая работаXII

«Внешнеэкономические связи»

1

51

Урок обобщения и контроля знаний.

1

52

Центрально-Черноземный экономический район.(ЦЧР)

1

4 четверть

53

Волго-Вятский экономический район

1

54

Северо-Кавказский экономический район

1

55

Поволжский экономический район

1

56

Уральский экономический район

1

57

Западно-Сибирский экономический район

1

58

Восточно-Сибирский экономический район

1

59

Практическая работа №16

«Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов»

1

60

Дальневосточный экономический район

1

61

Урок обобщения по теме:«Экономические районы»

1

Страны ближнего зарубежья-5 часов

 62

Страны Балтии и Белоруссии

1

63

Украина и Молдавия

1

64

Страны Закавказья.

1

65

Практическая работа №17

«Составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией»

1

66

Страны Центрально-Азиатского региона

1

Место России в хозяйственной системе современного мира-1 час

67

Развитие хозяйственного комплекса России ее экономического значения на международном уровне

1

68

Итоговое тестирование по курсу  «Экономическая география России»

1

69-70

Резерв

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...